УДК 330.331+343.352
О ДИНАМИКЕ ТЕНЕВОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© С.П. Юхачев, В.А. Астафьев
В статье анализируется современное состояние российской экономики в контексте выявления ее теневой и, прежде всего, коррупционной составляющей. В работе выделены предпосылки, причины и проявления теневой активности, раскрыты направления снижения масштабов коррупции, отмечены наметившиеся положительные тенденции в деятельности по противодействию теневой экономике и коррупционных отношений.
Ключевые слова: теневая экономика; экономические отношения коррупции.
Развитие теневой экономики и коррупции является наиболее ярким проявлением деформации системы экономических отношений, когда господствующее положение занимают интересы частных лиц или их групп, а не общенациональные интересы. В.И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» [1].
С возникновением любого государства, которое накладывало на своих подданных определенные обязательства и ограничения, зародилась и теневая экономика - внегосу-дарственная деятельность лиц, игнорирующих «общественный договор».
Первые разновидности теневой экономики встречаются в ранних доиндустриаль-ных обществах. «Так же как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам» [2], -замечает автор древнеиндийской «Артхаша-стры», и это суждение могли бы повторить многие поколения государственных мужей от Египта до Китая. Восточные трактаты о науке государственного управления буквально переполнены жалобами на лихоимство чиновников, путающих государственный карман со своим. Великий памятник китайской обществоведческой мысли - «Янь те лунь» («Спор о соли и железе») - представляет собой «стенограмму» древнейшей дискуссии (81 г. до н. э.) о неформальном («сером») секторе хозяйства: государственная монополия на соль и железо привела к массовому «подпольному» производству этих
дефицитных продуктов [3]. Что касается «черной» теневой экономики, то древнейшей формой организованной преступности можно считать известную по папирусам деятельность расхитителей гробниц в Древнем Египте.
В средневековых обществах Европы теневая экономическая деятельность развивалась в заметно меньшей степени, чем в странах Востока. Однако она существовала и там. Например, «серая» (неформальная) экономическая деятельность в Западной Европе развивалась в основном в форме внецехового ремесла, нарушающего цеховые привилегии и уставы. Примером «беловоротничковой» теневой экономики стало ростовщичество в христианских странах: хотя согласно каноническому праву было запрещено давать ссуды под проценты, фактически этим занимались не только представители этноконфессиональ-ных меньшинств (прежде всего, евреи), но даже светские и церковные феодалы [4].
Взрыв теневой деловой активности был вызван трансформацией доиндустриального общества в индустриальное в эпоху Нового времени. Как правило, теневая деловая активность была реакцией на наступление власти денежного богатства, которое, однако, еще не имело институционального фундамента.
Эпоха Нового времени завершается легитимизацией одних форм теневого бизнеса (например, банковской деятельности) и ужесточением борьбы с наиболее криминальными его формами (пиратством, коррупцией). В эпоху «классического» капитализма теневая экономика постепенно минимизируется. Усиление государственного регулирования рыночного хозяйства в начале XX в. привело
к формированию современного типа организованной преступности.
Вторая волна развития теневой экономики пришлась на вторую половину XX в., что было связано с глобальной трансформацией хозяйства. В развивающихся странах разрастание теневой экономической деятельности было вызвано приобщением этих стран к современному индустриальному обществу и мировому рынку. В ходе радикальных экономических реформ 1990-х гг. в постсоциа-листических странах произошла буквально «великая криминальная революция», когда росли все виды теневой экономической деятельности. Ростом теневой экономики характеризовались и те развитые страны, переживающие переход к постиндустриальному обществу, для которого характерен качественный рост свободы индивида. Увеличение неформальной занятости, стремление обходить сковывающие государственные ограничения, тяга потребителей к «запретным плодам» являются закономерным побочным следствием системной модернизации высокоразвитых обществ.
Общепризнанный количественный рост теневой экономики в России сопровождается качественными изменениями в системе социально-экономических отношений. С середины 1980-х гг., и особенно в течение последующего десятилетия, внутри теневой экономики, как и в ее положении в обществе, произошло качественное изменение - произошла ее институционализация.
