Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ФАКТОРЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.'

СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ФАКТОРЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаров В.Ю., Живых Г.А.

Статья посвящена структуре машиностроительного комплекса. Рассмотрены основные факторы, определяющие структуру отраслей машиностроения и определяющие особенности этой группы видов деятельности, а также ограничивающие её развитие. Рассмотрены причины и направления структурных преобразований в группировках машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE DOMESTIC MACHINE-BUILDING COMPLEX AND ITS DETERMINING FACTORS

The article is devoted to the structure of the machine-building complex of the manufacturing industry. The main factors determining the structure of the machine-building branches and determining the features of this group of activities, as well as limiting its development, are considered. The reasons and directions of structural transformations in groupings of the machine-building are considered.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ФАКТОРЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.»

menedzhmenta. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno - prakticheskoi konferentsii. 2015. S.37-40.

7. Novikov S. Ekonomika Rossii. RIA Novosti. URL: https://finance.rambler.ru/business/46755251-bankrotov-v-rossii-stalo-pochti-vdvoe-bolshe-v-2021-godu/(data obrashcheniya: 02.10.2021).

8. Komarov V.Yu., Reshetov K.Yu. and etc. Innovation and structural transformation of industry // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. T. 282. P. 257-265.

УДК 330.36.011

Комаров В.Ю. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономических дисциплин АНО ВО «Национальный институт бизнеса», г. Москва, РФ https://orcid.org/0000-0002-0185-5348

Живых Г.А.

аспирант кафедры экономических и финансовых дисциплин, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», г. Москва, РФ https://orcid.org/0000-0002-5950-6298

СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ФАКТОРЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

Аннотация. Статья посвящена структуре машиностроительного комплекса. Рассмотрены основные факторы, определяющие структуру отраслей машиностроения и определяющие особенности этой группы видов деятельности, а также ограничивающие её развитие. Рассмотрены причины и направления структурных преобразований в группировках машиностроения.

Ключевые слова: факторы, структура промышленности, машиностроение, структурные преобразования, государственное регулирование.

Komarov V. Yu.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social and Economic Disciplines, ANO VO "NationalInstitute of Business", Moscow, RF https://orcid.org/0000-0002-0185-5348 Zhivykh G. A. - Postgraduate student of the Department of Economic and Social Disciplines, ANO VO "Moscow Humanitarian University", Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5950-6298

THE STRUCTURE OF THE DOMESTIC MACHINE-BUILDING COMPLEX AND

ITS DETERMINING FACTORS.

Abstract. The article is devoted to the structure of the machine-building complex of the manufacturing industry. The main factors determining the structure of the machine-building branches and determining the features of this group of activities, as well as limiting its development, are considered. The reasons and directions of structural transformations in groupings of the machine-building are considered.

Key words: factors, industrial structure, machine-building, structural transformations, state regulation.

Экономика Российской Федерации состоит из производственных и непроизводственных отраслей. Отрасль «Промышленность», которая относится к производственным, согласно классификации Росстата, состоит из 3 больших групп: добывающей, обрабатывающей, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Наиболее высокая доля в общем объёме промышленного производства принадлежит обрабатывающей промышленности и составляет около 65,06 % в 2019 году [13]. Наиболее важной составляющей обрабатывающей промышленности является машиностроение, которое образует ведущий комплекс промышленности страны. Структура машиностроения отражает уровень научно -технического потенциала и конкурентоспособность отечественной промышленной продукции на мировом рынке [5].

Доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств на внутреннем рынке составляет около 6,6%, при этом в структуре товарного импорта в РФ эта продукция занимает лидирующие позиции - 46,1% по данным за 2019 год [13]. Указанные различия в структуре экспорта и импорта продукции могут свидетельствовать о наличии диспропорций, вызванных несовершенством структуры

машиностроительного комплекса. Их преодоление возможно путём совершенствования механизма структурных преобразований, направленного на сглаживание деформаций и повышения уровня сбалансированности производственных процессов. Для этого необходимо определить основные факторы, оказывающие влияние на структуру и определяющие направление структурных преобразований.

