УДК 343.352
ВЛИЯНИЕ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
© Алексей Викторович БУЛГАКОВ
Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры денег и кредита,
e-mail: SABulgakova@yandex.ru © Артем Станиславович СИРОТОВСКИЙ Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей экономической теории, e-mail: SABulgakova@yandex.ru
В статье рассматривается негативное влияние теневой экономики и коррупции на систему экономических отношений и гармонизацию интересов субъектов хозяйствования, определяются размеры данного сектора в экономике России и мире, выявлены различия в понятиях теневая экономика и неформальная экономика, основные признаки теневой экономки, ее неразрывность с коррупцией.
Ключевые слова: теневая экономика; неформальная экономика; коррупция; экономические отношения; гармонизация интересов; субъекты экономики.
Формирование теневой экономики и коррупции являются наиболее яркими проявлениями деформации системы экономических отношений, когда доминирующее положение занимают интересы частных лиц и их групп, а не общенациональные интересы. Президент России Д.А. Медведев системно и настойчиво проводит в жизнь программу государственно-управленческих мероприятий противодействия коррупции и теневой экономике. Политические решения российского руководства вполне определенно демонстрируют внимание к этой острой социальноэкономической проблеме, представляющей серьезную угрозу гармонизации экономических интересов общества, национальной безопасности и экономическому суверенитету Российской Федерации.
Современная «теневая экономика» является своеобразной «лакмусовой бумажкой», выявляющей несостоятельность, неэффективность и провалы рыночной экономики. Неофициальный рынок возникает и набирает силу именно в момент, когда официальный рынок не может осуществлять свои функции в должном объеме. Или когда деятельность в легальной сфере сопряжена с высокими затратами, которые могут быть выражены как в материальном, так и в моральном, временном и другом эквиваленте [1].
В контексте гармонизации экономических интересов и развития национальной безопасности теневая экономика всегда при-
влекала пристальное внимание ученых и научной общественности. Следует отметить, что в научных исследованиях существует определенная неточность в применении терминов, когда теневая экономика отождествляется то с неформальной, то с криминальной экономикой. По совершенно справедливому мнению В. Радаева, очень важно развести эти понятия, обозначающие различные сегменты рынков [2].
В отечественной и зарубежной научной литературе существует множество терминов, обозначающих действия вне официального сектора экономики, а также используются различные подходы для характеристики соотношения между ними и их классификации. Данная проблема рассматривалась в рамках антикоррупционной политики [3-5], экономической безопасности [6; 7], региональной составляющей экономической безопасности [8; 9], правовых аспектов данной проблемы [10; 11], экономического роста национальной экономики [12; 13] и др.
Наиболее широким понятием в данном отношении выступает неформальная экономика, которая представляет собой совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо неадекватным образом. При выделении сектора некриминальной теневой экономики, необходимо учитывать следующие соображения. К некриминальной, теневой экономи-
ке может быть отнесена лишь экономическая деятельность, непосредственно связанная с производством нормальных товаров, оказанием нормальных услуг, выполнением нормальных работ и вносящая вклад в создание ВВП. К некриминальному сектору теневой экономики целесообразно отнести деятельность, которая не могла быть начата или продолжена в условиях действующего режима налогообложения и регулирования. Необходимо учитывать мультипликативный эффект увеличения производства и, следовательно, налоговых поступлений в результате расходования теневых доходов в легальной экономике.
Зачастую, под теневой экономикой экономисты понимают «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, т. е. скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах» [14].
Следовательно, само определение теневой экономики отражает ее антигосударственный характер, демонстрирует скрытые угрозы национальной безопасности и государственному суверенитету и свидетельствует о разобщенности интересов хозяйствующих субъектов. Теневая экономика отрицательно влияет на экономику государства и регионов, изымая из легального производства значительную часть факторов производства, снижая эффективность экономики, препятствуя расширенному воспроизводству и социально-экономическому развитию. Фактически теневая экономика является следствием нарушения целостности системы и не-разрешения деструктивных противоречий. В качестве примера может служить деятельность крупнейших российских сырьевых компаний, которые, используя оффшорные схемы, отрывают финансы от производства, лишая, таким образом, воспроизводственный процесс необходимых ресурсов и еще больше усиливают сложившийся кризис реального сектора.
