УДК 338.054.23
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ
ХРИПКОВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Государственная служба»
Финансового университета, Москва, Россия E-mail: lguzenko@fa. ru
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Коррупция и теневая экономика - основные угрозы экономической безопасности современной России. Распространение коррупции способствует формированию криминальной рыночной экономики. Вместе с тем теневая экономика, являясь частью экономического процесса, может рассматриваться как реакция хозяйствующих субъектов на сложившуюся государственную систему управления, в которой важное место занимает коррупция.
Методы. Работа является результатом исследований, проводимых автором в 2010-2012 годах на фактических примерах коррупционных проявлений в экономической сфере. В работе использован классический метод анализа имеющихся фактов коррупции и результатов социологических исследований.
Результаты. В статье показана прямая связь между коррупцией и теневой экономикой. Раскрываются их сущность и составляющие элементы, а также негативные последствия теневой экономики, распространению которой способствует коррупция в органах власти и управления.
Перспективы. В настоящее время государством принимаются активные меры по выявлению и предупреждению фактов коррупции. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов по противодействию коррупции, что в определённой степени оказывает влияние на сокращение теневой экономики. Данное исследование, раскрывая сущность и последствия как коррупции, так и теневой экономики, может способствовать своевременному выявлению и пресечению этих явлений, а также использоваться в учебном процессе.
Ключевые слова: экономическая безопасность; угрозы экономической безопасности; теневая экономика; коррупция; криминальная среда.
SHADOW ECONOMY AND CORRUPTION
MIKHAIL P. KHRIPKOV
Doctor of Science (Sociology), Assistant Professor, Professor of the Chair «Public employment»,
Financial University, Moscow, Russia E-mail: lguzenko@fa. ru
ABSTRACT
Introduction. Corruption and the shadow economy represent a significant and growing threat to the economic security of modern Russia. The spreading corruption drags along a criminal market economy. However, the shadow economy as a part of the economic process can be seen as a response of economic entities to the existing state governance riddled with corruption.
Methods. All of the work was carried out by the author in 2010-2012 and is based on the results from studying actual cases of corruption in the economic sector. To evaluate the available facts of corruption as well as implications of sociological surveys the author used the classical method of analysis.
Results. The article shows a direct link between corruption and the shadow economy. It discloses their nature and elements and examines the most important negative consequences of the shadow economy. The work argues that corruption in government bodies is encouraging further enlargement of the shadow economy.
Discussion. At present the government is undertaking active measures to identify and prevent corruption. For this purpose, first of all, a number of legal acts against corruption have been passed. These regulatory documents should to some extent reduce the shadow economy. Since the paper is concerned with the nature and consequences of corruption and the shadow economy, it provides guidance on how to detect and combat these evils. Also, the results reported in this work can be used in training courses.
Key words: economic security; threat to economic security; shadow economy; corruption; criminal environment.
Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет необходимость совершенствования и диверсификации промышленного производства, развития сельского хозяйства страны, предпринимательской деятельности. Рассматривая вопрос экономического развития страны, необходимо отметить, что, наряду с существующими внешними угрозами экономической безопасности общества и государства, большую опасность представляют внутренние, среди которых следует выделить теневую экономику и коррупцию в органах государственной власти и управления. В подтверждение можно сослаться на то, что сегодня, по всей видимости, нет человека, который не слышал бы о существовании в различных отраслях финансовой, хозяйственной деятельности злоупотреблений, связанных с извлечением доходов в личных целях. В этом плане наиболее опасным становится использование чиновничьего аппарата организованной преступностью, которая выстраивает собственную теневую политику. Если государство не срабатывает в той или иной сфере, и прежде всего в экономике, то происходит замещение этой сферы теневыми видами деятельности, которые осуществляются с помощью своей системы ценностей и преступных средств.
