Научная статья на тему 'Проблемы профилактики отклоняющегося поведения в религиозной сфере'

Проблемы профилактики отклоняющегося поведения в религиозной сфере Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
363
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религии / противоправное религиозное поведение / религиозная деструктивность / религиозная зависимость / аддиктивное поведение / religion / illegal religious behavior / religious destructiveness / religious addiction / addictive behavior

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виолетта Венидиктовна Горохова

Обосновывается актуальность изучения проблем отклоняющегося поведения в религиозной сфере и формирования различных форм религиозной деструктивности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of prevention of deviant behavior in the religious sphere

The article substantiates the urgency of studying of problems of deviant behavior in the religious sphere and the formation of different forms of religious destructiveness

Текст научной работы на тему «Проблемы профилактики отклоняющегося поведения в религиозной сфере»

4. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // URL://http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_5142/

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // URL://http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_10699/

6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // URL://http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_34683/

7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // URL://http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_3441

References

1. Vasechko A.A. Sravnitelnyi analiz normativnosti v mezhdunarodnom i vnutrigosudarstvennom prave // Evraziiskii nauchnyi zhurnal. 2015. № 12.

2. Griadovoi D.I., Strelkova N.V. Logika. Zadachi i uprazhneniia: Ucheb. posobie. M., 2010.

3. Konstitutsiia RF (priniata vsenarodnym golosova-niem 12 dekabria 1993 g.) // URL://http://www.consul-tant .ru/ document/cons_doc_LAW_28399/

4. Grazhdanskii kodeks RF ot 30 noiabria 1994 g. № 51-FZ // URL://http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_5142/

5. Ugolovnyi kodeks RF ot 13 iiunia 1996 g. № 63-FZ // URL://http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_10699/

6. Trudovoi kodeks RFi ot 30 dekabria 2001 g. № 197-FZ // URL://http://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_34683/

7. Ugolovno-protsessualnyi kodeks RFi ot 18 dekabria 2001 g. № 174-FZ // URL://http ://www. consultant .ru/do-cument/cons_doc_LAW_34481/

УДК 34 ББК 67

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

ВИОЛЕТТА ВЕНИДИКТОВНА ГОРОХОВА,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, кандидат исторических наук Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обосновывается актуальность изучения проблем отклоняющегося поведения в религиозной сфере и формирования различных форм религиозной деструктивности.

Ключевые слова: религии, противоправное религиозное поведение, религиозная деструктивность, религиозная зависимость, аддиктивное поведение.

Annotation. The article substantiates the urgency of studying of problems of deviant behavior in the religious sphere and the formation of different forms of religious destructiveness.

Keywords: religion, illegal religious behavior, religious destructiveness, religious addiction, addictive behavior.

Актуальность изучения данной темы вызвана наблюдающейся тенденцией по увеличению роста религиозности среди населения. Наибольшую опасность представляет рост отклоняющегося поведения в молодежной среде, выражающегося в различных формах: религиозный экстремизм, религиозный фанатизм, религиозная зависимость. Данный вид поведения характерен для людей, попавших в религиозные организации деструктивной направленности.

Успех новых религиозных движений вызван высоким уровнем используемых психологических технологий, опасных для психоэмоционального развития подростков, которые легко подвергаются влиянию техник втягивания личности в группу. Для многих организаций характерен эклектический характер вероучения (искусственное соединение вместе идей западных и восточных религий, порой дополненных современными научными или паранаучными гипотезами) [1, с. 235].

В миссионерской деятельности (поиск и обращение в свою среду потенциальных верующих) новые религиозные движения проявляют определенную социальную избирательность. Российские «закрытые» религиозные общины ориентированы не на маргиналов, а на благополучную часть молодежи. Становясь членом общины, человек превращался в маргинала, утрачивает социальные связи, попадает в психологическую зависимость от руководства, становится неспособным к принятию самостоятельных решений.

Долгое время в современном обществе не было законодательных ограничений свободы совести, поэтому многие религиозные объединения свободно развивались. Нередко подобные религиозные объединения выбирают «оппозиционный» способ существования по отношению к обществу и государству [1, с. 237]. Для некоторых организаций «оппозиционность» становится удобным психологическим средством управления объединением, его последователи изолируются от общего социального поля (психологически или территориально) и превращаются в «государство в государстве», особым образом организуя социальное пространство. В итоге верующие перестают признавать национальные интересы, рассматривают гражданские обязанности как недостойные, воспринимают мир за пределами религиозной группы как гибнущий и абсурдный (например Свидетели Иеговы: молодые люди отказывались служить в армии по религиозным запретам, отказывались от некоторых видов медицинского лечения — переливание крови, прививки и др.).

Для данных организаций характерен рост отклоняющегося поведения и наблюдается формирование религиозной зависимости. Данные явления в религиозной сфере изучаются в психологии религии, в криминотеологии.

Необходимо отметить, что во второй половине XX в. наблюдается тенденция, связанная с ростом религиозной зависимости. Религиозная зависимость по силе своего влияния на человека равна наркотической зависимости, зависимости абсолютной, подавляющей свободу и психику человека совершенно. Изучение особенностей религиозного поведения и проявлений религиозной зависимости необходимо для выстраивания программы по организации работы по своевременному выявлению отдельных проявлений данного противоправного поведения.

