Научная статья на тему 'Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации'

Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3915
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / HADOW ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишков Юрий Владимирович, Ильясова Руфина Загитовна, Тулегенова Аделя Робертовна

Теневая экономика, возникшая в России в XVIII в., продолжает оставаться насущной проблемой, негативно влияющей не только на основные экономические процессы (формирование и распределение доходов, торговлю, инвестирование), но и на экономический рост и экономическую безопасность страны в целом. Высокая степень криминализации экономики, выражающейся в таких явлениях, как коррупция, сокрытие доходов, производство нелегальной и некачественной продукции, следствие неэффективной государственной политики в части борьбы с теневой экономикой. Проанализирована динамика коррупционных преступлений по таким статьям Уголовного кодекса России, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, в различных субъектах Российской Федерации. Предложен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию борьбы с теневым сектором российской экономики на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMY AND ITS NEGATIVE INFLUENCE ON ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Shadow economy arose in Russia in XVIII century and today it remains an urgent issue and has a negative influence not only on general economic processes (generation and distribution of income, trade, investments), but also on economic development and economic security of the whole country. A high degree of economic criminalization seen in such facts of life as corruption, concealment of profits, manufacturing illegal and low-quality products is a consequence of inefficient state policy in respect to fighting the shadow economy. The article gives analysis of the dynamics of corruption crimes according to the following clauses of the Criminal Code in various subjects of the Russian Federation: abuse of the official power, bribe taking, bribe giving. There has been offered a set of measures for optimizing struggle against shadow sector of the Russian economics at the present stage of the development of society.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

DOI: 10.24143/1812-9498-2018-1-121-129 УДК 338.24: [3433.37: 343.973] (470)

Ю. В. Ишков, Р. З. Ильясова, А. Р. Тулегенова

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Теневая экономика, возникшая в России в XVIII в., продолжает оставаться насущной проблемой, негативно влияющей не только на основные экономические процессы (формирование и распределение доходов, торговлю, инвестирование), но и на экономический рост и экономическую безопасность страны в целом. Высокая степень криминализации экономики, выражающейся в таких явлениях, как коррупция, сокрытие доходов, производство нелегальной и некачественной продукции, - следствие неэффективной государственной политики в части борьбы с теневой экономикой. Проанализирована динамика коррупционных преступлений по таким статьям Уголовного кодекса России, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, в различных субъектах Российской Федерации. Предложен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию борьбы с теневым сектором российской экономики на современном этапе.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, коррупционное преступление.

Введение

На протяжении длительного времени теневая экономика представляет для российского общества значительную угрозу. Возникновению и формированию теневой экономики в России еще с XVIII в. в немалой степени способствовало сокрытие своих доходов чиновниками. Из-за этого существенно уменьшались налоговые доходы государства.

В 70-80-х гг. XX в. научными исследованиями в области негативного влияния теневой экономической деятельности на экономическую безопасность страны занимались многие известные российские ученые, которые стремились разработать эффективные меры борьбы, направленные на уменьшение отрицательного влияния теневой экономики в экономической сфере России.

Проблемы возникновения и развития теневой экономики в нашей стране актуальны, прежде всего, с точки зрения ее негативного влияния на течение большинства основных экономических явлений, процессов: на формирование и распределение дохода, торговлю, инвестирование и экономический рост страны. На современном этапе влияние теневых отношений в России настолько велико, что они представляют огромную опасность для экономической безопасности и суверенитета российского государства. Представляется совершенно очевидным необходимость всестороннего исследования этой глобальной проблемы, и не только в России, но и в большинстве стран мира.

Целью исследования является проведение анализа теневой экономики и экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

- изучить нормативные документы, касающиеся борьбы с теневой экономикой в рамках укрепления экономической безопасности России;

- рассмотреть статистические данные о теневой экономике Российской Федерации в целом, ряду округов и субъектов России;

— выявить основные недостатки и мнимые преимущества теневой экономики и ее влияние на социально-экономическую ситуацию в России;

— сформулировать меры профилактики и борьбы, которые бы позволили уменьшить негативное влияние теневой экономики на общество, государство и личность в Российской Федерации.

