Научная статья на тему 'Актуальность применения дистанционных образовательных технологий при реализации идеи равных образовательных возможностей'

Актуальность применения дистанционных образовательных технологий при реализации идеи равных образовательных возможностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1235
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / EDUCATIONAL PARADIGM / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагаева И. А.

Данная статья посвящена актуальности применения дистанционных образовательных технологий. В статье обоснована необходимость применения дистанционных образовательных технологий в системе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки взрослого населения. В работе обоснована реализация идеи равных образовательных возможностей при внедрении инновационных технологий в учебный процесс. В статье делается вывод о том, что реформирование образовательных систем в мире идет в ключе построения информационного общества, поскольку будущее страны формируется именно в системе образования. Классические методы образования трансформируются в е-learning, университеты и школы в e-university, e-school. Востребованность системы дистанционного обучения обусловлена возможностью предоставления равных образовательных возможностей, расширением прав личности на получение того образования и в том образовательном учреждении, которое будущему специалисту кажется более перспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT REALIZATION OF THE IDEA OF EQUAL EDUCATIONAL OPPORTUNITIES

This article is dedicated to the relevance of distance learning technologies. The work substantiates the necessity of applying distance educational technologies in the system of professional education, advanced training and retraining of the adult population. The work substantiates the realization of the idea of equal educational opportunities when introducing innovative technologies in the educational process. The author concludes that the reform of educational systems in the world comes in the key of building the information society because the future of the country is formed precisely in the education system. Classical methods of education are translated into e-learning, universities and schools-e-university, e-school. Demand for the distance learning system is due to the possibility of providing equal educational opportunities, expansion of the rights of individuals to get education in such educational institution, which seems to a student more promising.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения дистанционных образовательных технологий при реализации идеи равных образовательных возможностей»

времени. Среди участников распределяются роли: ведущие, участники, задающие вопросы. Ученикам предлагается ответить на различные вопросы, которые скомпонованы ведущими по различным лексическим темам. Результат данного занятия помогает педагогу выявить уровень усвоения изученного учебного материала и какие темы вызвали наибольшую заинтересованность у обучающихся.

Считаем вполне оправданным, что при выполнении указанных упражнений воспитательная цель решается неразрывно с обучающей. Совмещение воспитательной и обучающей направ-ленностей представленных упражнений позволяет обучающимся выявить способности в характеристике самого себя, в преодолении излишней стеснительности и в формировании адекватной

Библиографический список

самооценки.

Необходимо заметить, что при организации воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, а именно: типов темперамента, задача педагога заключается в том, чтобы для процесса обучения находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы (темперамента) обучающегося. Не менее важен и тот факт, что учитель должен стараться так организовать деятельность каждого из обучающихся, чтобы отрицательные свойства темперамента всё меньше мешали, и наоборот всё больше помогали им в учебном процессе и в формировании всесторонне развитой личности.

1. Семененкова Т.М. Об организации педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в МКОУ Жерелёвская СОШ. Available at: https://multiurok.ru/files/ob-orghanizatsii-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nos.html

2. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2. Auflage, 1994.

3. Steiner R. Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft / Einzelausg., 66.-85. Tsd.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1984. - 162 S.

4. Steiner R. Die geistig-seelischen Grundkräfte der Erziehungskunst. Teilausg.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1981. - 495 S.

5. Морковин А.М. Проблемы и перспективы применения педагогической концепции Рудольфа Штайнера в отечественной начальной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2009. 231 с.

References

1. Semenenkova T.M. Ob organizacii pedagogicheskoj deyatel'nosti s uchetom individual'nyh osobennostej obuchayuschihsya v MKOU Zherelevskaya SOSh. Available at: https://multiurok.ru/files/ob-orghanizatsii-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nos.html

2. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2. Auflage, 1994.

3. Steiner R. Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft / Einzelausg., 66.-85. Tsd.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1984. - 162 S.

4. Steiner R. Die geistig-seelischen Grundkräfte der Erziehungskunst. Teilausg.- Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1981. - 495 S.

