Научная статья на тему 'Организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в условиях отечественной образовательной среды'

Организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в условиях отечественной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / INDIVIDUAL QUEALITIES OF TRAINEES / ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА / TYPES OF TEMPERAMENT / РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР / RUDOLF STEINER / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / PERSON-CENTERED APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морковин А. М., Морковина О. В.

Статья раскрывает возможности организации воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в условиях отечественной образовательной среды. Под индивидуальными особенностями понимаются типы темперамента обучающихся. В краткой форме автором даётся представление каждого типа темперамента человека, в том числе с точки зрения Рудольфа Штайнера, известного педагога, философа, основателя вальдорфской педагогики. Автор приводит примеры упражнений по иностранным и русскому языкам для обучающихся, представителей разных типов темперамента. При этом выделяются не только образовательные, но и воспитательные цели предложенных заданий, выполнение которых позволит обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, разнообразить воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность изучения учебного материала, адаптировать обучающихся к современным образовательным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of educational process taking into account the individual qualities of trainees in conditions of homeland educational environment

The article reveals some possibilities of educational process taking into account individual features of trainees in conditions of modern native educational environment. Individual qualities are understood as types of temperament. The author describes every type of persons’ temperament including the views of Rudolf Steiner, a famous teacher, philosopher and a founder of waldorfs pedagogy. The author gives examples of exercises on foreign and Russian languages for trainees, representatives of different types of temperament. The article shares training and educational aims of proposed exercises, their fulfillment allows ensuring person-centered approach in education, varying educational process, increasing the effectiveness of learning training material and adapting trainees to modern educational conditions.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в условиях отечественной образовательной среды»

8. Тренина Е.В. Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой. Available at: httpV/открытыйурок.рф/ статьи/648797

9. Петров А.В. Преемственность и развивающее обучение. Под редакцией А.В. Усовой. Челябинск: ЧГПИ, 1994.

References

1. Available Programma Preemstvennost' v obuchenii matematike nachal'nogo i srednego zvena at: https://infourok.ru/programma-preemstvennost-v-obuchenii-matematike-nachalnogo-i-srednego-zvena-1244976.html

2. Koryavceva T.V. Priobschenie k sistemnomu chteniyu. Available at: http://otkrytyjurok.rf/stafi/550742/

3. Preemstvennost' v obuchenii matematike mezhdu nachal'noj i srednej shkoloj. Available at: http://muzhi-school.ru/1946

4. Shishkina G. Preemstvennost' v obrazovatel'nom processe: sposoby resheniya «vechnoj problemy». Sel'skaya shkola. 2009.

5. Programma po organizaciipreemstvennosti v obuchenii uchenikov nachal'noj shkoly i srednego zvena v GBOU SOSh № 1307. Available at: http://sch1307.mskobr.ru/files/programma_preemstvennosti_nach_osn_urovni_gbou_sosh_1307.pdf

6. Preemstvennost' pri izuchenii matematiki mezhdu nachal'nym i srednim zvenom v svete FGOs. Available at: https://multiurok.ru/blog/ prieiemstviennost-pri-izuchienii-matiematiki-miezhdu-nachal-nym-i-sriednim-zvienom-v-svietie-fgos.html

7. Zhohov V.I. Prepodavanie matematiki v 5-6 klassah: Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej k uchebnikam N.Ya. Vilenkina, V.I. Zhohova, A.S. Chesnokova, S.I. Shvarcburda. Moskva: «Azbukovnik», 2001.

8. Trenina E.V. Preemstvennost' v obuchenii matematike mezhdu nachal'noj i osnovnoj shkoloj. Available at: http://otkrytyjurok.rf/stafi/648797

9. Petrov A.V. Preemstvennost'irazvivayuschee obuchenie. Pod redakciej A.V. Usovoj. Chelyabinsk: ChGPI, 1994.

Статья поступила в редакцию 02.11.17

УДК 371

Morkovin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Barnaul Law Institute of the Internal Affairs of Russian

Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Morkovina O.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai Institute of Economy (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL QUALITIES OF TRAINEES IN CONDITIONS OF HOMELAND EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article reveals some possibilities of educational process taking into account individual features of trainees in conditions of modern native educational environment. Individual qualities are understood as types of temperament. The author describes every type of persons' temperament including the views of Rudolf Steiner, a famous teacher, philosopher and a founder of waldorfs pedagogy. The author gives examples of exercises on foreign and Russian languages for trainees, representatives of different types of temperament. The article shares training and educational aims of proposed exercises, their fulfillment allows ensuring person-centered approach in education, varying educational process, increasing the effectiveness of learning training material and adapting trainees to modern educational conditions.

Key words: educational process, individual quealities of trainees, types of temperament, Rudolf Steiner, person-centered approach, educational environment.