Особенности негативного влияния теневой экономики на экономическую безопасность России

Неформальная экономика существует во всех странах мира, отличаются лишь ее объем, форма и контроль. В России, по различным оценкам, она составляет от 23 до 80 % от ВВП [1]. Рост масштабов теневой экономики в нашей стране представляют большую угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Для более детального анализа и раскрытия сущности теневой экономической деятельности мы рассмотрели основные аспекты данной проблемы и ее особенности в российских условиях: в целом по стране, в ряде округов, в частности в Южном федеральном округе (ЮФО), Центральном федеральном округе (ЦФО), Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), а также в некоторых субъектах Российской Федерации (в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях).

«Теневой экономикой» (теневым сектором экономики) представляется целесообразным именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета [2]. В ст. 34 Конституции Российской Федерации отмечается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [3]. Криминализация экономики - явление крайне опасное для и государства, общества и личности, грубо нарушающее Конституцию Российской Федерации и другие федеральные законы России. Влияние теневой деятельности на экономическую стабильность в России весьма значительно, однако у теневой деятельности коррумпированного чиновнического аппарата есть отдельные аспекты, которые неоднозначно влияют не только на экономику, но и политику и даже жизнь российского общества в целом [4]. В связи с этим необходимо рассмотреть различные стороны теневого сектора экономики в условиях российской действительности.

В настоящее время феномен теневой экономики является предметом исследования многих российских и зарубежных ученых. В большинстве трудов российских авторов (А. А. Степанов, Н. В. Морозова, М. В. Савина, Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев и др.) подчеркивается, что теневая экономика представляет серьезную угрозу российскому государству [5]. Но некоторые российские ученые (Н. С. Мациевский, Д. Р. Пескова, И. О. Ганин, Е. Г. Балуева, Е. Ю. Васильева и др.) в своих работах высказывают совершенно противоположную точку зрения. Они считают, что в ряде случаев теневая экономика оказывает даже положительное влияние на экономику страны в целом, и выделяют следующие факторы этого влияния:

— уменьшение дифференциации населения;

— увеличение занятости населения;

— уменьшение социальной нестабильности в государстве;

— обеспечение рабочих мест и доходов в теневом секторе;

— деятельность «черных» рынков смягчает спады в экономике благодаря перераспределению ресурсов и денежных средств;

— инвестирование нелегальным рынком производственной и финансовой сфер экономики;

— улучшение благосостояния той части населения, которая получает выгоду от предприятий теневого сектора.

Следует отметить, что мы не разделяем точку зрения вышеуказанных авторов, поскольку полагаем, что указанные факторы - лишь временное явление в экономике России, которые через определенный промежуток времени станут тормозить развитие государственных предприятий и учреждений, крайне негативно влияя на экономику и экономическую безопасность страны.

Укажем на важнейшие явления теневой экономики, негативно влияющие на экономику Российской Федерации:

— сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;

— увеличение количества коррумпированных чиновников, дача взяток;

— значительное сокращение экономического роста и развития промышленности;

— повышение уровня инфляции;

— увеличение производства нелегальной и некачественной продукции;

— значительное негативное воздействие на экологию;

— сокращение инвестиций;

— снижение мотивации к эффективной деятельности легальных организаций.

Таким образом, теневая экономика оказывает существенное негативное влияние на экономический рост и развитие страны, делая крайне неустойчивой национальную экономическую безопасность России.

Из всестороннего анализа нормативных документов, современной юридической и экономической литературы, можно сделать вывод, что в настоящее время под «черным рынком» понимается осуществление субъектами теневого сектора экономики незаконной торговли различными видами товаров и услуг. К незаконным товарам и услугам относятся производство и сбыт оружия, наркотических и психотропных веществ, алкоголя и алкогольной продукции, а также осуществление определенной деятельности вышеуказанными субъектами без получения лицензии.

