ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
С. Б. БУШУЕВА
В статье проводится анализ проявлений теневой экономики в современной России. Определено, что коррупция является одним из системообразующих звеньев теневой экономики, а, следовательно, и ключевой угрозой экономической безопасности России. Получен вывод, что одним из наиболее эффективных инструментов противодействия коррупции является тотальное использование института электронных денег. В этой связи нами предлагается создать единую базу данных, в которой отражались бы все транзакции, при этом в обязательном порядке указывались бы объекты сделки. Помимо этого, необходимо осуществлять эмиссию электронных денег по аналогии с наличными, т. е. с присвоением идентификационного номера электронной купюре, что позволит при необходимости отслеживать весь ее путь от эмитента к купюрообладетелю. Единая государственная эмиссия электронных денег позволит при необходимости упрощать процедуру раскрытия экономических преступлений, а также будет способствовать нивелированию коррупции, а, следовательно, и обеспечению экономической безопасности России.
Ключевые слова: электронные деньги, экономическая безопасность, теневая экономика, инструменты нивелирования угроз экономической безопасности.
В экономической науке и приоритетных направлениях развития Российской Федерации особое место занимает противодействие проявлениям «теневой экономики». Система национального хозяйства отражает те экономические потоки, которые регистрируются официальной статистикой, отражаются отчетной документацией. Однако существуют многочисленные и разнообразные виды экономической деятельности, которые не находят отражения в официальной статистике или вообще никак не документируются. Эти явления называют по-разному: «подпольная экономика» (under-ground economy), «неформальная экономика» (informal economy), «вторая экономика» (second economy), «теневая экономика» (shadow economy) и т. д.
Развитие теневой экономики и коррупции являются наиболее яркими проявлениями деформации системы экономических отношений, когда господствующее положение занимают интересы частных лиц или их групп, а не общенациональные интересы.
Примечательно, что в научных исследованиях существует немалая путаница в употреблении терминов, когда теневая экономика отождествляется то с неформальной, то с криминальной экономикой. По совершенно справедливому мнению В. Радаева, тем важнее развести эти понятия, обозначающие различные сегменты рынков. Наибо-
лее широким понятием в данном отношении выступает неформальная экономика, которая представляет собой совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо неадекватным образом. Одна часть неформальной экономики находится «на свету» и включает сегменты, которые вписываются в действующее законодательство или, по крайней мере, ему не противоречат. Ей противостоит другая ее часть - теневая экономика. Она тоже не отражается в официальной отчетности и формальных контрактах, но также вступает в противоречия с существующими законодательными установлениями. В свою очередь, не все, что находится в «тени», является криминальным. Важная часть теневой экономики является вполне легальной по своим целям и содержанию, но связана с периодическими нарушениями закона в отношении выбора средств достижения целей. А собственно криминальная экономика - это часть теневой экономики, которая сопряжена с заведомым нарушением закона, как по средствам, так и по целям деятельности, т. е. с производством и распределением продуктов и услуг, прямо запрещенных законом [9].
С позиций криминологического подхода, в составе теневой экономики выделяют сектора криминальной теневой экономики и некрими-
нальной теневой экономики. Все же однозначно выделить сектор некриминальной экономической деятельности невозможно из-за сложности самого объекта рассмотрения - теневой экономики, близкой взаимосвязи ее позитивных и негативных функций в условиях несовершенной конкурентной среды, необоснованного налогообложения, формальных и неформальных ограничений на открытие и ведение бизнеса. При выделении сектора некриминальной теневой экономики, по мнению А. М. Красникова, необходимо учитывать следующие соображения:
- к некриминальной теневой может быть отнесена лишь экономическая деятельность, непосредственно связанная с производством нормальных товаров, оказанием нормальных услуг, выполнением нормальных работ и вносящая вклад в создание ВВП;
- к некриминальному сектору теневой экономики целесообразно отнести деятельность, которая не могла быть начата или продолжена в условиях действующего режима налогообложения и регулирования. Необходимо учитывать мультипликативный эффект увеличения производства и, следовательно, налоговых поступлений, в результате расходования теневых доходов в легальной экономике [4].