Таким образом, развитие любой социально-экономической системы (кроме, разве что, первобытного общества) обязательно включает и развитие теневых экономических отношений. Следовательно, эти отношения не являются чем-то случайным, а закономерно порождены формационным развитием. Каковы же те функции, которые выполняет теневая экономика в эволюции экономических систем? Рассмотрим их на материалах экономической истории России последней трети XX в. [5].
Теневая экономика, в соответствии с «Методологическими положениями по оценке скрытой (неформальной) экономики», утвержденными постановлением Госкомстата № 7 от 31 января 1998 г., включает в себя «скрытую», «неформальную» и «нелегальную» виды деятельности. Согласно «Резо-
люции XV Международной конференции по статистике труда», неформальный сектор экономики объединяет некорпоративные предприятия, действующие обычно на законном основании. В свою очередь, неформальные предприятия включают в себя «предприятия, работающие для собственных нужд домашних хозяйств», и «предприятия с неформальной занятостью», т. е. те, на которых отношения между работодателем и наемным работником или между несколькими партнерами не закреплены каким-либо договором или другими юридическими документами.
Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики [6].
В соответствии с методикой ООН, в теневую экономику включаются следующие виды деятельности [7]:
1) скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;
2) неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;
3) нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая специального разрешения, скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).
Следует отметить, что в СССР теневая экономика была незначительна; в период рыночных реформ она превратилась в один из ведущих секторов современной российской экономики (25-50 % ВВП). Причинами ее бурного развития стали следующие обстоятельства [7]:
- экономические: разрушение системы народного хозяйства в 1990-1992 гг., разрыв кооперационных связей, неплатежи, затоваривание и дефицит, бартер, массовые хищения; огромный дефицит бюджета, развал финансовой системы, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход к расчетам с использованием наличных денег и денежных суррогатов; обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина; ликвидация системы экономического и финансового администрирования и контроля; увеличение налогового бремени (до 50 % ВВП); ошибки в проведении экономических реформ в 1990-х гг., в первую очередь либерализация цен в условиях монопольной экономики, ускоренная «бесплатная» приватизация, либерализация внешнеэкономической деятельности, жесткая рестриктивная кредитно-денежная политика; налоговая политика в аспекте чрезмерного пресса на производителя и как постоянно изменяющийся и непредсказуемый фактор производственной деятельности;
- правовые: возникновение правового вакуума; разрушение правоохранительной системы; формирование в экономике значительного криминального сектора; коррупционное использование законодательных органов в интересах теневой экономики; формирование у граждан правового нигилизма;
- общественно-политические: отсутствие идеологии после развала коммунистической; расслоение общества; формирование мировоззрения вседозволенности; исповедование властьимущими двойных моральных стандартов; откровенная борьба за власть ради личных интересов; отношение к государству как источнику зла; чрезмерное вмешательство государственных органов в экономику, когда они одновременно выполняют функции хозяйствующего субъекта и регулятора производственных отношений в тех отраслях (например, оптовая и розничная торговля), где присутствие государства не обя-
зательно; тотальная коррупция как фактор ухода капитала «в тень» и финансирования теневого сектора, в т. ч. его нелегальной (криминальной) составляющей; криминализация экономики, сращивание представителей власти и криминала в бизнесе.
Данные обстоятельства возникновения и развития теневого сектора в экономике России позволяют сделать следующие выводы:
- теневая экономика - это результат деятельности государственных органов власти СССР и России в начале 1990-х гг.;
- большинство российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются умышленно злостными правонарушителями - для них это способ выживания. Так или иначе в России в теневом секторе завязаны почти все граждане, помимо откровенного криминала. Оплата услуг сантехников, нянечек, случайных работников, нанятых для ремонта, - все это не очень внешне похоже на криминал, но вместе с тем это та часть расходов одних людей и доходов других, которая никак не отражается в российском бюджете в виде налогов;
- теневая экономика (некриминальная часть) позволяет ее участникам получить без обременения налогами часть национального богатства;
- в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.
