Научная статья на тему 'Проблема религиозной безопасности в современной России'

Проблема религиозной безопасности в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1118
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / RELIGIOUS SAFETY / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / NEW RELIGIOUS ASSOCIATIONS / ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ / DESTRUCTIVE CULTS / СВОБОДА СОВЕСТИ / FREEDOM OF WORSHIP / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горохова В. В.

В статье рассматривается проблема обеспечения религиозной безопасности правовыми методами на современном этапе развития России, а также проблема контроля за распространением и деятельностью новых религиозных объединений, обладающих признаками деструктивных культов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF RELIGIOUS SAFETY IN MODERN RUSSIA

In article the problem of control of distribution and activity of the new religious associations possessing signs of destructive cults is considered a problem of ensuring religious safety by legal methods at the present stage of development of Russia, and also.

Текст научной работы на тему «Проблема религиозной безопасности в современной России»

ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В.В. Горохова,

доцент кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России, кандидат исторических наук Научная специальность 07.00.02 — отечественная история

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения религиозной безопасности правовыми методами на современном этапе развития России, а также проблема контроля за распространением и деятельностью новых религиозных объединений, обладающих признаками деструктивных культов.

Ключевые слова: Религиозная безопасность, новые религиозные объединения, деструктивные культы, свобода совести, свобода вероисповедания

PROBLEM OF RELIGIOUS SAFETY IN MODERN RUSSIA

V.V. Gorokhova,

associate professor professional ethics and esthetic culture Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, candidate of historical sciences

Annotation. In article the problem of control of distribution and activity of the new religious associations possessing signs of destructive cults is considered a problem of ensuring religious safety by legal methods at the present stage of development of Russia, and also.

Keywords: religious safety, new religious associations, destructive cults, freedom of worship, freedom of worship

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития России является обеспечение ее безопасности1. Широко известны понятия национальной, государственной, общественной и религиозной безопасности. Религиозная безопасность — это комплекс мер, предпринимаемых государством и гражданским обществом, направленных на более полную реализацию прав и свобод человека и в религиозной сфере. Сфера действия прав и свобод человека и гражданина выходит далеко за рамки религиозной жизни. Фундаментом всех прав и свобод в религиозной жизни является свобода совести и свобода вероисповедания. Свобода совести — одно из важнейших конституционных прав граждан России. Свобода совести — это возможность выбирать: быть или не быть, считать или не считать себя религиозным. Свобода вероисповедания — это возможность человека выбирать, к какому именно религиозному направлению принадлежать, в какой форме реализовывать свою религиозность2. Под свободой совести следует понимать право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также свободно проявлять

свои убеждения 3. В самом явлении «свобода совести» содержится противоречие личного и коллективного аспектов. Будучи правовой и этической нормой в гражданском обществе, свобода совести призвана соблюдать интересы личности, т.е. гарантировать ее право верить во что угодно, поклоняться предмету своей веры, объединяться с единоверцами в организации и распространять свою веру. Как только религиозная мысль из личностного осмысления перерастает во взаимодействие с другими людьми, проблема права на свободу совести обнаруживает и свою вторую — социальную — сторону. Объединение единомышленников представляет собой организацию, социальный организм, у которого свои цели, потребности, специфические способы взаимодействия с властью, другими объединениями, отдельными гражданами. Данная сторона свободы совести может стать причиной несовпадения правовых и нравственных стандартов общества и религиозной группы, за этим следует ограничение свободы в деятельности 4. Это касается не всех религиозных объединений, а только тех которые создают реальную угрозу для раз-