Проанализировать динамику «черного» рынка в России в целом на сегодняшний день представляется крайне сложным, однако можно рассмотреть определенные аспекты в сфере незаконной торговли. Так, по данным новостного сайта «Газета.ги», в России в период с 2012 по 2016 г. значительно выросла незаконная торговля оружием [6]. Вследствие неэффективной государственной политики и коррупции в неформальной российской экономике занята примерно пятая часть трудовых ресурсов. Очевидно, что влияние теневой экономики на протекание основных экономических процессов в России губительно не только для общества и государства, но и для отдельной личности [7]. Помимо этого, немаловажной проблемой в Российской Федерации остается коррупция чиновников.

В ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано определение понятия коррупция. Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц [8]. К числу коррупционных преступлений относятся преступления, предусмотренные ст. 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ): получение и дача взятки [9]. В «Стратегии национальной безопасности», утвержденной Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г., коррупция включена в состав основных угроз государственной и общественной безопасности [10].

В 2012 г. более 800 работников правоохранительных органов были привлечены к уголовной ответственности по преступлениям, связанным с коррупцией. Высокий уровень коррумпированности представителей власти приводит к тому, что россияне отказываются доверять правительству.

На основе доклада, представленного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, за первое полугодие 2016 г. в ЮФО зарегистрировано более 21 тыс. коррупционных преступлений, что негативно отражается на экономической ситуации региона. В 2015 г. зарегистрировано 36 коррупционных преступлений; в 2016 г. количество коррупционных преступлений увеличилось на 40 [11]. Согласно данным, опубликованным в докладе Генеральной прокуратуры по итогам 2016 г., число коррупционных преступлений в Астраханской области выросло в 2 раза. В настоящее время Астраханская область занимает третье место в списке самых коррумпированных регионов в России. Так, в 2015 г. задержан и приговорен к 4,5 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и штрафу в размере 18 млн руб. Станислав Салагин, бывший начальник управления муниципального имущества городской администрации (получение денежных средств в размере 200 тыс. руб. за решение вопроса с арендой земельного участка под парковку). В 2016 г. по подозрению в коррупционной деятельности задержаны глава администрации Ленинского района Наталья Якушева и депутат городской думы Павел Григоршев.

Однако коррупция государственных служащих, высокопоставленных должностных лиц -не единственная проблема Астраханской области. Наш регион граничит с Калмыкией, Казахстаном и омывается Каспийским морем. Удобное географическое положение между Европой

и Азией создает возможность проникновения в Россию через Астраханскую область различной незаконной и недоброкачественной продукции. Основным товаром, который нелегально поступает в Астраханскую область из Казахстана, являются различные наркотические средства.

Для детального изучения влияния теневых процессов на развитие экономики мы предлагаем рассмотреть развитие теневого сектора и провести сравнительный анализ теневой деятельности на основе статистических данных в целом по Российской Федерации, по ряду округов, включая ЮФО, ЦФО, СКФО, а также по различным субъектам федерации этих округов, включая Астраханскую область.

С помощью данного исследования можно будет оценить масштабы теневой экономики страны в целом и ее отдельных регионов, а также предложить эффективные мероприятия по сокращению теневого сектора экономики.

Показатели теневого сектора экономики в России представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели теневой экономики Российской Федерации*

Показатель —-——- 2012 2013 2014 2015

Зарегистрировано преступлений по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» 6576 6710 5945 6399

Зарегистрировано преступлений по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» 3182 4811 5866 6771

Зарегистрировано преступлений по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 4077 3084 2280 2297

* Составлено по [12].

Динамика коррупционных преступлений по РФ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика зарегистрированных преступлений по ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки) и ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)

Как следует из данных, представленных на рис. 1, динамика коррупционных преступлений весьма неоднозначна.

Показатели количества преступлений (в абсолютных числах) по ст. 290 «Получение взятки» и по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ в 2012-2015 гг. снижаются на 177 и 1780 преступлений соответственно.

Следует отметить, что прямо противоположная динамика наблюдается с количеством преступлений, связанных с дачей взятки: с 2012 г. (3182) по 2015 г. (6771) отмечено увеличение количества преступлений на 3589.

Для более детального анализа влияния теневой экономики на экономическую безопасность России мы рассмотрели статистические показатели по количеству совершенных преступлений в ЮФО в целом, а также в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях ЮФО (табл. 2).