В результате сформировалась определенная роль теневой экономики в современной России, которая определенным образом препятствует формированию современной цивилизованной экономики и угрожает интересам экономической безопасности страны. Кроме того, теневая экономика всегда порождает отрицательные социально-экономические явления, т. к. служит питательной средой для возникновения и развития организованной преступности; препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики; формирует коррупционные отношения во всех сферах своего присутствия; разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства.
Причиной стремительного роста теневой экономики в Росси является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной системе.
Условия для развития теневой экономики сформировались под воздействием общего состояния экономики. В результате такие явления, как инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках, привели к созданию благоприятных условий для развития теневой экономики. Основной причиной роста теневого сектора в России можно назвать переход от бюрократической командной системы управления к рыночной системе хозяйствования.
В свою очередь, ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. Это объясняется тем, что в результате того, что в период проведения реформ многочисленные слои населения, доходы которых оказались значительно ниже прожиточного уровня, вели не-регистрируемую государственными органами хозяйственную деятельность по производству товаров и оказанию услуг населению.
Кроме того, характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли т. н. «челноков».
Таким образом, к основным причинам ухода малых предприятий в «теневой сектор» можно отнести: жесткий налоговый прессинг; возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.); административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости) и т. д. По мнению ряда экспертов, теневая экономика охватывает в малом бизнесе 30-40 % объема продукции, услуг (оборота) [5].
Необходимо отметить, что теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, которое стало характерным для многих российских предпринимателей. Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) приме-
няют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения [8]. Таким образом, известные в настоящее время виды и способы уклонения от налогообложения являются одновременно видами и способами сокрытия деятельности.
Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их «идеалами» потребительства, наживы, криминала.
Причиной возникновения теневой экономики выступает возникновение деловых сговоров чиновников и предпринимателей, т. е. коррупционные отношения.
Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
Следует отметить, что в России Госкомстат начал осваивать методы учета теневой экономики только в 1993 г., после утверждения ООН новой версии национальных счетов.
По данным МВД РФ в 1990-1991 гг. в теневом секторе производилось 10-11 % валового внутреннего продукта, 1993 г. - 27 %, в 1994 г. - 39 %, в 1995 г. - 45 %, в 1996 г. -46 %, а в настоящее время - примерно половина всего ВВП [9]. Это значит, что теневая экономика в России находится на среднем уровне для развивающихся стран, примерно в 2 раза превосходит другие страны с переходной экономикой и более чем в 3 раза -страны OECD. В странах OECD в середине 1990-х гг. теневая экономика составляла около 15 %, в странах с переходной экономикой -примерно четверть, а в развивающихся странах - приблизительно 40-50 %. Тем не менее по ее масштабам она не превосходит все страны с переходной экономикой.
По официальным данным, в конце 1990-х гг. «теневая» составляющая российской экономики достигла предельных величин. Эта величина сопоставима с уровнем «теневой экономики» в странах Латинской Америки, где показатели стабильно держатся на высоте 60-65 % от ВВП [7].
По данным МВД России, организованные преступные формирования в той или
иной степени контролируют более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в т. ч. около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков [10].
Таким образом, подобные масштабы теневой деятельности не позволяют экономике нормально развиваться, создавая угрозу национальной безопасности и существованию российской государственности. В результате, само государство оказалось вовлеченным в теневую деятельность. Это проявилось в широкомасштабной коррумпированности чиновничества и формировании олигархических групп в результате слияния власти и капитала.
По данным международной организации Transparency International, ежегодно исчисляющей индекс коррупции, Россия прочно обосновалась в восьмом десятке из сотни стран. В исследовании коррупции Всемирного банка в 2002 г. Россия занимало 47-е место из 50-ти стран (далее следуют лишь Колумбия, Боливия и Нигерия). Проблема коррупции характерна также для большинства бывших советских республик.