252

Вестник Московского университета МВД России

№ 8/2013

вития гражданского общества и национальной безопасности. Это относится к религиозным объединениям, которые носят характер деструктивных культов. Данные культы разрушают естественное состояние личности: духовное, психическое и физическое, что можно определить как тотальную деструктивно сть отдельного лица (внутренняя деструктивность), но также посягают на традиционные ценности и нормы, сложившиеся социальные структуры, культуру, вероисповедания, порядок и общество в целом (что является отрицательной силой внешней деструктив-ности)5. Деструктивность культов проявляет себя также в сфере отношений, регулируемых моралью и правом. Источники и стимулы безнравственности правонарушений в среде религиозных движений различны. Главные, стратегические по последствиям особенности деструктивных культов кроются в основах их вероучений и мировоззрений. Исследователь проблемы новой религиозности и ее влияния на духовную безопасность А.И.Хвыля — Олинтер, выделяет следующие негативные черты, стимулирующие криминальный характер действующих в России деструктивных религиозных организаций: отсутствие внутренних ограничений; стремление к мировому господству; агрессивность поведения; неразборчивость в методах достижения цели; стремление создать свой якобы идеальный положительный внешний образ в среде дезориентированного в своих социальных бедах обывателя; борьба с традиционными, созидательными вероисповеданиями и традиционной этнокультурой; враждебность к государству как таковому; спекуляция вокруг науки, разума и здравого смысла 6. В этих религиозных организациях, в отличие от традиционных созидательных религий, изначально заложена подмена духовно — нравственных ценностей. В данных учениях неизбежно проявляются злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой, духовный бизнес. Это неизбежно приводит к серьезным негативным социальным, духовным, психическим, этическим и правовым последствиям'.

Появление в России новой религиозности, связано с тем, в прошлом веке десятилетия проводилась политика государственного подавления религии. Когда в 80 — х годах российское государство отказалось от официального атеизма, произошло смещение в другую крайность, была объявлена абсолютная религиозная свобода. Человек может верить во что угодно, совершать любые религиозные обряды, пока это не затрагивает законных интересов, прав и свобод других лиц или групп. От государства требуется умение согласовать интересы различных религиозных групп, защитить интересы страны и общества. Предметом, содержанием религиозной безопасности является обеспечение стабильности в обществе и реализация прав и свобод каждого, верующих и неверующих8. В 1990 г. был принят Закон «О свободе вероисповеданий», предназначенный для урегулирования

взаимоотношений многочисленных религиозных организаций и государства в новых исторических условиях России. Закон значительно расширил сферу деятельности граждан в части осуществления их религиозных потребностей. Принцип свободы совести включал право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Были уточнены гарантии свободы вероисповедания, среди которых названо «отделение религиозных и атеистических объединений от государства»9. Впервые за всю российскую историю было объявлено равенство всех идеологических сил перед законом и незаконность монополии любой идеологической организации в области духовной жизни страны (в том числе и в области образования).

Реальный контроль государства над деятельностью религиозных организаций практически отсутствовал. Это обстоятельство создавало почву для конфликтных ситуаций по поводу неуправляемой деятельности неорелигиозных организаций. Кроме того, практика регистрации религиозных организаций, предусмотренная Законом 1990 г., оказалась несовершенной (например, фактически регистрировались не организации, а их уставы; отсутствовало четкое определение религиозной организации). Закон 1990 г. не предусматривал регулирования, создания и деятельности российских и иностранных религиозных организаций, неясными были и нормы их ответственности за несоблюдение законодательства. Это привело к всплеску новой неконтролируемой религиозности. Естественно, возникла необходимость разработки и принятия нового закона о регламентации религиозной деятельности в стране. Новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) подтвердил незыблемость конституционного принципа свободы совести10. В преамбуле указывается на признание «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», говорится об уважении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического развития народов России. Причем упоминание особой роли нескольких конфессий вовсе не означает дискриминации в отношении других религиозных организаций, так как закон сохранил равенство всех верующих в их гражданских обязанностях и правах. Предпринятые в Законе 1997 г. ограничения касаются, прежде всего деятельности оппозиционных религиозных объединений, но не религиозной свободы. Они предписывают соблюдение гражданского законодательства Российской Федерации, а также прав человека в области религиозных отношений. Предусматривается деление религиозных объединений на группы и организации, деятельность которых не должна противоречить Закону. Однако Закон 1997 г. не давал четкого определения

