Научная статья на тему 'Влияние техногенной цивилизации на отклоняющееся поведение молодежи в религиозной сфере'

Влияние техногенной цивилизации на отклоняющееся поведение молодежи в религиозной сфере Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH / TECHNOGENIC CIVILIZATION / MODERNIZATION / TRADITIONS / ILLEGAL BEHAVIOR / RELIGIOUS DESTRUCTIVENESS / RELIGIOUS DEPENDENCE / RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горохова Виолетта Венидиктовна, Галанина Наталия Викторовна

Анализируется проблема влияния техногенной цивилизации на религиозное мировоззрение молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of technogenic civilization on declining behavior of youth in a religious sphere

The problem of influence of technogenic civilization on religious outlook of youth is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние техногенной цивилизации на отклоняющееся поведение молодежи в религиозной сфере»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10002 © В.В. Горохова, Н.В. Галанина, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

Виолетта Венидиктовна Горохова,

доцент кафедры философии, кандидат исторических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Наталия Викторовна Галанина,

доцент кафедры философии, кандидат философских наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Natgal2411@ rambler.ru

Аннотация. Анализируется проблема влияния техногенной цивилизации на религиозное мировоззрение молодежи. Ключевые слова: молодежь, техногенная цивилизация, модернизация, традиции, противоправное поведение, религиозная де-структивность, религиозная зависимость, религиозные организации.

INFLUENCE OF TECHNOGENIC CIVILIZATION ON DECLINING BEHAVIOR OF YOUTH IN A RELIGIOUS SPHERE

Violetta V. Gorohova,

Associate Professor of the Department of Philosophy, Candidate of Historical Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Nataliya V. Galanina, Associate Professor of the Department of Philosophy, Candidate of Philosophical Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The problem of influence of technogenic civilization on religious outlook of youth is analyzed.

Keywords: youth, technogenic civilization, modernization, traditions, illegal behavior, religious destructiveness, religious dependence, religious organizations.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Горохова В.В., Галанина Н.В. Влияние техногенной цивилизации на отклоняющееся поведение молодежи в религиозной сфере. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):14-7.

Современные техногенные цивилизации появились сравнительно недавно в мировой истории, лишь с XVII столетия в Европе сформировался тип развития, связанный с появлением техногенных сообществ и их последующим распространением на остальной мир. Под их влиянием меняется жизнь традиционных общественных систем, которые были единственными социальными организмами, жившими более или менее изолировано, либо слабо взаимодействовали друг с другом, как правило, в рамках войн или торговли.

Многие традиционные общества оказались не способны дать отпор техногенным цивилизациям и оказались ими поглощены. Пройдя неминуемый процесс унификации и модернизации, они стали

такими же как все сообщества западной культуры, либо сохранили многие традиционные черты и превратились в социальные системы со смешанной природой традиционного и технико-цивилизацион-ного уклада.

В подобных социальных системах проблема религиозных ценностей обостряется, так как оказывается на пересечении традиции и новации. В традиционных обществах темпы социальных изменений невысоки, религиозная традиция доминирует, поскольку многие поколения воспроизводят одни и те же вероучения и ритуалы, передавая их по наследству. В культуре доминируют традиционные образцы и нормы, хранящие опыт предшествующих поколений. Инновационная деятельность не

воспринимается как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках традиций.

В тех условиях, когда наука и техника становятся непосредственными детерминантами общественного развития, темп социальных изменений возрастает с огромной скоростью. Общество начинает развиваться интенсивно, идет перестройка самих оснований прежних способов жизнедеятельности и ценностей, в первую очередь религиозных. Человек становится свободен от многих традиций, так как основной ценностью считается любая инновация. Автономия личности выходит на первый план, но при этом религиозный традиционализм занимает еще прочную позицию и предписывает индивиду реализоваться в качестве личности только через принадлежность к какой-либо определенной, например, религиозной корпорации, будучи лишь элементом в строго определенной системе корпоративных связей. С другой стороны, в современной техногенной цивилизации человек может менять свои общественные связи, он жестко к ним не привязан, способен гибко строить свои отношения с другими людьми, погружается в разные социальные общности, а часто и в разные культурные и религиозные традиции.

Возникает непонимание как общества, так и индивида самих себя, что неминуемо приводит к трагическим последствиям от дефекта религиозного и культурного самопознания. Т.В. Васильева отмечала, что преступление Эдипа заключалось в отсутствии самопонимания. «С чистыми помыслами и благородными намерениями он стремился избежать зла, готовый к самопожертвованию: он покинул дом, где он вырос, и тех, кого считал родителями, оставил наследный престол, обрек себя на лишения и превратности скитальческой жизни, он все разумно рассудил, — он не знал только, что не знает самого себя, не знает даже того, кто он, каких родителей сын. Именно свое незнание постигает он в трагическом узнавании и этим открытием он до основания души потрясен. Вот где таилась его погибель, его неправда, его гордыня» [3, с. 36].