26 сентября 2007 г. организация Transparency International опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нем 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла [11] (табл. 1).
По некоторым подсчетам, прямые потери бюджета вследствие коррупции составили 20 млрд долл. в год. Огромны масштабы и морально-нравственного ущерба от теневой экономики. Это привело к тому, что немалое число людей вступило на преступный путь. При этом уровень терпимости общества к теневой деятельности стал весьма высоким. Согласно социологическим опросам, 42 % граждан не видят большого греха, если рядовой гражданин скрывает свои доходы от налоговой инспекции, 47 % считают нормальным получать зарплату в конвертах, «черным налом».
На Международном семинаре «Новые технологии борьбы с экономическими преступлениями в области сокрытия доходов», проводимом в 2005 г., заместитель начальника Академии по научной работе Андрей Городецкий заявил, что в Российской Федерации и на постсоветском пространстве - в странах с переходной экономикой - сложился «критический уровень теневой экономики». «По информации МВД, теневая экономика России превышает 40 % ВВП», - сказал он, добавив, что данные Росстата не сильно отличаются от оценок Министерства внутренних дел [12].
Свидетельством того, что в современной России теневая экономика занимает значительное место, является: отрицательная тенденция в развитии малого предпринимательства; утечка капитала за рубеж, как материального, так и интеллектуального; очень низкий уровень иностранных инвестиций в российскую экономику; большой разрыв в доходах богатых и бедных граждан российского общества, а также массовая бедность в стране. Кроме того, исследователями постоянно фиксируется очень высокий уровень коррупции в стране. Например, по данным Всемирного банка, в 2005 г. в России взятки давали 40 % предприятий, а по величине «отката» при получении государственного заказа Россия опережает многие страны, включая Восточную Европу.
За период 1997-2006 гг. удельный вес официально зарегистрированных коррупционных преступлений колеблется в пределах 2,5-2,9 %, от всех учтенных преступных деяний. Причем по данным 2006 г. основную массу преступлений (59,6 %) в их общей структуре составляют присвоения и растраты, 35,9 % занимают преступления против государственной, региональной и местной власти, в т. ч. взяточничество - 10,0 %. При этом доля преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях невелика (4,5 %) [13].
Таблица 1
Современные оценки коррупции в России
Годы 199б 1997 199S 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 200б 2007
Баллы 2,58 2,27 2,4 2,4 2,1 2,3 2,7 2,7 2,8 2,4 2,5 2,3
3б
С 1996 г. число коррупционных деяний увеличилось на 81,0 %. Особо интенсивно росла регистрация преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (+274,0 %), меньше в государственных органах (+142,0 %).
Такой многократный разрыв в динамике роста коррупционных преступлений в коммерческих организациях и государственновластных органах, скорее всего, объясняется выборочной регистрацией, слабостью, а также определенной опасностью борьбы с коррупцией в государственных органах власти и «особой коррупционной привлекательностью» для правоохранительных органов коммерческих структур.
В последние годы в России наметилась положительная тенденция борьбы с коррупцией, а соответственно, число зарегистрированных коррупционных преступлений, а также выявленных лиц, их совершивших, возрастало (рис. 1) [14].
Например, годовой объем взяток по стране характеризуется такими цифрами. Взятка предпринимателей чиновникам - 33,5 млрд долл., взятка за поступление в вуз - 1 млрд долл., взятка родителей учителям в школах -1,5 млрд долл., взятка водителей инспекторам ГИБДД - 1 млрд долл. и т. д.
При этом каждый гражданин России тратит на взятки в среднем 20 % своего заработка, т. е. столько же, сколько на жилищнокоммунальные услуги.
Приведенные цифры не учитывают количество взяток в законодательных, право-
охранительных и силовых структурах, а также в сфере науки и здравоохранения. Кроме того, эти цифры не учитывают предоставление за взятку грантов на научные исследования в учреждениях высшей школы.
С учетом этого годовой объем взяток в России составляет 75-80 млрд долл. Эта сумма равна годовому бюджету государства.