5. Morkovin A.M. Problemy i perspektivy primeneniya pedagogicheskoj koncepcii Rudol'fa Shtajnera v otechestvennoj nachal'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2009. 231 s.

Статья поступила в редакцию 20.10.17

УДК: 378.14

Nagaeva I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of the Humanities and Science Disciplines,

Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE RELEVANCE OF THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT REALIZATION OF THE IDEA OF EQUAL EDUCATIONAL OPPORTUNITIES. This article is dedicated to the relevance of distance learning technologies. The work substantiates the necessity of applying distance educational technologies in the system of professional education, advanced training and retraining of the adult population. The work substantiates the realization of the idea of equal educational opportunities when introducing innovative technologies in the educational process. The author concludes that the reform of educational systems in the world comes in the key of building the information society because the future of the country is formed precisely in the education system. Classical methods of education are translated into e-learning, universities and schools-e-university, e-school. Demand for the distance learning system is due to the possibility of providing equal educational opportunities, expansion of the rights of individuals to get education in such educational institution, which seems to a student more promising.

Key words: distance educational technologies, information society, educational paradigm, e-learning.

И.А. Нагаева, канд. пед. наук, доц. зав. каф. гуманитарных и естественно-научных дисциплин, Международный

университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ РАВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Данная статья посвящена актуальности применения дистанционных образовательных технологий. В статье обоснована необходимость применения дистанционных образовательных технологий в системе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки взрослого населения. В работе обоснована реализация идеи равных образовательных возможностей при внедрении инновационных технологий в учебный процесс. В статье делается вывод о том, что реформирование образовательных систем в мире идет в ключе построения информационного общества, поскольку будущее страны формируется именно в системе образования. Классические методы образования трансформируются в е-learning, университеты и школы - в e-university, e-school. Востребованность системы дистанционного обучения обусловлена возможностью предоставления равных образовательных возможностей, расширением прав личности на получение того образования и в том образовательном учреждении, которое будущему специалисту кажется более перспективным.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационное общество, образовательная парадигма, электронное обучение.

Современное общество столкнулось с такими проблемами как экономическая нестабильность, растущий объем и смена информационных потоков. В условиях развивающегося экономического кризиса обострилась необходимость опережающей профессиональной переподготовки высвобождаемого персонала, перехода на модель непрерывного образования. Многие профессии морально устаревают на рынке труда, появляются новые профессии, что требует своевременной и адекватной адаптации сферы образования.

В качестве главного доказательства актуальности применения дистанционных образовательных технологий обычно используется тезис о том, что в условиях техногенной цивилизации традиционные модели организации учебного процесса не в состоянии удовлетворять потребности в образовании значительной части населения. В этих условиях система обучения с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивающая использование новейших технологических средств для доставки информации и учебных материалов непосредственно потребителю независимо от его местопребывания, становится неотъемлемой, конкурентоспособной частью образовательного пространства.

Система дистанционного обучения позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в удалённых от образовательных центров местностях, возможность выбора для изучения любых дисциплин и учебных курсов. Повсеместное широкое применение электронных образовательных технологий позволяет обеспечить рост доступности образования для граждан Российской Федерации, замедлить миграцию дееспособного населения (прежде всего молодёжи) из малых городов, что жизненно важно для сохранения их интеллектуального потенциала.

В перспективе образовательная система должна быть способна не только давать знания, но и формировать потребность в самостоятельной учёбе в течение всей активной жизни.

При внедрении инновационных образовательных технологий в систему профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки взрослого населения целесообразно обратить особое внимание на следующие проблемы:

- оценка качества образовательных услуг на основе индивидуализации процесса обучения посредством использования электронных и дистанционных образовательных технологий, формирование и размещение в открытом доступе современных образовательных ресурсов коллективного пользования;

- построение системы опережающей профессиональной переподготовки работающих граждан и временно неработающего населения на основе использования технологий электронного обучения;

- параллельное существование двух самостоятельных дидактик контактного и дистанционного обучения; интеграция разнотипных систем организации процесса усвоения знаний обучаемыми; проектирование моделей различных вариантов учебного процесса на симбиозе контактного и дистанционного обучения;