Коррупция, как правило, в первую очередь негативно влияет на экономическое развитие любой страны. В социально-экономической сфере её опасность выражается в искажении коррум-
пированным государственным аппаратом социально-экономической политики государств, в том числе усложнении или воспрепятствовании реализации прав и законных интересов граждан в точном соответствии с законом, что приводит, в частности, к затруднению осуществления предпринимательской деятельности добросовестными гражданами и к распространению в ней криминальных элементов. Наблюдаются формирование криминальной рыночной экономики, ограничение «чистых» инвестиций и утрата возможности интеграции страны в мировую экономическую систему.
Вместе с тем государству наносится огромный экономический ущерб от недополученных налогов, происходит разграбление страны подпольным экспортом и импортом. Вполне закономерно в ряде исследований высокий уровень коррупции увязывается с низким уровнем инвестиций в экономику и, наряду с экономической преступностью, становится всё более мощным средством перераспределения собственности и капитала в частных интересах. В результате этого не только происходит ослабление политических, экономических позиций государства, но и снижается его авторитет как среди населения страны, так и на международной арене.
Экономическая коррупция в концентрированном виде вбирает в себя различные противоправные действия, которые ведут не только к разрушению экономики или её одностороннему развитию, но и к превращению государственно-
го аппарата в инструмент удовлетворения частных экономических потребностей. Расширяя теневую экономику, коррупция способствует развитию организованной преступности, оттоку капитала за рубеж, затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции, так как механизм любой деятельности, в том числе и теневой, связан с процессом взаимодействия представителей разных социальных групп.
В современной России теневые процессы захлестнули не только экономику, но и неэкономические сферы, относящиеся к политике, праву, науке, российскому обществу в целом. Особенность теневых социальных рынков заключается в том, что они возникают из необходимости решения тех или иных острых, актуальных для общества социальных проблем, что способствует расширению теневых процессов. Поэтому если говорить о генезисе теневых процессов в социальных сферах, то они вторичны по отношению к теневой экономике. Являясь источником теневых процессов, экономика становится «площадкой», от которой получают свой негативный импульс и другие сферы общества. В результате оказывается, что теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни. Происходит это в большей степени через различные коррупционные схемы уже не только «субъектов экономики», но и разнообразных членов социального сектора. Модели поведения, сложившиеся в теневой экономике, начинают осуществляться и за её пределами. В результате «теневое пространство» в стране непрерывно расширяется, захватывая новых социальных субъектов, новые социальные институты, новые социальные организации.
Поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулируя паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, что переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную, сферу.
Нельзя не заметить, что почти все исследователи коррупции в различных странах отмечают, что наряду с такими катализаторами политического брожения, как религия и неравенство
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Современный американский политолог Зб. Бжезинский отмечает, что коррупция является характерной чертой большинства развивающихся стран, особенно с так называемой «нефтяной» экономикой. По его мнению, «стяжательство в сочетании с повсеместной слабостью гражданского общества и действия раздутых неэффективных бюрократических аппаратов, напоминающих социальных паразитов, которые препятствуют динамичному развитию экономики и увековечивают нищету, неизбежно порождают широкое возмущение».
Источник: Бжезинский Зб. Выбор.
М.: Международные отношения, 2007. С. 75.
в распределении материальных благ, немалую лепту вносит и коррупция.
Также опасность последствий коррупции проявляется в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда имеет для общества и государства позитивный характер. Отсюда возникает сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа недобросовестных чиновников.
В результате коррупционных действий происходит нарушение механизмов рыночной конкуренции, которое несёт в себе наибольшую угрозу разрушения цивилизованных и легальных институтов экономики и позволяет получать необоснованное и неправомерное преимущество экономическим субъектам, имеющим устойчивые коррупционные связи с представителями органов власти. При этом нарушаются права потребителей, теряется доверие агентов рынка к способности власти гарантировать равноправие экономических субъектов, ухудшается инвестиционный климат. Кроме того, происходит снижение результативности государственной
поддержки экономических субъектов, в том числе налоговых льгот и других протекционистских мер. Непрозрачность механизма принятия данных решений не позволяет оперативно корректировать их с целью повышения эффективности. Это способствует тому, что коррумпированные чиновники нацелены на поиск дополнительных источников личного обогащения, а не на поддержку участников экономических отношений.
