УДК 378.02:37.016 (14.35.09)
Г. А. Иващенко, А. П. Шкуратова
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Представлено исследование влияния нетрадиционных форм обучения с применением психологического портрета обучающегося. Выявлены особенности проведения традиционных и нетрадиционных форм обучения. Предложена модель деловой игры как нетрадиционной формы обучения, способствующей развитию творческих способностей. Выполнен анализ распределения по типам темперамента в группе. Рассмотрены виды взаимодействия в малых группах на основе типов темперамента. Анализ проведенной деловой игры говорит о том, что нетрадиционные формы занятий позволяют повысить мотивацию к обучению и благоприятствуют развитию творческих способностей.
Ключевые слова: форма проведения занятий, творческие способности, темперамент.
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является учебное занятие.
Учебное занятие - это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач [1].
В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Учебное занятие может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.
Положительные стороны традиционной формы обучения:
- системность обучения;
- упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;
- организационная четкость;
- оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Отрицательные стороны традиционной формы обучения:
- шаблонное построение, однообразие;
- отсутствие самостоятельности;
- слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом;
- слабая обратная связь;
- отсутствие индивидуального подхода.
Творческие способности необходимы для того,
чтобы заниматься любым видом деятельности, и современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
А как видно из анализа, традиционные формы обучения представляют недостаточно возможностей для развития творческих способностей.
Вопросом развития творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный,
О. И. Мотков и др.
Разные авторы трактуют творческие способности по-разному. Так, например, под творческими способностями Б. М. Теплов понимает определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту приобретения [2].
В. Д. Шадриковым творческие способности определяются как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [2].
Л. А. Большакова творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлеченности, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
О. И. Мотков под творческими способностями понимает способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [3].
Наши исследования наиболее точно определяются следующим: творческие способности - это способности, позволяющие выполнять деятельность оригинально, умение находить нестандартные решения, используя различные варианты вы-
полнения деятельности. Фергюсон считает, что «творческие способности не создаются, а высвобождаются».
Л. Д. Столяренко доказала, что игровые и проблемные методы обучения как нетрадиционные формы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений [4].
Нетрадиционные занятия - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске с целью повышения эффективности учебновоспитательного процесса.
Сама организация такого занятия подводит студентов к необходимости творческого подхода, в процессе проведения складываются благоприятные отношения для развития творческого мышления, формируется положительная мотивация к учебе.
На таких занятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, развития творческого потенциала личности.
Основные признаки нетрадиционной формы обучения:
- отказ в организации занятия от шаблонов, присутствие элементов нового;
- использование внепрограммного материала;
- организация коллективной деятельности обучающихся в сочетании с индивидуальной;
- использование информационных и компьютерных технологий, мультимедийного оборудования, видео;
- предоставление обучающимся возможности раскрыться с новых сторон и ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
- необходимость серьезной предварительной подготовки.
С целью развития творческих способностей со студентами 1-го курса направления «Информационные системы и технологии» Братского государственного университета (БрГУ) наряду с традиционными занятиями по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» была проведена деловая игра «Инвестиционный форум».
Сценарий игры следующий: группа делится на пять команд (по четыре человека в каждой), заранее командам были предложены на выбор пять тематических направлений из области информационных технологий: защита информации и компьютерная безопасность, разработка программного обеспечения прикладного характера, Web-разработки, программирование микроконтроллеров и компьютерная графика.
Далее шел этап домашней подготовки: каждая команда выбирала реально существующую фирму в своем направлении и занималась сбором информации о ее деятельности (история создания, занимаемая ниша на рынке информационных технологий, реализованные проекты), также обязательным условием отбора фирмы являлось наличие инновационных проектов, требующих инвестирования.
Командам следовало подготовить доклад и презентацию. Презентации необходимо было создать в MS Power Point, у группы как раз заканчивался цикл лабораторных работ, посвященных MS Power Point, поэтому создание презентации считалось контрольным мероприятием.
Целью игры являлся выбор одной команды-победителя, проект которой будет инвестировать банк. После выступления всех команд началось заседание круглого стола, где команды-соперники задавали друг другу вопросы. На заключительном этапе необходимо было выбрать команду-победи-теля и обсудить допущенные в ходе выступления ошибки и замечания.
Студенты были разделены на команды преподавателем в соответствии с типами их темперамента. Темперамент - это проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально психологические особенности личности, в которых выражается подвижность его нервных процессов, их силы, уравновешенность [5].
В начале учебного семестра у студентов 1-го курса был определен тип темперамента по тесту Г. Айзенка, который направлен на выявление обычного способа поведения человека (рисунок).
Меланхолик
Распределение студентов по типам темперамента
Сангвиники занимают 30 %. Это самый устойчивый, уравновешенный и энергичный тип темперамента. Сангвиники быстро ориентируются в незнакомой обстановке, инициативны, оптимистичны. Сравнительно легко переживают неудачи. Часто упрощают поставленные цели. Отличаются хо -рошей работоспособностью и склонны к решению тактических задач.