Исходя из существующих определений, можно выделить следующие основные признаки теневой экономики: неконтролируе-
мость производственной, торговой и финансовой деятельности участников теневой экономики государственными органами, в том числе и налоговыми службами; незаконный характер деятельности, в том числе и совершение преступлений повышенной общественной опасности, к которым относятся наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация или содержание притонов и другие криминальные деяния; легализация (отмывание) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику; направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах государственной власти, в том числе и в различных правоохранительных структурах.
Доля теневой экономики в ВВП в России в конце 90-х гг. ХХ в. по различным оценкам составляла от 25 до 46 %. Данные масштабы теневой экономики в современной России в первую очередь связаны с незавершенностью процессов реформирования. Формально права частной собственности закреплены законом, но на деле они «размыты», слабо специфицированы и нарушаются как со стороны государства, так и со стороны отдельных субъектов экономики. Изъяны в экономическом законодательстве и, особенно, в области налогов приводят к массовому сокрытию доходов. В теневую деятельность России в большей или меньшей степени вовлечено 58-60 млн человек [15].
При этом теневая экономика - это не чисто «русское явление», она существует в любой национальной экономике. На сегодняшний день, «теневая» экономика достигла глобального масштаба. Примечательно, что современный экономический кризис ломает устоявшиеся экономические тенденции в мировой экономике. Впервые за 15 лет теневой сектор экономики ЕС начал расти. По оценкам экспертов ОЭСР, прирост теневого сектора экономики 14 крупнейших стран ЕС в 2009 г. составил до 0,9 %. Следует отметить, что до экономического кризиса она все предыдущие 15 лет медленно, но все же стабильно сокращалась.
По данным аналитиков в условиях рецессии российская экономика характеризовалась вынужденным уходом бизнеса «в тень». Фактически снизился индекс деловой
среды из-за серьезного ухудшения квартального индекса развития теневой экономики. Увеличился объем неплатежей, возросла угроза рейдерских захватов, повысился уровень коррупции. В результате бизнес уходит в тень, и возвращаются «серые» схемы ведения дел.
Следует отметить, что теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Она формирует коррупционные отношения во всех сферах политики и экономики [16; 17; 18, с. 46]. В таких масштабах как сейчас, теневая экономическая деятельность становится серьезной угрозой безопасности России, и, прежде всего, в финансовой сфере, определяющей устойчивость и жизнеспособность финансовобанковской системы, при которой государство может гарантировать в определенных пределах общеэкономические условия функционирования властных и рыночных институтов.
Примечательно, что теневая экономика и коррупция неразделимы и порождают друг друга. Теневой сектор является благодатной почвой для развития коррупции, т. к. находится вне поля правовой защиты. Кроме того, теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и программирует необходимое ей число коррумпированных чиновников. Коррупционная деятельность - сама по себе является частью теневой экономики. Таким образом, борьба с коррупцией неэффективна без одновременной борьбы с теневой экономикой. В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.
В сфере теневой экономики можно выделить две основные проблемы, которые требуют безотлагательного вмешательства со стороны государства.
Первая проблема связана с так называемыми «коррупционными услугами» в широком смысле, означающими совпадение предмета коррупционной деятельности с предметом теневой экономической деятельности. В данном случае материальный эффект от кор-
рупционной деятельности является частью теневого дохода. По расчетам Минэкономразвития в России средний размер взятки в 2010 г. составил 5285 руб., увеличившись в два раза по сравнению с 2005 г. Общий объем рынка коррупции в России 2010 г. составил 164 млрд руб. [19, с. 4].
Вторая проблема, которая также требует решения, связана с борьбой с коррупцией -это прежде всего макроэкономические финансовые решения государства, продуцирующие теневую экономику. Речь идет о налоговой политике государства, которая ведет к масштабному уклонению от налогов, к наличному обороту, снижению потенциала безналичных расчетов, неоправданным административным барьерам, заставляющим бизнес уходить в тень.
Анализ тенденций развития теневой экономики позволил выделить дестабилизирующие факторы гармонизации экономических интересов общества. В качестве таковых выступают незавершенные, неэффективные преобразования, отчуждение реформ от реальных интересов общества. Подобный подход связан с тем, что определенный негативный эффект трансформационного периода обусловлен сменой системы социальноэкономических отношений, прежних норм и правил, стереотипов мышления, идеологических установок, что всегда несет в себе деструктивный потенциал [20].