религиозной организации, не обозначал соответственно и критерии таковой. В связи с этим появляется возможность для религиозных объединений, которым отказано в регистрации, фактически полностью «уйти» из-под контроля над их деятельностью. Современные неорелигиозные объединения более гибко по сравнению со «старыми» религиями приспосабливаются к меняющемуся правовому порядку: если организация не получает статуса юридического лица в качестве религиозной, она не утрачивает права возможности получить государственную регистрацию в качестве общественной организации иного профиля (например, экологической, медицинской и др.). Явно выраженный античеловеческий и антигосударственный характер деятельности некоторых новых религиозных организаций привел к тому, что возникла необходимость введения ограничений в деятельности некоторых новых религиозных объединений, обладающих признаками деструктивных культов. В массовом сознании НРД (новые религиозные движения) больше известны как «секты». В религиоведении термин «секта» используется для (лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую)11 обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления. В секты попадают люди, которые ищут духовности в своей жизни. У современного роста религиозности есть и тревожная статистика, поскольку число верующих возрастает не только за счет естественной потребности в свободном духовном самоопределении, но и за счет, духовной экспансии тоталитарных сект, стремящихся заменить мировые религии агрессивной практикой вторжения в психику12. Само по себе понятие «секта», не является юридическим термином. Законодательство оперирует понятиями «религиозное объединение» или «религиозная группа»13. В настоящее время в научной литературе нет единого мнения о классификации новых религиозных организаций. Термин «Новые религиозные движения» (НРД) принято использовать применительно к самым разным организациям, большинство из которых существует в своей нынешней форме начиная с пятидесятых годов прошлого века14. Новое религиозное движение (НРД) — это религиозная или духовная группа, зародившаяся недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии. Новые религиозные движения — религиоведческий рабочий термин, не имеющий общепризнанного статуса и обозначающий разные религиозные и псевдо-рели-гиозные феномены. По мнению некоторых исследователей, термин «НРД» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, он был введён в научный обиход во второй половине XX века в противопоставление терминам «секта» или «культ», хотя первоначально и это понятие несло на себе отрицательный оттенок. Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) лёг в основу современного российского зако-

нодательства. История нашей страны в XX в. обусловила определенные особенности развития духовных процессов. Декларированное Конституцией 1993 г. право на свободу совести стало тем важнейшим условием, без которого интенсивное проникновение «чужих» религиозных программ было бы просто невозможным. Успех неорелигиозных движений в России был обусловлен высоким уровнем используемых психологических технологий. Речь идет о давно разработанных в области практической психологии техниках втягивания личности в группу, поддержания религиозного энтузиазма, дисциплины, формирования покорности руководству (например, так называемый контроль сознания).

В настоящее время в мире существует огромное количество неорелигиозных объединений, крайне неоднородных как с точки зрения вероучения, так и по типу организации. Для многих характерен эклектический характер вероучения (искусственное соединение вместе идей из западных и восточных религий, порой дополненных современными научными или паранаучными гипотезами)15. «Закрытая» религиозная группа, предполагающая психологическую или территориальную изоляцию от внешнего мира, не только регулирует поведение индивида и коллектива, но и управляет эмоциональными процессами в сообществе. Эсхатологические прогнозы, регулярные напоминания о скорой гибели человечества и Страшном суде, поддерживают тревожность, снятие которой — очередной повод для достижения групповых целей (дисциплина, зависимость от руководства, страх оказаться вне группы). Это почти инструкция, напоминающая руководство по психотерапии, которое дает профессионал своему пациенту для самостоятельных психофизических упражнений в домашних условиях (например, для проведения самостоятельных медитаций или аутотренинга)16. Многие «закрытые», самоизолирующиеся общины достигают удивительного единства среди своих последователей, что является одним из признаков тоталитарной религиозной группы. В миссионерской деятельности (поиск и обращение в свою среду потенциальных верующих) неорелигиозные движения проявляют определенную социальную избирательность. Исследования 90-х годов обнаружили закономерность: российские «закрытые» религиозные общины ориентировались не на маргиналов, а на весьма благополучную, стабильную часть интеллигенции. Однако становясь членом общины, человек превращался в маргинала в полном смысле этого слова (утрата социальных связей, дезадаптация личности, контроль сознания, психологическая зависимость от руководства, неспособность самостоятельно принимать решения и т.д.). Для работы с этой категорией населения использовались бесплатные курсы (например, по изучению иностранного языка, практической психологии), помощь в устройстве на работу, клубы интеллектуального общения, а также

254-Вестник Московского университета МВД России- № 8 / 2013

визиты домой, телефонное общение, массовые мероприятия, студенческие движения, центры здоровья и семьи и т.д. Прослеживается четкая избирательность в пополнении состава верующих. На достаточно высокий социальный уровень и материальное благополучие последователей ориентирована и организация сайентологов. Так, стоимость сайентологических курсов (своего рода платные услуги рядовым членам в добровольно-обязательном порядке) рассчитана на средний класс. Религиозные движения нуждаются в создании дисциплинированной организации с четкой структурой. Эти организации активно отрывают человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа. Среди них немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов, наносят вред физическому и психическому здоровью граждан17.

