УДК 336.645.1
Петюков Сергей Эдуардович
аспирант кафедры инвестиций и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [email protected]
Состояние
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ1
Sergei E. Petyukov
graduate student.
Department of Investments and Innovations, Financial University under the Government of the Russian Federation [email protected]
Electricity sector,
DEVELOPMENT PROBLEMS AND SOLUTIONS
Аннотация. В настоящей статье исследуется состояние электроэнергетики как базовой отрасли экономики России, являющейся составной частью топливно-энергетического комплекса. Статья подготовлена на основании анализа нормативно-правовых актов и трудов ученых-экономистов и практиков. Подчеркивается, что электроэнергетическая отрасль имеет ряд проблем, отмеченных в Энергетической стратегии России на период до 2030 г., а также в трудах экспертов в данной отрасли, которые требуют комлексного решения. В статье предложены актуальные пути решения этих проблем.
Ключевые слова: электроэнергетический
сектор, генерация электрической энергии, распределительные сети, сбыт электроэнергии.
Annotation. In the present article the state of the electricity sector as a basic sector of Russian economy which is the part of the energy industry is investigated. This article is prepared on the basis of the analysis of legal acts and works of economists and practitioners. It is emphasized that the electricity sector has some problems pointed out in Energy strategy of Russia and also in publications of experts, which require complex solutions. In the article the ways of problem solving are proposed.
Keywords: electricity sector, generation of electric power, power grids, electricity supply.
Электроэнергетика является базовой отраслью современной экономики, так как она напрямую влияет на экономическое развитие и социальный климат.1 Для устойчивого роста ВВП и повышения конкурентоспособности российских производителей необходима технологически современная, инвестиционно привлекательная электроэнергетическая отрасль.
Проблемам управления финансовыми ресурсами, в том числе в сфере электроэнергетики, посвящены работы Р.М. Качалова, В.Е. Леонтьева, В.Д. Шапиро, В.В. Шахова, Э.А. Уткина и других исследователей. За последние годы был защищен ряд докторских диссертаций по проблемам развития электроэнергетической отрасли, а именно: о стратегических подходах к структурной модернизации (Светлицкий С.Ю.) [1], о методологии анализа корпоративных структур региона (Малкова Т.Б.) [2], о теории и методологии
Научная статья подготовлена по итогам научноисследовательской работы по теме: «Разработка
предложений по организации участия частного сектора в реализации проектов по оказанию публичных услуг и развитию общественной инфраструктуры с учетом международной и российской практики» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2015 г.)
управления финансовыми ресурсами электроэнергетических компаний (Бочкова Н.В.) [3], о конкурентном развитии систем когенерации энергии (Домников А.Ю.) [4].
При этом, следует отметить, что сегодня перед российской электроэнергетикой стоят важные задачи, эффективное решение которых возможно только с учетом имеющихся научных наработок и анализа меняющейся внутриэкономической и геополитической ситуации.
Как известно, электроэнергетика охватывает производство электроэнергии, ее транспортировку, распределение. Одна из особенностей электроэнергетики заключается в том, что ее продукция не может накапливаться для последующего использования. Производство электроэнергии в определенный период времени должно соответствовать размерам потребления с учетом возможностей электростанций и потерь в сетях. Связи в электроэнергетике обладают постоянством и непрерывностью.
В свою очередь, топливно-энергетический комплекс - это межотраслевой комплекс, представляющий собой совокупность взаимосвязанных отраслей топливной промышленности и электроэнергетики. В его состав входят специализи-
187
рованные виды транспорта: трубопроводный и магистральные высоковольтные линии. Отрасли топливно-энергетического комплекса имеют существенное районообразующее значение, служат базой для создания промышленных комплексов, включая электроэнергетические.
В России действует двухуровневый рынок электроэнергии - оптовый и розничный. На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующие поставщики, сбытовые компании, крупные потребители, экспортеры) два товара - электроэнергию и мощность. К участникам розничного рынка относятся гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, производители, сетевые организации, субъекты оператив-но-диспе^ерского управления и потребители электроэнергии.
С 01 января 2011 г. весь объем электроэнергии потребителям на розничном рынке (кроме населения и приравненных к нему групп потребителей) поставляется по нерегулируемым ценам, в соответствии со ст.40 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [5]. Для населения и приравненных к нему групп потребителей гарантируется поставка всего
фактически потребленного объема по регулируемым ценам. Группы потребителей, приравненные к населению, электрическая энергия которым поставляется по регулируемым ценам (тарифам) - семь категорий, установлены Приложением № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 г.[6].