Классификация промышленности Российской Федерации по отраслевому признаку, которая основывалась на общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) была упразднена, так как вместо неё был разработан и внедрён Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В настоящее время применяется основанная на гармонизации со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 1). Отраслевые объекты исследования традиционно относились к микроэкономической теории. После ввода в действие ОКВЭД, укрупнённые разделы группировок, например, «Раздел С. Обрабатывающие производства», может рассматриваться как объект макроэкономической теории. На микроэкономическом уровне субъектов обрабатывающей промышленности - предприятий, это также имеет положительное значение, так как они могут сочетать в себе неограниченное количество видов деятельности, относящихся к различным разделам.

Изменение подхода к классификации с точки зрения структуры производственных предприятий позволило более диверсифицировано рассматривать продукцию подразделов вне зависимости от применяемого ранее отраслевого признака. Основной вид деятельности предприятия определяется по наибольшей части валовой добавленной стоимости. ОКВЭД 2 не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности. Можно сказать, что одним из факторов, определяющим структуру обрабатывающей промышленности в РФ, является вид экономической деятельности в соответствии с классификацией ОКВЭД 2. Разделение по видам деятельности на предприятиях может способствовать усилению концентрации производства, что с точки зрения внедрения прогрессивных технологий, нового оборудования, способов производства и инвестиций сказывается положительно, так как крупные предприятия имеют более лёгкий доступ к финансовым ресурсам кредитных организаций, в сравнении с малыми и средними.

Иерархическая структура ОКВЭД 2 объединяет несколько подгрупп с идентичными видами деятельности в подразделы и группировки. Например, подраздел (группировка) «28 Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» включает в себя подгруппы «28.1 Производство машин и оборудования общего назначения», «28.2 Производство машин и оборудования специального назначения», «28.3 «Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства», «28.4 Производство станков, машин и оборудования для обработки металлов и прочих твердых материалов», «28.9 Производство прочих машин специального назначения». С точки зрения структуры, в ОКВЭД 2 все подразделы, подгруппы и виды экономической деятельности считаются равнозначными. Однако, каждый вид экономической деятельности характеризуется различным уровнем технологичности производств, глубиной обработки и переработки, а также уровнем выпуска продукции. Различия могут рассматриваться по методике, описанной Росстатом с точек зрения количественного выпуска продукции в условных единицах и годового в текущих ценах.

Имеется также другие предложения структурирования и группировки. Например, Ю.С. Богачевым на основе системы индикаторов и схемы расчёта было предложено разделение обрабатывающей промышленности на 4 сектора: высокотехнологичный, среднетехнологичный высокого уровня, среднетехнологичный низкого уровня, низкотехнологичный. Анализ данных Росстата по выпуску продукции этими секторами показал, что основной вклад в общую производительность (около 70 %) вносятся продукцией среднетехнологичного низкого уровня и низкотехнологичных секторов. Отмечено, что структура обрабатывающей промышленности не является сбалансированной, так как на две отрасли среднетехнологичного низкого уровня сектора (производство кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство) и одну низкотехнологичного сектора (производство пищевых продуктов, включая напитки) приходится в 2015 г. более 50% стоимости всей отгруженной продукции. Продукция машиностроительного комплекса, согласно описанной классификации, относится к среднетехнологичному сектору высокого уровня [1]. Характерными особенностями машиностроения являются высокий уровень добавочной стоимости в создаваемой продукции, различный характер выпускаемой продукции (выпуск как средств производства, так и средств потребления), сравнительно высокий уровень материалоёмкости и обработки продукции и другие. Структура машиностроительного комплекса определяется посредством ряда факторов, которые могут иметь различный характер и влияние.

