Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СТРУКТУРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СТРУКТУРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мысаченко В.И., Живых Г.А.

Статья посвящена технологическим преобразованиям и их влиянию на структуру машиностроения. Отмечены основные особенности структуры машиностроения в РФ, а также влияющие на неё факторы и их последствия. Определены способы повышения технологичности продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL TRANSFORMATIONS ON STRUCTURAL UPDATE OF MACHINE BUILDING.

The article is devoted to technological transformations and their impact on the structure of mechanical engineering. The main features of the structure of mechanical engineering in the Russian Federation, as well as the factors and causes influencing it, are noted. Ways to improve the manufacturability of products are noted.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СТРУКТУРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

22. Ruotsila M. The Churchill-Mannerheim Collaboration in the Russian Intervention, 1919-1920 // The Slavonic and East European Review. Jan., 2002. Vol. 80. No. 1, p. 2.

23. Ruotsila M. The Churchill-Mannerheim Collaboration in the Russian Intervention, 1919-1920 // The Slavonic and East European Review. Jan., 2002. Vol. 80. No. 1, p. 4

24. Sostavleno po: RGVA. F. 104. Op. 4. D. 333. L. 74.

25. Sostavleno po: RGVA. F. 104. Op. 4. D. 333. L. 74.

26. Albertson R. Fighting without a war. An account of Military intervention in North Russia. New York: HARCOURT, BRACE AND HOWE. 1920. P. 4.

27. Deputation to Government May 22nd, 1919 : Points for discussion prepared for use of Committee. URL : // https://wdc.contentdm.oclc.org/digital/collection/russian/id/954/rec/28

28. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. 1920. P. 43.

29. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. 1920. P. 44.

30. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. 1920. P. 44.

31. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. 1920. P. 45.

32. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. P. 17.

33. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. P. 17.

34. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. P. 18.

35. Wilson H. Army. The evacuation of North Russia, 1919. London: H.M. Stationary office. P. 18.

УДК 330.36.011

Мысаченко В.И. д.э.н., проф., зав. кафедры актуальных проблем экономики и предпринимательства АНО ВО «Национальный институт бизнеса»,

г.Москва, РФ https://orcid.org/0000-0002-0185-5348

Живых Г.А.

аспирант кафедры экономических и финансовых дисциплин, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», г. Москва, РФ https://orcid.org/0000-0002-5950-6298

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СТРУКТУРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ.

Аннотация. Статья посвящена технологическим преобразованиям и их влиянию на структуру машиностроения. Отмечены основные особенности структуры машиностроения в РФ, а также влияющие на неё факторы и их последствия. Определены способы повышения технологичности продукции.

Ключевые слова: структура машиностроения, реструктуризация, технологические преобразования, структурные преобразования.

Mysachenko V.I. Doctor of Economics, prof., head Department of Actual Problems of Economics and Entrepreneurship ANO VO "National Institute of Business", Moscow, RF https://orcid.org/0000-0002-0185-5348 Zhivykh G.A. Postgraduate student of the Department of Economic and Social Disciplines, ANO VO "Moscow Humanitarian University", Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5950-6298

INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL TRANSFORMATIONS ON STRUCTURAL

UPDATE OF MACHINE BUILDING.

Abstract. The article is devoted to technological transformations and their impact on the structure of mechanical engineering. The main features of the structure of mechanical engineering in the Russian Federation, as well as the factors and causes influencing it, are noted. Ways to improve the manufacturability of products are noted.

Key words: structure of mechanical engineering, restructuring, technological transformations, structural transformations.

В период рыночных реформ происходили процессы трансформации отраслей промышленности. Они привели к преобладанию продукции добывающих отраслей в общем объёме выпуска. В отраслях обрабатывающей промышленности отмечается ежегодный спад производства. Инвестиционная и инновационная привлекательность добывающих производств с учётом повышения объёма их выпуска не выглядит удивительным. Используемые устаревшие технологии производства и обработки не способствуют привлечению инвестиционных ресурсов и повышению эффективности производства машиностроительной продукции[9,10]. Наиболее частым источником реализации проектов технологического обновления в машиностроении являются собственные средства предприятий, которые в период падения спроса существенно уменьшаются.

