УДК 159.9.072.5
СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА С КЛАССИФИКАЦИЕЙ ОРНИТОМОРФНЫХ СИМВОЛОВ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА «ПТИЦА»
Э.Г. Абакарова
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор развития гуморальной теории темперамента с древних времен по настоящее время. Рассматриваются четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Перечисленные типы анализируются и как чистые типы, которые встречаются у людей довольно редко, и как один из доминирующих в смешанном типе темперамента. Качественные характеристики темперамента сопоставляются с птицами в проективной методике «Птица». Методологией исследования является обобщающий психологический анализ типов темперамента и основных символов птиц, классифицированных по четырем типам. В испытуемую группу вошли студенты 3 курса медицинского вуза (СтГМУ), прошедшие тестирование и опрос психологами вуза. Автор статьи систематизирует и сопоставляет качественные данные типов темперамента и основных типов орнитологических символов проективного теста «Птица». Результаты данного соотношения позволяют распознать качества холериков у студентов, нарисовавших водоплавающих птиц (лебедь, гусь, гагара, утка и др.); качества меланхоликов у студентов, нарисовавших врановых (ворон, сорока, грач, ворона и др.); качества сангвиников у студентов, нарисовавших хищных птиц (орел, сокол, беркут, сова и др.); качества флегматиков у студентов, нарисовавших голубя, воробья, павлина, петуха. В заключении автор приводит теоретические выводы и практическую значимость данной работы и определяет стратегию проведения дальнейшего исследования в данном направлении.
Ключевые слова: темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, проективный тест «Птица», студент медицинского вуза.
RELATIONSHIPS BETWEEN TYPES OF TEMPERAMENT AND THE CLASSIFICATION OF ORNITHOMORPHIC SYMBOLS IN ACCORDANCE WITH THE BIRD PROJECTIVE TEST
E. Abakarova
Abstract. This article comprises a theory-based review of the development of the humoral theory of temperament from ancient times to the modern day. It covers the four temperament types: choleric, melancholic, sanguine and phlegmatic, analysing them both in their (extremely rare) "pure" form and as dominant types in mixed temperaments. Their traits of character are compared with drawings of birds obtained via the Bird projective method. This research was carried out using a summary analysis of temperament types and basic bird symbols classified into four types. The research group consisted of third-year medical students at Stavropol State Medical University who had undergone testing and and completed a survey given by university psychologists. The author of the article systemises and compares qualitative data on temperament types and the basic types of ornithological symbols contained in the Bird projective test. The relationships found make it possible to identify typically choleric traits of character among the students who drew waterbirds (swan, goose, loon, duck etc.); melancholic traits among those who drew corvids (raven, magpie, rook, crow etc.); sanguine traits among those who drew birds of prey (eagle, falcon, golden eagle, owl etc.); and phlegmatic traits among those who drew doves, sparrows, peacocks and roosters. In her conclusion the author summarises the theoretical findings and the practical significance of the research for the psychological support of medical students, and also offers a strategy for further research in this area.
Keywords: temperament, choleric, sanguine, phlegmatic, melancholic, the Bird projective test, a student of the medical university.
Корнями теория темперамента уходит в гуморальную (от лат. humor — влага, сок) теорию, научное объяснение которой, с точки зрения высшей нервной деятельности, дал И.П. Павлов [7, с.395]. Первое упоминание о данной теории найдено в древнем Египте и Месопотамии [10;18]. Однако целостное представление и систематизацию предложил Гиппократ примерно в 400 г. до н.э. Согласно его определению: «Человеческое тело содержит кровь, слизь, желтую желчь и черную желчь. Эти жидкости,
«жизненные соки», составляют конституцию организма, а также влияют на формирование болезней и на здоровье. Здоровье определяется, прежде всего, как состояние, в котором эти четыре жидкости находятся в правильной пропорции друг к другу и хорошо сбалансированы. Заболевание или недуг возникает тогда, когда одно из веществ представляет собой либо дефицит, либо избыток, и оно отделяется из организма и не смешивается с другими» [15].
Кровь, как полагалось, производится исключительно в печени [12, с.103-105]. Желтая желчь выделяется при расстройстве печени и дисбаланса остальных «жизненных соков». «Черная желчь» вызывает депрессию, а преобладание слизи вызывает апатичное поведение.
