doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-38-45
ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В последние годы в России наметилась негативная тенденция развития теневой экономики, проявляющаяся в уходе от налогов, оттоке финансового капитала за рубеж, ведении двойной бухгалтерии предпринимательскими структурами, челночной торговли, скрытой безработице, росте коррупции, торговле наркотическими веществами и оружием. Теневые экономические отношения являются локомотивом коррупционной деятельности, которая, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития и функционирования теневой экономики. Масштабность теневого сегмента напрямую зависит от коррумпированности органов государственного управления и власти. Теневые отношения способствуют формированию коррупционной составляющей в сферах политики и экономики, в которых они получают наибольшее распространение. При этом коррупция способствует развитию новых видов и форм теневого сегмента, а также находит и расширяет сферы их обоюдного распространения. В работе обоснована взаимосвязь между теневой экономикой и коррупцией: теневая экономика выступает финансовой основой коррупционной деятельности, а коррупция - финансовой основой теневой деятельности. Рост коррупции и теневой экономики в современных условиях выступают ключевой угрозой экономической безопасности национальной экономики как внешние (снижение инвестиционной привлекательности России; снижение уровня конкурентоспособности страны в международном пространстве; подрыв имиджа страны; политическая и экономическая изоляция государства), так и внутренней (экономические - создание барьеров для развития малого и среднего бизнеса; низкоэффективное использование бюджетных средств; необоснованное распределение государственных заказов; рост цен; увеличение стоимости инвестиций и инвестиционных проектов; дифференциация населения; рост безработицы; обогащение олигархов; понижает эффективность государственного регулирования рынка; социальные - рост социального напряжения в обществе; обнищание большей части населения; расслоение общества; рост недоверия к государственным органам у населения; упадок систем здравоохранения и образования; политические - препятствие реализации правительственных программ; неспособность государства контролировать ситуацию; беззащитность граждан перед криминальными структурами; подрыв демократического устройства страны). Таким образом, стремительное развитие теневого сегмента и рост коррупции ведут к разрушению конкурентных механизмов, понижая эффективность рыночных механизмов, монополизации производства.
Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, экономическая безопасность
Развитие любого государства, характеристика его экономического состояния сопряжено и испытывает на себе воздействие неформальной и теневой экономики, а также коррупции. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, именно коррупция и теневая экономика названы ключевыми угрозами национальной безопасности, а, следовательно, и экономической безопасности. Еще в 2006 г. Президент РФ назвал коррупцию одним из ключевых препятствий развития национальной экономики [1].
Глобальный финансово-экономический кризис, нестабильность экономико-политического состояния ряда стран, военные конфликты на Украине и в Сирии, на сегодняшний день, актуализируют проблемы теневой экономики и коррупции как для
России, так и для большинства стран мира. В этих условиях отдельные разновидности теневой деятельности (коррупция, наркобизнес, финансирование терроризма) справедливо можно считать глобальными проблемами современности [2].
По данным Федеральной службы государственной статистики доля теневой экономики в России в 2013 г. составила 26 % ВВП, в которой было задействовано порядка 13 млн чел. (18 % активного населения страны), доход от деятельности которых составил примерно 7 трлн руб. В свою очередь, согласно данным Всемирного Банка в 2013 г., в Российской Федерации на теневую экономику приходилось около 48,6 % ВВП. Расхождения связаны с тем, что цифра Федеральной службы государственной статистики не включает
в себя доходы от незаконной деятельности, например, наркоторговли и контрафакта, сокрытие дополнительного источника от налогообложения, взятки и последующая их легализации через инвестиции, ценные бумаги. Для сравнения: во Франции уровень теневой экономики составляет 14,9 %, в Германии - 16,3 %. Наиболее «влиятельной» теневая экономика в Европе представляется в Италии (21 % ВВП), в Испании (19 %) и Португалии (19 %) [3].
Таким образом, наличие теневой экономики характерно сегодня для любой экономической системы, отличие лишь в масштабах распространения, которая является одной из главных угроз развитию экономики и экономической безопасности страны.
Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими факторами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная торговля, скрытая безработица, коррупция, торговля наркотиками и оружием.