Религия представляет собой важную систему мировоззренческих идей, формирующих основу социализации индивида в человеческое общество. Отсюда проистекает необходимость осмысления

цивилизационных оснований религии и этической позиции для того, чтобы «просветить» индивида, приобщить его к полноте понимания религиозных установок своей эпохи, открыть ему смысловой мир, в который он должен вписать свою жизнь, чтобы она отвечала высшим целям человеческого существования. Очень часто человек формирует свою этическую и жизненную позицию таким образом, что она противоречит культурным принципам и ци-вилизационным основаниям общества, в котором он живет.

Увеличение роста религиозности среди населения, особенно молодежи, в современном обществе становится протестом личности против техноген-ности и обездушивания реальности. В этом реализуется потребность молодого поколения в идентификации себя с представителями своей культуры и религии, что бывает достаточно сложным в условиях современной урбанистической, техногенной цивилизации, предлагающей полное обезличивание личности, стирание каких-либо индивидуальных различий.

Обращение к данной теме вызвано необходимостью осмысления наблюдающейся тенденции по увеличению религиозности, сопровождающейся ростом отклоняющегося поведения в молодежной среде, выражающегося в различных формах: религиозный экстремизм, религиозный фанатизм, религиозная зависимость и др. Данный вид поведения характерен для людей, попавших в религиозные организации деструктивной направленности [6, с. 116].

Процесс проникновения информационных технологий абсолютно во все сферы жизни общества носит неконтролируемый характер. Успех новых религиозных движений вызван высоким уровнем используемых психологических технологий, опасных для психоэмоционального состояния.

На некоторых сайтах происходит вербовка новых членов организаций, как правило, из числа молодых людей. Преступные и мошеннические деяния становятся преимущественно дистанцированными. В серой сети интернета выкладываются инструкции по изготовлению взрывных устройств, приобретению наркотиков, оружия и т.д. Новые технологии используют организации террористической направленности, так как интернет позволяет широко, но скрытно воздействовать на своего основного

потребителя — молодых людей. Беря во внимание революционность и экспрессивность молодежи, легко обнаружить крайности в религиозных установках молодых людей, выражающиеся в различных формах религиозного экстремизма, фанатизма и религиозной зависимости. Данный вид поведения формируется у молодых людей, ставших жертвами религиозных организаций, деструктивной направленности.

Повсеместно возникают новые религиозные движения, использующие на высоком уровне психологические технологии, что особенно опасно для психоэмоционального развития подростков, которые легко подвергаются влиянию техник втягивания личности в группу. Для многих организаций характерен эклектический характер вероучения (искусственное соединение вместе идей западных и восточных религий, порой дополненных современными научными или паранаучными гипотезами) [1, с. 235].

Новые религиозные движения проявляют определенную социальную избирательность в миссионерской деятельности при поиске потенциальных верующих. Закрытые религиозные общины не заинтересованы и не ориентированы на маргиналов, а нуждаются в благополучной части молодежи. Информация собирается в персональных банках данных. Они делают то, что ранее было возможно в виде исключения, правилом — отдают человека во власть не только государства, но и любых манипуляторов, получивших информацию в свои руки. Становясь членом общины, человек превращается в маргинала, утрачивает социальные связи, попадает в психологическую зависимость от руководства, становится неспособным к принятию самостоятельных решений [6, с. 117].

Как показывает опыт предшествующих научных революций, «каждая из них обязательно находит наиболее уязвимые к новациям группы населения, порождает угрозы для окружающей среды и будущих поколений людей, издержки прогресса, побочные воздействия и умышленное злоупотребление новыми возможностями. Но качественная особенность технологий Четвертой революции — это то, что они могут вторгаться в пространство, которое до сих пор считалось безраздельно личным — в наш разум. Потенциально они могут предугады-

вать наш разум и воздействовать на наше поведение. Процессы анализа и принятия решений, входящие в эти технологии, основаны на методах и данных, непонятных или слишком сложных для человека. И при этом они распространяются через цифровые сети многократно быстрее, чем в предшествующие эпохи» [7, с. 40].