Позднее Гален развил данную теорию темперамента в своем труде «De temperamentis» и опирался на физиологические причины поведения у различных людей. В основу классификации вошло разделение на основные категории «горячая/холодная» и «сухая/влажная», согласно четырем элементам (воздух, огонь, вода, земля) [11]. Баланс между перечисленными качествами дает в общей сложности девять темпераментов и приводит нас к классическому определению «темперамента», которое происходит от латинского слова «temperare» (смешивать). Считается, что в идеальной личности комплементарные характеристики («горячая/холодная» и «сухая/влажная») гармонично уравновешены. А в четырех, менее идеальных типах, одно из четырех качеств доминирует над всеми остальными. Эти четыре типа были определены Галеном как 4 темперамента: «сангвиник», «холерик», «меланхолик» и «флегматик». Каждый из темпераментов отражал избыток одного из «жизненных соков», которые и формируют дисбаланс парных качеств.
Позднее данную теорию развивал Авиценна (1025 г. н.э.) [14]. Стоит отметить, что в Индии и Пакистане медицина и в настоящее время опирается на теорию о четырех жидкостях. Определение четырех типов темперамента и соотношение «жизненных соков» по Галену и Авиценне являются фундаментальной частью методологической парадигмы медицины в перечисленных арабских странах.
Основную теорию о соотношении четырех жидкостей сопоставляли и интерпретировали на протяжении длительного исторического периода ряд исследователей. Н. Кулпепер (1616 - 1654) соотносил типы темперамента с астрологическими данными [16] и давал свое пояснение влияния «жизненных соков» на физиогномику и личностные качества [17]. Кулпепер предположил, что в то время как некоторые люди имели чистый тип темперамента, другие имели смешанный тип. Смешанный тип состоял из соединения двух типов, который определялся как первичный и вторичный темперамент [13]. Впоследствии И. Кант, Р. Штайнер, А. Адлер, Э. Адикес, Э. Шпрангер, Э. Кречмер и Э. Фромм проводили исследования именно в рамках четырех типов темпераментов,
но с разными названиями. Эти исследования в значительной степени сформировали
современные теории темперамента и расширили наши представления по данной теме.
В настоящее время представления о типах темперамента дополняются результатами исследований в области определения биологических оснований для их формирования. Г. Айзенк был одним из первых психологов, который применил метод факторного анализа для исследования индивидуальных различий личности. И именно его исследования привели к выводу о том, что темперамент формируется на биологическом уровне. Предложенные Айзенком категории «Невротизм (К)» и «Экстраверсия (Е)» при сопоставлении были идентичны классическим типам темперамента.
В России подобные исследования проводились И.П. Павловым и позднее его последователями (Б.М. Теплов и другие). Павлов выделил 4 чётко очерченных типа высшей нервной деятельности, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу. Б.М. Теплов дал новое определение темперамента:
«Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой — с другой» [9]. В.Д. Небылицын и В.М. Русалов рассматривали темперамент как формально-динамические свойства поведения:
энергетические (такие как выносливость); динамические (скорость интеграции
акта - мобильность, темп), а также эмоциональность. Русалов показал, что черты темперамента, регулирующие разные типы активности, имеют разные
психофизиологические корреляты, то есть специфику в зависимости от типа активности [5]. Предложенная Русаловым активностно-специфичная структура темперамента получила свое развитие в работах И.Н. Трофимовой, которая развила этот подход и предложила свою версию в виде компактной версии «Опросника структуры темперамента» (STQ-77) [19;21].
Обсуждая биологические основания темперамента, многие исследователи считают, что свойства темперамента являются генетически обусловленными или, по крайней мере, связаны с теми физиологическими и нейродинамическими особенностями, которые в значительной степени детерминированы генотипом.
Современная психология обладает надежными экспериментальными данными,
демонстрирующими связь свойств темперамента с генотипом [2;3;4;8]. Вышеперечисленные исследования и теории соотносятся с определением темперамента как устойчивой совокупности индивидуальных
психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в характере поведения, в степени жизненной активности.
Как уже было сказано, люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего определяется смешанный тип темперамента в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
В рамках данного теоретического обзора предлагается сопоставление четырех типов темперамента с классификацией
орнитологических символов проективного теста «Птица» (Абакарова Э.Г., 2014). Данный анализ позволит расширить диагностические возможности указанной методики и сформулировать дополнительную
интерпретацию.