- выявление и обоснование организационно-педагогических условий внедрения моделей дистанционного обучения в действующую систему вузовского образования;

- преодоление информационного неравенства между Россией и другими развитыми странами, обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество;

- укрепление единства образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России;

- развитие и адаптация к рыночной экономике научно-технического и кадрового потенциала России, составляющего фундамент наукоемких и конкурентоспособных производств и обеспечивающего условия для выхода отечественной высокотехнологичной продукции на внутренний и мировой рынки;

- расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей; сохранение, развитие и наиболее эффективное использование научно-педагогического потенциала страны.

Для России развитие дистанционного обучения имеет важнейшее значение, связанное с необходимостью предоставления образовательных услуг большой территории страны, рассредо-

точенным населением, крайне неравномерной инфраструктурой и неудовлетворенностью спроса населения на образование.

Дистанционное образование является одной из форм получения образования заочно, когда с помощью высококвалифицированных преподавателей, современной техники, технических средств обучения и хороших методических материалов предоставляется комплекс образовательных услуг широким слоям населения на любом расстоянии от образовательных учреждений.

При дистанционном обучении изменяется вид коммуникаций: происходит замена традиционных коммуникационных связей на телекоммуникационные средства, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в учебном процессе и осуществляют доступ к основному объему изучаемого материала. Развитие дистанционного образования позволило преобразовать использование технических средств в образовательном процессе в специфический дидактический подход, далее в специфическую систему организации учебного процесса.

Система дистанционного обучения способна помочь в урегулировании социальных проблем: сократить разрыв между элитарным и массовым образованием путем включения в состав обучающихся жителей удаленных регионов, русскоязычного населения зарубежных стран, инвалидов; создать условия для адаптации рынка труда к структуре занятости в экономике через создание условий для получения дополнительного образования (повышения квалификации и переподготовки, уволенных в запас военнослужащих и т. п.); ослабить остроту информационного неравенства путем предоставления возможности повышения общего уровня информационной культуры всем участникам процесса обучения; повысить качество образования путем учета потребности личности и социального заказа и увеличения конкурентоспособности выпускника на рынке труда; оптимизировать финансовые потоки в образовательной сфере; способствовать развитию международного сотрудничества, обмена опытом и последними достижениями в области образовательных технологий [3].

Как известно, никто не должен быть лишен возможности учится по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Чтобы российское образование вновь стало лучшим в мире, необходимо соединить лучшие отечественные образовательные традиции с самыми современными образовательными технологиями, в том числе с электронным обучением.

В индустриальных странах Запада и Востока уже приняты три серии законодательных актов: Закон об электронном обучении; Закон об индустрии образования; Закон об индустрии знаний.

В нашей стране и ныне действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года даны определения новым образовательным технологиям: электронное обучение и дистанционные образовательные технологии [1].

Системы дистанционного обучения, или LMS (Learning Management Systems), становятся более доступными. На сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем: Coursera, OpenupEd, edX, Future Learn, UDACITY, Iversity. Идет постепенная стандартизация, например, стандарт SCORM, облачные решения SAAS (software-as-a-service).

Исследователями Каталонского университета предложено рассматривать обучение e-learning как образовательную парадигму. Они определяют e-learning как «инновационный подход в обучении, применяемый для того, чтобы предоставить хорошо продуманную интерактивную среду обучения любому обучающемуся, в любом месте и в любое время, используя ресурсы различных цифровых технологий наряду с другими формами учебных материалов, которые подходят для открытой среды обучения. E-learning осуществляет переход от системы управления данными к системе управления знаниями» [2].

В зарубежной же практике используются многочисленные формы электронного обучения:

- Blended Learning (гибридное обучение);

- Virtual Classroom (виртуальная классная комната);

- Web Based Collaboration (коллективная работа);

- Whiteboard (лекционный плакат);

- Business TV (бизнес-телевидение).