Указанные процессы привели к структурной деформации в отраслях обрабатывающей промышленности, в частности - машиностроении. Анализ данных Росстата за 2019 гг. подтверждает, что наибольшая доля товарного импорта была характерна для группы машин, оборудования и транспортных средств - 45,1 %, экспорт этой товарной группы был более, чем в 8 раз ниже и составлял около 6,6 % [6]. Многократное преобладание экспорта над импортом продукции машиностроения свидетельствуют о высоком уровне диспропорций, и как следствие - отраслевых деформаций. Их преодоление возможно путём реализации структурных преобразований, одним из направлений которых являются технологические преобразования.

Развитие деформационных процессов связано со множеством факторов. Одна из основных причин заключается в том, что большинство продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации, относятся к секторам низкотехнологичного и среднетехнологичного низкого уровня. Как правило, это продукция добывающих отраслей промышленности. Для них же характерен наибольший объём инвестиций и инноваций в сравнении с обрабатывающей промышленностью, и в частности -машиностроением. Продукция машиностроения относится к среднетехнологичным высокого уровня и высокотехнологичным производствам. Обновления в машиностроительной отрасли, в основном, осуществляются за счёт собственных средств предприятий. Снижение уровня спроса на производственное оборудование и продукцию отрасли привело к снижению инвестиционной и инновационной активности. Устаревшие технологические процессы и оборудование также не способствуют повышению эффективности и конкурентоспособности, что впоследствии может привести к ещё большей отсталости.

Возможное направление для повышения инвестиционной и инновационной активности предприятий является участие государства. Оно может проявляться в разработке мероприятий, способствующих активизации технологических изменений. Машиностроение, как часть обрабатывающей промышленности, обеспечивает основу устойчивого роста экономики, в том числе за счёт технологического развития. Однако обеспечение роста необходимо осуществлять путём повышения загрузки всех отраслевых производственных мощностей, а не за счёт снижения уровня производства в смежных отраслях. Без соблюдения баланса невозможно обеспечение совокупного отраслевого развития, тем более в рыночных условиях.

Рыночные механизмы предполагают непрерывное межотраслевое взаимодействие как добывающих, так и обрабатывающих отраслей при распределении ресурсов. При формировании эффективной структуры машиностроения необходимо соблюдать интересы всех отраслей, независимо от уровня их технологичности. Без соблюдения баланса между отраслями невозможно создание эффективной структуры. Например, в исследовании Ю.В. Развадовской отмечается, что сбалансированная структура обрабатывающих производств промышленного сектора, к которым относится и машиностроение, может быть определена по соотношениям между продукцией, в зависимости от уровня её технологичности и доли в процентах от ВВП (Таблица 1) [5].

Таблица 1

Сбалансированная технологическая структура обрабатывающей промышленности развитых

стран в системе действующего технологического уклада (в процентах к ВВП).

Обрабатывающие производства промышленного сектора Параметры сбалансированной технологической структуры в промышленно-развитых странах Доля в российской экономике

Высокотехнологичные производства 19 7,8

Средне-высокотехнологичные производства 28 17,3

Средне-низкотехнологичные производства 21 51,1

Низкотехнологичные производства 32 23,8

В сравнении со сбалансированной структурой промышленно -развитых стран, в Российской Федерации наблюдается серьёзная отсталость по доле высокотехнологичных (более, чем в 2 раза ниже) и средневысокотехнологичных производств (более, чем в 1,5 раза ниже). Это свидетельствует о необходимости повышения уровня технологичности выпускаемой продукции и реализации технологических преобразований. Одной из проблем на пути технологических преобразований является отсутствие ресурсов и долгосрочных перспектив развития. Поэтому, инновационное обновление технологической базы машиностроения и отраслей - потребителей его продукции необходимо позиционировать как совместную задачу государства и бизнеса с соответствующими ролями и привилегиями [1].