Рассматривая коррупцию с экономических позиций, можно прийти к следующему выводу: коррупция — это неформальное корыстное экономическое проявление, связанное с деятельностью конкретных лиц, облечённых полномочиями для принятия решений в системе органов государственной власти и управления.
Таким образом, коррупцию следует рассматривать как экономическое проявление, но в то же время она оказывает негативное воздействие на экономику, которое, прежде всего, заключается в обеспечении возникновения и развития теневого сектора экономики. В обществе значительно разнятся как взгляды на сущность теневой экономики, так и количественные оценки масштабов этого явления. В общем виде теневая экономика — это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела либо создала условия для развития теневого процесса в экономической сфере.
Причём такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая эконо-
По оценке министра экономического развития Андрея Белоусова, в теневом секторе в России работает порядка 18 млн человек. Доля теневой экономики составляет 25-40 % ВВП
Источник: Российская Газета
мика охватывает три самостоятельных понятия, три сектора.
1. Подпольный (криминальный) бизнес — запрещённые законом виды экономической деятельности, к которой относятся торговля оружием и наркотиками, рэкет, заказные убийства и т. п.
2. Неофициальная экономика — легальные виды экономической деятельности, в случае если производство товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой (тем самым обеспечивается сокрытие от налогов, но в то же время существует неформальная занятость) и т. п.
3. Фиктивная экономика — экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.
Система национального учёта результатов экономической деятельности отражает те экономические потоки, которые регистрируются официальной статистикой, отражаются отчётной документацией. Однако существуют многочисленные и разнообразные виды экономической деятельности, которые не находят отражения в официальной статистике или вообще никак не документируются. Эти явления называют по-разному: «подпольная экономика», «неформальная экономика», «вторая экономика», «теневая экономика» и т. д. Последнее из перечисленных названий стало в отечественной литературе общепринятым.
Определение теневой экономики даётся в основном с позиций видов экономической активности, которые не могут быть зарегистрированы обычными методами статистики. В частности, существует представление о теневой экономике как о совокупности нелегальных хозяйственных действий, которые обеспечивают преступления различной степени тяжести. Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и не контролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Третья точка зрения состоит в том, что теневая экономика — это все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, активизирующих в человеке различные пороки. Каждое из приведенных определений по-своему правильное. Однако, если их обобщить, получится, что теневая экономика есть экономическая деятельность,
противоречащая действующему законодательству, не учитываемая и не контролируемая обществом и направленная на формирование или удовлетворение антиобщественных и антигосударственных интересов.
При любых трактовках общей чертой теневой экономики считается то, что она проявляется в «экономическом пространстве», в ходе той или иной хозяйственной деятельности. Нетрудно заметить, что различные авторы согласованно отмечают главный признак теневой экономики — её скрытый характер. Ключевыми признаками теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта.
Практически теневая экономика является частью экономической системы, без которой сама система не может воспроизводиться. Система теневых экономических отношений характеризуется рядом признаков:
1) значительной ролью неформальных и внеправовых отношений, большим удельным весом теневой экономики, широким распространением коррупции в государственном аппарате, недостаточной эффективностью правовой системы;
2) возникновением в сфере экономики теневых финансовых групп, представляющих собой властно-хозяйствующие структуры, имеющие в качестве покровителей различные органы государственной власти;
3) перераспределением национального дохода в пользу паразитического потребления. Рост доходов теневых структур сопровождается развёртыванием непроизводственных составляющих, обслуживающих теневую экономику;
4) вывозом значительной части капиталов за границу.
Если рассматривать социально-экономические последствия теневой экономики, то можно заметить, что они в большей степени негативные, чем позитивные.