Реформирование образовательных систем в мире идет в ключе построения информационного общества поскольку будущее страны формируется именно в системе образования. Классические методы образования трансформируются в е-1еаттд, университеты и школы - в е-ип^егеКу, е^сЬюок

Библиографический список

Таким образом, востребованность системы дистанционного обучения обусловлена возможностью предоставления равных образовательных возможностей, расширением прав личности на получение того образования и в том образовательном учреждении, которое будущему специалисту кажется более перспективным.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.

2. Введение в электронное обучение: монография. А.Г. Сергеев, И.Е. Жигалов, В.В. Баландина. Владимир, 2012.

3. Нагаева И.А. Инновационные информационные технологии в образовательных системах: учебное пособие. Инновационные информационные технологии в образовательных системах. Москва, 2013.

4. Нагаева И.А. Модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий. European Social Science Journal. 2012.

5. Нагаева И.А. Организация электронного тестирования: преимущества и недостатки. Науковедение. Интернет-журнал. 2013; 5 (18): 109.

6. Нагаева И.А. Технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий. Науковедение. Интернет-журнал. 2014; 2 (21): 165.

References

1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda.

2. Vvedenie v 'elektronnoe obuchenie: monografiya. A.G. Sergeev, I.E. Zhigalov, V.V. Balandina. Vladimir, 2012.

3. Nagaeva I.A. Innovacionnye informacionnye tehnologii v obrazovatel'nyh sistemah: uchebnoe posobie. Innovacionnye informacionnye tehnologii v obrazovatel'nyh sistemah. Moskva, 2013.

4. Nagaeva I.A. Modeli obucheniya s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. European Social Science Journal. 2012.

5. Nagaeva I.A. Organizaciya 'elektronnogo testirovaniya: preimuschestva i nedostatki. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2013; 5 (18): 109.

6. Nagaeva I.A. Tehnologiya podgotovki i provedeniya prakticheskih onlajn-zanyatij. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2014; 2 (21): 165.

Статья поступила в редакцию 28.10.17

УДК 371

Omarova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Theory and Methodology of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Abdulaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS TO FORM MORAL VALUES IN TEENAGERS AT LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION. The article shows the role of a teacher in the process of formation of spiritual and moral values of adolescents at lessons of physical education. Lessons of physical culture have a huge educational potential. To realize this potential it is necessary for the teacher to be ready to organize the educational work in general and specifically work on the formation of spiritual and moral values. In addition, for students in adolescence, this work is of particular importance. In pedagogical work on development of spiritual potential of adolescents, teachers, as organizers of physical activities, need to rely on the most effective teaching forms, methods and principles of educational influence.

Key words: teacher of physical education, moral values, adolescents.

Н.М. Омарова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. теории и методики физической культуры, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики физической культуры, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье показана роль учителя в процессе формирования духовно-нравственных ценностей подростков на уроках физической культуры. Уроки физической культуры имеют огромный воспитательный потенциал. Для реализации этого потенциала необходимо, что бы учитель был готов организовывать воспитательную работу в целом и конкретно работу по формированию духовно-нравственных ценностей. При этом для учащихся подросткового возраста данная работа приобретает особую значимость. В педагогической работе по развитию духовного потенциала подростков учителям, как организаторам физической деятельности, необходимо опираться на наиболее эффективные методические формы, приёмы и принципы воспитательного воздействия.

Ключевые слова: учитель физической культуры, духовно-нравственные ценности, подростки.

Уроки физической культуры имеют огромный воспитательный потенциал. В этой связи для образовательной практики актуальна проблема разработки педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся. Среди учащихся всех ступеней обучения в образовательной школе данная проблема имеет своё первостепенное значение, но для учащихся подросткового возраста она приобретает особую значимость. Это и определило выбор тему нашего исследования, посвящённому выбору педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей подростков средствами физической культуры.

Разработка педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей подростков содержит решение следующих задач:

- подготовка учителей физической культуры, психологов, родителей подростков к совместной работе по формированию духовно- нравственных ценностей на уроках физической культуры;

- обязательность сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности на основе соблюдения принципов последовательности и систематичности.

Среди основных условий по формированию духовно-нравственных ценностей подростков мы выделяем организацию ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.