Таблица 2

Показатели теневой экономики в Южном Федеральном округе*

ЮФО " " " " " ------- 2012 2013 2014 2015

Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 537 402 317 573 418 206 519 591 174 738 671 188

Астраханская область

Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 47 60 73 53 46 35 29 34 26 27 26 33

Волгоградская область

Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ:

по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» 123 154 137 217

по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» 164 157 289 335

по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 12 18 12 10

Ростовская область

Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ:

по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» 141 128 133 133

по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» 42 54 107 158

по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 59 38 32 45

*Составлено по [12].

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2, в период с 2012 по 2015 гг. произошло увеличение количества совершенных преступлений в ЮФО по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» в 1,37 раза, по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» - в 1,66 раза.

Совершенно противоположные статистические данные отмечены по преступлениям, совершенным по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»: уменьшение количества совершенных преступлений за период с 2012 по 2015 гг. в 1,68.

Результаты исследования, проведенного в ЮФО Генеральной прокуратурой Российской Федерации в период с 2012 по 2015 гг., приведены на рис. 2.

Рис. 2. Количество зарегистрированных коррупционных преступлений в трех субъектах ЮФО в абс. числах

Данные о количестве преступлений, совершенных в трех субъектах ЮФО по ст. 285, 290, 291 УК РФ за период с 2012 по 2015 гг., распределились следующим образом:

- в Волгоградской области показатели преступности по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» увеличились в 1,76 раза, а по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» - в 2 раза; отмечено уменьшение показателя преступности по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» в 0,83 раза;

- в Ростовской области показатели преступности по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» в 2012 - 2015 гг. снизились в 0,6 и 1,3 раза соответственно; по ст. 291 «Дача взятки» наблюдается увеличение количества преступлений в 3,8 раза;

- в Астраханской области отмечено снижение преступности по ст. 290 «Получение взятки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ в 1,7; 2,3 и 2,2 раза соответственно.

Для определения масштабов теневой экономики в целом по России мы исследовали динамику коррупционных преступлений в ЮФО, ЦФО и СКФО, результаты исследования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели теневой экономики в некоторых федеральных округах России*

Округ ---- 2012 2013 2014 2015

Центральный федеральный округ

Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 1325 498 493 1432 980 394 1116 1198 306 1360 1451 313

Южный федеральный округ

Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 537 402 317 573 418 206 519 591 174 738 671 188

Северо-Кавказский федеральный округ

Зарегистрировано преступлений по статьям Уголовного кодекса РФ: по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» 225 144 189 273 172 264 261 198 234 288 260 170

*Составлено по [12].

Данные, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о том, что наибольшее количество преступлений в теневом секторе экономики России прослеживается в ЦФО, а наименьшее - в СКФО.

В ЦФО в 2012-2015 гг. количество преступлений, совершенных по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» и по ст. 290 УК РФ «Получение взятки», увеличилось на 953 и 35 преступлений соответственно. Количество преступлений, совершенных по ст. 291 УК РФ «Дача взятки», увеличилось 2,9 раза.

Противоположные показатели преступности наблюдались по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Так, количество преступлений по вышеуказанной статье в 2012-2015 гг. сократилось в 1,5 раза, что связано главным образом с существенным изменением некоторых статей особенной части УК РФ и ряда нормативно-правовых актов, касающихся антикоррупционной политики.

Как видно из данных, приведенных в табл. 3, в ЮФО и СКФО наблюдается увеличение количества преступлений по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» в 1,4 и 1,3 раза, по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» 1,66 и 1,8 раза соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Противоположная картина отмечена по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» - уменьшение количества совершенных преступлений в 2012-2015 гг. в 1,68 и 1,1 раза в ЮФО и СКФО.

Динамика изучаемых показателей в рассматриваемых федеральных округах показана на рис. 3.

2012 2013 2014 2015 2012 2013 2014 2015 2012 2013 2014 2015

цфО ЮФО СКФО

Рис. 3. Динамика показателей коррупционных преступлений в ЦФО, ЮФО и СКФО в 2012-2015 гг.