Гарантирующий поставщик на розничном рынке поставляет электроэнергию по нерегулируемым ценам в рамках предельного уровня [7]. Ограничение нерегулируемой цены предельным уровнем стимулирует гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии мощности на оптовом рынке и в то же время защищает потребителей электрической энергии от неосторожной ценовой политики.
Регулируемые цены устанавливаются на основании прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год. Федеральная служба по тарифам РФ устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни регулируемых тарифов на электроэнергию, поставляемую населению для каждого субъекта федерации.
Схема 1 - Структура электроэнергетической отрасли
188
Активы генерации электроэнергии в процессе реформы объединены в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК), территориальные генерирующие компании (ТГК). К ОГК относятся электростанции, специализированные на производстве электрической энергии [8]. К ТГК относятся, главным образом, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (ОАО «РусГидро») - на основе гидрогенерирующих активов. Также выделены генерирующие активы атомной энергетики -ОАО «Концерн Энергоатом» является оператором всех действующих АЭС. Компании ОАО «Концерн Энергоатом» и ОАО «РусГ идро» являются субъектами естественных монополий с контрольным пакетом акций в собственности у государства. Генерирующие компании теплоэнергетики представлены различными холдингами, которые находятся как в государственной собственности, так и в частной.
Распределение электроэнергии происходит через единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС) - комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование
оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Передача электроэнергии относится к монопольному виду деятельности и регулируется государством. Электрические сети находятся в собственности ОАО «ФСК ЕЭС» и распределительных сетевых компаний.
Сбыт электроэнергии осуществляют следующие группы коммерческих организаций:
• Гарантирующие поставщики (ГП). Сб ыто-вые компании, обязанные заключить с любым обратившимся к ним клиентом в зоне их деятельности договор энергоснабжения (купли -продажи). Наличие ГП на розничном рынке гарантирует, что потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор энергоснабжения все сбытовые организации. ГП действует в рамках ограниченной географической зоны, определенной в рамках Реестра гарантирующих поставщиков. Вне этой зоны он может выступать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются. Федеральная антимонопольная служба России имеет право вносить предложения о вкпючении/ис^ючении энергосбытовых организаций в Реестр гарантирующих поставщиков [9]. К основным критериям относятся: доминирующее положение на розничном рынке; изменение географических границ деятельности; фактически прекращение деятельность по купле-продаже (поставке) электроэнергии в результате реорганизации/банкротства, или в связи с передачей прав собственности или аренды на имущественный комплекс другим энергосбытовым компаниям.
• Энергосбытовые компании. Сбытовые компании, свободные в заключении договоров и
определении цен, за исключением случаев, если они одновременно снабжают потребителей-граждан. В основном они действуют в интересах крупных потребителей - юридических лиц.
• Энергоснабжающие организации. Сбытовые компании, которые продолжают совмещать деятельность по купле-продаже с деятельностью по передаче электроэнергии. Такое совмещение допускается в границах территорий, не включенных в ценовые зоны оптовых рынков, в технологически изолированных районах. В остальных случаях совмещение указанных видов деятельности является нарушением законодательства и может быть предметом воздействия со стороны антимонопольных органов [10].
• Прочие сбытовые компании, не являющиеся субъектами оптового рынка (включая муниципальные предприятия). Данные компании могут приобретать электрическую энергию у ГП, действующего на данной территории, или у других энергосбытовых компаний, и затем продавать электрическую энергию конечным потребителям. Некоторые из них являются так называемыми гарантирующими поставщиками второго уровня. Как правило, все компании данной группы занимают доминирующее положение на локальных розничных рынках электроэнергии по границам балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации.
Компания ПАО «ИНТЕР РАО», входящая в диверсифицированный энергетический холдинг «ИНТЕР РАО ЕЭС», имеет монопольное положение российского оператора экспорта-импорта электроэнергии. География поставок включает Финляндию, Беларусь, Латвию, Литву, Украину, Грузию, Азербайджан, Южную Осетию, Казахстан, Китай и Монголию.
Ниже приведены основные проблемы развития электроэнергетической отрасли с комментариями в отношении их возможного решения:
В генерации электроэнергии:
• Рост потребления электроэнергии ограничен неудовлетворительным состоянием производственных мощностей. В электроэнергетике степень износа основных фондов составляет, согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, около 60 % [11]. При достижении максимальной загрузки основных фондов дальнейший рост возможен только при осуществлении инвестиций в эту отрасль.
