ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА_
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
А.В. Харламов,
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор
Е.М. Ефанова,
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета [email protected]
В статье анализируются причины возрастания требований к государственной политике согласования экономических интересов различных хозяйствующих субъектов. Определены характер противоречий, формы их проявления, условия и механизмы разрешения.
Ключевые слова: хозяйственная система, экономические противоречия, экономические интересы, реальный сектор, эффективность, государство, экономическая политика, предприятия, инновационное развитие.
УДК 330.101 ББК 65.05
Как показывает опыт развития многих стран, экономической основой государства в современном мире становится регулируемая, социально ориентированная рыночная экономика. Государство в первую очередь является защитником прав и свобод человека, решая социальные проблемы и обеспечивая экономическое развитие и повышение уровня национальной безопасности. Главной ценностью всей системы становится человек, его желания, интересы, права и потребности. По этой причине государство не может осуществлять жесткое воздействие на экономику и регулирование процессов, протекающих в хозяйственной системе, оно осуществляется без агрессии и диктаторских нормативов. В связи с этим в основе государственной экономической политики должно лежать согласование интересов различных субъектов хозяйственной системы. Для более полного осуществления своих функций государство в первую очередь должно быть заинтересовано в разрешении множества конфликтов и противоречий, возникающих между этими субъектами. Это означает необходимость согласования различных интересов, прежде всего — экономических, которые могут стать ориентиром и теоретическим базисом для построения государственной политики, необходимой нашей стране для решения назревших проблем и достижения намеченных целей, в том числе модернизации экономики и перехода к инновационному типу развития [5, с. 12].
В этих условиях наиболее значимыми, по-прежнему, остаются экономические интересы предприятий, которые производят экономические блага, удовлетворяя потребительский спрос, создают рабочие места, решая проблему занятости, реализуют спонсорские и благотворительные проекты, поддерживают социальные государственные программы и формируют поступления в бюджеты разных уровней. Среди всех сфер деятельности экономики России особое место принадлежит реальному сектору, который является основой национальной экономики и определяет ее уровень и специализацию в глобальной экономике. Признавая реальный сектор, в котором создается ВВП, базой для развития всей экономики, нельзя недооценивать и роль финансового сектора, который, в том числе, формирует и необходимые условия для развития реального сектора. Организация эффективного взаимодействия реального и финансового секторов сегодня может оказать серьезное воздействие на экономическую ситуацию с точки зрения реализации антикризисных мероприятий [2, с. 27].
Необходимость преодоления сложившихся проблем и перехода России на более высокую ступень социально-экономического развития требует не только анализа экономических интересов различных хозяйствующих субъектов, но и выявления возникающих при этом противоречий, с последующим их устранением или минимизацией. При их рассмотрении в качестве основы следует исходить из того, что домохозяйства и предприятия реального сектора вступают с государством
в экономические отношения по поводу распределения и использования средств бюджетных и внебюджетных фондов, а также общественных благ. Между собой предприятия и домохозяйства также тесно связаны посредством экономических интересов. Инициатива в разрешении возникающих при этом противоречий должна принадлежать государству. Следует понимать, что разрешение противоречий будет, как правило, осуществляться в пользу одной из сторон, а в отношении другой государству следует предпринять ряд мер, которые компенсируют имеющиеся негативные проявления. В силу приоритетного положения реального сектора, в первую очередь, в основном, будут удовлетворяться интересы входящих в него предприятий путем их согласования с интересами прочих субъектов. При этом государство должно в полной мере выполнять свои базовые функции, удовлетворяя интересы домохозяйств и общества в целом.
Наиболее существенные противоречия между домохо-зяйствами и предприятиями реального сектора возникают из-за цен на товары/услуги и факторы производства (особенно — труд), при использовании цены как инструмента рыночного регулирования. Поскольку директивное установление цены является наименее подходящим вариантом для современной модели государственного регулирования, государство может компенсировать негативные последствия установления рыночной цены, угрожающие экономическим интересам одного из субъектов [1, с. 18-19].
Нельзя не обращать внимания и на противоречие между экономическими интересами государства и предприятий реального сектора, связанное с обладанием ресурсами, особенно — финансовыми. Государство заинтересовано в пополнении бюджета и меньшем его расходовании на поддержку предприятий реального сектора. Это определяется главной целью государства, которая заключается в удовлетворении интересов личности и общества. В связи с этим средства государственного бюджета в первую очередь должны направляться на финансирование мероприятий социальной политики и обеспечение всех видов безопасности. В то же время, предприятия реального сектора заинтересованы в увеличении прибыли, в том числе за счет минимизации затрат, следовательно, в снижении налоговой нагрузки, а также в финансировании своей деятельности из государственных источников [3, с. 227].
Если исходить из того, что приоритетным для государства станет удовлетворение экономических интересов предприятий реального сектора, налоговая нагрузка на них должна быть снижена, а количество программ государственного финансирования — увеличено. Тогда достижение компромисса возможно при следующих условиях:
1. Снижение налоговой нагрузки целесообразно только для отдельных предприятий, при условии исполнения таких обязательств перед государством, как, например, предостав-
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
{3
ление рабочих мест членам многодетных семей на льготных условиях, выполнение работ в рамках государственного заказа по низкой цене и в ограниченные сроки и др.;
2. Увеличение количества государственных дотаций и субсидий должно сопровождаться инновационным развитием предприятий реального сектора, обновлением основных фондов, повышением квалификации сотрудников, применением эффективных методов управления и т.д.