Наиболее значимым представляется комплекс рыночных факторов. Это мнение находит подтверждение в трудах В.И. Мысаченко, который определяет многочисленные рыночные факторы как наиболее значимые с точки зрения структурных преобразований, при этом условно разделяя их на внутренние и внешние. Внутренние факторы - это совокупность условий, неотъемлемо присущих национальному рынку промышленной продукции и оказывающих влияние на изменение его отраслевой и институциональной структуры: уровень конкуренции; степень мобильности факторов производства; уровень материального благосостояния граждан; качество правовых и экономических институтов;

концентрация, специализация и комбинирование промышленного производства; структурные деформации. Внешние факторы - ряд условий, определяющих место России в международном разделении труда, её международную специализацию: наделённость общими, специальными, основными и развитыми факторами производства; место промышленности в международном разделении труда; отставание в технико-технологическом продвижении в сравнении с передовыми промышленными странами; включенность промышленности в интеграционные процессы. Указанные факторы имеют высокую значимость, однако наиболее важным из них является уровень конкуренции. Именно наличие конкуренции способствует активной реструктуризации предприятий, обновлению производственных мощностей, повышению качества продукции, повышению выпуска высокотехнологичной и наукоёмкой продукции[8].

Фактор конкуренции оказывает благоприятное воздействие на реструктуризацию машиностроения, а борьба между производителями - субъектами микроуровня, приводит к необходимости нахождения баланса между спросом и предложением, а также стремлению и изысканию способов повышения привлекательности для потребителей: повышения качества продукции, улучшению условий предложения (например, предоставления отсрочки платежей), снижению цен на продукцию, выпуску новых видов продукции, внедрению новых технологий производства и т.д. При этом как один из рыночных факторов, он не лишён изъянов. Постоянное развитие конкуренции с открытой рыночной системой может привести к тому, что крупные поставщики будут использовать все ресурсы для борьбы за получение контроля над рынком, в том числе методами слияний и поглощений, как одним из способов структурных преобразований. Последствия этих преобразований могут привести к нескольким ситуациям, например, к снижению количества предложения, приобретению монопольной рыночной позиции (в долгосрочной перспективе), снижению сбыта, появлению конкурентов с иного рынка (например, зарубежных). Монопольная рыночная позиция приводит к диспропорциям и деформациям в структуре машиностроения, а также препятствует развитию и совершенствованию производства и/или продукции. Отсутствие конкурентных стимулов и факторов впоследствии может приводить к серьёзным структурным деформациям как на микроуровне субъектов, так и на макроуровне рынка [7].

В дополнение к указанным внешним и внутренним рыночным, Жиронкин С.А. и Доценко Е.Ю. предлагают отнести экстенсивные и интенсивные факторам, также относящиеся к конкуренции. Экстенсивные - вовлекающие новые ресурсы, такие как совокупный спрос, обеспечение сырьём, рабочей силой. Интенсивные - повышающие эффективность использования факторов производства, такие как научно-технический прогресс, инновации и инвестиции, финансовое оздоровление компаний. По мнению авторов статьи, именно интенсивные факторы в максимальной степени способствуют целенаправленным структурным преобразованиям, а активизация экстенсивных факторов может противодействовать позитивным структурным изменениям и усилить зависимость экономики от мирового рынка сырья (т.н. «голландскую болезнь») [2].

С точки зрения структуры, ещё одним фактором может выступить мобильность предприятия, как одно из составляющих конкурентоспособности. Под ним подразумевается способность организации оперативно адаптироваться к внешней и внутренней среде. По мнению О.В. Малявко, именно мобильность отражает, насколько результативно компания приспосабливается к изменению экономической ситуации, спросу, рыночным и государственным требованиям. Значение мобильности на уровне субъектов микроэкономической теории проявляется в изменении эффективности и конкурентоспособности. Крупные предприятия зачастую обладают более низким уровнем мобильности в сравнении с малыми и средними предприятиями. Реструктуризация с целью повышения мобильности может реализовываться путём диверсификации, при переводе части видов экономической деятельности в отдельные специализированные организации, либо создания собственных дочерних компаний для выполнения определённых функций, что способствует ускорению принятия решений в рядовых ситуациях жизнедеятельности компаний [3].

