Научная статья на тему 'Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации'

Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6206
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / CORRUPTION / NATIONAL SECURITY / SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев В. М., Юхачев С. П.

В данной статье проведено комплексное исследование основных факторов развития коррупции и теневой экономики, а также причин, способствующих увеличению масштабов этих негативных социально-экономических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрьев В. М., Юхачев С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS THE THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION

In this article the complex research of main factors of development of corruption and shadow economy, as well as of the reasons, which promote the increase of scopes of these negative social-economic phenomena, is done.

Текст научной работы на тему «Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации»

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. М. ЮРЬЕВ, С. П. ЮХАЧЕВ

В данной статье проведено комплексное исследование основных факторов развития коррупции и теневой экономики, а также причин, способствующих увеличению масштабов этих негативных социально-экономических явлений.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, теневая экономика.

Современное развитие российской государственности вполне определенно позиционирует коррупцию как ключевую угрозу национальной безопасности и одно из самых серьезных препятствий на пути развития страны. Вполне очевидно, что коррупция и теневая экономика представляют собой тесно переплетенные и взаимопорождаю-щие друг друга явления. Проблемы их существования представляют собой шесть основных типов самодостаточных идентифицируемых коррупционных и теневых явлений: кадровая коррупция, экономическая коррупция, сращивание бизнеса и власти, идейная коррупция, бытовая коррупция, теневая экономика.

Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность.

Президент России Д. А. Медведев системно и настойчиво проводит в жизнь программу государственно-управленческих мероприятий противодействия коррупции и теневой экономике. Таким образом, политические решения российского руководства вполне определенно демонстрируют внимание к этой острой социально-экономической проблеме, представляющей серьезную угрозу национальной безопасности и экономическому суверенитету Российской Федерации.

Динамика взаимосвязи коррупции и теневой экономики в России, с одной стороны, вполне очевидна, а с другой - характеризуется лишь поверхностным ослаблением наиболее криминаль-

ной («черной») составляющей теневой экономики: время «бандитских крыш» ушло в прошлое, функции «контроля» нередко выполняют легальные правоохранительные институты. Примечательно, что едва ли не тотальное уклонение от налогов также начало сокращаться. Отмечены такие тенденции усиления некоторых форм теневой экономической деятельности, которые принимают «обыденный» характер: коррупция, неформальная занятость, нелегальная миграция.

Теневая экономика, вполне очевидно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают замкнутый круг.

Теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. Коррупция вынуждает ее оставаться в тени и вести нелегальный бизнес, создает основу для формирования ее новых сфер и видов. Теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики. В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.

Теневая экономика выступает основой развития многих негативных социально-экономических явлений:

- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

- формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

- не обеспечивает интересы исполнительных участников теневого сектора экономики правовой защитой, не дает им социальных гарантий и помощи.

Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности, так как:

1) наличие мощной широко разветвленной теневой экономики и значительных незаконных доходов выступает основным источником финансирования коррупционеров;

2) беспрецедентные масштабы приобрело развитие бытовой коррупции, основанной на исторически обусловленном принципе управления Российского государства - институте кормления. В результате у большой части населения страны исторически сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем. По данным Фонда общественного мнения (март 2008 г.), 54 % россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 27 % опрошенных признались, что им доводилось «делать подношения» чиновникам [2, с. 96-111].

По мнению президента Института проблем безопасности А. М. Гамзы, можно выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России. Например, финансово-экономические:

- несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35 % ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30 % (наши расчеты показывают, если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60 % всей его прибыли);

- продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);

- полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимает-

ся враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);

- отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);

- архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, - около 300 млрд долл.) [3, 4].

Экономические потери от коррупционной деятельности можно разбить на две категории: прямые и косвенные. К прямым потерям относится недобор доходной части бюджета страны в результате неэффективности, порождаемой коррупцией. В итоге, по некоторым оценкам, прямые потери бюджета от коррупции в год не меньше, чем доходная часть консолидированного бюджета страны. С косвенными потерями гораздо сложнее. Предпринимаются попытки оценки отдельных видов косвенных потерь. Обычно это делается с помощью регрессионных моделей, которые строятся по результатам межстрановых исследований и в которых одна из переменных - уровень коррупции в стране, а вторая - некоторый показатель эффективности экономики.

К приведенным примерам можно добавить оценки правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности - нефть, газ, редкие металлы - тратят до 50 % получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.

Следует обратить внимание на низовую коррупцию. Предварительный анализ показывает, что 10 % всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятия и т. п.) расходы существенно выше. «Вход в бизнес» требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

Можно добавить к этому слабо изученную и практически неконтролируемую у нас коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций (например, предоставление коммерческими банками кредитов за взятки), которая также снижает эффективность экономики.

