ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Максименкова А.С.
Максименкова Алина Сергеевна - студент, естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск
Аннотация: в данной статье рассмотрено влияние темперамента на успешность учебной деятельности студентов в условиях современного образовательного пространства. На основе комплексного изучения данной темы и исследования сделан вывод о влиянии темперамента на успешность учебной деятельности студентов. Ключевые слова: типы темперамента, успешность учебной деятельности, связь темперамента и учебной деятельности.
Особенности темперамента оказывают существенное влияние на учебную деятельность студентов в условиях современного образовательного пространства.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью [1].
Выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Для каждого типа характерна совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Рассмотрим краткую характеристику каждого типа темперамента.
Сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик (высокая интроверсия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может
характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик -человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый человек индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи, с чем изучение особенностей темперамента студентов является актуальной проблемой. Особенности темперамента учащихся в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах: Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростков.
Цель нашего исследования: узнать, влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности студентов.
В нём приняли участие 35 человек - студенты 3 курса Смоленского Государственного университета. Из них 4 юноши и 31 девушка.
Для достижения цели исследования мы использовали личностный опросник Г. Айзенка для выявления темперамента и метод экспертных оценок.
В ходе проведения опросника Айзенка были получены следующие результаты: у 11 студентов (31%) выявлен сангвинический тип темперамента, 9 студентов (26%) обладают холерическим типом темперамента, 8 студентов (23%) - меланхолическим и 7 студентов (6%) являются флегматиками (Рис. 1).
■ с^ншиники К колесики ■ пл£лЗн колики ■ ф.т|_тли|тики
Рис. 1. Диаграмма. Типы темперамента у студентов (в %)
Из диаграммы видно, что большинство студентов - сангвиники и холерики. Среди студентов было выявлено: 19 студентов (54%) - экстравертов и 16 студентов (46%) - интровертов (Рис. 2).
■ эксТраперту ■ интроиоргы
Рис. 2. Диаграмма. Разделение студентов на экстреветов и интровертов (в %)
Для того чтобы определить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности студентов мы использовали метод экспертных оценок. Была изучена и проанализирована успеваемость студентов за две последние сессии.
Рассчитав средний балл, мы условно разделили студентов на «сильных» (от 4-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-3,9 баллов) и «слабоуспевающих» (до 3,4 баллов). Показатели успеваемости студентов в процентах представлены на рис. 3.
■ сильные ■ среднеуспевающис ■ слабоуспеьающно
Рис. 3. Диаграмма. Показатели успеваемости студентов (в %)
По диаграмме видно, что преобладают «сильные» студенты (71%), «среднеуспевающих» - 24%, а «слабоуспевающих» всего 5%.
Мы сопоставили результаты по определению темперамента и успеваемости студентов и получили следующие результаты: 91% сангвиников являются «сильнымими», а 9% сангвиников являются «среднеуспевающими» студентами; 89% холериков являются «сильными» студентами, а 11% «среднеуспевающими»; 63% меланхоликов являются «среднеуспевающими» студентами, 25% меланхоликов являются «слабоуспевающими», а 12% - «сильные»; 86% флегматиков являются «сильными», а 14% «среднеуспевающими» (рис. 4).
90%
Б0%
70%
60%
so%
10%
30%
20%
10%
0%
«срсднеуспеал ющи с I слабоуспевающие
£¡111Г ИК1!И im
холерики .мел л м холим и флегм тик и
Рис. 4. Диаграмма. Показатели успеваемости студентов по типам темперамента (в %)
Следовательно, студенты со всеми видами темперамента могут иметь в учебе, как высокие показатели, так и низкие, и средние.
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что в каждом типе темперамента встречаются как сильные студенты, среднеуспевающие, так и слабые. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности. М.: ВЛАДОС, 2001. 334 с.
2. Конашков В.В., Лихтенштейн В.И. Определение типа темперамента по тесту Г. Айзенка. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 15 с.