Мобильность факторов производства представляет наибольшую важность с точки зрения влияния на динамику структурных преобразований. Государственное регулирование по совершенствованию отраслевой, технологической, технико-экономической и региональной структуры машиностроения может быть реализовано только в условиях высокой степени мобильности факторов производства. Мобильность капитала обеспечивается путём создания стимулов для новых инвестиций, облегчения доступа к заёмному капиталу. Обеспечение доступа молодых высокотехнологичных компаний на биржу, а также создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в желательном для государства регионе затруднительно без государственного регулирования.

Серьёзное влияние на структурную перестройку оказывает фактор мобильности рабочей силы. В первую очередь - это обеспечение качественного профессионального образования, повышение квалификации и переквалификации. Низкая мобильность рабочей силы в машиностроении может быть обусловлена рядом обстоятельств - относительно низким ростом производительности труда и спросом на квалифицированную рабочую силу, несовершенством иммиграционного законодательства и его правоприменением, более высоким уровнем оплаты труда в добывающем секторе в сравнении с машиностроительным комплексом. Внедрение и освоение новых технологий невозможно без

квалифицированных кадров, их отсутствие может ограничивать развитие машиностроительных предприятий[5,8].

Мобильность природных ресурсов также оказывает влияние на структуру машиностроения. Создание новых предприятий машиностроения в плановой экономике осуществлялось по территориальному признаку - либо в относительной близости к источнику основного продукта обработки (предприятию -производителю), либо вблизи крупных транспортных узлов для снижения транспортных и временных издержек, повышения концентрации производства на определённых территориях. Развитие транспортной инфраструктуры привело к общему снижению значимости этого фактора.

Мобильность технологий может оказывать решающее влияние в ускорении структурной перестройки. Ввод в действие новых и модернизация действующих основных фондов машиностроительного комплекса базируется на основе собственных и заимствованных технологических инноваций. Низкая мобильность технологий не способствует их перемещению между производителями различных видов деятельности, что ещё более усугубляет диспропорции и не способствует повышению инвестиционной активности, как одному из механизмов структурных преобразований. Расширение спектра применения технологий, используемых в военно-промышленном комплексе, в сектор машиностроения может привести к снижению технологической отсталости без необходимости заимствования зарубежных технологий.

Под влиянием фактора роста материального благосостояния и культурного уровня граждан могут быть образованы новые отрасли, подотрасли и виды производств по изготовлению предметов потребления. Потребительские расходы домохозяйств на продукцию машиностроения выступают важнейшим компонентом совокупного спроса и фактором его изменения. Рост материального благосостояния и культурного уровня граждан способствует повышению спроса, который приводит к повсеместному повышению уровня производства продукции.

Институциональные преобразования являются важным условием и фактором структурной перестройки машиностроительного комплекса. Повышение качества правовых и экономических институтов будет способствовать повышению защиты прав предпринимателей, эффективности судебной системы, ликвидации препятствий для выхода из бизнеса неэффективных предприятий и снижению барьеров по входу на рынок новых высокотехнологичных производств.

Совершенствование форм общественной организации производства - концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения, приводит к изменению его структуры. Специализация и кооперирование позволяют формировать новые отрасли и подотрасли машиностроения, которые специализируются не только на изготовлении отдельных видов продукции и её частей, но и на реализации определённых стадий технологического прогресса. Концентрация - процесс сосредоточения производства на крупнейших предприятиях, выражается в увеличении производственных мощностей и доли этих предприятий в общем выпуске продукции отрасли. За счёт повышения уровня концентрации возможно более эффективно использовать высокопроизводительную технику, сырьё и материалы, рабочую силу, а также применять эффективные формы специализации, кооперирования и комбинирования производства[6].