Современный демократический правопорядок исходит из того, что религиозные организации (любого типа) существуют в определенном правовом поле и обязаны подчиняться действующим законам. Члены «желательных» и «нежелательных» церковных или сектантских религиозных организаций являются прежде всего гражданами своего государства. Все они обладают равными гражданскими и политическими правами и обязаны соблюдать общепризнанные нормы права и морали. Не нуждается в доказательстве правомерность таких легальных ограничений свободы вероисповедания, которые нужны для поддержания общественной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения, нравственности, прав и свобод граждан. Они объективно необходимы для нормального функционирования государства и общества, это не является нарушением конституционных прав граждан. Однако, если религиозное объединение вовлекает в свои ряды верующих обманным путем, навязывает им абсолютно несвободный образ жизни, причиняя вред социальному, психическому или физическому здоровью, либо проповедует идеи, идущие вразрез с национальным законодательством, государство может ограничить его деятельность. В современной России с проблемой ограничений в деятельности чаще всего сталкиваются неорелигиозные объединения, так как самоутвердиться в обществе легальными методами способны далеко не все религиозные новообразования — в их деятельности могут иметь место нарушения норм морали, а порой и права18. Важнейшими методами профилактической работы по обеспечению религиозной безопасности России, является строгий контроль и борьба с деятельностью организаций, обладающими признаками деструктивности, а же работа по информированию детей, подростков, молодежи. В ходе проведения этой работы, необходимо знакомить с основными признаками тоталитарных сект. Это позволит сформировать у них стойкую духовно-нравственную позицию относительно истинных моральных ценностей, а также осуществлять анализ и противодействие деструктивным культам. Такая про-

филактическая работа требует к себе особого подхода, и она должна строиться с учетом специфических особенностей личности, дифференцированно. Это будет важнейшим фактором в деле формирования правосознания, морали и поддержания духовной, а значит и национальной и религиозной безопасности на должном уровне.

Литература

1.Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 2 сентября 1997. // СЗ РФ.1997.№ 39. Ст. 7666 -7678.

2.Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов: Учебник/ Под. общ.ред. проф. О.В.Старкова. -СПб, 2007. — 491 с.

3.Грановская Р.М. Психология веры. — СПб.:Питер,2010. — 480с.

4. Духовно — религиозные основания национальной безопасности России: для служащих органов исполнительной власти Российской Федерации. — Москва.2012. -420 с.

5. Религиоведение: учебное пособие / А. В. Щеглов ; В. В. Горохова ; Г. М. Реуцкая. — М.: Московский университет МВД России, 2011. — 73 с.

6. Суслонов П.Е. Религиоведение: Учебное пособие. М.: — ЦОКР МВД России, 2010. -224 с.

1 Суслонов П.Е. Религиоведение: Учебное пособие. М.: — ЦОКР МВД России, 2010. -С.124.

2 Суслонов П.Е. Религиоведение. -С.124.

3 Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов: Учебник/ Под. общ.ред. проф. О.В.Старкова. -СПб, 2007. -С.373.

4 Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов. — С.374.

5 Духовно — религиозные основания национальной безопасности России: для служащих органов исполнительной власти Российской Федерации. — Москва.2012. -С.8.

6 Духовно — религиозные основания национальной безопасности России. — С.8 -9.

7 Духовно — религиозные основания национальной безопасности России:. — С.10.

8 Суслонов П.Е. Религиоведение. -С.124.

9 Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов. -С.430.

10 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 2 сентября 1997. // СЗ РФ.1997.№ 39. Ст. 7666 -7678.

11 Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов. -С.238.

12 Грановская Р.М. Психология веры. — СПб.:Питер,2010. -С.407.

13 Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов. -С.236.

14

15 Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов. -С.239.

16 Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов. -С.240.

17 Грановская Р.М. Психология веры. — СПб.:Питер,2010. -С.408.

18 Религиоведение: учебное пособие / А. В. Щеглов ; В. В. Горохова ; Г. М. Реуцкая. — М.: Московский университет МВД России, 2011. — С.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.