Большая часть расходов, которая формирует цену на товар или услугу на теневом рынке, являются платой за риск, который несут владельцы запрещенных товаров на каждом этапе его движения. Действительно, для производства наркотических средств или для незаконной перепродажи оружия, похищения людей и прочего большие капиталовложения не нужны, они необходимы для обеспечения безопасности этой деятельности.
Учитывая тот факт, что в подпольной экономике создают товары и услуги, которые, несмотря на свой деструктивный характер, приобретаются за реальные денежные средства, это приводит к росту спроса на национальную валюту, ее удорожанию относительно других стран и, соответственно, к уменьшению чистого экспорта. При сокращении потребительских расходов на внутреннем рынке и экспортных возможностей предприятий легального сектора экономики будет происходить падение объемов производства, что приведет к следующим последствиям: рост уровня издержек в легальном секторе, инфляция, сокращение доходов населения и рост уровня безработицы. Последние два фактора будут провоцировать не только развитие теневых отношений, но и толкать людей в чисто уголовную сферу. Таким образом, будет воспроизводиться цепь: распространение криминальных отношений - уменьшение легального производства - уменьшение доходов населения и рост безработицы - рост криминализации общества. Рост криминализации экономики будет негативно влиять на потенциальных инве-
сторов и стимулировать отток капитала и наиболее интеллектуальной части населения из страны.
Перераспределение дохода в пользу криминального круга ведет к сосредоточению в его руках значительных финансовых ресурсов, которые в случае их легализации могут вкладываться в легальный бизнес. Как отмечают эксперты, легализованные финансовые ресурсы, как правило, инвестируются в высокодоходные легальные сферы экономики (например, в топливно-энергетический комплекс в России и в Украине, в строительный бизнес в Италии и в Германии). Следует отметить, что активы, которые приобретаются такими субъектами, достаточно часто занижены в цене в силу различных причин (рэкет, коррупция и т. п.), что ведет к прямым потерям для общества. Как правило, целью подобных инвестиций является не развитие этих отраслей, а создание политических и юридических основ для защиты источников доходов, получение максимального дохода за минимальный промежуток времени. Легализация денег происходит через круг банковских и посреднических структур, что провоцирует рост банковских процентов и трансак-ционных издержек в экономике.
Уголовные отношения также негативным образом отражаются на росте трансакционных издержек: криминальные поборы с субъектов рынка включаются в себестоимость продукции, что ведет к росту цен [4].
Необходимо также учитывать тот факт, что воспроизведение уголовных отношений происходит за счет самой молодой части населения, которая наиболее подвержена влиянию деструктивных последствий. Это ведет к уменьшению воспроизводства рабочей силы и деградации общественных сфер жизни в долгосрочном периоде.
Теневые экономические отношения являются локомотивом коррупционной деятельности, которая, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития и функционирования теневой экономики. Масштабность теневого сегмента напрямую зависит от коррумпированности органов государственного управления и власти. Теневые отношения способствуют формированию коррупционной составляющей в сферах политики и экономики, в которых они получают наибольшее распространение. При этом коррупция способствует развитию новых видов и форм теневого сегмента, а также находит и расширяет сферы их обоюдного распространения.
Таким образом, теневая экономика выступает финансовой основой коррупционной деятельности, а коррупция - финансовой основой теневой деятельности [5].
Тесное переплетение экономических интересов органов государственной власти с теневым (криминальным) бизнесом ведет к разрушению конкурентных механизмов, понижая эффективность рыночных механизмов и монополизации производства, росту коррупции (рис. 1).
Коррупция - это сложное социально-экономическое явление, поэтому не существует четкого определения. Говоря о теневом сегменте национальной экономики и о ее проявлении в виде коррупции как угрозе экономической безопасности страны в первую очередь речь идет о государственной коррупции, в которой задействованы лица, находящиеся на государственной службе
Динамика роста фактов взяточ
либо выполняющие некоторые властные полномочия в результате делегирования ими власти от избирателей или каким-либо иным образом.