К негативным социально-экономическим последствиям теневой экономики относятся:
— уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов, штрафов, сборов;
— рост преступности, коррумпированности в системе государственной службы, органов управления (теневая экономика является финансовой базой преступности, а криминальный сектор теневой экономики сам по себе является преступным);
— исключение инвестиционного развития (субъекты теневой экономической деятельности не вкладывают деньги в развитие производства);
— создание диспропорций в структуре экономики (теневая экономика развивается в основном в сфере услуг и торгово-посреднической сфере, а не в сфере производства);
— негативное влияние на инфляционные процессы оказывают фиктивные деньги и доходы от аккумулирования фиктивных безналичных средств;
— кризис в сфере социально-экономического управления (влияние государства на теневой сектор экономики крайне ограничено, большинство мер воздействия на него оказываются неэффективными);
— моральное и физическое разложение общества (подпольные производства пищевой промышленности часто нарушают установленные стандарты, что отрицательно сказывается на здоровье людей и состоянии окружающей среды; постоянное нарушение законов, за которым не следует наказание, формирует психологию вседозволенности).
В то же время, исключив криминальный сектор, можно говорить и о некоторых позитивных моментах теневой экономики:
— удовлетворение покупательского спроса (когда государство и легальные экономические субъекты по той или иной причине не могут предоставить требуемые услуги и товары, их предоставляют субъекты теневой экономической деятельности);
— поддержание производства в кризисный период.
По известным причинам точно определить масштабы теневой хозяйственной деятельности, её соотношение с легальной экономикой невозможно. По данным Росстата, объём теневой экономики в России в 2011 году почти сравнялся с доходами федерального бюджета. Без учёта криминальной составляющей в теневом секторе занято около 13 млн человек, что составляет
17-18 % экономически активного населения, а «теневой» экономики должны рассматриваться его объём достигает 16 % ВВП. в комплексе с изменениями в социально-эконо-
Проведённый анализ показывает, что в сов- мической политике, с развитием национальной ременной России произошла теневизация не экономики, поднятием престижа труда и чест-только экономики, но и общества. В современ- ных заработков, совершенствованием налого-ных условиях меры по ограничению масштабов вой системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О. А. Алякринского. - М.: Логос, 2003. - 356 с.
2. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство / Пер. с англ. Е. А. На-рочницкой, Ю. Н. Кобякова. - М.: Международные отношения, 2004.
3. Добренькое В. И., Исправникова Н. Р Коррупция: современные подходы к исследованию. -М.: МГУ, 2009.
4. Магомедов К. О. Социология государственной службы.— М.: ВВИА им. Жуковского, 2007.— 244 с.
5. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В. К. Сенчагова 2-е изд. -М.: Дело, 2005. - 896 с.
6. Хрипков М. П. Коррупция в органах государственной власти и меры по её преодолению. -М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011.
REFERENCES
1. Rose-Ackerman S. Corruption and Government: Causes, consequences, reforms. Translated from English by O. A. Alyakrinsky. Moscow, 2003, 356 p. (in Russian).
2. Bzhezinskii Z. The Choice: Global Domination or Global Leadership. Translated from English by E. A. Narochnitskaya, N. Kobyakov. Moscow, 2004 (in Russian).
3. Dobren'kov V. I., Ispravnikova N. R. Corruption: modern approaches to the study. Moscow, 2009 (in Russian).
4. Magomedov K. O. Sociology of public service. Moscow, 2007, 244 p. (in Russian).
5. Economic Security of Russia: General course. Ed. V. K. Senchagova, 2nd ed., Moscow, 2005, 896 p. (in Russian).
6. Khripkov M. P Corruption in government’s bodies and measures to cope with it. Moscow, 2011 (in Russian).
ДОСЬЕ
Ущерб от коррупционных преступлений в России за 2012 год оценивается почти в 21 млрд рублей. Как сообщает агентство «Интерфакс», об этом на «парламентском часе» в Госдуме заявил генпрокурор РФ Юрий Чайка. «Установлено свыше 49 тысяч посягательств, что почти на четверть превышает уровень 2011 года, на 13 процентов больше установлено лиц, совершивших такие деяния»,- сказал генпрокурор. По словам Чайки, число преступлений, причинивших крупный и особо крупный ущерб, выросло ещё сильнее - на 80 процентов. В сфере госзакупок, по словам генпрокурора, за год было выявлено 83 тысячи нарушений и возбуждено 343 уголовных дела.
Источник: URL: http: //lenta. ru/news/2013/02/20/chaika (дата обращения: 20.02.2012)