Холерики занимают 29 %. Этот темперамент характеризует вспыльчивого человека. Это энергичные, решительные, инициативные люди. Быстро решают проблемы и преодолевают трудности. Схватывают информацию на лету, быстро запоминают. Не могут делать монотонную, длительную работу.
Флегматики занимают 27 %. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Они медлительны и нерешительны, неохотно переключаются с одного дела на другое. Отличаются терпеливостью, выдержанностью и самообладанием. Выносливы и целеустремленны, с развитым чувством ответственности, способны к длительной напряженной работе. Серьезно относятся к принятию решений.
Меланхолики занимают 14 %. Самый чувствительный тип темперамента. Люди данного типа -творческие личности. У меланхоликов наблюдается тенденция к развитию повышенной требовательности к себе и занижения уровня собственных желаний.
Различные типы темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность - флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга, что сказывается на работоспособности в целом. Другие сочетания (холерик -сангвиник и флегматик - меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна [6].
Самая идеальная команда - это коллектив сангвиников, лидером в которой выступает холерик, поиском новых идей занимается меланхолик, а кропотливую работу выполняет флегматик.
Именно по таким принципам были разделены студенты на команды, что и дало свои результаты: выступления команд были хорошо подготовлены, в команде были четко распределены обязанности. Необходимо отметить, что с докладами в командах выступали холерики.
Подтверждают гипотезу о том, что разделение на группы по типам темперамента дает более сла-
женную и эффективную работу, итоги аналогичной игры у студентов 1-го курса направления «Инженерия программного обеспечения» БрГУ, где студенты делились на команды сами. Работа таких команд оказалась менее эффективной - материал был плохо подготовлен, а при выступлении с докладом студенты перебивали друг друга (скорее всего, два холерика), что в целом сделало работу студентов некачественной.
Анализ проведенной деловой игры как нетрадиционной формы обучения позволяет говорить о том, что у студентов повысился интерес к изучаемой дисциплине, развитие творческой деятельности, что, несомненно, способствует благоприятному климату, ориентируя учащихся на коммуникацию.
В ходе беседы студенты положительно отзывались о данной форме проведения занятий, ссылаясь на то, что благодаря игровому моменту были более заинтересованы в качественной подготовке задания.
Необходимо отметить, что с помощью игрового момента в ходе подготовки презентации студенты не только закрепили полученный в ходе выполнения лабораторных работ материал, но и самостоятельно изучили дополнительные наборы команд пакета MS Power Point (чтобы сделать свою презентацию наиболее привлекательной).
Конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционные формы обучения не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, так как они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению.
Польза нетрадиционных форм обучения с применением психологического портрета студента была доказана экспериментально.
У студентов выявлено развитие творческих способностей: оригинальность подхода к выполнению задания, способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость. Это говорит о продуктивности процесса обучения и возможности использовать нетрадиционные формы обучения как средство развития творческих способностей.
Список литературы
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
3. Мотков О. И. Психология самопознания личности: практическое пособие. М.: Треугольник, 1993. 120 с.
4. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 544 с.
5. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 583 с.
6. Амельков А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия. Мозырь: Содействие, 2006. 108 с.
Иващенко Г. А., доктор педагогических наук, профессор, доцент.
Братский государственный университет.
Ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709.
E-mail: [email protected]
Шкуратова А. П., соискатель, ассистент.
Братский государственный университет.
Ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.01.2014.
G. A. Ivashchenko, A. P Shkuratova
ORGANIZATION OF NON-TRADITIONAL FORMS OF CLASSES IN ACCORDANCE WITH THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS AS A WAY TO BOOST CREATIVITY
The article investigates the impact of non-traditional forms of teaching with the use of a psychological portrait of the student. The features of traditional and non-traditional forms of education are identified. The model of the business game as a non-traditional form of teaching that contributes to the development of creative abilities is suggested. The analysis of the division on the bases of the temperament type in the group is cariied out. The types of interaction in small groups, based on the types of temperament are considered. The analysis of the business game points that non-traditional classes can increase motivation to study and encourage the development of creative abilities.
Key words: form of classes, creative abilities, temperament.
References
1. Babanskaya Y. K. Pedagogy. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 608 p. (in Russian).
2. Bogoayvlenskaya D. B. Psychology of creativity. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 320 p. (in Russian).
3. Motkov O. I. Psychology of self-identity. Moscow, Treugol'nik Publ., 1993. 120 p. (in Russian).
4. Stolyarenko L. D. Educational psychology. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2003. 544 p. (in Russian).
5. Maklakov A. G. General Psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 583 p. (in Russian).
6. Amel'kov A. A. Psychological diagnostics of interpersonal interaction. Mozyr, Sodeistvie Publ., 2006. 108 p. (in Russian).
Ivashchenko G. A.
Bratsk State University.
Ul. Makarenko, 40, Bratsk, Russia, 665709.
E-mail: [email protected]
Shkuratova A. P.
Bratsk State University.
Ul. Makarenko, 40, Bratsk, Russia, 665709.
E-mail: [email protected]