На трансформацию структуры отрасли оказывает влияние фактор многочисленных и глубоких структурных деформаций, которые сложились накануне рыночных реформ и в период перехода к рыночным отношениям. Это связано с особенностями структуры машиностроения в период накануне реформ, например, мощным и относительно передовым оборонно-промышленным комплексом (сочетающим в себе до 60 % всех производственных мощностей промышленности), масштабное и неоднородное по технической оснащенности машиностроение с ориентацией на производство металлоёмкой продукции и оборудования для ОПК и ТЭК, диспропорции в размещении промышленных производств по территории страны (наличие хронически отсталых и депрессивных районов) и др. Переход к рыночным отношениям способствовал дальнейшему накоплению диспропорций и усилению технологической отсталости машиностроения. Устранение структурных деформаций является острой необходимостью, так как они создают значительные ограничения на пути прогрессивных структурных преобразований [5].

Внедрение в производство научно-технических достижений, использование современной высокопроизводительной техники приводят к повышению концентрации производства и его специализации не только в рамках национальных экономик, но и в пределах целой группы сотрудничающих стран[4,11]. Международная экономическая интеграция способствует прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре машиностроительного комплекса через объединение экономических потенциалов стран-участниц и углубление разделения труда между ними. Исходя из вышеуказанного, на структурную трансформацию российской промышленности активно влияют внешние факторы, которые будут рассмотрены далее, главным источником которых выступает глобализация, способствующая значительному приумножению структурных диспропорций.

Возможности осуществления активных структурных преобразований находятся под влиянием относительной наделённости мобильными факторами производства. В отличие от избыточных основных и общих, ощущается относительный недостаток развитых и специальных факторов производства, создающих предпосылки для прогрессивных структурных преобразований машиностроения и гарантирующих занятие лидирующих положений в международной экономике. Исходя из этого,

важнейшим условием структурной перестройки машиностроения становится совершенствование квалификации труда, развитие собственных и приобретение современных технологий за рубежом, совершенствование инфраструктуры, разработка новых видов конструкционных материалов, а также практическое использование отечественных передовых способов производства, обеспечение межотраслевого трансферта технологий.

Важным фактором, оказывающим воздействие на модернизацию структуры, является место машиностроения России в международном разделении труда. На мировой рынок поступает более 60 % национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов, при этом доля машин и оборудования в экспорте составляет 6,6 %. Экспортная ориентация на топливно-сырьевые отрасли ставит экономику в зависимость от колебаний цен на мировом рынке[8]. Тенденция активного ввоза потребительских товаров, машин и оборудования при сокращении его импорта приводит к сокращению инвестиционной активности, в том числе на восстановление сырьевой базы отраслей экспорта. Впоследствии это может привести к резкому снижению добычи многих видов полезных ископаемых, в первую очередь, за счёт исчерпания ресурсной базы. Накопившееся диспропорции не позволят осуществить переход к выпуску конкурентоспособной продукции и не дадут возможности развернуть эффективное экспортное производство.

Углубляющийся разрыв в технико-технологическом отставании отечественного машиностроения и промышленности развитых стран, в конкурентоспособности российских предприятий и зарубежных, является одним из важнейшим фактором структурной перестройки. Это выражается в относительно низкой доле наукоёмкой продукции отраслей машиностроения РФ. Доля отраслей высокотехнологичного сектора существенно ниже развитых стран - 17,6 % в РФ против 35 % в среднем по развитым. Именно высокотехнологичные отрасли характеризуются наиболее высокими темпами роста объёмов производства, занятости, внешнеторгового оборота, и соответственно обладают более высокой инвестиционной привлекательностью. Государственное вмешательство может проявляться путём инвестиций в фундаментальные научные исследования, которые рассматриваются как высокоэффективное направления расходования средств[8,10,12].

Важнейшим же фактором структурных преобразований выступает международная экономическая интеграция. Этот фактор связан с проведением активной структурной политики. Активная и дифференцированная структурная политика должна быть ориентирована на высокоэффективные инвестиции и производства, способные генерировать рост доходов и накоплений для структурных преобразований. Задача создания внутренне интегрированной экономики, обладающей развитой структурой, должна иметь приоритет перед задачей интегрирования в международную экономику. Наблюдается высокая зависимость отраслей машиностроения от импорта оборудования, а также иностранных инвестиций. Это свидетельствует о необходимости осуществления постепенной интеграции России в международную экономику, по мере формирования соответствующих условий, наиболее важными из которых являются высокая техническая оснащённость и конкурентоспособность отечественных предприятий.