Согласно классификации рисунков, представленных в бланках проективного теста «Птица», существуют четыре основные категории, куда входят наиболее традиционные символы птиц: 1 - водоплавающие птицы, представленные лебедем, уткой; 2 - врановые, представленные вороном, сорокой; 3 - хищные птицы, представленные чаще всего орлом, соколом, совой; 4 - птицы, не относящиеся к перечисленным группам и представленные чаще всего голубем, курицей, воробьем.
В настоящем исследовании для нас наиболее важными являются характеристики, влияющие на успешность образовательного процесса, потому основная диагностическая группа представлена студентами медицинского вуза (Ставропольский государственный медицинский университет). В качестве предварительного метода оценки личностных качеств применялись опрос после проведения проективного теста «Птица» и наблюдение за студентами (46 человек) в ходе учебной деятельности. Предварительные данные позволили сопоставить типы темперамента с четырьмя категориями нарисованных птиц в следующих вариантах: холерик - водоплавающие (лебедь); меланхолик - врановые (ворон);
флегматик - голубь; сангвиник - хищные птицы (орёл).
Результаты исследования. Холерик имеет стремительный темпоритм. Его разговор быстрый, объемный. Отвечает без промедления, часто перебивая собеседника. Такие студенты быстро понимают и запоминают новую информацию. Им постоянно необходима активность. Подобные студенты отличаются повышенной эмоциональностью и уязвимостью. Перепады и изменчивость эмоций можно наблюдать в течение одного дня. Холерик быстро думает и мгновенно принимает решения. Движение и динамика в учебном процессе для него наиболее важны, вследствие этого данным студентам не хватает самоконтроля и неспешного обдумывания. Во время стресса холерик поспешный, быстро возбудимый и суетливый. Проявляет раздражение и вспыльчивость.
Холерик характеризуется как открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Преобладает максимализм в оценке людей и событий [6]. Данные качества соответствуют студентам, которые нарисовали в проективном тесте «Птица» лебедя, утку, гуся, в редких случаях пингвина (см. рис. 1). По итогам беседы и наблюдения в период учебной деятельности и внеучебной активности было отмечено, что студенты, нарисовавшие данных птиц, отличаются быстротой, неуравновешенностью, резко меняющимся настроением и быстрой истощаемостью. Они стараются проявить себя в разных сферах: учебе, конкурсах и участии в творческих коллективах. Эти студенты обладают огромной работоспособностью, но, растрачивая свои силы, быстро истощаются и не доводят все дела до конца.
Меланхолик наряду с холериком считается одним из наиболее сложных типов темперамента человека. Меланхолики очень чувствительны, обидчивы и ранимы. Даже при мелких неудачах они начинают жаловаться на судьбу и впадать в фатализм. Согласно общепринятому мнению, перечисленные качества присущи женщинам, но многие мужчины имеют сходный характер, и это связано с типом темперамента меланхолика. Студенты с подобным темпераментом более осторожны, потому что многого боятся. Их одолевают страхи перед неудачами, неожиданностями, непониманием со стороны окружающих, одиночеством, неспособностью что-либо сделать и т.п.
Рисунок 1. - Рисунок лебедя студентки 3 курса, специальность «Педиатрия»
Именно большое количество страхов и охранное поведение стимулируют развитие у меланхоликов интуиции и способности к предчувствию неприятных ситуаций или событий. Они обладают проницательностью и хорошо чувствуют людей. Работать с максимальной самоотдачей им не дано
вследствие быстрой утомляемости. Если студенту-меланхолику не удается часто отдыхать, то он начинает болеть и брать больничные листы. В стрессовой ситуации он начинает переживать, бояться, обвинять себя [6]. Качества, присущие меланхоликам были отмечены у студентов, нарисовавших ворону или ворона, см. рис. 2.
Рисунок 2. - Рисунок ворона студента 3 курса, специальность «Педиатрия»
Эти студенты, по мнению всех преподавателей вуза, отличаются высокой тревожностью, склонны к постоянному переживанию различных событий и остро реагируют на внешние факторы. Свои астенические переживания такие студенты зачастую не могут сдерживать усилием воли; их повышенная впечатлительность проявляется в обидчивости и эмоциональной ранимости.