Зачастую, технологические преобразования воспринимаются с точки зрения кардинальных изменений имущественного характера - переориентации производственных цепочек, корректировки видов выпускаемой продукции, полной реструктуризации производства, вплоть до упразднения предприятий. Однако, это не всегда соответствует действительности. Технологические преобразования могут не включать имущественных изменений, а затрагивать лишь управленческий уровень, но для успешности их реализации необходимо рассматривать комплексный подход. Упразднение неэффективных предприятий также является нормальным процессом для рыночной экономики. Это позволяет направить ограниченные ресурсы на развитие эффективных и конкурентоспособных отраслей и производств.

Технологические изменения могут состоять из множества мероприятий, включающих комплексную диагностику компании, анализ её финансово-хозяйственной деятельности, реорганизацию, изменение организационной структуры, бизнес-процессов и моделей. При этом, на стадии планирования перемен необходимо учитывать основные проблемы, препятствующие формированию эффективной структуры машиностроения - отсталость производственной и технологической баз, снижение объёмов научных исследований и разработок в секторах, не связанных с оборонно-промышленным комплексом, низкий уровень инвестиций. В исследовании Юнусовой З.И. отмечены идентичные проблемы, а также ряд характерных особенностей, препятствующих проведению успешной реструктуризации: 1) технологическая специализация многих предприятий, которая затрудняет вычленение неэффективных видов деятельности без разрыва единой воспроизводственной продуктовой цепочки; 2) «формальный» подход - создание «условно» независимых структур, имеющих прежний механизм взаимоотношений между подразделениями; 3) необходимость увязки проектов реструктуризации предприятий и проектов по инновационному развитию территорий; 4) иные проблемы, в том числе кадровые [8].

Внедрение новых технологий в основное производство не только путём изменения имущественного комплекса (связанного с выбытием/внедрением основных фондов, например, станочного парка), но и в процессы управления производством, организацию непрерывной работы, освоением новой номенклатуры и прочего, также входит в комплекс технологических преобразований. Возможно использование моделей частичного разделения - выделения нескольких структурных единиц в однотипное производство или юридическое лицо с целью повышения его эффективности, а также времени принятия и реализации решений, что может позволить сохранить определённые производственные цепочки, которые не могут быть разделены по технологическим причинам.

Воздействие рыночного механизма на отрасль может предполагать различные изменения, которые коренным образом отличаются от методов директивного планирования. Одним из показателей жизнеспособности предприятия в конкурентной среде является мобильность. Мобильность предприятий и необходимость обеспечения оперативной реструктуризации производства на предприятиях машиностроения может определяться совместным влиянием комплекса факторов внешней и внутренней среды. По мнению Зайцева А.А., наиболее крупной структурной диспропорцией производственной подсистемы предприятий отечественного машиностроения выступает сохраняющийся практически повсеместно комплексный характер производства и определяемая им специфика организационно-правовой структуры. Это приводит к преобладанию на предприятиях замкнутого технологического цикла машиностроительного производства, вызывающего концентрацию неоптимальных объёмов технологически разнородных производств, с крайне низкими показателями специализации и кооперации производства на различных уровнях, и отрицательным образом сказывается на организационно -производственной структуре предприятий - наряду с цехами и участками основного, она включает в себя цехи и участки вспомогательных производств - заготовительных, ремонтных, инструментальных, гальванопокрытий и прочих [2].

Замкнутый цикл производства и повышение его концентрации являются следствием технологических проблем, связанных с рыночными реформами: сложностями восстановления кооперационных связей в рамках России и СНГ, неразвитости элементов рыночной инфраструктуры, сокращения объёмов общемашиностроительных производств. Широкая специализация, практически повсеместно практикующаяся на предприятиях машиностроения, связана с наличием разносторонних подходов к производству и необходимостью применения универсального оборудования, которое большую часть времени простаивает. Это может обуславливать высокий уровень издержек, а также нестабильности показателей качества (с точки зрения потребительских свойств). Узкоспециализированные машиностроительные производства позволяют обеспечить достаточно высокие и стабильные показатели

качества продукции, в том числе за счёт использования специализированного высокотехнологичного оборудования и более высококвалифицированного персонала.

