Ксум = (0,1545 + 0,0310765) - 0,1545 х 0,0310765 =
= 0,180775181
8) Количество баллов, полученных за работу по принятию решения.
Количество баллов, полученных за работу по принятию решения, равно максимально возможному количеству баллов за работу по принятию решения (30), скорректированному на величину суммарного понижающего коэффициента — Ксум:
Пример: Ксум = 0,180775181, макс.балл = 30, тогда:
Кол. баллов = 30 х (1 - 0,180775181) =
= 24,57674458
9) Итоговое количество баллов, полученных за испытание.
Итоговое количество баллов, полученных за испытание, равно округленной до второго знака по-
сле запятой сумме баллов, полученных за работу по принятию решения и количеству баллов, полученных за штабную культуру.
Пример: Кол. баллов за реш. = 24,57674458, штабн. культ. = 4,8
Итоговое количество баллов = = 24,57674458 + 4,8 = 29,38 Конечно, рассмотренный подход применим далеко не везде и не всегда. Но в тех случаях, когда необходимо исключить загрубение результата оценки и при этом, определяя рейтинг оцениваемых, не занизить объективности итоговой оценки, вполне имеет право на существование.
Сложность подхода лишь кажущаяся. Практика показала, что для формирования необходимой электронной таблицы достаточно знаний и умений обычного пользователя «Excel».
УДК 37
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ» В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ВИОЛЕТТА ВЕНИДИКТОВНА ГОРОХОВА,
доцент кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье обосновывается актуальность введения дисциплины «Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму» и ее роль в подготовке сотрудников полиции.
Ключевые слова: религия, религиозный экстремизм, подготовка сотрудников полиции, образование, толерантность, культура межнационального общения.
Annotation. The article justifies urgency of introduction of the discipline «Religious studies and the foundations of counteraction to religious extremism» and its role in the training of police officers
Keywords: religion, religious extremism, the training of police officers, improvement, education , tolerance and culture of interethnic communication, xenophobia, intolerance.
В Московском университете МВД России, с ние дисциплины «Религиоведение». За весь период момента основания на кафедре профессиональной преподавания данной дисциплины был накоплен этики и эстетической культуры, ведется преподава- опыт изложения довольно сложного, с точки зре-
ния современного молодого человека материала. За данный период можно проследить как менялось в сознании отношении к роли религии в жизни современного общества. В последние годы, начиная с 2014 г. интерес перешел из области культуры и образования, в практическую плоскость. Недооценка данного явления, показала к каким разрушительным последствиям это приводит.
В связи с этим, с 2016 г. в учебный план Московского университета МВД России, вводится дисциплина «Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму». Актуальность данного предмета вызвана рядом причин. Совершенствование системы МВД происходит в условиях непростой общественно-политической обстановке, сохраняются тенденции нарастания экстремистской угрозы, попыток дестабилизации ситуации в стране, продвижения идей сепаратизма и местного национализма, разжигания межнациональной вражды. В этих непростых условиях МВД России разрабатывает меры по адекватному реагированию на вызовы и угрозы национальной безопасности страны.
В качестве приоритетных направлений деятельности МВД России отмечается борьба с экстремизмом, противодействие развитию межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Необходимость введения новой учебной дисциплины вызвана также рядом причин, социальных, экономических, и что особенно важно изменением геополитической ситуации в мире. На современном этапе религия является важнейшим фактором, определяющим поведение граждан, она прочно вошла в повседневный быт, став массовым явлением. Право на самоопределение в отношении религии (т.е., принимать ее или нет) является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Религиозное пространство России представляет пеструю и структурно сложно организованную картину, что является результатом ее исторического развития как многонационального государства, важнейшего центра цивилизационного взаимодействия Запада и Востока. С точки зрения интересов общества и политической стабильности, важным является конструктивное решение проблем взаимодействия, и сотрудничества религиозных объединений во внерелигиозной, социальной и правовой сферах, а также их отношений с государством.
Поликонфессиональная структура в России является результатом длительного исторического процесса, который не завершен и сегодня. Знание истории религиозных институций, их особенностей может помочь тем, кто налаживает связи с религиозными организациями и взаимодействует с верующими. На характер складывающихся межрелигиозных (межконфессиональных) отношений влияют: историческая память, т.е. прошлый опыт взаимодействий, политика государства; стремление политических партий разыграть «религиозную карту» для достижения своих интересов [2].
В современной России и, по данным Министерства юстиции Российской Федерации, на январь 2015 года официально зарегистрировано 27 496 религиозных организаций, которые представляют 68 религиозных течений. Из них Русская Православная Церковь Московского Патриархата — 14 522, исламских религиозных организаций 4 627 и 4 473 протестантских. Заметно выросло количество организаций буддизма, иудаизма и других религий1. Законодательство допускает деятельность незарегистрированных религиозных групп, однако с некоторыми ограничениями.