В последние годы проблема религиозной зависимости получила широкое распространение в связи с

р асширением деятельности разнообр азных р елигио з-ных организаций, в том числе и тоталитарных религиозных организаций, активно использующих разнообразные психотехники при вербовке в свои организации и проведении религиозных ритуалов. Причина роста данных организаций вызвана тем, что «у человека, не справляющегося с жизненными трудностями, возникают механизмы психологической защиты, направленные на уход от стрессогенной реальности, в саморазрушающее поведение и аддикции. Нестабильность в современном обществе, социальные катаклизмы сопровождаются увеличением количества внушаемых, склонных к подчинению людей, ростом неврозов, вовлеченностью в азартные игры, секты» [5, с. 107]. В данных организациях используется это состояние для помощи человеку, для реализации потребности заполнения душевного вакуума, снижения тревожности, при этом обещается быстрое решение проблемных вопросов. В некоторых случаях данный вид зависимости может скрываться за вполне притягательными для определенного типа людей формулировками: «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Оказавшись в кризисной ситуации, человек ищет, кто бы ему «дал совет» и взял ответственность за решение его проблем. Внезапный интерес к Богу и религии часто является следствием психотравмы или выраженной тревоги по разным причинам. Если человек подвержен зависимости, то физически его аддикция1 представляет собой набор поступков, типов поведения, которые включают не только потребление химических веществ, но и совершение действий, вызывающих нейрохимические изменения. У религиозных фанатиков аддиктивное поведение2 сводится к неправильному пониманию не собственных (как у помешанных), а чужих идей. «Зависимый» становится некритичен к собственному состоянию.

Часто такое состояние характерно для «деструктивных культов». Исследователь психологии религии

1 Аддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведен.) зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, гиперрелигиозность и т. п.

2 Аддиктивное поведение — это одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

№ 1 / 2018

Вестник Московского университета МВД России

117

Р.М. Грановская определяет, что понятие «деструктивный культ» или «тоталитарная секта» связано с организацией такой ситуации, при которой становятся неэффективными защитные механизмы психики, т.е. в них создается обстановка, повышающая предрасположенность к внушению, облегчающая контроль над мышлением. И то и другое влечет за собой общую деградацию чувств и интеллекта. Если секта тоталитарная, то начинается активное манипулирование сознанием [2, с. 423, 424]. Главная причина глубинных изменений в психике лежит в новейших технологиях, при которых человек подвергается воздействию мощных, часто деструктивных приемов и психотехник. К основным признакам религиозной зависимости относится ригидное, «черно-белое» мышление; пониженная самооценка. К выраженным симптомам религиозной зависимости относят неспособность думать, сомневаться по поводу религиозной информации; конфликт и споры с наукой, медициной и образованием; разрыв прежних отношений; разочарование, психический, физический и эмоциональный кризис.

Данный вид зависимости от тоталитарных религиозных организаций представляет большую опасность, так как у религиозно-зависимых могут возникать психические нарушения. Устойчивое формирование высшей жизненной ценности у последователей тоталитарных религиозных организаций обусловлено, во-первых, культовым вероучением, в котором заявлены претензии на истинность, и, во-вторых, психологическими причинами, побуждающими индивидов следовать идеям культа. Человек, впавший в зависимость от одной религии, с той же легкостью может обратиться в любую другую, так как психологический иммунитет уже не может противостоять чьим-либо воздействиям.

Сегодня много говорится о тех отрицательных последствиях членства в некоторых религиозных объединениях, таких как серьезные изменения личности их последователей. В первую очередь это касается детей и подростков, у которых возраст предполагает изменения, идет трансформация тела, постоянные перепады настроения, усиление психологической нагрузки.

В качестве главной профилактики от религиозной зависимости и защиты человека от чужого влияния должна стать выработка собственных твердых убеждений, основанных на широкой образованности

и получении элементарных базовых знаний по основам религии и традиционным религиям [3, с. 116]. Особенно важно информационно-профилактическую работу начинать со школьного возраста. Знание особенностей религиозного поведения и проявлений религиозной зависимости необходимо, так как это будет способствовать профилактике данного явления в молодежной среде и своевременному выявлению данного противоправного поведения.

Литература

1. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. СПб., 2007.

2. Грановская Р.М. Психология веры. СПб.: Питер, 2010.

3. Горохова В.В., Щеглов А.В., Эриашвили Н.Д. Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму: Учебник для студентов вузов. М.: Юнити-дана: Закон и право, 2017.

4. Горохова В.В., Щеглов А.В. Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму: Курс лекций. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017.

5. Решетников М.М., Секач М.Ф. Психология и психопатология терроризма. М.: Белый ветер, 2016.

6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 7666—7678.

References

1. Bazhan T.A., Starkov O.V. Religiovedenie dlia iuristov. SPb., 2007.

2. Granovskaia R.M. Psikhologiia very. SPb.: Piter, 2010.

3. Gorokhova V.V., ShcheglovA.V., EriashviliN.D. Religiovedenie i osnovy protivodeistviia religioznomu ekstremizmu: Uchebnik dlia studentov vuzov. M.: Iu-niti-dana: Zakon i pravo, 2017.

4. Gorokhova V.V., ShcheglovA.V. Religiovedenie i osnovy protivodeistviia religioznomu ekstremizmu: Kurs lektsii. M.: Moskovskii universitet MVD Rossii imeni V.Ia. Kikotia. 2017.

5. Reshetnikov M.M., Sekach M.F. Psikhologiia i psikhopatologiia terrorizma. M.: Belyi veter, 2016.

6. Federalnyi zakon ot 26 sentiabria 1997 g. № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznykh obieedineniiakh» // SZ RF. 1997. № 39. St. 7666—7678.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.