А.М. Морковин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. иностр. языков, Барнаульский юридический институт МВД России,

г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

О.В. Морковина, канд. ист. наук, доц., доц. Алтайского института экономики, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья раскрывает возможности организации воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в условиях отечественной образовательной среды. Под индивидуальными особенностями понимаются типы темперамента обучающихся. В краткой форме автором даётся представление каждого типа темперамента человека, в том числе с точки зрения Рудольфа Штайнера, известного педагога, философа, основателя вальдорфской педагогики. Автор приводит примеры упражнений по иностранным и русскому языкам для обучающихся, представителей разных типов темперамента. При этом выделяются не только образовательные, но и воспитательные цели предложенных заданий, выполнение которых позволит обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, разнообразить воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность изучения учебного материала, адаптировать обучающихся к современным образовательным условиям.

Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, индивидуальные особенности обучающихся, типы темперамента, Рудольф Штайнер, личностно-ориентированный подход в обучении, образовательная среда.

Воспитательно-образовательный процесс как в системе среднего, так и высшего образования не должен выступать чисто теоретическим отвлечением, он всегда ориентирован на конкретного обучающегося и конкретного педагога и должен преследовать образовательные и воспитательные цели и задачи. К вопросу организации педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в разное время обращались как выдающиеся учёные (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), так и педагоги-практики, имеющие большой опыт работы в данной области (И.А. Хамина, Т.М. Семененкова и др.). В работах данных исследователей достаточно полно и разносторонне освещаются вопросы, касающиеся возрастных, психологических, физиологических особенностей развития детей и подростков школьного возраста [1].

Однако в рассматриваемых трудах либо отсутствуют, либо освещены в малой степени вопросы, посвященные индивиду-

альным особенностям обучающихся по типам темперамента. Поэтому, на наш взгляд, опыт исследования данного направления с точки зрения Рудольфа Штайнера достаточно интересен и полезен.

Р. Штайнер, выдающийся австрийский философ и педагог, автор вальдорфской педагогики, сделал попытку обосновать воспитание как образование в широком смысле слова. Одним из главных условий эффективного воспитания он называл, с одной стороны - необходимость знания человеческой природы, с другой - духовно-душевное состояние самого педагога.

При этом педагогика Р. Штайнера выступала как наука о человеке, представленном в трёх его аспектах: телесном, душевном и духовном. По мнению Р. Штайнера, внимание педагогов должно быть направлено на то, чтобы привести все обозначенные аспекты к гармонии и единству, которые, обычно находятся в человеке в разбалансированном состоянии. Он так же утверждал, что «учитель должен понимать «человеческое существо»

в его целостности, а потому учителю следует научиться проникать в личный, индивидуальный элемент каждого ребёнка. При этом глубокое понимание типов темперамента должно занимать большое место во всей педагогической практике школы» [2, с. 214].

Под темпераментом Штайнер понимал индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте. Конкретные проявления типа темперамента многообразны.

Рудольф Штайнер выделял помимо известных четырёх основных типов темперамента - сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический и два пограничных типа: сангвиники, близко подходящие по темпераменту к меланхоликам и флегматикам, холерики, близкие к сангвиникам.

Учащиеся-меланхолики - это очень характерный, по мнению Р. Штайнера, тип человека. Эти обучающиеся молчаливы и замкнуты, и такие их особенности мало помогают педагогу раскрыть их существо. Преподавателю следует относиться к данному типу учащихся с симпатией и сопереживанием, только в этом случае он может проникнуть в их внутренний мир. По словам Р. Штайнера - это врачевание души мерами педагогики по опыту древних: подобное не только познаётся подобным, но и подобным исцеляется [3, с. 118].

Учащиеся-флегматики гораздо меньше привязаны к физическому телу, они больше живут под властью эфирного тела. В результате повышенной активности пластических тел эфирного тела у таких обучающихся затруднён доступ в головную, нервно-мозговую систему. Учащийся-флегматик, находясь во взаимосвязи с окружающим миром, оставляет свой внутренний мир малоподвижным.

Сангвинический, по мнению Р. Штайнера, самый трудный тип для воспитания, так как учащийся-сангвиник обладает повышенной активностью ритмической системы. Характерной чертой сангвиника можно определить стремление к быстрой смене впечатлений. Если одно впечатление задерживается, не сменяясь достаточно быстро другим, то такой обучающийся начинает ощущать внутреннее стеснение. Поэтому Р. Штайнер призывал в общении с сангвиником идти навстречу его природе, и резко менять его эмоции, вместо того, чтобы принуждать заниматься долго одним и тем же видом деятельности.