Помимо чисто рыночных факторов, влияющих на преобразования в машиностроении, ещё есть факторы, связанные с государственным вмешательством в экономические процессы, которое может быть реализовано прямыми и косвенными методами. Вообще, разграничение методов госрегулирования довольно условно, так как элементы администрирования присутствуют в любом экономическом регуляторе - он может изменяться конкретной государственной службой после принятия соответствующего политического решения. В свою очередь, каждый прямой регулятор содержит косвенные элементы. Например, обеспечением целевого финансирования тех или иных инвестиционных проектов, осуществлением государственных закупок, правительство может воздействовать на интересы экономических субъектов. Государство может способствовать созданию производств в отдельных регионах и зонах, через стимулирование региональной фискальной политикой - предоставлением налоговых и прочих преференций на отдельно взятых территориях и регионах, а также при реализации на этих территориях значимых инвестиционных проектов. Это может способствовать притоку инвестиций, но не решает также важную проблему -наличие квалифицированных кадров в месте реализации проектов. Решение указанных вопросов требуют приложения совместных усилий заинтересованных сторон - как предприятий, так и органов государственной власти [9].

Основная цель совершенствования структуры - повышение конкурентоспособности предприятий. Машиностроительному комплексу необходима более прогрессивная структура, основанная на принципах более эффективного использования имеющихся ресурсов. Государственное вмешательство может быть реализовано путём формирования условий для создания новых предприятий, которые будут специализироваться на выпуске высокотехнологичной наукоёмкой продукции. Для этого необходимо реализация комплекса преобразований, направленных на реструктуризацию машиностроения.

Таким образом, установлены основные причины, обуславливающие необходимость структурных преобразований - наличие глубоких деформаций в структуре машиностроения, вызванные общим уровнем технологического отставания, невысокая производительность труда, относительно невысокие конкурентные стимулы, высокая концентрация производства, низкая доля наукоёмкой продукции, низкая мобильность факторов производства, рабочей силы, капитала, технологий, сырьевая направленность

экспорта и др. Отмечены основные факторы, определяющие структуру и влияющие на структурные преобразования в машиностроении. В основном, это рыночные внутренние и внешние факторы:вид экономической деятельности; уровень конкуренции; степень мобильности факторов производства; уровень материального благосостояния граждан; качество правовых и экономических институтов; концентрация, специализация и комбинирование промышленного производства; структурные деформации; наделённость общими, специальными, основными и развитыми факторами производства; место промышленности в международном разделении труда; отставание в технико-технологическом продвижении в сравнении с передовыми промышленными странами; включенность промышленности в интеграционные процессы; экстенсивные и интенсивные; государственное вмешательство прямыми и косвенными методами; факторы, ограничивающие развитие предприятий. Государственное вмешательство в процессы структурных преобразований прямыми и косвенными методами, направленное на решение указанных проблем и факторов, может способствовать более ускоренному преодолению деформаций и диспропорций с целью создания прогрессивной структуры машиностроительного комплекса, сосредоточенной на производстве наукоёмкой продукции и использовании ресурсосберегающих технологий.

Список использованных источников

1. Богачев Ю.С. Технологичная структура обрабатывающей промышленности — фактор устойчивого развития экономики России // Стратегический менеджмент. 2017. № 3. С. 21-29.

2. Жиронкин С.А., Доценко Е.Ю. Концепция структурных преобразований экономики России // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 2. С.35-37.

3. Малявко О.В. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе активизации фактора мобильности. Автореф. дисс. на соискание учётной степени кандидата экономических наук, Краснодар, 2013, 24 С.

4. Игнатов Н.Г., Шулепов А.С. и др. Стимулирование инновационного развития фармацевтической отрасли. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент. Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. 2016. С. 29-37.

5. Мысаченко В.И Структурная перестройка промышленности России: теория, методика, практика, управление. М.: Национальный институт бизнеса. 2009. С. 254.