Для предприятий широкой специализации реструктуризация наиболее затратна в силу низкой мобильности, тогда как узкоспециализированные могут регулярно трансформироваться и внедрять изменения с наименьшими затратами ресурсов. Для реализации технологических преобразований необходимо определить баланс между показателями мобильности, характерной для узкоспециализированных предприятий, и устойчивости, к которой приводит широкая специализация. Рыночные механизмы могут быть реализованы посредством повышения мобильности.

Проблемы технологического характера, связанные с низким уровнем мобильности - капитала, рабочей силы, процессов управления предприятием, в процессе реструктуризации предприятий также могут быть решены при непосредственном участии государства. Спецификой рыночной экономики является неравномерность развития определённых территорий, в том числе наличия хронически отсталых и депрессивных регионов [4]. Государством разработаны программы опережающего развития этих территорий, в том числе создание кластерных структур, зон опережающего развития и другие. Их развитие удовлетворяет как интересам бизнес-среды, которые зачастую ограничены и направлены на обеспечение результатов в краткосрочном периоде, так и государства, заинтересованного в долгосрочной стабильности. В качестве стимулов для повышения инвестиционной активности и вовлечения бизнеса могут быть использованы различные методы государственного вмешательства - субсидии, предоставление налоговых льгот, льготное финансирование инвестиционных проектов и другие.

По мнению В.И. Мысаченко, одним из важнейших условий структурной перестройки отечественной промышленности является обеспечение возможности использования технологий и передовых способов производства из оборонно-промышленного комплекса, энергетического и химического машиностроения, а также электротехнической промышленности при производстве гражданской продукции. Их развитие и применение как технологий «двойного назначения» в гражданском секторе промышленности требует активного прямого и косвенного государственного регулирования, использующего весь спектр методов и инструментов, доступных в экономике смешанного типа [3, 4]. Основными причинами продолжения использования устаревшего оборудования и технологий могут являться как относительно невысокая цена рабочей силы (трудовых ресурсов), так и избыток сырьевых ресурсов при их относительной дешевизне и доступности, а также необходимость привлечения собственных финансовых ресурсов для осуществления модернизации.

Относительно невысокий уровень конкурентоспособности и технологичности продукции машиностроения РФ не позволяет в полной мере преодолеть накопившиеся деформации, при этом использование технологий из ВПК и иных отраслей может быть осложнено необходимостью их дополнительной адаптации под существующие в машиностроении изделия и процессы. Предприятия ВПК сконцентрированы на выпуске узкоспециализированной высокотехнологичной продукции, и зачастую представляют собой сложные интегрированные организационные структуры. Их рынок сбыта -стабильный, гарантированный государственными интересами, для которого может быть характерен более высокий уровень прибыли, чем в среднем по комплексу машиностроения, что также не стимулирует применение разработанных технологий в гражданских сферах [7].

Различные исследования свидетельствуют о нарастании деформаций в структуре отечественной промышленности. Это вызвано относительно низким уровнем технологичности выпускаемой продукции. Повышение уровня технологичности затруднено низкой инвестиционной и инновационной активностью в машиностроении, а также необходимостью проведения мероприятий по обновлению за счёт собственных средств предприятий. Для компенсации межотраслевых деформаций и структурных диспропорций, вызванных технологическими факторами, могут быть инициированы процессы, связанные с реструктуризацией. Реструктуризация может включать технологические преобразования, которые имеют комплексный характер и должны затрагивать внедрение новых технологий не только в основное производство путём изменения имущественного комплекса (связанные с выбытием/внедрением основных фондов, например, станочного парка), но и в процессы управления производством, организацию непрерывной работы, освоение новой номенклатуры продукции, внедрение новых способов управления. При этом, необходимо определять баланс между мобильностью и устойчивостью, так как повышению мобильности способствует узкая специализация и низкая концентрация производства, а повышению устойчивости, наоборот, высокая специализация и концентрация с невысоким уровнем мобильности. Отсутствие трансферта технологий из отраслей ВПК в машиностроение, низкий уровень проводимых и внедряемых научных исследований также не способствуют повышению технологичности продукции. Изменение государственной политики инвестиций и инноваций, обеспечение возможности использования технологий применяемых в ОПК в гражданском секторе машиностроения, увеличение количества и качества прикладных исследований и разработок в комплексе могут быть важными направлениями, способствующими изменению структуры и повышению доли наукоемкой машиностроительной продукции в общем объёме производства.