Кроме того, важным фактором дестабилизации экономики и роста теневого сектора является формирование кланово-корпоративных образований, представляющих собой устойчивые взаимосвязи между крупными хозяйственными структурами и властью. При этом происходит формирование механизма блокирования конкуренции путем перераспределения преимуществ в пользу предпринимателей, устанавливающих коррупционные отношения с чиновниками.
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой экономики, прежде всего фиктивной и криминальной, ведет не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно кри-
минальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов.
Следовательно, теневая экономика сильнейшим образом дестабилизирует интересы хозяйствующих субъектов российского общества:
- она вытесняет официальные механизмы налогообложения и, соответственно, снижает объемы собираемых налогов, тем самым, влияя на общегосударственный интерес. Альтернативные, теневые механизмы налогообложения (содержание «крыш», выплаты чиновникам за выполнение ими своих прямых обязанностей и т. п.) нередко вытесняют официальное налогообложение;
- теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в официальной экономике, ухудшает положение существующих экономических организаций и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых» предприятий, ущемляя коллективные интересы;
- связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия. Социологические опросы свидетельствуют, что 30-40 % руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, с попытками поставить предприятие под контроль преступных групп;
- институционализировано де-факто и множество других далеко не безобидных экономических феноменов, например, насильственное разрешение конфликтов между предпринимателями или незаконная приватизация бывшей государственной собственности и пр.
Следовательно, теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг. На современном этапе коррупция выступает как постоянное самовос-производимое явление, основу которого составляет само социально-экономическое устройство общества, имеющее общецивилизационный характер. Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях
коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция -финансовая основа теневой экономики.
Свидетельством того, что в современной России теневая экономика занимает высокое место, являются косвенные характеристики. Это отрицательная тенденция в развитии малого предпринимательства; утечка капитала за рубеж, как материального, так и интеллектуального; очень низкий уровень иностранных инвестиций в российскую экономику; большой разрыв в доходах богатых и бедных граждан российского общества, а также массовая бедность в стране. Кроме того, исследователями постоянно фиксируется очень высокий уровень коррупции в стране. Например, по данным Всемирного банка, в России взятки давали 40 % предприятий, а по величине «отката» при получении государственного заказа Россия опережает многие страны, включая Восточную Европу. За период 1997-2009 гг. удельный вес официально зарегистрированных коррупционных преступлений колеблется в пределах 2,5-2,9 % от всех учтенных преступных деяний. Причем по данным 2009 г. основную массу преступлений (59,6 %) в их общей структуре составляют присвоения и растраты, 35,9 % занимают преступления против государственной, региональной и местной власти, в том числе взяточничество - 10,0 %. При этом доля преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях невелика (4,5 %) [21].
Представители теневой экономики, роль которых значительно усилилась в результате вышеназванных причин, энергично пошли во власть. Это позволило им еще более укрепить свои экономические позиции. Сама природа этих деятелей вынуждает их отрицать либеральные ценности в политике, ведь их капиталы заработаны совершенно нелиберальными средствами: близостью к реаль-
ным политическим властителям различных уровней, коррупцией и т. п. Следовательно, для сохранения своих капиталов и своей власти им не нужно развитие реальной либеральной экономики в России и реального гражданского общества. Однако, теневая экономика современной России - это, в определенном смысле, остаток этакратической системы, который, наряду с другими факторами, тормозит интеграцию российского общества в либеральную экономическую и политическую культуру. Это, однако, не означает, что представители теневого бизнеса откровенно артикулируют свои антилибе-ральные взгляды. Напротив, политическая риторика представителей этой социальной группы может быть вполне либеральной по форме. Но реальные действия представителей теневого бизнеса несут в себе попытки реставрировать патриархальную структуру взаимоотношений власти и экономики, основанную на конвертации власти в капитал, с одной стороны, и превращении капитала в теневые властные полномочия - с другой стороны.
Динамика взаимосвязи коррупции и теневой экономики в современной России, с одной стороны, вполне очевидна, а с другой -характеризуется лишь поверхностным ослаблением наиболее криминальной («черной») составляющей теневой экономики. Время «бандитских крыш» ушло в прошлое, функции «контроля» нередко выполняют легальные правоохранительные институты [22; 23]. Примечательно, что едва ли не тотальное уклонение от налогов также начало сокращаться. С другой стороны, отмечены тенденции усиления некоторых форм теневой экономической деятельности, которые принимают «обыденный» характер - коррупции, неформальной занятости, нелегальной миграции. Все это в совокупности - свидетельство разнонаправленности экономических интересов субъектов хозяйствования и, как следствие, отсутствие их гармонизации.