Это позволит обеспечить согласование экономических интересов государства и предприятий реального сектора при приоритете последних. В этих условиях приобретает особую важность мониторинг результатов такой деятельности, для чего предприятия должны в определённые сроки и в полном объеме предоставлять информацию, подтверждающую выполнение ими взятых на себя обязательств [6, с. 75]. При этом могут возникнуть новые противоречия — уже между предприятиями реального сектора за получение от государства более выгодных условий работы. Исходя из этого, политика государства должна строиться таким образом, чтобы обеспечивать правовую среду добросовестной конкуренции, стимулировать развитие конкурентных преимуществ каждого отдельного предприятия и отрасли в целом, а также осуществлять борьбу с монополизмом.
Заметная роль здесь отводится региональным властям, действия которых должны обеспечивать поддержку особенно нуждающихся в ней предприятий региона. В данном случае государство должно решать проблему «однобокости»развития реального сектора, направляя усилия на полноценное функционирование отсталых отраслей. Для разработки конкретных мероприятий необходим анализ состояния реального сектора с выделением как проблемных, так и стратегически важных предприятий, что позволит определить перечень хозяйствующих субъектов реального сектора, наиболее нуждающихся в поддержке и развитии. В рамках региональной государственной политики должны быть определены общие и частные интересы предприятий реального сектора, что позволит разработать план мероприятий по их согласованию. Это будет способствовать разрешению конфликтов и противоречий между различными предприятиями и совершенствованию системы взаимоотношений с домохозяйствами и государством [4, с. 59].
Согласование экономических интересов обеспечивает более полное их удовлетворение. При правильной организации государственного регулирования, интересы хозяйствующих субъектов во многом могут совпадать. Так, интересы абсолютного большинства предприятий, связанные со здоровой конкуренцией и обеспечением инновационного типа развития, совпадают с аналогичными интересами домашних хозяйств, что, в свою очередь, не противоречит интересам государства [8, с. 17]. Помимо этого, есть и другие многочисленные примеры совпадения интересов.
Удовлетворение согласованных интересов обеспечивает синергетический эффект в функционировании всей хозяйственной системы, что предполагает наличие эффективной, научно обоснованной системы государственного регулирования.
Именно это позволит достичь высокого уровня согласованности экономических интересов всех хозяйствующих субъектов на основе социальной ориентированности хозяйственной системы в целом. Что же касается домохозяйств, то это позволит им повысить уровень благосостояния, обеспечить доступность социальных благ и социально-экономическую защищенность. Для современной России это, помимо прочего, будет означать и снижение социальной напряженности, связанной с падением реальных доходов, ростом безработицы (особенно — скрытой) и увеличением доли бедного населения.
При решении указанных задач необходимо повысить уровень координации действий органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, что будет одним из направлений согласования интересов. Не секрет, что на практике интересы указанных уровней государственной власти далеко не всегда совпадают. Кроме того, предполагается построение системы действенного контроля над результатами их работы, что вновь возвращает нас к вопросу мониторинга [7, с. 33]. Одной из важнейших задач здесь должно стать создание благоприятных условий для предприятий реального сектора экономики, что позволит осуществлять реализацию проектов на базе повышения производительности труда и внедрения инновационных продуктов и технологий.
В этих условиях национальные предприятия реального сектора получают существенные преимущества, поскольку их интересы становятся приоритетными при разработке и корректировке государственной экономической политики. Государству следует проводить комплексный анализ условий деятельности предприятий и динамики их развития, а затем, на основе отбора стратегически важных предприятий и проектов, планировать конкретные мероприятия по поддержке, укреплению и дальнейшему развитию реального сектора экономики. В этой связи разработка государственной политики, направленной на повышение эффективности национальной хозяйственной системы на основе согласования экономических интересов ее субъектов, обладает особой актуальностью. Ее реализация должна привести к положительным изменениям для всей национальной хозяйственной системы, обеспечивая переход на новый этап экономического развития страны.
Одним из наиболее важных результатов согласования интересов хозяйствующих субъектов может стать повышение уровня образования и квалификации работников, что обеспечит более высокий уровень развития человеческого капитала, а также переход к инновационному типу социально-экономического развития. Не менее важным положительным результатом должно стать обеспечение высокого уровня конкурентоспособности России в мировой экономике, а также уровня ее национальной безопасности, что особенно важно в условиях глобализации.
Это позволяет заключить, что, при усложнении требований к качеству и направленности государственного регулирования, государство обязано проводить активную работу по согласованию интересов всех хозяйствующих субъектов и устранению возникающих при этом противоречий.
Литература
1. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 706 с.
2. Дубовик М.В. Механизм формирования стратегии устойчивого развития территории // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №10-1(41). — С. 25-30.
3. Миропольский Д.Ю., Максимцев И.А., Тарасевич Л.С. Основы теоретической экономики: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2014. — 512 с.
4. Плотников В.А., Шамахов В.А. Стратегии территориального развития и качество жизни // Управленческое консультирование. — 2015. — №7(79). — С. 57-64.
5. Харламов А.В. Развитие теории о хозяйстве и глобальные проблемы экономики // Общество. Среда. Развитие. — 2013. — № 3. — С.11-14.
6. Харламов А.В., Ефанова Е.М. Проблемы развития хозяйственной системы и экономические интересы предприятий реального сектора // Вестник российской академии естественных наук. — 2015. — №2(19). — С. 75-77.
7. Харламова Т.Л. Управление процессом региональной модернизации: институциональный аспект // Экономика и управления. — 2014. — №12(110). — С. 31-35.
8. Цацулин А.Н. Подходы к экономическому анализу комплексной инновационной активности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2013. — №2(80). — С. 12-21.