Зачастую под теневой экономикой экономисты понимают «неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребле-
ние товарно-материальных ценностей и услуг, т. е. скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах» [3].
Таким образом, само определение теневой экономики отражает ее антигосударственный характер, демонстрирует скрытые угрозы национальной безопасности и государственному суверенитету.
Следует отметить, что теневая экономика существует в любой национальной экономике. Доля теневой экономики в ВВП в России в конце 90-х гг. ХХ в. по различным оценкам составляла от 25 до 46 %. Огромные масштабы теневой экономики в современной России в первую очередь связаны с незавершенностью процессов реформирования. Формально права частной собственности закреплены законом, но на деле они «размыты», слабо специфицированы и нарушаются как со стороны государства, так и со стороны отдельных субъектов экономики. Изъяны в экономическом законодательстве и особенно в области налогов приводят к массовому сокрытию доходов. В теневую деятельность России в большей или меньшей степени, вовлечено 58-60 млн чел. [14].
Систему элементов теневой экономики можно представить следующим образом (рис. 1).
Нелегальная (криминальная)
экономика
*
Организованная Криминальный
преступность бизнес
Рис. 1. Структура теневой экономики [5]
Согласно существующим определениям, можно выделить следующие основные признаки теневой экономики:
- неконтролируемость производственной, торговой и финансовой деятельности участников теневой экономики государственными органами, в том числе и налоговыми службами;
- незаконный характер деятельности, в том числе и совершение преступлений повышенной общественной опасности, к которым относятся наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация или содержание притонов и другие криминальные деяния;
- легализация (отмывание) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику;
- направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах государственной власти, в том числе и в различных правоохранительных структурах.
Кроме того, отчасти развитие и актуализация теневой экономики связано с реакцией на сам факт государственного регулирования. Как известно, регулирование невозможно без ограничений, неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. При этом многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д. Однако, даже самая лучшая система централизованного управления может лишь уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И даже если налоговую ставку свести к минимуму, то все равно какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.
В научно-методической литературе существуют различные подходы к толкованию причин, объясняющих наличие теневой экономики. Обобщенная классификация существующих причин представлена Ю. Н. Поповым и М. Е. Тарасовым [8]. Причины, вошедшие в первую группу, обозначены как антропологические факторы, связанные с противоречивой природой человека. Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, относятся экономические факторы, присущие рыночному хозяйству. В третью группу причин были включены социальные факторы. К четвертой группе относятся правовые факторы, связанные с несовершенством законодательной базы предпринимательства. В пятую группу при-
чин вошли этические факторы, обусловленные слабой этической основой предпринимательства. В шестую группу причин включены политические факторы, вызванные противоречиями в политической системе. Однако не стоит забывать о том, что зарегулированность официальной экономики, чрезмерная бюрократия, несогласованность законодательных документов тоже могут являться причиной развития теневого сектора экономики [7].
На сегодняшний день, «теневая» экономика достигла глобального масштаба. Например, в 2009 г. «теневая» экономика в разных европейских странах выросла на 0,3-1,5 %. Следует отметить, что до экономического кризиса она все предыдущие 15 лет медленно, но все же стабильно сокращалась.
По данным аналитиков объем «теневой экономики» увеличился в 14 самых богатых странах Европейского Союза. Сегодня Россия по масштабам развития теневой экономики стоит на 6-м месте после таких мировых передовиков, как Нигерия (74 %), Египет (69 %), Грузия (68 %), Украина (57 %), Молдавия и Белоруссия (по 50 % от ВВП).
Сейчас объем теневой экономики в целом по Европе оценивается на уровне 20 % ВВП. Объем теневой экономики Великобритании эксперты оценивают в 10 % от ВВП, Германии - 14 %, Франции - 16 %. В скандинавских странах серый сектор составляет 9-15 % ВВП. В Италии и Испании «серый» сектор оценивается в 25 % ВВП, а в Греции - 30-35 %. Самая сложная ситуация в бывших соцстранах: в целом по Восточной Европе - до 40 % ВВП, а на Украине - 57 %. Однако по оценкам Росстата, объем теневой экономики РФ в 2008 г. составлял около 20 % от ВВП [12].