6. Мысаченко В.И., Решетов К.Ю. Совершенствование государственного регулирования реструктуризации отечественного энергомашиностроения. В сборнике: Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента. Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. 2015. С.37-40.

7. Мысаченко В.И., Елисаветченко И.В. Структурные сдвиги в фармацевтической отрасли и ее реструктуризация // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2012. № 5-6. С. 20-23.

8. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Московский гуманитарный университет. Москва, 2009. С. 175.

9. Мысаченко В.И. Экономико-правовые аспекты госрегулирования структурных преобразований в отраслях машиностроения // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2 (37). С. 107-112.

10. Тимофеев М.И., Жеребцов В.И. и др. Критика взглядов М. Портера на ключевые положения конкурентной стратегии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2 (81). С. 444-448.

11. Komarov V.Yu., Reshetov K.Yu. and etc. Innovation and structural transformation of industry // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 257-265.

12. Reshetov K.Yu, Mikhailova A.S. and etc. A comparative analysis of tax systems in Russia and Germany // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 169-175.

13. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат.сб.//Росстат. - Р76 М., 2020 - 700 с. (С.370-372).

References

1. Bogachev Yu.S. Tekhnologichnaya struktura obrabatyvayushchei promyshlennosti — faktor ustoichivogo razvitiya ekonomiki Rossii // Strategicheskii menedzhment. 2017. № 3. S. 21-29.

2. Zhironkin S.A., Dotsenko E.Yu. Kontseptsiya strukturnykh preobrazovanii ekonomiki Rossii // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 2014. № 2. S.35-37.

3. Malyavko O.V. Povyshenie konkurentosposobnosti predpriyatiya na osnove aktivizatsii faktora mobil'nosti. Avtoref. diss. na soiskanie uchetnoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk, Krasnodar, 2013, 24 S.

4. Ignatov N.G., Shulepov A.S. i dr. Stimulirovanie innovatsionnogo razvitiya farmatsevticheskoi otrasli. V sbornike: Ekonomika, finansy i menedzhment. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno -prakticheskoi konferentsii. 2016. S. 29-37.

5. Mysachenko V.I Strukturnaya perestroika promyshlennosti Rossii: teoriya, metodika, praktika, upravlenie. M.: Natsional'nyi institut biznesa. 2009. S. 254.

6. Mysachenko V.I., Reshetov K.Yu. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya restrukturizatsii otechestvennogo energomashinostroeniya. V sbornike: Sovremennyi vzglyad na problemy ekonomiki i

menedzhmenta. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno - prakticheskoi konferentsii. 2015. S.37-40.

7. Mysachenko V.I., Elisavetchenko I.V. Strukturnye sdvigi v farmatsevticheskoi otrasli i ee restrukturizatsiya // Predstavitel'naya vlast'-XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2012. № 5-6. S. 20-23.

8. Mysachenko V.I. Formirovanie i razvitie mekhanizma strukturnykh preobrazovanii v promyshlennosti Rossii // dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh nauk / Moskovskii gumanitarnyi universitet. Moskva, 2009. S.175.

9. Mysachenko V.I. Ekonomiko-pravovye aspekty gosregulirovaniya strukturnykh preobrazovanii v otraslyakh mashinostroeniya // Uchenye trudy Rossiiskoi akademii advokatury i notariata. 2015. № 2 (37). S. 107 -112.

10. Timofeev M.I., Zherebtsov V.I. i dr. Kritika vzglyadov M. Portera na klyuchevye polozheniya konkurentnoi strategii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 4-2 (81). S. 444-448.

11. Komarov V.Yu., Reshetov K.Yu. and etc. Innovation and structural transformation of industry // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. T. 282. P. 257-265.

12. Reshetov K.Yu, Mikhailova A.S. and etc. A comparative analysis of tax systems in Russia and Germany // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. T. 282. P. 169-175.

13. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2020: Stat.sb.//Rosstat. - R76 M., 2020 - 700 s. (S.370-372).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.