Таким образом, взаимодействие экономических интересов субъектов экономики строится на основании приоритета индивидуальных интересов субъектов власти, что не способствует их гармонизации, а трансформирует их в коррупционные интересы. Коррупционный интерес - это использование властных, должностных прав для личного
обогащения. Во взаимодействии власти и общества происходит нарушение согласованности экономических интересов населения, реализация которых гарантирована законодательством страны.
1. Морозова Н.О. Метод измерения размера теневой экономики, образованной в результате введения налогов и субсидий: применение концепции излишков // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. № 1.
2. Радаев В. Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты и динамика. URL: http:// www.iicas.org/articles/library/libr_rus_22_4_00 _1te.htm. Загл. с экрана.
3. Сулакшина А.С., Вилисов М.В. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Труды Центра. М., 2006. Вып. 6.
4. Сулакшин С. С. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2007.
5. Белкина С. Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России // Деловая жизнь. 2002. № 5-6.
6. Чурсина И.А. Экономическая безопасность общества и ее составляющие // Экономическая безопасность: сборник статей ППС. М., 2006.
7. Смирнов А.И., Рогозинский Е.В. Влияние теневой экономики на обеспечение экономической безопасности // Проблемы современной экономики. 2008. № 3 (27).
8. Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона / под ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. Екатеринбург, 2007.
9. Мультииндикативный анализ динамики теневой экономики региона / Куклин А.А., Астафьев А.А., Быстрай Г.П., Агарков Г.А., Бессонов Д. А. и др. Екатеринбург, 2003.
10. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. 2005. № 3.
11. Красников А.М. Теневая экономика и экономическая преступность. URL: http://newasp. omskreg.ru/ bekryash/index.htm. Загл. с экрана.
12. Чапля В.В. Теневая экономика и проблемы экономического роста // Экономический вестник Ростовского университета. 2007. № 4.
13. Папава В. Об институциональном анализе теневой экономики и особенностях ее проявления // Общество и экономика. 2003. № 6.
14. Драбкин Л. Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации // Чиновник. 2000. № 1 (7).
15. Экономический словарь. URL: http://lib. ma-bico.ru/2140.html. Загл. с экрана.
16. Гамза В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? URL: http: //old-opec.hse.ruIanalize_doc.asp?d_no=63913. Загл. с экрана.
17. Таксанов А. Формулирование термина теневая экономика. URL: http://www.proza.ruI2009 /03/ 30/1233. Загл. с экрана.
1S. Юхачев С.П. Политэкономия коррупции. Тамбов, 200S.
19. Эксперт. 2011. № 24. 20-2б июня.
20. Левчук В. Макроэкономические аспекты государственного воздействия на теневой сектор экономики: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Ростов н/Д, 2006.
21. Россия в цифрах. Г оскомстат России. М., 2009.
22. Комлева Л.А. Либерализация и теневая экономика в России // Сорокинские чтения-2005. Будущее России: стратегии развития. 14-15 декабря 2005 г. М., 2005.
23. Купрещенко Н.П. Сущность и структура современной теневой экономики (системноконцептуальный анализ) // Вестник Академии налоговой полиции. М., 2003. Вып. 3.
Потупила в редакцию 7.10.2011 г.
UDC 343.352
INFLUENCE OF “SHADOW ECONOMY” TO HARMONIZE INTERESTS OF SUBJECTS OF RUSSIAN ECONOMY
Aleksey Viktorovich BULGAKOV, Saratov State Socio-economical University, Saratov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate professor of Money and Credit Department, e-mail: SABulgakova@yandex.ru
Artem Stanislavovich SIROTOVSKIY, Saratov State Socio-economical University, Saratov, Russian Federation, Postgraduate Student of General Economic Theory Department, e-mail: SABulgakova@yandex.ru
This article discusses the negative impact of the shadow economy and corruption in the system of economic relations and the harmonization of interests of economic entities is determined by the size of this sector in Russia and the world, revealed differences in terms of the shadow economy and informal economy, highlighted the main features of shadows housekeeper, its continuity with corruption.
Key words: shadow economy; informal economy; corruption; economic relations; harmonization of interests; economic actors.