Научная статья на тему 'Выявление типа темперамента собаки и его влияние на её обучаемость и дрессируемость'

Выявление типа темперамента собаки и его влияние на её обучаемость и дрессируемость Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
2203
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тип темперамента / дрессируемость и обучаемость собак / динамические характеристики психики / type of temperament / trainability and dressiest dogs / the dynamic characteristics of the psyche

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Ефимова Наталья Алексеевна

В статье рассмотрены понятия типа темперамента и его основные характеристики, дрессируемость, обучаемость, динамические характеристики психики. Проведен эксперемент на выявление обучаемости и дрессируемости собак разных типов темперамента. Сделан анализ взаимосвязи типа темперамента с обучаемостью и дрессируемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFY THE DOG'S TEMPERAMENT AND ITS IMPACT ON HER LEARNING AND DRESSIEST

The article discusses the concept of temperament and its main characteristics, dressiest, learning, dynamic characteristics of the psyche. The experiment to identify the learning and dogs of different temperaments ability to train was conducted. The relationship of temperament with learning disabilities and ability to train were analyzed here.

Текст научной работы на тему «Выявление типа темперамента собаки и его влияние на её обучаемость и дрессируемость»

УДК 159.92+636.7

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА СОБАКИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЕЁ

ОБУЧАЕМОСТЬ И ДРЕССИРУЕМОСТЬ

Ефимова Наталья Алексеевна.

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, студент, efimovanaa@mail.ru.

Аннотация. В статье рассмотрены понятия типа темперамента и его основные характеристики, дрессируемость, обучаемость, динамические характеристики психики. Проведен эксперемент на выявление обучаемости и дрессируемости собак разных типов темперамента. Сделан анализ взаимосвязи типа темперамента с обучаемостью и дрессируемостью.

Ключевые слова: тип темперамента, дрессируемость и обучаемость собак, динамические характеристики психики.

IDENTIFY THE DOG'S TEMPERAMENT AND ITS IMPACT ON HER

LEARNING AND DRESSIEST

Efimova Natalia A.

Siberian state University of railway engineering, Novosibirsk, student, efimovanaa@mail.ru.

Abstract. The article discusses the concept of temperament and its main characteristics, dressiest, learning, dynamic characteristics of the psyche. The experiment to identify the learning and dogs of different temperaments ability to train was conducted. The relationship of temperament with learning disabilities and ability to train were analyzed here.

Key words: type of temperament, trainability and dressiest dogs, the dynamic characteristics of the psyche

Актуальность темы исследования заключается в том, что собаки широко используются во многих отраслях жизни общества, а выявление темперамента собаки с щенячьего возраста способствует определению собаки в подходящую ей службу, что уменьшает время и улучшает качество дрессировки.

Впервые Гиппократ предположил, что склад психики, особенности поведения связанны с соотношением жидкостей в организме [4].

Тип высшей нервной деятельности, по И. П. Павлову, характеризуется тремя свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. Описанные И.П. Павловым типы высшей нервной деятельности находят свое соответствие в темпераментах. Холерик - это сильный, неуравновешенный, подвижный тип; сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип; флегматик - сильный,

уравновешенный, инертный тип; меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный тип [2,с. 429].

Для нашей работы мы использовали метод АРАКС, разработанный Н. Д. Криволапчук [3]. Автором предлагается использовать для анализа выраженности поведения, следующие функциональные характеристики: активность поведения -сила реакции на раздражитель (громкость лая, дальность броска и бега и т.п.); реактивность поведения - скорость наступления реакции, отражающая время протекания процесса возбуждения; адаптивность поведения - прекращение реакции, соответствующее смене возбуждения торможением; конструктивность поведения -способность собаки извлекать и использовать новую информацию; стабильность поведения - воспроизводимость его при тех же условиях.

Комбинация этих характеристик, дает возможность оценить с практическими целями дрессируемость собаки - относительная легкость выработки рефлекторных навыков, а также сделать вывод о развитии у данной собаки обучаемости - то есть, способности учитывать логические связи между объектами, субъектами и событиями, анализировать и оценивать ситуацию в целом, устанавливая соответствия между смыслом происходящего и эффективностью собственного поведения, и дрессируемости собаки.

На первом этапе исследования стало определение темперамента у собак. В исследовании участвовало 13 собак. Был получен следующий разброс по типам темперамента: тип темперамента сангвиник - 5 собак, холерик - 3 собаки, флегматик - 3 собаки, меланхолик - 2 собаки (рис.1).

Далее мы провели эксперимент. В качестве его условий используется падение с высоты около 1,5 метра мягкого не знакомого собаке предмета, на расстоянии 2,53,5 метров. Собака находится на длинном поводке, когда ассистент роняет предмет с высоты плеча так, чтобы он свободно упал на землю. По первой реакции собаки определяются три основные характеристики, которым наблюдатель приписывает балльные оценки [1, с.73-77].

Таблица - 1. Результаты исследования типа темперамента собак, их дрессируемости и обучаемости._

Тип темперамента

Исследуемые Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик

показатели 5 3 3 2

Дрессируемость 10,4 7 5,6 6

Обучаемость 43,6 21 15 -12

60 40 20 0 -20

ш

Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик

■ Дрессируемость Обучаемость

Рис. - 1. Дрессируемость и обучаемость собак и их тип темперамента Таким образом, на основе теоретического анализа, исследования по методике АРАКС мы получили следующие результаты: был выявлен тип темперамента собак. Выявлена прямая зависимость обучаемости и дрессируемости собак от их типа темперамента. Максимальный средний показатель обучаемости и дрессируемости получен сангвиниками. Такие собаки могут эффективно дрессироваться и обучаться по стандартным программам без участия зоопсихолога. Риск психических перегрузок и передрессировки минимален. Обучение холерика и флегматика может быть эффективным, но следует предусмотреть в дрессировочной работе коррекцию отклонений, снижающих эффективность дрессировки, приближая свойства психики собаки к сангвиническому темпераменту. Меланхоликам требуется обучение по специальной программе с учетом коррекции отдельных свойств психики под обязательным наблюдением зоопсихолога.

Библиографический список:

1. Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2008. - 560 с.

2. Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. Т. 2. - С. 429

3. Оценка динамических характеристик поведения по системе АРАКС - 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.10.2016. - URL: http://lectmania.ru/1xa1ad.html (дата обращения 29.10.2016)

4. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. В. Силкина, Л. И. Демидова, К. В. Гилева, Ю. А. Наумова, Н. П. Никандрова, О.А. Успенская. -Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - 204с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.