Таким образом, при самых оптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 20 до 30 млрд долл. в год. В результате стране и обществу наносится гигантский невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

Необходимо учитывать, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

Эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества оказывается крайне низкой, неадекватной масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности России.

С учетом интересов национальной безопасности Российской Федерации необходимо учитывать прогноз развития коррупционных проявлений в экономической сфере. Современные экономисты используют несколько методов для определения вариативности макроэкономических последствий коррупционных процессов.

Во-первых, это качественный анализ зависимости развития теневой экономики от эволюции социально-экономических системы и политической воли руководства государством. Так, формационный подход позволяет сформулировать вывод, что теневая экономика скачкообразно растет в бифуркационные периоды (при переходе от одной социально-экономической системы к другой), но стабилизируется в период движения общества по аттрактору (когда основы новой системы уже сложились). Цивилизационный подход акцентирует внимание на зависимости развития теневой экономики и проявлений коррупции от национальной культуры (стереотипов мышления, традиций пове-

дения, этических ценностей и т. д.), которая изменяется очень медленно. Другой путь цивилизационного подхода к анализу перспектив развития российской теневой экономики - это изучение практик «теневой социализации», в рамках которых молодежь учится нарушать формальные нормы или, по крайней мере, терпимо относиться к обманным действиям окружающих. Вполне очевидно, что особенности российской цивилизации создают относительно высокую ее предрасположенность к развитию коррупции и теневой экономики, чем большинства других развитых стран.

Во-вторых, важно учитывать количественные характеристики и анализ средне- и долгосрочных тенденций развития теневой экономики и ее коррупционных составляющих. Экстраполяция на будущее тех тенденций, которые уже действуют в современной России, позволит получить количественные оценки масштабов будущей теневой экономической деятельности. Здесь важно не только использование данных российской статистики, но и сопоставление их с динамикой в зарубежных странах Востока и Запада. Это позволит получить примерные оценки масштабов основных видов теневой экономической деятельности [1].

Особое внимание необходимо обратить на прогнозирование развития следующих наиболее распространенных видов теневой экономики:

- уклонение от налогов;

- коррупция;

- неформальная занятость;

- контрфактическое производство (торговое пиратство);

- рэкет;

- нелегальная миграция.

Вполне очевидно, что прогноз развития в России теневых экономических отношений должен обязательно включать и прогноз развития методов противоборства с коррупцией. При этом следует помнить, что целью борьбы с теневой экономикой должно быть не ее «искоренение», а минимизация негативных издержек (или даже максимизация выгод) для общества в целом. Главной проблемой является определение оптимального с точки зрения общества уровня развития теневой экономики и сдерживание ее масштабов на этом пороговом уровне [5].

В современных нормативно-правовых актах Российской Федерации нет четкого определения понятия «экономическая безопасность», но есть указания на угрозы и критерии этой безопасности. Так, указывается на деформированность структуры российской экономики:

- топливно-сырьевой направленности экономики;

- низкой конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления.

В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации входят:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.

3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.

4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.

5. Устойчивость финансовой системы.

6. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.

7. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

Необходимо учитывать, что фиксация проблемы национальной безопасности в официальных правительственных документах и формирование специальных государственных организаций, занятых обеспечением этой безопасности, являются результатом проникновения в массовое сознание концепций, ранее выработанных в экономической теории. Именно парадигмы экономической теории определяют общие рамки обсуждения национальной безопасности. Очевидно, что между возникновением угрозы и формированием комплекса мер по борьбе с нею всегда есть промежуточное звено - экономическая концепция, осмысляющая эту угрозу.

Подводя итоги, необходимо заметить, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией в связке с общими проблемами экономической безопасности государства. Уровень обсуждения, формулировки рассматриваемых вопросов и даваемые оценки свидетельствуют о серьезности положения и критическом состоянии дел в сфере коррупционных проявления, которые рассматриваются как угроза национальной безопасности.

Литература

1. Бахтизин А. Р. Моделирование эффектов коррупции и теневой экономики с помощью вычислимой модели общего равновесия // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). М.: Научный эксперт, 2007.

2. Купрещенко Н. П. Сущность и структура современной теневой экономики (системно-концептуальный анализ) // Вестн. Академии налоговой полиции. М.: Изд-во Акад. налоговой полиции ФСНП России, 2003, Вып. 3.

3. Гамза В. А. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? // иКЬ: Nacbez.ru

4. Латов Ю. В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности // иКЬ: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/297024.html

5. Сулакшина А. С., Вилисов М. В. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Труды Центра. Выпуск № 6. М.: Научный эксперт, 2006.

* * *

CORRUPTION AS THE THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION

V. M. Yuryev, S. P. Yukhachyov

In this article the complex research of main factors of development of corruption and shadow economy, as well as of the reasons, which promote the increase of scopes of these negative social-economic phenomena, is done.

Key words: corruption, national security, shadow economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.