Научная статья на тему 'Психологический анализ влияния темперамента на успешность учебной деятельности учащихся'

Психологический анализ влияния темперамента на успешность учебной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1905
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ЛИЧНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченкова Снежана Петровна

В статье рассматривается проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности учащихся. Раскрытию индивидуальных особенностей личности способствует учет особенностей темперамента, в связи с чем, изучение этих особенностей является актуальной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ влияния темперамента на успешность учебной деятельности учащихся»

5. Замечать даже небольшие успехи и достижения студента с низкой учебной

мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология, М.: АСТ, 2008. 672 с.

2. Зимняя И .А. Педагогическая психология. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. 448 с.

3. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005 254 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1972. 205 с.

5. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 285 с.

6. Реан А.А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 416 с.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 228 с.

8. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: «Генезис», 2004. 283 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Ти м ченкова С.П.

Тимченкова Снежана Петровна - студент, направление подготовки: педагогическое образование «биология и химия», естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: в статье рассматривается проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности учащихся. Раскрытию индивидуальных особенностей личности способствует учет особенностей темперамента, в связи с чем, изучение этих особенностей является актуальной проблемой. Ключевые слова: темперамент, личная ориентированность, индивидуализация, личность.

Темперамент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности [1, с.88]. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей. Особенности темперамента подростков оказывают существенное влияние на учебную деятельность.

Важнейшим условием для достижения современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация. Проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное развитие каждого ученика, так как каждый ребенок индивидуален и уникален [2, с.12]. Основная задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Наиболее ценными являются обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его возможностям [5, с.124].

Раскрытию индивидуальных особенностей личности способствует учет особенностей темперамента, в связи с чем, изучение этих особенностей является актуальной проблемой. Особенности темперамента школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах многих ученых : Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростков [4, с. 161].

Таким образом, цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить, влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности.

В нашем исследовании приняли участие 20 человек. Из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики: тест -опросник Айзенка на выявление темперамента, экспертные оценки.

В ходе проведения опросника были получены следующие результаты: у

8 учащихся (40 %) выявлен меланхолический тип темперамента, 7 учащихся (35%) обладают холерическим типом темперамента, 3 учащихся (15%) - флегматическим и 2 учащихся (10%) являются сангвиниками. Результаты опроса представлены на рис. 1:

Рис. 1. Соотношение типов темперамента

Из диаграммы видно, что большинство учащихся -меланхолики и холерики. Среди учащихся было выявлено: 10 учеников (50%) - экстравертов и 10 учеников (50%) - интровертов. Результаты представлены на рис.2:

50 50

экстраверты интроверты

Рис. 2. Показатели экстраверсии и интроверсии у подростков

Для того чтобы определить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности подростков мы использовали метод экспертных оценок. Т.е. была изучена и

проанализирована успеваемость 7 класса за 2 последние четверти. В ходе анализа общей успеваемости детей учитывались показатели успеваемости по следующим дисциплинам: математика, русский язык, литература, история, обществознание, география, биология, физика, физическая культура, иностранный язык.

Проанализировав успеваемость 7 класса за 1-2 четверти, рассчитав средний балл, мы условно разделили детей на «сильных» (от 4-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-3,9 баллов) и «слабоуспевающих» (от 2,5-3,4 баллов). Показатели успеваемости детей в процентах представлены на рис.3:

Рис. 3. Показатели успеваемости учащихся

По диаграмме видно, что в 7 классе преобладают «среднеуспевающие» учащиеся (52%), «слабоуспевающие» учащиеся составляют 33%, и только 15% учащихся являются «сильными».

Таким образом, анализ нашего исследования показывает, что в каждом типе темперамента встречаются дети как сильные, среднеуспевающие, так и слабые. Это свидетельствует о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который, в свою очередь, определяет результативность обучения. При индивидуальном подходе к каждому из учащихся можно развить свойственные каждому темпераменту положительные качества, а также ликвидировать или ослабить те недостатки, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Следовательно, если изучить типологические особенности темперамента, то можно влиять на успешность учебной деятельности.

Список литературы

1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н.Н. Верцинская. Мн.: Нарасвета, 2000.

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер. 560 с. // Серия «Практ по психологии личности»)., 2001. 225 с.

4. Левитов Н.Д. Психология. М., 1964. 278 с.

5. СластенинаВ.А., ОбуховаА.С. Психология / М.: Юрайт, 2013 г.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.