На сегодняшний день одной из основных угроз экономической безопасности является именно теневая экономика. Теневая экономика отрицательно влияет на экономику государства и регионов, изымая из легального производства значительную часть факторов производства, снижая эффективность экономики, препятствуя расширенному воспроизводству и социально-экономическому развитию. Однако, рассматривая теневую экономику как угрозу экономической безопасности, большинство исследователей упускают из вида существенный момент, который заключается в том, что и источник угроз экономической безопасности, а также факторы роста и развития теневой экономики имеют одни и те же предпосылки.
Фактически теневая экономика является следствием нарушения целостности системы и неразрешения деструктивных противоречий. В качестве примера могут служить деятельность крупнейших российских сырьевых компаний, которые, используя оффшорные схемы, отрывают финансы от производства, лишая таким образом воспроизводственный процесс необходимых ресурсов, и еще больше усиливают сложившийся кризис реального сектора [10].
Следует отметить, что теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Она формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики. В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.
В таких масштабах как сейчас, теневая экономическая деятельность становится серьезной угрозой безопасности России, и, прежде всего, в финансовой сфере, определяющей устойчивость и жизнеспособность финансово-банковской системы, при которой государство может гарантировать в определенных пределах общеэкономические условия функционирования властных и рыночных институтов.
Примечательно, что теневая экономика и коррупция неразделимы и порождают друг друга. Теневой сектор является благодатной почвой для развития коррупции, так как находится вне поля правовой защиты. Кроме того, теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и программирует необходимое ей число коррумпированных чиновников. Коррупционная деятельность сама по себе является частью теневой экономики. Таким образом, борьба с коррупцией неэффективна без одновременной борьбы с теневой экономикой [1].
В сфере теневой экономики можно выделить две основные проблемы, которые требуют безотлагательного вмешательства со стороны государства.
Первая проблема связана с так называемыми «коррупционными услугами» в широком смысле, означающими совпадение предмета коррупционной деятельности с предметом теневой экономической деятельности. В данном случае материальный эффект от коррупционной деятельности является частью теневого дохода.
Вторая проблема, которая также требует решения в теневой экономике в связи с борьбой с коррупцией, - это, прежде всего, макроэкономические финансовые решения государства, продуцирующие теневую экономику. Речь идет о налоговой политике государства, которая ведет к масштабному уклонению от налогов, к наличному обороту, снижению потенциала безналичных расчетов, неоправданным административным барьерам, заставляющим бизнес уходить в тень [11].
Анализ тенденций развития теневой экономики позволил выделить дестабилизирующие экономическое развитие факторы. В качестве таковых выступают незавершенные, неэффективные преобразования, отчуждение реформ от реальных интересов общества. Подобный подход связан с тем, что определенный негативный эффект трансформационного периода обусловлен сменой системы социально-экономических отношений, прежних норм и правил, стереотипов мышления, идеологических установок, что всегда несет в себе деструктивный потенциал [6].
Кроме того, важным фактором роста теневого сектора экономики является формирование кла-ново-корпоративных образований, представляющих собой устойчивые взаимосвязи между крупными хозяйственными структурами и властью. При этом происходит формирование механизма блокирования конкуренции путем перераспределения преимуществ в пользу предпринимателей, устанавливающих коррупционные отношения с чиновниками [13].
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой экономики, прежде всего фиктивной и криминальной, ведет не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов.
Таким образом, теневая экономика сильнейшим образом дестабилизирует российское общество:
- она вытесняет официальные механизмы налогообложения и, соответственно, снижает объемы собираемых налогов. Альтернативные, теневые механизмы налогообложения (содержание «крыш», выплаты чиновникам за выполнение ими своих прямых обязанностей и т. п.) нередко вытесняют официальное налогообложение;
- теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в официальной экономи-
ке, ухудшает положение существующих экономических организаций и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых»;
- связанная с криминальной деятельностью теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия. Социологические опросы свидетельствуют, что 30-40 % руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, с попытками поставить предприятие под контроль преступных групп;
- институционализированно де-факто и множество других далеко небезобидных экономических феноменов, например, насильственное разрешение конфликтов между предпринимателями или незаконная приватизация бывшей государственной собственности и пр.
Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика -финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики [2].
Таким образом, следует отметить, что коррупция является одним из системообразующих звеньев теневой экономики, а, следовательно, и ключевой угрозой экономической безопасности России. Исходя из этого, целесообразным видится внедрение действенного механизма противодействия коррупции. На наш взгляд, одним из ключевых, в данном вопросе, инструментов противодействия коррупции является тотальное использование института электронных денег. Заметим, что коррупционные проявления, равно как и иные проявления теневой экономики, не могут существовать в отрыве от использования наличных денежных средств. Сложно представить, что контролируемые счета чиновников могут свободно пополняться неизвестными по своему происхож-
дению переводами. Однако, вопрос переводов на счета родственников чиновников или на счета аффелированных фирм остается при этом открытым.
В этой связи, нами предлагается создать единую базу данных, в которой отражались бы все транзакции, при этом в обязательном порядке указывались бы объекты сделки. Учитывая предполагаемое тотальное использование электронных денег, это является вполне возможным, хотя и трудно осуществимым с технической точки зрения. Помимо этого, необходимо осуществлять эмиссию электронных денег по аналогии с наличными, т. е. с присвоением идентификационного номера электронной купюре, что позволит при необходимости отслеживать весь ее путь от эмитента к купюрообладетелю. Единая государственная эмиссия электронных денег позволит при необходимости упрощать процедуру раскрытия экономических преступлений, а также позволит в некоторой степени сократить инфляцию.
Литература
1. Вилисов М. В., Сулакшина А. С. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ. Труды Центра. Вып. 6. М., 2006.
2. Газма В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? URL: http:// www^reml^rg
3. Драбкин Л. Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации // Чиновник. 2000. № 1 (7).
4. Красников А. М. Теневая экономика и экономическая преступность. URL: http://newasp.omskreg.ru
5. Купрещенко Н. П. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический аспект): дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.
6. Левчук В. Макроэкономические аспекты государственного воздействия на теневой сектор экономики:. автореф. ... дис. канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2006.
7. Морозова Н. О. Метод измерения размера теневой экономки, образованной в результате введения налогов и субсидий: применение концепции излишков. // TERRAECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. Т. 7. № 1. URL: http://ecsocman.hse.ru
8. Попов Ю. Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник. М., 2005.
9. Радаев В. Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты и динамика URL: http:// www.iicas.org
10. Смирнов А. И., Рогозинский Е. В. Влияние теневой экономики на обеспечение экономической безопасности // Проблемы современной экономики. 2008. № 3 (27).
11. Сулакшин С. С. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2007.
12. Сухаренко А. Криминальная экономика -2009. Обзор результатов последних исследований о состоянии криминальной экономики в условиях мирового финансового кризиса URL: http://www.nisse.ru
13. Таксанов А. Формулирование термина теневая экономика URL: http://www.proza.ru
14. Экономический словарь. URL: http:// lib.mabico.ru
* * *
ELECTRONIC MONEY AS TOOL OF COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY
S. B. Bushuyeva
In article the analysis of manifestations of shadow economy in modern Russia is carried out. It is defined that corruption is one of the backbone links of shadow economy, and, therefore, key threat of economic security of Russia. The conclusion is received that one of the most effective instruments of counteraction of corruption is total use of institute of electronic money. In this regard we offer to create a uniform database in which all transactions would be reflected, objects of the transaction thus would without fail be specified. In addition, the electronic note that will allow to trace if necessary all its way from the issuer to a bond owner needs to carry out issue of electronic money by analogy to cash, i.e. to assignment of identification number. Uniform state issue of electronic money will allow to simplify if it is necessary procedure of disclosure of economic crimes, and also will promote corruption leveling, and, therefore, providing economic security of Russia.
Key words: electronic money, economic security, shadow economy, instruments of leveling of threats of economic security.