По оценкам экспертов, общая сумма взяток, выплачиваемая в течение года субъектами предпринимательства чиновникам, составляет 33,5 млрд долл. [6]. Количество выявленных фактов взяточничества имеет сохраняющуюся тенденцию роста, а в последние годя возрастает количество возбужденных уголовных дел и преступлений, уголовные дела по которым направлены в суд, а также количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество и посредничество при взяточничестве (табл. 1, рис. 2).
Таблица 1
ства в России в 2009-2014 гг. [7]
Мероприятия по борьбе с коррупцией 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Выявление фактов взяточничества 13141 12012 10952 9758 11521 11893
Выявлено фактов взяточничества с установленными лицами 11228 10079 8975 7228 9993 10674
Преступления, уголовные дела по которым направлены в суд 6269 5797 5171 3772 6034 6909
За первое полугодие 2015 г. было выявлено 15525 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (рост составил 28,1 %), из них фактов взяточничества 9861 (рост 59,9 %) [8].
Распространение теневого сектора экономики угрожает экономической безопасности страны, так как способствует изъятию части экономических ресурсов из официальной экономики, тем самым уменьшая ее возможности и результаты. Например, рост теневого сегмента на 1 % ведет к увеличению незаконного перемещения денежных средств на 7 %. За прошедшие 20 лет националь-
Мотивы вывоза час
ное хозяйство России потеряло порядка 211,5 млрд долл.
Огромную угрозу для экономической безопасности России представляют теневые процессы нелегального вывоза капитала. Одной из наиболее сложных проблем для страны за годы экономических преобразований можно считать проблему миграции капитала, в том числе его незаконную утечку Частный сектор продолжает экспортировать капитал преимущественно в форме его утечки, в формировании которой превалирует несанкционированная составляющая.
Основные мотивы вывоза капитала за границу представлены в таблице 2.
Таблица 2
| капитала из России
Комплексная задача Конкретная цель
Развитие бизнеса, инвестиционные проекты - создание предсказуемых условий для инвестирования; - использование эффективных методов реализации контракта; - страхование от инфляции
Сбережения на случай кризиса (преследований) - отмывание денег; - сбережения «на черный день», на случай кризиса в России или наказания за нарушение закона
Минимизация риска предпринимательской деятельности - уход от коррупции, чиновничьего произвола, высокого риска и неопределенности
лоббирование экономических интересов отдельных лиц
переплетение экономических интересов государственных служащих и бизнес-структур
развитие теневой экономики
рост
КОРРУПЦИЯ
рост
Экономические: Социальные: Политиче-
- создание барьеров - рост соци- ские:
для развития малого и ального напря- - препятст-
среднего бизнеса; жения в общест- вие реализации
- низкоэффективное ве; правительствен-
использование бюджет- - обнищание ных программ;
ных средств; большей части - неспособ-
- необоснованное рас- населения; ность государст-
пределение государствен- - расслоение ва контролиро-
ных заказов; общества; вать ситуацию;
- рост цен; - рост недо- - беззащит-
- увеличение стоимо- верия к государ- ность граждан
сти инвестиций и инве- ственным орга- перед крими-
стиционных проектов; нам у населения; нальными
- дифференциация на- - упадок сис- структурами;
селения; тем здравоохра- - подрыв де-
- рост безработицы; нения и образо- мократического
- обогащение олигар- вания устройства стра-
хов; ны
- понижает эффектив-
ность государственного
регулирования рынка
ВНУТРЕННИЕ
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИО-
НАЛЬНОМ ЭКОНОМИКИ
ч=
1. Снижение инвестиционной привлекательности России.
2. Снижение уровня конкурентоспособности страны в международном пространстве.
3. Подрыв имиджа страны.
4. Политическая и экономическая изоляция России
ВНЕШНИЕ
Рис. 1. Влияние коррупции на экономическую безопасность национальной экономики
Рис. 2. Динамика роста фактов взяточничества в России в 2009-2014 гг.
В последние годы наметилась положительная тенденция сокращения объемов нелегального оттока финансового капитала их страны, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.