• Ориентация инвестиций на ввод в эксплуатацию новых объектов, генерирующих электрическую энергию, в то время как реконструкция действующих основных фондов реализуется в меньшей степени по причине более низкой окупаемости инвестиций [12]. Возврат инвестиций от ввода в эксплуатацию новых объектов гарантирован Договором о предоставлении мощности, заключаемым между производителем и покупателем электроэнергии. Возможно изменение условий заключения договоров с целью обеспе-
189
чения нормы доходности на инвестиции в реконструкцию основных фондов.
• Длительное технологическое отставание в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных генерирующих мощностей и крайне высокая зависимость электроэнергетики от природного газа [11]. Решением проблемы может послужить постепенное уменьшение доли ТЭС, работающих на газе, развитие альтернативной энергетики, стимулирование инновационной деятельности генерирующих компаний.
• Располагаемая мощность электростанций зачастую бывает недогружена в связи с созданием резерва мощности, вызванного наличием колебаний в потреблении электроэнергии. Рекомендуемые значения резерва мощности в % от максимальной нагрузки: Европейская секция ЕЭС -17 %, ОЭС Сибири - 12 %; ОЭС Востока — 22 %
[13] . Для решения этой проблемы необходимо повышение маневренности электростанций, которые будут способны быстро и в широких пределах менять величину выработки в целях поддержания сбалансированности производства и потребления электроэнергии.
• Использование преимущественно собственных источников финансирования при реализации инвестиционных проектов. Поскольку стоимость собственного капитала для компании выше заемного, необходимо определение оптимальной структуры финансирования с использованием кредитов и облигационных займов, что предусмотрено Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года
[14] , но на практике не реализуется.
В распределении электроэнергии:
• Недостаточное использование механизма концессий для модернизации и реконструкции основных фондов по причине низкой мотивации инвесторов. Значительная часть проводимых конкурсов не предусматривала гарантию минимальной доходности для концессионера при заключении концессионного соглашения, что увеличивало риски для частной стороны. Снижение рисков по реализации инвестиционного проекта концессионера возможно путем их распределения между публичной и частной стороной с помощью гарантий минимальной доходности или
Литература:
1. Светлицкий СЮ. Стратегические подходы к структурной модернизации в электроэнергетике России : автореф. дисс. на соиск. уч. от. д.э.н. М., 2011.
2. Малкова Т.Б. Методология анализа функционирования корпоративных структур (на примере электроэнергетической системы региона) : автореф. дисс. на соиск. уч. от. д.э.н. Владимир, 2012.
3. Клочкова Н.В. Теория и методология управления финансовыми ресурсами электроэнергетических компаний : Автореф. дисс. на соиск. уч. от. д.э.н. Иваново, 2008.
платы за эксплуатационную готовность объектов капитальных вложений.
Отсутствие электрической связи Сибирь - Урал -Центр с пропускной способностью, позволяющей эффективно использовать сибирские гидро- и топливные ресурсы, реализовать эффекты широтной протяженности Единой энергетической системы России и другие системные эффекты [11]. Создание распределительной системы позволило бы объединить ценовые и неценовые зоны оптового рынка с целью перехода к нерегулируемым тарифам на электроэнергию и свободному ценообразованию по всей стране.
• Наличие потенциала снижения технологических потерь в электросетях, которое требует обеспечения своевременного обновления основных фондов распределительных сетей.
В сбыте электроэнергии:
• Уровень концентрации на региональных рынках оценивается как высокий: доля гарантирующих поставщиков составляет 75-100 % рынков в некоторых субъектах федерации, отсутствие полноценного конкурентного рынка электроэнергии и мощности и, как следствие, завышенные тарифы на электроэнергию. За последние десять лет конкуренции в сбытовом секторе не возникло, но это не значит, что ее в принципе не может быть. Наоборот, именно наличие в регионе сразу нескольких сбытовых компаний может остановить рост тарифов - так как за потребителя они будут конкурировать, в первую очередь, с помощью цены [12]. Поощрение конкуренции может быть достигнуто за счет упрощения административных процедур по регистрации энергосбытовых компаний.
• Высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии и возникающая в связи с этим проблема безучетного потребления электроэнергии и неплатежей. Для решения проблемы необходимо стимулирование конкуренции среди производителей программного обеспечения.
• Большинство проблем и ограничений развития электроэнергетической отрасли имеют долгосрочный характер и будут решаться в соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 года.
Literature:
1. Svetlitskii S.Yu. Strategic approaches to structural modernization of the electric power industry in Russia : abstract dis ... Dr. econ. Sciences. M., 2011.
