Список литературы /References
1. Абрамова С.В. К вопросу о реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования // Фундаментальные исследования, 2006. № 3. С. 57-59.
2. Журавлева Н.С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике.: Дисс. ... канд. пед. наук. Ишим, 2005. 174 с.
3. Журавлева Н.С., Краков А.В. Организация творческой работы учащихся как способ обучения и воспитания при изучении физики // European Research: сборник статей V Международной научно-практической конференции (Пенза 07.10.2016). Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 132-134.
4. Межпредметные технологии обучения в профильной подготовке учащихся в условиях информатизации образовательного процесса инновационных учебных заведений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alldisser.com/download/ref-4620.html/ (дата обращения: 25.05.2017).
5. Профилизация образования: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebana5.ru/cont/1458154.html/ (дата обращения: 25.05.2017).
THE INFLUENCE OF TEMPERAMENT ON LEARNING ACTIVITIES
12 3
Trubinova E.A. , Gultiaeva T.V. , Vanyukova E.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
1Trubinova Elena Alekseevna - Teacher of English Language;
2Gultiaeva Tatyana Vasilyevna - Teacher of Fine Art; 3Vanyukova Ekaterina Sergeevna - Teacher of Mathematics, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION THE MAIN SECONDARY SCHOOL № 38, LENINSK-KUZNETSKIY, KEMEROVO REGION
Abstract: this article is devoted to peculiarities of the manifestation of the temperament students in the learning process. According to scientists of psychophysiology training without taking into account psychophysiological features of children contributes to stress, inhibits the child's development and affects its performance. Observed, that the carriers of certain types of temperament are inherently predisposed to successful learning. Others, however, are in a less fortunate position, and are more common among underachieving. Therefore, a necessary individualization of the learning process, based on the account types of temperament. Keywords: temperament, sanguine, choleric, phlegmatic, melancholic, learning difficulties, learning activities, school performance.
ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Трубинова Е.А.1, Гультяева Т.В.2, Ванюкова Е.С.3 (Российская Федерация)
1 Трубинова Елена Алексеевна - учитель английского языка;
2Гультяева Татьяна Васильевна - учитель изобразительного искусства;
3Ванюкова Екатерина Сергеевна - учитель математики, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Основная образовательная школа № 38, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Аннотация: данная статья посвящена особенностям проявления темперамента учащихся в учебном процессе. По мнению учёных психофизиологов, обучение без учёта психофизиологических особенностей детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка и влияет на его успеваемость. Прослеживается, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же, напротив, оказываются в менее удачном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Следовательно, необходима индивидуализация процесса обучения, основанная на учете типов темперамента.
Ключевые слова: темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, трудности в обучении, учебная деятельность, школьная успеваемость.
Эффективное обучение ребенка в школе зависит от многих факторов. И значительную роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент.
Темперамент является базовой характеристикой в описании психологической отличительной черты человека. Темперамент, или тип высшей нервной деятельности (ВНД) «совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующих степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности» [3, с. 156].
Ученые всего мира уже давно пришли к заключению, что темперамент оказывает влияние на процесс усвоения ребенком новых знаний. Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Процесс наиболее активного познания окружающего мира, как отмечают ученые, длится приблизительно до восьми лет. А темперамент, которым они обладают, оказывает существенное влияние на успешность обучения.
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Сангвиник обладает высокой активностью и работоспособностью, активно принимается за дело и способен долгое время работать не утомляясь. Если не учитывать особенности темперамента, то ребенок будет суетливым и неусидчивым.
Холерик отличается высокой реактивностью и активностью. Однако у холерика реактивность преобладает над активностью, по этой причине он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив.
В высказываниях И.П. Павлова о данном типе темперамента отмечено: «Когда у сильного человека нет такого равновесия то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно налегает на свои средства и силы и, в конце концов, рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» [2, с. 104].
Флегматик отличается выдержкой, терпеливостью, силой воли. Как правило, он тяжело приспосабливается к новой обстановке.
Меланхолику свойственно легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.
Было бы неправильно не учитывать особенности темперамента учащихся в учебном процессе. Нередко это становится источником постоянного раздражения и снижения
результатов деятельности. К примеру, темперамент ученика может быть отличен от темперамента педагога. В случае если у педагога сангвинический темперамент, а ученик -флегматик, то, возможно, первый будет постоянно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. На уроке чаще возникают ситуации, наиболее подходящие для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. Поэтому ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее удачном положении и чаще встречаются среди неуспевающих.
Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки - общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики [1, с. 4].
По мнению учёных: психофизиологов (В.В. Белоус, Е. Дзятковской, психологов А. Сиротюк, Т. Смирновой и других) обучение без учёта психофизиологических особенностей детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка и влияет на его успеваемость.
Если ученики различаются типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми также будет отличаться. Следовательно, можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же, напротив. Вот почему немаловажно принимать во внимание особенности темперамента учащихся при организации учебного процесса.
Главной задачей педагога является раскрытие индивидуальности учащихся, помочь ей развиться, сформироваться, проявиться. По этой причине, изучение особенностей темперамента школьников является важной проблемой.
Таким образом, индивидуализация, основанная на учете типов темперамента в процессе обучения, способствует повышению активности и уровню развития интеллектуальных способностей школьников, оказывает положительное влияние на школьную успеваемость.
Список литературы /References
1. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика // Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 368 с.: ил.
2. Павлов И.П. Полное собрание сочинений / АН СССР. Изд. 2-е доп. М.: Т. 3. Кн. 2 / ред.
Э.Ш. Айрапетянц, 1951. 439 с.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
736 с.