Список использованных источников.

1. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационное развитие машиностроения // Проблемы прогнозирования. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/Mmovatsionnoe-razvitie-mashinostroeniya (дата обращения: 11.12.2021).

2. Зайцев А.А. Управление реструктуризацией производства предприятий машиностроения. Автореф. дисс. на соискание учётной степени кандидата экономических наук. Москва. 2005. С 26.

3. Мысаченко В.И. Совершенствование госрегулирования структурных преобразований в отечественном машиностроении / В сборнике: Многофакторность экономической конкурентоспособности. 2014. С. 93-102.

4. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России. Дисс. на соискание учёной степени доктора экономических наук. Москва. 2009. С 354.

5. Развадовская Ю.В. Инструментарно-методическое обеспечение управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора. Автореф. дисс. на соискание учётной степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону. 2012. С 31.

6. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат.сб.//Росстат. М., 2020 - 700 С. (С.370-372).

7. Федорович Т.В. Капитализация крупнейших корпораций: экономическая оценка структурных преобразований в национальной экономике России / Т. В. Федорович, Ю. А. Кунгуров, В. О. Федорович // Финансы и кредит. - 2008. - № 18 (306). - С. 32-38.

8. Юнусова З.Ю. Развитие предприятий машиностроительного комплекса региона на основе реструктуризации (на примере Республики Дагестан). Автореф. дисс. на соискание учётной степени кандидата экономических наук. Махачкала. 2008. С 21.

9. Komarov V.Yu., Reshetov K.Yu. and etc. Innovation and structural transformation of industry // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 257-265.

10. Reshetov K.Yu, Mikhailova A.S. and etc. A comparative analysis of tax systems in Russia and Germany // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 169-175.

References.

1. Borisov V.N., Pochukaeva O.V. Innovatsionnoe razvitie mashinostroeniya // Problemy prognozirovaniya. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnoe-razvitie-mashinostroeniya (data obrashcheniya: 11.12.2021).

2. Zaitsev A.A. Upravlenie restrukturizatsiei proizvodstva predpriyatii mashinostroeniya. Avtoref. diss. na soiskanie uchetnoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Moskva. 2005. S 26.

3. Mysachenko V.I. Sovershenstvovanie gosregulirovaniya strukturnykh preobrazovanii v otechestvennom mashinostroenii / V sbornike: Mnogofaktornost' ekonomicheskoi konkurentosposobnosti. 2014. S. 93-102.

4. Mysachenko V.I. Formirovanie i razvitie mekhanizma strukturnykh preobrazovanii v promyshlennosti Rossii. Diss. na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh nauk. Moskva. 2009. S 354.

5. Razvadovskaya Yu.V. Instrumentarno-metodicheskoe obespechenie upravleniya strukturnymi preobrazovaniyami ekonomiki promyshlennogo sektora. Avtoref. diss. na soiskanie uchetnoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Rostov-na-Donu. 2012. S 31.

6. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2020: Stat.sb.//Rosstat. M., 2020 - 700 S. (S.370-372).

7. Fedorovich T.V. Kapitalizatsiya krupneishikh korporatsii: ekonomicheskaya otsenka strukturnykh preobrazovanii v natsional'noi ekonomike Rossii / T. V. Fedorovich, Yu. A. Kungurov, V. O. Fedorovich // Finansy i kredit. - 2008. - № 18 (306). - S. 32-38.

8. Yunusova Z.Yu. Razvitie predpriyatii mashinostroitel'nogo kompleksa regiona na osnove restrukturizatsii (na primere Respubliki Dagestan). Avtoref. diss. na soiskanie uchetnoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Makhachkala. 2008. S 21.

9. Komarov V.Yu., Reshetov K.Yu. and etc. Innovation and structural transformation of industry // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. T. 282. P. 257-265.

10. Reshetov K.Yu, Mikhailova A.S. and etc. A comparative analysis of tax systems in Russia and Germany // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. T. 282. P. 169-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.