К учащемуся-холерику требуется совершенно особое отношение. Р. Штайнер в своей педагогической концепции, говоря о представителе холерического темперамента утверждал, что развитие такого обучающегося отстаёт от норм, как бы это ни казалось странным. Задачей педагога в работе с таким обучающимся выступает умение постепенно укротить в нём «младенца» [4]. По мнению Рудольфа Штайнера, первое и важное средство для достижения этой цели - использовать чувство юмора, так же не следует педагогу в общении с учащимся-холериком проявлять какую-либо агрессию в своём поведении.

По нашему мнению, изучая темпераменты обучающихся, педагог тем самым познаёт индивидуальность каждого учащегося, его личность, что крайне актуально, в первую очередь, для педагогической деятельности. Так, например, при проведении занятий по иностранным языкам можно практиковать выполнение отдельных заданий (составление диалогов, выполнение упражнений в парах и т. д.) с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, т. е. формировать состав пары из представителей похожих типов темперамента. Благодаря этому у преподавателя появляется возможность, более целенаправленно управлять ходом занятия, иначе говоря, одним давать больше времени на выполнение задания, другим меньше, и в полученную разницу во времени проводить его проверку, позволяя этими действиями, остальным закончить работу, что будет способствовать экономии рабочего время. Следует также отметить, что при подобной организации образовательного процесса обучающиеся, относящиеся к одному типу темперамента не мешают друг другу при выполнении задания, так как темп их работы примерно одинаков, следовательно, времени на отвлечения внимания и на нарушения дисциплины в этом коллективе практически не остается. Этим достигается возможность более полного усвоения учебного материала, рационального использования рабочего времени.

В отечественной системе образования на занятиях можно использовать упражнения, разработанные нами для обучающихся каждого типа темперамента [5, с. 123 - 132]. Отдельные зада-

ния можно применять как в условиях школы, так и на занятиях по иностранным языкам на начальной ступени обучения в вузе, так как темы занятий в этот период перекликаются со школьным курсом.

Можно применять в урочное время также задания, которые больше подходят для какого-то одного типа темперамента.

Так, например, упражнение «Молчу - говорю» рекомендуется к использованию при работе с представителями холерического типа темперамента, так как оно рассчитано на развитие навыков слушания в ситуации, когда говорят другие. Данное упражнение рассчитано на парную работу. В этом упражнении осуществляется повторение лексического материала по изученной теме. Оно может выполняться как в устной форме, так и с использованием карточек со словами. Суть данного задания заключается в следующем: один участник пары рассказывает наизусть заученные слова, афоризмы, пословицы и т.д. по определённой теме, а другой в это время его внимательно выслушивает, не перебивая своего напарника, помечая допущенные ошибки. Затем они меняются ролями. При выполнении данного упражнения у обучающихся холерического типа темперамента тренируется умение держать паузу, внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его. При выполнении этого упражнения отмечается уместное сочетание образовательной и воспитательной сторон учебного процесса.

Рекомендуется обращать особое внимание педагогов на учеников флегматического темперамента, которые обычно спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом педагогического воздействия. Но у учеников-флегматиков важно развивать недостающие им качества - большую подвижность, активность, важно не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность. Исходя из этого, нами разработано упражнение для учеников-меланхоликов и флегматиков. Его можно назвать «Рассказ о себе». При выполнении этого упражнения решается следующая задача: обеспечить школьникам возможность заявить о себе, используя накопленный лексический запас по русскому и иностранному языкам.

Ученикам предлагается дать объявление о себе в газету. Данная заметка должна отличаться краткостью, но содержать максимум информации о себе. Затем объявления зачитывается на занятии и проводится его обсуждение. Знания учеников третьих и четвёртых классов позволяют вести дискуссию и на иностранном языке. На уроках русского языка данное упражнение позволяет тренировать логичность изложения материала на заданную тему. Совмещение воспитательной и обучающей направ-ленностей данного упражнения позволяет выявить способности каждого учащегося в характеристике самого себя.

Для сангвиников, учитывая их тип темперамента и рекомендации Р. Штайнера, нами разработаны упражнения, которые способствовали бы проявлению их лучших качеств.

Так, например, упражнение «Мои сильные и слабые качества» разработано для темы «Рассказ о себе». При выполнении этого упражнения решается следующая задача: развить навыки адекватной самооценки учащихся.

Обучающимся предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на русском и иностранном языках на одной стороне свои сильные качества, а на другой - слабые. Желающие могут зачитать их вслух, считаем некорректным заставлять их делать это без желания. Затем предлагается сравнить количество сильных и слабых черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то, что для этого нужно предпринять. Здесь наряду с обучающим компонентом (повторение лексического материала и спонтанное говорение по теме), присутствует важный воспитательный аспект, то есть, возможность объяснить учащимся, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, а путь, как это сделать можно всегда найти. Замечено, что обучающиеся с заниженной самооценкой часто не могут найти в себе сильных качеств, а иногда стесняются их озвучить. В таких ситуациях педагог должен помочь им преодолеть это и исправить, чтобы убрать из дальнейшей жизни лишнее препятствие.