По мнению 73,7 % опрошенных, масштабы коррупции в России по сравнению с советским периодом увеличились существенно, по мнению 9,9 % - не очень существенно. Лишь 1,3 % считают, что масштабы взяток уменьшились, 6,3 % - остались такими же.
В свою очередь, меры по искоренению коррупции готовы поддержать 47,7 %; 22,7 % -ратуют за усиление уголовной ответственности; 16,5 % - говорят о необходимости реформирования власти и сокращения бюрократического аппарата [14].
В современном обществе теневая экономика характерна для всех отраслей - от добывающих до информационно-технологической индустрии, и для всех стадий теневого движения стоимости. В некоторых регионах, например, в Южном федеральном округе, практически каждый третий житель занимается нелегальным бизнесом. В Дагестане в теневой экономике занято 75 % работающих, в Северной Осетии - 80 %, в Ингушетии -87 % [15]. Особое место в российских условиях занимают нелегальные трудовые мигранты, составляя примерно 7-8 % занятых в экономике страны.
16000
14000
12000
10000
8000
6000
4000
2000
□ Число выявленных лиц, совершавших коррупционные преступления
□ Число зарегистрированных коррупционных преступлений
Рис. 1. Динамика зарегистрированной коррупционной деятельности в России за период 1997-2007 гг.
На данный момент также сохранилась позитивная динамика в работе правоохранительных органов в сфере борьбы с теневой экономикой. Удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 12,9 %.
Более трети выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления. Наибольший рост выявленных преступлений отмечается в сфере внешнеэкономической деятельности (+20,6 %), кредитно-финансовой сфере (+15,2 %), на потребительском рынке (+14,8 %) [16].
В 2007 г. рост цен на жилье составил более 80 % при увеличении объемов строительства на 20 % по сравнению с 2006 г. Рост покупок новых автомобилей импортного производства на 78 % позволил России выйти на 2-е место в Европе после Германии по количеству продаж новых автомобилей. Рост розничной торговли по всем крупным сетям составил более 120 %, через Интернет - более 350 %. Вся эта статистика подтверждает настоящий потребительский бум, что никак не сопоставляется с официальной статистикой: 6 % экономического роста и 15 % роста реальных доходов населения. Это говорит о том, что до сих пор значительная часть экономики России находится в тени - вне официальной статистики и налогообложения. Реальная экономика России растет на 15-18 % в год, а реальные доходы работающего населения - на 25-40 % в год. Это подтверждается и ростом состояний богатейших людей России, у которых, по данным «Форбс», состояние за год выросло от 60 % до 120 % [14].
Данные о величине, структуре и динамике теневой деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей представлены на рис. 2. Эти данные не учитывают различие в размерах фирм.
Судя по полученным данным, масштабы теневой деятельности в малом бизнесе в период 2003-2007 гг. несколько уменьшились -с 45 % до 38 % в среднем от оборота фирм. При этом снижение произошло практически полностью за счет уменьшения теневых продаж - с 20 % до 15 % от оборота. Масштабы деятельности по обналичиванию между тем практически не изменились - в среднем 24 % от оборота в 2003 г. и 23 % в 2007 г. Таким образом, обналичивание стало более важной
составляющей теневой деятельности «средней» фирмы, нежели прямое укрывательство. Если в 2003 г. доля обналичивания практически совпадала с долей теневых продаж, то в 2007 г. разница стала довольно существенной.
Сегодня проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
При этом следует отметить, что развитию теневой экономики в современных условиях России способствует ряд факторов, среди которых можно выделить следующие.
1. Финансово-экономические факторы:
- несовершенство налоговой системы -до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35 % ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель -25-30 %;
- несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП;
- продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, через теневую экономику отмывается порядка 10-20 % всех финансовых ресурсов, направленных на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);
- полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов;
- отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);
- архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей
официальной денежной массе М2, - около 300 млрд долл.).