По итогам 2014 г. чистый вывоз капитала из России составил 154,1 млрд долл. Согласно обновленному макроэкономическому прогнозу Банка России в 2015-2018 гг., можно ожидать снижение оттока капитала с 90 млрд долл. до 55-65 млрд долл. Чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России в первом полугодии 2015 г., по
оценке Центрального банка Российской Федерации, составил 52,5 млрд долл.
По прогнозам Министерства финансов РФ, в 2015 г. из России может уйти порядка 70-80 млрд долл. Данные показатели значительно ниже, чем оценки, которые были в начале 2015 г.: речь шла о сумме в 120-130 млрд долл. Стабилизация финансов в России позволяет существенно снизить прогнозы по оттоку капитала. Прогноз данных отчетов свидетельствуют о снижении объемов вывоза капитала благодаря укреплению курса рубля и минимальным выплатам по внешнему долгу.
Таблица 3
Динамика оттока частного капитала из России с 2009 по I квартал 2015 г., млрд долл. США [9]
1 S s Банки Прочие секторы
Год Чистый ввоз/вывоз кап тала частным секторо (2+5) Чистый ввоз/ вывоз капитала (3-4) Чистое приобретение финансовых активов Чистое принятое обязательство Чистый ввоз/вывоз капитала (6-7-8) Чистое приобретение финансовых активов Чистое принятое обязательство «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса
1 2 3 4 5 6 7 8
2009 57,5 32,2 -10,0 -42,1 25,3 53,3 34,3 -6,4
2010 30,8 -15,9 1,7 17,6 46,7 62,9 25,4 -9,1
2011 81,4 23,9 31,8 7,8 57,4 107,7 58,9 -8,7
2012 53,9 -18,5 14,8 33,3 72,4 101,8 39,8 -10,4
2013 61,6 7,5 27,9 20,4 54,2 138,1 94,2 -10,3
2014 153,0 46,9 9,6 -37,3 106,1 112,9 0,7 6,1
I кв. 2015 32,5 14,1 -10,4 -24,5 18,4 8,7 -8,0 -1,7
Примечание:
Исключена задолженность по товарным поставкам на основе межправительственных соглашений
Статья «чистые ошибки и пропуски» в полном объеме отнесена к операциям прочих секторов. Имеется ввиду, что наибольшие сложности при составлении платежного баланса возникают в связи с учетом финансовых операций по этим секторам
Еще одной серьезной угрозой экономической безопасности национального хозяйства и политической стабильности любого государства является легализация доходов. Эта угроза проявляется в:
неспособности государства и общества бороться с легализацией преступных доходов, способствует обогащению групп людей и отдельных лиц за счет преступлений, тем самым делая преступную деятельность более привлекательной и экономически выгодной;
- использовании легализованных «грязных» денег не только для осуществления преступной деятельности, но и для инвестирования в наиболее пер-спектнвные виды экономической деятельности;
- расширении и укреплении экономической и технологической базы организованной преступной деятельности;
снижении оборота налогов и выделении средств на государственные общественные расходы вследствие сокрытия сведений о доходах, что ведет к разрушению финансовой системы государства в целом и к подрыву национальной экономики;
- использовании грязных денег для подкупа сотрудников органов государственной власти, проникновению преступных элементов в политические институты, а в отдельных случаях для организации и финансирования терроризма ведут к подрыву демократической системы, представляя реальную угрозу экономической безопасности страны [10].
Еще одной характерной чертой отечественной теневой экономики стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно исследованиям, 27 % трудоспособных россиян (21 млн чел.) имеют неофициальную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.
Таким образом, основным негативным последствием развития теневой экономики является деформация структуры экономики, проявляющаяся в увеличении инвестиционных рисков и сокращении объемов инвестиций. В первую очередь, происходит сокращение объемов инвестиций в реальный сектор экономики, что негативным образом отражается на развитии отечественного производства, росте доли импортной продукции в удовлетворении спроса. С другой стороны, теневая экономика способствует развитию наиболее подверженных «тене-визации» сфер деятельности, таких как торгово-посредническая и финансовая. Кроме того, распространение теневой экономики способствует усилению дифференциации доходов за счет обогащения субъектов нелегального и скрытого бизнеса. В Рос-
сии доходы самых богатых слоев населения в 16 раз превышают доходы бедных [11].