2. Malkova T.B. Methodology of analysis of the corporate structures functioning (for example, the electric system of the region) : abstract dis ... Dr. econ. Sciences. Vladimir, 2012.
3. Klochkova N.V. Theory and Methodology of financial management of companies resources : abstract dis ... Dr. econ. Sciences. Ivanovo, 2008.
190
4. Домников А.Ю. Конкурентное развитие систем когенерации энергии в условиях реформирования электроэнергетики : автореф. дисс. на соиск. уч. от. д.э.н. Челябинск, 2009.
5. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике» // «Российская газета», N 60, 01.04.2003.
6. Постановление Правительства РФ от
29.12.2011 N 1178 (ред. от 07.07.2015) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»). «Собрание законодательства РФ»,
23.01.2012, N 4, от. 504.
7. Постановление Правительства РФ от
29.12.2011 N 1179 (ред. от 07.07.2015) «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» (вместе с «Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»). «Собрание законодательства РФ», 23.01.2012, N 4, от. 505.
8. URL: http://www.minenergo.gov.ru/ Сайт Министерства энергетики Российской Федерации (Режим доступа: 15.07.2015 г.).
9. Приказ ФСТ России от 12.12.2011 N 796-э (ред. от 24.09.2013) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 22, 28.05.2012.
10. Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ», 31.03.2003, N 13, от. 1178.
11. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, N 48, от. 5836.
12. URL: http://expert. ru/siberia/2013/24/stroit-nelzya-remontirovat/ - сайт Эксперт On-line (15.07.2015 г.).
13. Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 281 «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию развития энергосистем» (вместе с «Методическими рекомендациями ... СО 153-34.20.118-2003»). ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2006 (Методические рекомендации).
4. Domnikov A.Yu. Competitive development of energy cogeneration in terms of electricity reform : abstract dis ... Dr. econ. Sciences. Chelyabinsk, 2009.
5. The Federal Law of 26.03.2003 N 35-FZ (ed. by 13.07.2015) «On Electric Power Industry» // «Russian gazette». N 60. 01.04.2003.
6. Government Decree of 29.12.2011 N 1178 (ed. by 07.07.2015) «On pricing in regulated prices (tariffs) in the electric power» (along with «Fundamentals of price formation in the regulated prices (tariffs) in the electric power industry», «Rules of state regulation (revision application) of prices (tariffs) in the electric power industry») // Collection of the legislation of the Russian Federation. 23.01.2012. N 4, P. 504.
7. Government Decree of 29.12.2011 N 1179 (ed. by 07.07.2015) «On the definition and application of guaranteeing suppliers of unregulated prices for electricity (power)» (with the «Rules of determination and application of guaranteeing suppliers of unregulated prices for electricity (power) «) // «Collection of the legislation of the Russian Federation». 23.01.2012. N 4. p. 505.
8. URL: http://www.minenergo.gov.ru Ministry of Energy of the Russian Federation (Access: 15.07.2015).
9. Order of the Federal Tariff Service of Russia from 12.12.2011 N 796-e (Ed. by 24.09.2013) «On approval of the Administrative Regulation of the Federal Service for Tariffs of public services for the formation and maintenance of the registry of the Federal Information guaranteeing suppliers and areas of activity» // «Bulletin of normative acts of federal executive bodies». N 22. 28.05.2012.
10. Federal Law of 26.03.2003 N 36-FZ (ed. by 29.12.2014) «On the Specifics of Electric Power Industry Functioning and on amendments to some legislative acts of the Russian Federation, and repeal of certain legislative acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law «On Electric Power Industry» // «Collection of the legislation of the Russian Federation». 31.03.2003. N 13. Art. 1178.
11. Order of the Government of the Russian Federation from 13.11.2009 N 1715-p «On the Energy Strategy of Russia until 2030» // Collection of the legislation of the Russian Federation. 30.11.2009. N 48, Art. 5836.
12. URL: http://expert. ru/siberia/2013/24/stroit-nelzya-remontirovat. site Expert On-line (Access: 15.07.2015).
13. Order of the Ministry of Energy of the Russian Federation of 30.06.2003 N 281 «On Approval of the recommendations for the design of power systems» (with the «Methodological Recommendations ... 15334.20.118-2003 CO»). FSUE STC «Industrial safety". 2006. (Guidelines).
191
14. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2008 N 215-р «О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 17.03.2008, N 11 (ч. II), ст. 1038.
14. Order of the Government of the Russian Federation from 22.02.2008 N 215-p «About the General Scheme of the power facilities until 2020» // Collection of the legislation of the Russian Federation. 17.03.2008. N 11 (ch. II). Art. 1038.
192