2. Правовые факторы:
- значительные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие развитию безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
- отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
- наличие слабой и коррумпированной системы правоохранительных и судебных органов (в отличие от зарубежных стран отечественные правоохранительные органы не борются с профессиональной преступностью);
- отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в т. ч. в экономической сфере;
- незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, посягательств криминала и рейдерства олигархов (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно в целях безопасности).
3. Административные факторы:
- отсутствие эффективной государственной вертикали власти, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
- запретительное, наказательное администрирование - наличие высоких админи-
стративных барьеров, препятствующих развитию легального бизнеса;
- коррумпированность чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях -своеобразная чиновничья рента);
- безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию рыночных отношений в экономике;
- высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.
4. Общественно-политические факторы:
- неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
- отсутствие доверия со стороны граж-
дан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в
бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);
- социальная и политическая незащищенность большинства населения
- государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя обязанными перед таким государством;
50 40 30 20 10 -0
2003
2003
2004
2005
2006
2007
Рис. 2. Структура и динамика теневой деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей [14]
- деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения [6].
Таким образом, современная российская ситуация в соответствии с проводимой государственной политикой, направленной на укрепление структур власти, определяющая возможность и ориентиры стабилизации экономики, задает необходимость эффективного функционирования государственного механизма, создающего условия для противодействия теневой экономике.
1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29.
2. Всемирная история экономической мысли. М., 1987. Т. 1.
3. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990. С. 124-128.
4. Лозинский С.Г. Средневековые ростовщики. Страницы из экономической истории церкви в средние века. СПб., 1923.
5. Степичева О.А. Развитие механизмов регулирования теневой экономики в России: ав-тореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2007.
6. Гамза В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? иКЬ: http://www. Кгеші.о^. (дата обращения: 6.08.2007).
7. Экономическая безопасность. Производство -финансы - банки / под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.
8. Нестерова Н.В. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. 2008. № 1 (13). URL: http://uecs.mcnip.ru. Загл. с экрана.
9. URL: http://2001.isras.ru
10. Современные проблемы экономической теории. М., 2004. Ч. 2.
11. URL: http://www.corrupcia.net
12. Российская теневая экономика - черная кошка в темной комнате. URL: http://www.bigness.ru. Загл. с экрана. (дата обращения: 5.10.2005).
13. URL: http://www.gks.ru
14. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике России // Материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). М., 2007.
15. Рискин А. Черная дыра на Юге России // Независимая газета. 2006. 31 янв.
16. URL: http://www.mvdinform.ru
Поступила в редакцию 14.09.2009 г.
Yukhachev S.P., Astafev V.A. About dynamics of shadow and corruptional economic activity in modern Russia. The article analyzes current state of the Russian economy in a context of revealing its shadow and, first of all, its corruptional component. In the article preconditions, reasons and displays of shadow activity are allocated, directions of decrease in scales of corruption are revealed, outlined positive tendencies in activity on counteraction the shadow economy and corruptional relations are noted.
Key words: shadow economy; economic relations of corruption.
УДК 3QQ.331
ПЯТЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ: ОПЫТ ВЫХОДА ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
© С.А. Булгакова
В статье проанализировано изменение ориентиров социально-экономической политики с целью обеспечения роста благосостояния. Рассмотрен опыт выхода Китая из мирового финансового кризиса. Ключевые слова: рост благосостояния; финансовый кризис.
Для современного периода характерен отказ от ставки на количественные параметры экономического роста. Признается, что китайский экономический рост при всех его внушительных темпах был до сих пор по преимуществу экстенсивным, ресурсоемким, наносящим ущерб окружающей среде. Ставится задача изменить модель роста, сделать его интенсивным, инновационным, ресур-
сосберегающим, социально ориентированным. Отсюда вытекает концепция «пяти сбалансировании»: 1) развития города и деревни,
2) различных регионов, 3) экономики и социальной сферы, 4) человека и окружающей среды, 5) внутреннего развития и внешней «открытости». Провозглашен лозунг «Брать человека за основу»: в качестве цели экономической политики должен выступать не