Значительный ущерб теневая экономика наносит и бюджету страны вследствие уклонения от уплаты налогов субъектов экономической деятельности. В результате снижения бюджетных доходов государство не в силах в полном объеме осуществлять финансирование ключевых сфер экономики, происходит усиление налоговой нагрузки на официальный бизнес и общество.
Таким образом, теневые отношения и коррупция в нашей стране сегодня представляют собой реальную угрозу экономической безопасности и обеспечению демократического развития общества, оказывая губительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества: экономику, политику, социальную и правовую сферы, общественное сознание, международные отношения [12].
Для России проблема теневой экономики стала тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимо подчеркнуть, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, что достижимо только при высоком уровне доверия граждан к государственным органам управления и властям.
Литература
1. URL: http:// www.kremlin.ru/text/appears/2006/ 05/105546.shtml
2. Рыбчак А. С. Финансовая составляющая теневой экономической деятельности в стране // Современная экономическая наука: теория и практика: Мат-лы III Всеукр. научно-практ. интернет-конф. (Полтава 7-8 нояб. 2013 г.). С. 28-30.
3. Доходы теневой экономики Испании составляют почти пятую часть ее ВВП. URL: http:// www.espanarusa.com/ru/printarticle.sdf/ru/news/economia /362666
4. Радюкова Я. Ю., Федорова М. А. Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 11. С. 154-159.
5. Купрещенко Н. П. Противодействие теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Москва, 2008.
6. Цуриков В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 51.
7. Состояние преступности в России за январь-август 2015 г. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел
YU. P. KULIK
Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/upload/ site1/document_file/LNcn0MwxQI.pdf
8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2009-2014 гг. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/ Delja-telnost/statistics
9. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации (I квартал 2015 г.). URL: http:// www.cbr.ru/ statistics/credit_statistics/bp.pdf
10. Маслов В. А. Внешнеэкономические аспекты теневой экономики в современном мировом пространстве: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2010.
11. Давыденко Д. Е., Дук Я. И. Теневая экономика и экономическая безопасность страны. URL: http:// pdf/d01/s46/s46_008.pdf
12. Попова Л. Н. Теневая экономика как фактор угрозы безопасности финансовой системы государства // Актуальные вопросы безопасности финансовой системы государства: сборник науч. трудов Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Харьков, 21 февр. 2014.
References
1. URL: http://www. kremlin.ru/text/appears/2006/ 05/105546.shtml
2. Rybchak А. S. Finansovaya sostavlyayushchaya tenevoj ekonomicheskoj deyatel'nosti v strane [Financial component of shadow economic activity in the country] // Sovremennaya ehkonomicheskaya nauka: teoriya i praktika: mat-ly Ill Vseukr. nauchno-prakt. internet-konferentsii, (Poltava 7-8 noyabrya 2013 g.). S. 28-30.
3. Dokhody tenevoj ekonomiki Ispanii sostavlyayut pochti pyatuyu chast' yeyo VVP [Income of shadow economy of Spain makes almost fifth part of her GDP]. URL: http://
www.espanarusa.com/ru/printarticle.sdf/ru/news/economia /362666
4. Radyukova Ya. Yu., Fedorova M. А. Nekotorye aspekty gosudarstvennogo protivodejstviya tenevoj eko-nomike [Some aspects of the state counteraction to shadow economy] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i prot-sessy. Tambov, 2014. T. 9. № 11. S. 154-159.
5. Kupreshchenko N. P. Protivodejstviye tenevoj ekonomike v sisteme obespecheniya ekonomicheskoj be-zopasnosti Rossii (teoretiko-metodologicheskij podkhod) [Counteraction to shadow economy in system of providing
economic security of Russia (theoretic-methodological approach)]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. Moskva, 2008.
6. Tsurikov V. Ekonomicheskij podkhod k analizu ko-rystnykh prestuplenij [Economic approach to the analysis of crimes for profit] // Voprosy ekonomiki. 2007. № 1. S. 51.
7. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar'-avgust 2015 g. FKU «Glavnyj informatsionno-analiticheskij tsentr» Ministerstva vnutrennikh del Rossijs-koj Federatsii [Condition of crime in Russia for January-August, 2015 FTI «Main Information and Analysis Center» of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Ofitsial'nyj sajt Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii. URL: https://mvd.ru/upload/site1/ document_file/LNcn0MwxQI. pdf
8. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar'-dekabr' 2009-2014 gg. FKU «Glavnyj informatsionno-analiticheskij tsentr» Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii [Condition of crime in Russia for January-December, 2009-2014 FTI «Main Information and Analysis Center» of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Ofitsial'nyj sajt Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii. URL: https://mvd.ru/ Delja-telnost/statistics.
9. Platezhnyj balans, mezhdunarodnaya investitsion-naya pozitsiya i vneshnij dolg Rossijskoj Federatsii (I kvartal 2015 g.) ofitsial'nyj sajt Tsentral'nogo banka Rossijskoj Federatsii [Balance of payments, international investment position and external debt of the Russian Federation (the I quarter of 2015) official site of the Central bank of the Russian Federation]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ credit_statistics/bp.pdf
10. Maslov V. A. Vneshneekonomicheskiye aspekty tenevoj ekonomiki v sovremennom mirovom prostranstve [The external economic aspects of shadow economy in modern world space]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Moskva, 2010.
11. Davydenko D. E., Duk Ya. I. Tenevaya ekonomi-ka i ekonomicheskaya bezopasnost' strany [Shadow economy and economic security of the country]
12. Popova L. N. Tenevaya ekonomika kak faktor ugrozy bezopasnosti finansovoj sistemy gosudarstva [Shadow economy as factor of the threat to security of the financial system of the state] // Aktual'nye voprosy bezopasnosti finansovoj sistemy gosudarstva: sbornik nauch. tru-dov Mezhdunar. nauchno-prakt. internet-konf. Khar'kov, 21 fevralya 2014.
ro. n. KYHHK
45
* * *
THE CHARACTERISTIC OF THE STATE AND TENDENCY OF DEVELOPMENT OF SHADOW ECONOMY OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
KULIK YURIY PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In recent years the negative tendency of development of shadow economy shown in avoidance of taxes, outflow of the financial capital abroad, conducting double-entry bookkeeping by enterprise structures, shuttle trade, the hidden unemployment, corruption growth, trade in narcotic substances and the weapon is in Russia. The shadow economic relations are the engine of corruption activity which in turn creates favorable conditions for development and functioning of shadow economy. Scale of a shadow segment directly depends on corruption of state bodies and the power. The shadow relations promote formation of a corruption component in spheres of policy and economy in which they gain the greatest distribution. At the same time corruption promotes development of new types and forms of a shadow segment, and also finds and broadens spheres of their mutual distribution. In work the author justified the interrelation between shadow economy and corruption: the shadow economy acts as a financial basis of corruption activity, and corruption - a financial basis of shadow activity. Growth of corruption and shadow economy in modern conditions act as key threat of economic security of national economy as external (decrease in investment appeal of Russia; decrease in level of competitiveness of the country in the international space; undermining image of the country; political and economic isolation of the state), and internal (economic -creation of barriers to development of small and medium business; low effective use of budgetary funds; unreasonable distribution of the state orders; increase in prices; increase in cost of investments and investment projects; differentiation of the population; unemployment growth; enrichment of oligarchs; lowers efficiency of state regulation of the market; social - growth of social tension in society; impoverishment of the most part of the population; stratification of society; growth of mistrust to government bodies at the population; decline of health systems and education; political - an obstacle of implementation of government programs; inability of the state to control a situation; vulnerability of citizens to criminal structures; undermining democratic state system). Thus, prompt development of a shadow segment and growth of corruption conduct to destruction of competitive mechanisms, lowering efficiency of market mechanisms, production monopolizations.
Key words: shadow economy, corruption, economic security
YU. P. KULIK
^ 11, № 1, 2016