Сангвиники - это люди сильные, полные энергии, с хорошим самоконтролем. Как правило, они отличаются деловитостью, выносливостью и
хорошей работоспособностью. Нередко такие студенты становятся карьеристами. Сангвиник любит общение с интересными, и, что не менее важно, «нужными людьми». Отличается жизнелюбием, стремлением быть в центре внимания. Его характеризуют высокая инициативность и креативность, он часто предлагает новые идеи и нестандартные решения. Возникающие проблемы студент-сангвиник решает по мере возникновения самой проблемы, на ней не зацикливается, живет легко и оптимистично.
Сангвиник отличается высокой
самостоятельностью и сам редко оказывает поддержку. Он считает, что каждый должен справляться со своими проблемами самостоятельно [6]. В экстремальных и конфликтных ситуациях сангвиники могут быть жесткими и авторитарными, но в общении с творческими людьми они дипломатичны и мягки. Они стремятся к чему-то новому и постоянно чему-то учатся. Студент-сангвиник умеет хорошо и технически делегировать задачи тем, кто им может подчиняться, и при этом сохранять свою
управленческую позицию. Сангвиник очень хорошо чувствует и осознает иерархию. Это влияет на его хорошее понимание своей управляющей роли по отношении к тем, кто подчиняется ему, и в то же время сам легко подчиняется вышестоящему руководителю или преподавателю.
Сопоставляя рисунки студентов,
нарисовавших орла, сову, беркута и сокола, с их качествами, проявляемыми в процессе обучения, можно с большой долей вероятности отнести их к сангвиникам, см. рис. 3.
Рисунок 3. - Рисунок орла студента 3 курса, специальность «Педиатрия»
Все студенты, нарисовавшие хищных птиц, характеризуются как очень подвижные люди, с частой сменой настроений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг них [1]. Неудача или провал на семинаре или во время сессии легко переживаются данной категорией студентов. Это связано, возможно, с их внутренней уверенностью в том, что они способны исправить любую свою ошибку и оплошность. Стоит отметить, что продуктивность работы данных студентов во многом зависит от заинтересованности в том предмете, который они изучают. Если учебная или иная другая деятельность для них неинтересна, они относятся к ней безразлично, и им становится скучно.
Флегматик характеризуется как хороший, обязательный, ответственный, но
безынициативный исполнитель. Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи или проекты не будет. Такие студенты лучше проявляют себя в рутинной работе, где требуются внимательность
и основательность. При формулировке и постановке задачи необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи. Эта та категория студентов, которую не стоит торопить. Вышеперечисленные качества в большей степени соответствуют студентам, которые нарисовали в проективном тесте «Птица» голубя, «петушка», павлина, «воробушка», снегиря, см. рис. 4. Наблюдение за данными студентами показало, что чаще всего они неторопливы, невозмутимы, имеют устойчивые стремления и стабильное настроение. Основная трудность в наблюдении за такими студентами была связана с тем, что они скупы на проявление эмоций и чувств, и большую часть информации можно было получить только из беседы. Как показывает успеваемость, студенты с преобладанием данных качеств проявляют упорство и настойчивость в учебе, остаются спокойными и уравновешенными в период сессии. В целом их результативность имеет высокую производительность, но она связана не со скоростью, а с неспешным прилежанием.
Рисунок 4. - Рисунок павлина студентки 3 курса, специальность «Педиатрия»
Проведенный теоретический анализ четырех типов темперамента и сопоставление их с четырьмя типами орнитологических символов проективного теста «Птица» (Абакарова Э.Г., 2014) позволяет распознать качества холериков у студентов, нарисовавших водоплавающих птиц (лебедь, гусь, гагара, утка и др.); качества меланхоликов у студентов, нарисовавших врановых (ворон, сорока, грач, ворона и др.); качества сангвиников у студентов, нарисовавших хищных птиц (орел, сокол, беркут, сова и др.); качества флегматиков у студентов, нарисовавших
голубя, воробья, павлина, петуха и др. Это позволяет расширить диагностические границы проективной методики «Птица» в сфере определения ведущего типа темперамента у смешанных типов и основного типа у студентов с, так называемым, чистым типом темперамента. Полученные данные дают основания для проведения расширенного исследования в указанной области с подтверждением имеющихся результатов современными диагностическими методами определения типа темперамента.