Например, в последние годы проблема религиозной зависимости получила широкое распространение в связи с расширением деятельности разнообразных религиозных организаций и новых технологий, используемых ими, разнообразных психотехник при вербовке в свои организации и проведении религиозных ритуалов. Причина роста данных организаций и их успех вызван тем, что у молодого человека, не справляющегося с жизненными трудностями, объемом новой информации и социальными вызовами из вне, включаются механизмы психологической защиты, направленные на уход от стрессо-генной реальности, порожденной обездушиванием мира. «Нестабильность в современном обществе, социальные катаклизмы сопровождаются увеличением количества внушаемых, склонных к подчинению людей, ростом неврозов, вовлеченностью в азартные игры, секты» [10, с. 107].

В религиозных организациях используется это состояние потерянности для реализации потребности заполнения душевного вакуума, снижения тревожности, при этом обещается быстрое решение проблемных вопросов. В некоторых случаях данный вид зависимости может скрываться за вполне притягательными для определенного типа людей формулировками: «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Оказавшись в кризисной ситуации, молодой человек ищет наставника, учителя, способного взять ответственность за решение его проблем. Внезапный интерес к Богу и религии часто является следствием психотравмы или выраженной тревоги по поводу современных техногенных реалий, в которые далеко не каждый может вписаться по разным причинам.

Различного рода деструктивные культы пользуются запросом молодежи на обретение смыслов вне малопонятной и оторванной от них как политически, так и экономически реальности. Секты организуют ситуацию, при которой становятся неэффективными защитные механизмы психики, создается

обстановка, повышающая предрасположенность молодого человека к внушению, облегчающая контроль над мышлением, что приводит к деградации чувств и интеллекта.

Главная причина глубинных изменений в психике лежит в новейших технологиях, при которых человек подвергается воздействию мощных, часто деструктивных приемов и психотехник. К основным признакам религиозной зависимости у молодого человека относится ригидное, «черно-белое» мышление и пониженная самооценка. К выраженным симптомам религиозной зависимости относят: неспособность думать, сомневаться по поводу религиозной информации; конфликт и споры с наукой, медициной и образованием; разрыв прежних отношений; разочарование, психический, физический и эмоциональный кризис [6, с. 118].

В качестве главной профилактики от религиозной зависимости и защиты молодого человека от чужого влияния должна стать выработка собственных твердых убеждений, основанных на широкой образованности и получении элементарных базовых знаний по основам религии и традиционным религиям [8, с. 116]. Сокращение часов на социально-гуманитарные учебные дисциплины, ориентация молодежи на виртуальную реальность и дистанционное обучение, не несущее базы воспитания мировоззренческих основ, не дает нам уверенности в психической устойчивости молодежи.

Молодые люди добровольно и с удовольствием уходят в мир симулякров. «Образ потребляет событие, в том смысле, что он поглощает его и делает готовым к употреблению. Конечно, это придает событию небывалую доныне силу воздействия, но уже в качестве события-образа» [2, с. 114], — предупреждает Ж. Бодрийяр.

Техническая инфраструктура помогает человеку выживать в условиях внешней природной среды, но развитие такой инфраструктуры не делает человека более совершенным. «Техника и связанные с ней индустриальные и информационные технологии представляют собой не более, чем вспомогательные средства на пути эволюции человека. Сегодня техногенная цивилизация уже явно становится угрозой существованию человечества» [7, с. 42]. Даже традиционный пласт религии используется техногенной революцией не во благо. Традиции в

современных реалиях модернизации перекраиваются и используются для привлечения молодежи в деструктивные организации, несущие мировоззрение контркультуры.

В заключение необходимо отметить, что изучение негативного влияния техногенной цивилизации на поведение в религиозной сфере показывает, что решение данной проблемы возможно только с использованием огромного потенциала информационного общества. В качестве главной профилактики от данного вида поведения должна стать выработка собственных твердых убеждений, основанных на широкой образованности. Поэтому только используя современные информационные технологии, возможно проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения в религиозной сфере.

Литература

1. Бажан Т.А, Старков О.В. Религиоведение для юристов. СПб., 2007.

2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М., 2016.

3. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

4. Грановская Р.М. Психология веры. СПб.: Питер, 2010.

5. Горохова В.В. Основы противодействия религиозному экстремизму: учебное пособие / В.В. Горохова. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.

6. Горохова В.В. Проблемы профилактики отклоняющегося поведения в религиозной сфере // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1.

7. Общество в постнеклассической картине мира: курс лекций. Ижевск: Шелест, 2019.

8. Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму: учебник для студентов вузов / А.В. Щеглов, В.В. Горохова, Н.Д. Эриашви-ли. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.

9. Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму: курс лекций / А.В. Щеглов, В.В. Горохова. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017.

10. Решетников М.М., Секач М.Ф. Психология и психопатология терроризма: М.: Белый ветер, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.