Данные, приведенные на рис. 3, свидетельствуют о том, что наибольшее количество коррупционных преступлений в 2012-2015 гг. совершено в Центральном федеральном округе, наименьшее - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Низкий уровень теневой экономики, наблюдаемый в Северо-Кавказском федеральном округе, несомненно, оказывает положительное влияние на экономическую ситуацию данного федерального округа, его экономическое развитие и инвестиционную привлекательность.

Для уменьшения негативного влияния теневого сектора на российскую экономику приоритетным направлением государственной политики должна стать разработка эффективных мероприятий, позволяющих снизить уровень теневой экономики не только в пределах отдельного региона, но и по всей стране.

Комплекс мероприятий, проводимых в рамках борьбы с теневой экономической деятельностью, можно оптимизировать следующим образом:

1) формированием добросовестной конкуренции;

2) совершенствованием деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ;

3) проведением постоянного государственного контроля за соблюдением оптимальной ставки налоговых платежей и таможенных пошлин;

4) формированием прозрачной финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

5) повышением качества государственного контроля за соблюдением упрощенных форм регистрации и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций;

6) достижением значительного снижения кредитных рисков;

7) ежегодным повышением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;

8) оказанием постоянной финансовой помощи малому и среднему бизнесу; улучшением условий их вхождения в новые рынки сбыта;

9) совершенствованием мер, направленных на снижение уровня коррупции чиновников, деятельность которых связана с теневым сектором экономики;

10) осуществлением контроля за соблюдением морально-нравственных принципов всеми гражданами российского общества;

11) совершенствованием средств массовой информации;

12) осуществлением тесного взаимодействия правоохранительных органов со всеми социальными институтами общества для предупреждения коррупционных преступлений;

13) расширением сотрудничества с международными организациями по обмену опытом, касающимося вопросов борьбы с теневой экономикой.

Заключение

Рассмотрены статистические данные, касающиеся показателей теневой экономической деятельности в Российской Федерации, в ряде округов России и некоторых субъектах Южного федерального округа в период с 2012 по 2015 гг.

Зарегистрировано преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) Зарегистрировано преступлений по ст. 291 УК РФ (дача взятки)

Зарегистрировано преступлений по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)

Данные статистики о коррупционных преступлениях наглядно демонстрируют, что наибольшая доля теневой экономики выявлена в Центральном Федеральном округе.

К основным факторам, способствующим развитию теневой экономической деятельности в нашей стране, можно отнести: сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и экономического роста и развития промышленности России, повышение уровня инфляции, увеличение производства нелегальной и некачественной продукции, коррупционная деятельность.

Предложены меры по повышению эффективности борьбы с теневой экономической деятельностью в России в рамках укрепления национальной экономической безопасности РФ.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Маслов Д. Г., Кизон Е. А. Теневая экономика в России как системное институциональное явление // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4 (28). С. 167-180.

2. Гамза В. А. Что есть российская теневая экономика и как с ней бороться? // Финансы и статистика. 2007. № 35 (275). С. 27-33.

3. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

4. Нестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 17. С. 7-11.

5. Степанов А. А., Морозова Н. В., Савина М. В и др. Теневые экономические отношения в реальной экономике (теория и практика). М.: Старая Басманная, 2010. 164 с.

6. Россияне вооружаются // Газета.ш. URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/10/20/10261331.shtml (дата обращения: 28.04.2017).

7. Моисеев П. С., Юхачев С. П. Криминализация экономических отношений в России и ее влияние на экономическую безопасность страны // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 11. С. 112-119.

8. О противодействии коррупции: Федеральный Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. № 266. 30.12.2008.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

10. Колесников В. В. Криминальная экономика в системе экономической криминологии: понятие и структура // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 2 (41). С. 16- 9.

11. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 28.04.2017).

12. Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_table (дата обращения: 28.04.2017).

Статья поступила в редакцию 15.06.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ишков Юрий Владимирович - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; д-р мед. наук, профессор; профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса; juvish@rambler.ru.