Литература:
1. Абакарова Э.Г. Отражение индивидуальных свойств личности в символах хищных птиц в психологическом проективном тесте «Птица» [Электронный ресурс] / Э.Г. Абакарова // Международный научно-исследовательский журнал. -2017. - № 1(55). - Режим доступа: doi: 10.23670ЛШ.2017.55.021
2. Литвинова Л.В., Абакарова Э.Г. Исследование типов темперамента на основании дерматоглифических особенностей кончиков пальцев рук и ног у студентов стоматологического факультета: в сборнике: Современные траектории образовательного процесса в медицинском вузе / Л.В. Литвинова, Э.Г. Абакарова. - 2016. - С. 288-290.
3. Покровский Д.Г. Патохимические и некоторые иммунологические особенности у детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, часто острыми респираторными заболеваниями / Д.Г. Покровский, А.А. Михайленко, Ю.В. Негодина // Вестн. Уральской мед. академии науки. - Тверь. - 2006. - № 2. - С. 67-72.
4. Потребич Ю.Г. Исследование эмоциональной сферы детей младенческого и раннего возраста в зависимости от способа родовспоможения / Ю.Г. Потребич, Н.А. Кравцова, А.В. Катасонова //
■ 2009. - № 32. -
основы Москва,
Сибирский психологический журнал. С. 71-73.
5. Русалов В.М. Биологические индивидуальных различий / В.М. Русалов. Наука, 1979.
6. Самоукина Н.В. Методы влияния на руководителей и подчинённых с учётом их типа темперамента [Эллектронный ресурс] / Н.В. Самоукина. - Режим доступа: http://delovoymir.biz/
7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
8. Слободская Е.Р. Темперамент, социальные факторы и приспособление подростков / Е.Р. Слободская // Бюл. СО РАМН. - 2004. - № 2. - С. 107113.
9. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. Том 2 / Б.М. Теплов. - Москва: Издательство «Педагогика», 1985.
10. Adolph P. Yushkevich Sertima, Ivan Van (1992), Golden age of the Moor, Volume 11, Transaction Publishers, p. 17, ISBN 1-56000-581-5.
11. Boeree, C. George. "Early Medicine and Physiology". Retrieved 21 February 2013.
12. Byron Good. Medicine, Rationality and Experience: An Anthropological Perspective Cambridge University Press, 1994 ISBN 9780521425766
13. Greenbaum, Dorian Gieseler (2005). Temperament: Astrology's Forgotten Key. Wessex Astrologer. pp. 42, 91. ISBN 1-902405-17-X.
14. Lutz, Peter L. (2002). The Rise of Experimental Biology: An Illustrated History. Humana Press. p. 60. ISBN 0-89603-835-1.
15. Mann W. N. (1983). G.E.R. Lloyd, ed. Hippocratic writings. Translated by J Chadwick. Harmondsworth: Penguin. p. 262. ISBN 978-0140444513.
16. Nicholas Culpeper (1653) An Astrologo-Physical Discourse of the Human Virtues in the Body of Man, transcribed and annotated by Deborah Houlding. Skyscript, 2009 (retrieved 16 November 2011). Originally published
in Culpeper's Complete Herbal (English Physician). London: Peter Cole, 1652.
17. Nicholas Culpeper. Semeiotica Urania, or Astrological Judgement of Diseases. London: 1655. Reprint, Nottingham: Ascella, 1994.
18. Sudhoff Karl (1926). Essays in the History of Medicine. Medical Life Press, New York City. Pp. 67, 87, 104.
19. Trofimova I.N. An investigation into differences between the structure of temperament and the structure of personality. - 2010. - T. 123(4). - C. 467-480. -DOI: 10.5406/amerjpsyc. 123.4.0467
20. Trofimova I.N. The lability of behavior as a marker of comorbid depression and anxiety. Advances in Bioscience and Biotechnology. - 2010. - T. 1(3). - C. 190199. - D0I:10.4236/abb.2010.13027
Сведения об авторе:
Абакарова Эмма Гаджиевна (г. Ставрополь, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», e-mail: amina.ab@mail.ru
Data about the author:
E. Abakarova (Stavropol, Russia), Ph.D. in Psychology, Docent, Associate Professor of Philosophy Department, Stavropol State Medical University, e-mail: amina.ab@mail.ru