В конце каждого полугодия рекомендуется учителям проводить с учениками младших классов представителями всех типов темперамента итоговую групповую дискуссию на занятиях по русскому и иностранному языкам. Темы этих занятий выбираются в зависимости от изучаемого в тот момент материала. Такие занятия выступают своеобразным подведением итогов совместной деятельности учеников и учителя за определённый период

времени. Среди участников распределяются роли: ведущие, участники, задающие вопросы. Ученикам предлагается ответить на различные вопросы, которые скомпонованы ведущими по различным лексическим темам. Результат данного занятия помогает педагогу выявить уровень усвоения изученного учебного материала и какие темы вызвали наибольшую заинтересованность у обучающихся.

Считаем вполне оправданным, что при выполнении указанных упражнений воспитательная цель решается неразрывно с обучающей. Совмещение воспитательной и обучающей направ-ленностей представленных упражнений позволяет обучающимся выявить способности в характеристике самого себя, в преодолении излишней стеснительности и в формировании адекватной

Библиографический список

самооценки.

Необходимо заметить, что при организации воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, а именно: типов темперамента, задача педагога заключается в том, чтобы для процесса обучения находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы (темперамента) обучающегося. Не менее важен и тот факт, что учитель должен стараться так организовать деятельность каждого из обучающихся, чтобы отрицательные свойства темперамента всё меньше мешали, и наоборот всё больше помогали им в учебном процессе и в формировании всесторонне развитой личности.

1. Семененкова Т.М. Об организации педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в МКОУ Жерелёвская СОШ. Available at: https://multiurok.ru/files/ob-orghanizatsii-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nos.html

2. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2. Auflage, 1994.

3. Steiner R. Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft / Einzelausg., 66.-85. Tsd.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1984. - 162 S.

4. Steiner R. Die geistig-seelischen Grundkräfte der Erziehungskunst. Teilausg.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1981. - 495 S.

5. Морковин А.М. Проблемы и перспективы применения педагогической концепции Рудольфа Штайнера в отечественной начальной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2009. 231 с.

References

1. Semenenkova T.M. Ob organizacii pedagogicheskoj deyatel'nosti s uchetom individual'nyh osobennostej obuchayuschihsya v MKOU Zherelevskaya SOSh. Available at: https://multiurok.ru/files/ob-orghanizatsii-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nos.html

2. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2. Auflage, 1994.

3. Steiner R. Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft / Einzelausg., 66.-85. Tsd.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1984. - 162 S.

4. Steiner R. Die geistig-seelischen Grundkräfte der Erziehungskunst. Teilausg.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1981. - 495 S.

5. Morkovin A.M. Problemy i perspektivy primeneniya pedagogicheskoj koncepcii Rudol'fa Shtajnera v otechestvennoj nachal'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2009. 231 s.

Статья поступила в редакцию 20.10.17

УДК: 378.14

Nagaeva I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of the Humanities and Science Disciplines,

Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE RELEVANCE OF THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT REALIZATION OF THE IDEA OF EQUAL EDUCATIONAL OPPORTUNITIES. This article is dedicated to the relevance of distance learning technologies. The work substantiates the necessity of applying distance educational technologies in the system of professional education, advanced training and retraining of the adult population. The work substantiates the realization of the idea of equal educational opportunities when introducing innovative technologies in the educational process. The author concludes that the reform of educational systems in the world comes in the key of building the information society because the future of the country is formed precisely in the education system. Classical methods of education are translated into e-learning, universities and schools-e-university, e-school. Demand for the distance learning system is due to the possibility of providing equal educational opportunities, expansion of the rights of individuals to get education in such educational institution, which seems to a student more promising.

Key words: distance educational technologies, information society, educational paradigm, e-learning.

И.А. Нагаева, канд. пед. наук, доц. зав. каф. гуманитарных и естественно-научных дисциплин, Международный

университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ РАВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Данная статья посвящена актуальности применения дистанционных образовательных технологий. В статье обоснована необходимость применения дистанционных образовательных технологий в системе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки взрослого населения. В работе обоснована реализация идеи равных образовательных возможностей при внедрении инновационных технологий в учебный процесс. В статье делается вывод о том, что реформирование образовательных систем в мире идет в ключе построения информационного общества, поскольку будущее страны формируется именно в системе образования. Классические методы образования трансформируются в е-learning, университеты и школы - в e-university, e-school. Востребованность системы дистанционного обучения обусловлена возможностью предоставления равных образовательных возможностей, расширением прав личности на получение того образования и в том образовательном учреждении, которое будущему специалисту кажется более перспективным.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационное общество, образовательная парадигма, электронное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.