Научная статья на тему 'Влияние темперамента на упешность учебной деятельности студентов'

Влияние темперамента на упешность учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6754
690
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максименкова Алина Сергеевна

В данной статье рассмотрено влияние темперамента на успешность учебной деятельности студентов в условиях современного образовательного пространства. На основе комплексного изучения данной темы и исследования сделан вывод о влиянии темперамента на успешность учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние темперамента на упешность учебной деятельности студентов»

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Максименкова А.С.

Максименкова Алина Сергеевна - студент, естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: в данной статье рассмотрено влияние темперамента на успешность учебной деятельности студентов в условиях современного образовательного пространства. На основе комплексного изучения данной темы и исследования сделан вывод о влиянии темперамента на успешность учебной деятельности студентов. Ключевые слова: типы темперамента, успешность учебной деятельности, связь темперамента и учебной деятельности.

Особенности темперамента оказывают существенное влияние на учебную деятельность студентов в условиях современного образовательного пространства.

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью [1].

Выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Для каждого типа характерна совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Рассмотрим краткую характеристику каждого типа темперамента.

Сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интроверсия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может

характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик -человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый человек индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи, с чем изучение особенностей темперамента студентов является актуальной проблемой. Особенности темперамента учащихся в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах: Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростков.

Цель нашего исследования: узнать, влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности студентов.

В нём приняли участие 35 человек - студенты 3 курса Смоленского Государственного университета. Из них 4 юноши и 31 девушка.

Для достижения цели исследования мы использовали личностный опросник Г. Айзенка для выявления темперамента и метод экспертных оценок.

В ходе проведения опросника Айзенка были получены следующие результаты: у 11 студентов (31%) выявлен сангвинический тип темперамента, 9 студентов (26%) обладают холерическим типом темперамента, 8 студентов (23%) - меланхолическим и 7 студентов (6%) являются флегматиками (Рис. 1).

■ с^ншиники К колесики ■ пл£лЗн колики ■ ф.т|_тли|тики

Рис. 1. Диаграмма. Типы темперамента у студентов (в %)

Из диаграммы видно, что большинство студентов - сангвиники и холерики. Среди студентов было выявлено: 19 студентов (54%) - экстравертов и 16 студентов (46%) - интровертов (Рис. 2).

■ эксТраперту ■ интроиоргы

Рис. 2. Диаграмма. Разделение студентов на экстреветов и интровертов (в %)

Для того чтобы определить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности студентов мы использовали метод экспертных оценок. Была изучена и проанализирована успеваемость студентов за две последние сессии.

Рассчитав средний балл, мы условно разделили студентов на «сильных» (от 4-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-3,9 баллов) и «слабоуспевающих» (до 3,4 баллов). Показатели успеваемости студентов в процентах представлены на рис. 3.

■ сильные ■ среднеуспевающис ■ слабоуспеьающно

Рис. 3. Диаграмма. Показатели успеваемости студентов (в %)

По диаграмме видно, что преобладают «сильные» студенты (71%), «среднеуспевающих» - 24%, а «слабоуспевающих» всего 5%.

Мы сопоставили результаты по определению темперамента и успеваемости студентов и получили следующие результаты: 91% сангвиников являются «сильнымими», а 9% сангвиников являются «среднеуспевающими» студентами; 89% холериков являются «сильными» студентами, а 11% «среднеуспевающими»; 63% меланхоликов являются «среднеуспевающими» студентами, 25% меланхоликов являются «слабоуспевающими», а 12% - «сильные»; 86% флегматиков являются «сильными», а 14% «среднеуспевающими» (рис. 4).

90%

Б0%

70%

60%

so%

10%

30%

20%

10%

0%

«срсднеуспеал ющи с I слабоуспевающие

£¡111Г ИК1!И im

холерики .мел л м холим и флегм тик и

Рис. 4. Диаграмма. Показатели успеваемости студентов по типам темперамента (в %)

Следовательно, студенты со всеми видами темперамента могут иметь в учебе, как высокие показатели, так и низкие, и средние.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что в каждом типе темперамента встречаются как сильные студенты, среднеуспевающие, так и слабые. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.

Список литературы

1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности. М.: ВЛАДОС, 2001. 334 с.

2. Конашков В.В., Лихтенштейн В.И. Определение типа темперамента по тесту Г. Айзенка. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 15 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.