Ильясова Руфина Загитовна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; студентка, специальность «Экономическая безопасность»; rufinka57@mail.ru

Тулегенова Аделя Робертовна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; студентка, специальность «Экономическая безопасность»; tulegenova_14@mail.ru

Yu. V. Ishkov, R. Z. Ilyasova, A. R. Tulegenova

SHADOW ECONOMY AND ITS NEGATIVE INFLUENCE ON ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Shadow economy arose in Russia in XVIII century and today it remains an urgent issue and has a negative influence not only on general economic processes (generation and distribution of income, trade, investments), but also on economic development and economic security of the whole country. A high degree of economic criminalization seen in such facts of life as corruption, concealment of profits, manufacturing illegal and low-quality products is a consequence of inefficient state policy in respect to fighting the shadow economy. The article gives analysis of the dynamics of corruption crimes according to the following clauses of the Criminal Code in various subjects of the Russian Federation: abuse of the official power, bribe taking, bribe giving. There has been offered a set of measures for optimizing struggle against shadow sector of the Russian economics at the present stage of the development of society.

Key words: shadow economy, economic security, corruption crime.

REFERENCES

1. Maslov D. G., Kizon E. A. Tenevaia ekonomika v Rossii kak sistemnoe institutsional'noe iavlenie [Shadow economy in Russia as a systemic institutional phenomenon]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzh-skii region. Obshchestvennye nauki, 2013, no. 4 (28), pp. 167-180.

2. Gamza V. A. Chto est' rossiiskaia tenevaia ekonomika i kak s nei borot'sia? [What is the Russian shadow economy and how to cope with it?]. Finansy i statistika, 2007, no. 35 (275), pp. 27-33.

3. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii [The Constitution of the Russian Federation]. Priniata Vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. Rossiiskaia gazeta, no. 237, 25.12.1993.

4. Nesterova N. V. Vliianie tenevoi ekonomiki na razvitie regiona [Influence of the shadow economy on development of the region]. Regional'naia ekonomika: teoriia ipraktika, 2010, no. 17, pp. 7-11.

5. Stepanov A. A., Morozova N. V., Savina M. V i dr. Tenevye ekonomicheskie otnosheniia v real'noi ekonomike (teoriia ipraktika) [Shadow economic relations in the real economy (theory and practice)]. Moscow, Staraia Basmannaia Publ., 2010. 164 p.

6. Rossiiane vooruzhaiutsia [The Russians are getting armed]. Gazeta.ru. Available at: https://www.gazeta.ru/social/2016/10/20/10261331.shtml (accessed: 28.04.2017).

7. Moiseev P. S., Iukhachev S. P. Kriminalizatsiia ekonomicheskikh otnoshenii v Rossii i ee vliianie na ekonomicheskuiu bezopasnost' strany [Criminalization of economic relations in Russia and its impact on economic security of the country]. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia iprotsessy, 2016, no. 11, pp. 112-119.

8. O protivodeistvii korruptsii: Federal'nyi zakon ot 25 dekabria 2008 g. № 273-FZ [On Counteracting Corruption: Federal Law № 273-FZ of 25.12.2008]. Rossiiskaia gazeta, no. 266, 30.12.2008.

9. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii [Criminal Code of the Russian Federation]. Federal'nyi Zakon ot 13 iiunia 1996 g. № 63-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 iiunia 1996 g. No. 25, art. 2954.

10. Kolesnikov V. V. Kriminal'naia ekonomika v sisteme ekonomicheskoi kriminologii: poniatie i struktura [Criminal economy in the system of economic criminology: concept and structure]. Kriminologiia: vchera, segodnia, zavtra, 2016, no. 2 (41), pp. 16-29.

11. Ofitsial'nyi sait General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii [Official website of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation]. Available at: http://genproc.gov.ru (accessed: 28.04.2017).

12. Portal pravovoi statistiki [Portal of legal statistics]. General'naia prokuratura Rossiiskoi Federatsii. Available at: http://crimestat.ru/offenses_table (accessed: 28.04.2017).

The article submitted to the editors 15.06.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ishkov Yurii Vladimirovich — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Doctor of Medicine, Professor; Professor of the Department of Criminal Law and Criminal Process; juvish@rambler.ru.

Ilyasova Rufina Zagitovna — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Student, Specialty "Economic Security"; rufinka57@mail.ru.

Tulegenova Adelya Robertovna — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Student, Specialty "Economic Security"; tulegenova_14@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.