В последнее время в обществе распространяются не только традиционные для России религиозные организации, но и получает распространение «феномен новой религиозности». В известной степени развитию в последние десятилетия, новых религиозных организаций, обладающих признаками деструктивного толка, способствовало недостаточное внимание к этой проблеме со стороны органов государственной власти, законодательной сферы. Это является следствием недооценки со стороны законодательной и исполнительной власти общественной опасности, которую представляют некоторые из них [3].
История последних десятилетий российского государства показала, насколько к опасным последствиям может привести игнорирование значения понятия «религия». История советского государства с атеистическим воспитанием молодых поколений доказала, что явление и феномен религии невозможно удалить из человеческой жизни и психики. Пример возрождения интереса к этому явлению в 90-годы, после разрушения идеологической системы, показал каким мощным фактором, объединяющей силой может выступить религия.
В настоящее время внимание государства к условиям развития религиозных свобод, деятельности религиозных организаций и их влиянию на различные области жизни общества достаточно велико. Многонациональность и поликонфессиональность обуславливают заинтересованность в формировании конструктивных отношений со всеми религиозными организациями. Качество взаимодействия и сотрудничества во многом зависит от уровня компетентности, образованности, религиозной культуры и толерантности2 граждан, которые обеспечивают реализацию государственной политики в религиозной сфере. Для профессионального выполнения обязанностей сотрудникам полиции необходимы не только специальные знания и тренировка, но и общая эрудиция и культурный багаж по части национальных и религиозных обычаев и традиций россиян [6].
Для выполнения поставленных задач необходимо при подготовке сотрудников ОВД, уделять особое внимание формированию навыков толерантного поведения и культуре межнационального общения, как важнейшего фактора в противостоянии проявлениям экстремизма и национальной нетерпимости. Федеральный Закон «О полиции» указывает «на принцип уважения к национальным обычаям и традициям граждан, на необходимость учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» (гл. 3, ст. 7) [6].
Введение новой учебной дисциплины направлено на формирование высокопрофессионального специалиста, способного анализировать религиозную ситуацию, уметь выстраивать взаимоотношения с представителя разных религиозных направлений. На современном этапе развития России одной из острейших проблем выделяют проблему взаимоотношений представителей полиции с гражданами и национальными группами. Статистика показывает, что большая часть мигрантов, прибывающих из бывших советских республик, относится к поколению, выросшему уже в постсоветскую эпоху, не владеющих русским языком, не получивших исторических знаний, что затрудняет вступление в контакт с представителями власти и возможность адекватно реагировать на вопросы. Действия по-
лицейских, плохо представляющих себе некоторые этноконфессиональные особенности группового или индивидуального поведения, не осведомленных о сценариях религиозных обрядов, могут спровоцировать реакцию, трактуемую участниками как этническая и конфессиональная дискриминация3. При этом поведение полицейского воспринимается гражданами не как проявление личных качеств конкретного человека, а как позиция власти.
Модернизация образования ставит в качестве первоочередных задач образования формирование ключевых компетенций. Общенаучными компетенциями являются способность и готовность к проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности. Следовательно, формирование толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций в условиях современного полиэтнического пространства — это требование времени. Немаловажно для сотрудника знание природы морально-психологических отношений людей, которые находят свое специфическое проявление в отношениях людей разных наций и конфессий.
Учебный план дисциплины «Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму» построен с учетом новых требований времени, включает ряд тем, введение которых вызвано изменением политических процессов в ряде стран и усилением угрозы религиозного экстремизма в мире и современной России. В тематический план новой учебной дисциплины включены темы по основам традиционных религий в России, новых религиозных объединений и проблем, связанных с деятельностью некоторых из них. После изучения традиционных религий, раскрываются проблемы религиозного экстремизма. Даются определения, общая характеристика. Вскрываются причины и истоки данного социально- политического явления имеющего религиозные корни, и часто приводящие к крайним формам, таким как этнорелигиозный терроризм. В ходе изучения дисциплины отведено время для рассмотрения радикальных религиозных организаций действующих в мире и в России, представляющие наибольшую опасность.
Рассматривая особенности экстремистского поведения, мы разбираем тип поведения, который зависит от принадлежности к религии и нацио-
нальности. Долгое время в отечественной научной литературе не употреблялся термин «религиозный экстремизм», однако данное явление во все времена является питательной средой для терроризма [2]. Религиозный экстремизм направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, при этом используется религиозное учение и символы как важнейший фактор привлечения молодых людей. Россия впервые столкнулась с данной проблемой в 90-е годы и была вынуждена отразить военными средствами, однако в настоящий момент проводится работа по профилактике, другими невоенными методами — гуманитарными, которые имеют решающее значение в деле профилактики, данного вида отклоняющегося поведения [5].
12 января 2016 г. на расширенном заседании Совбеза РФ президент В.В. Путин предложил рассмотреть проект Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года, в которой было отмечено, «одна из важнейших задач-создание обстановки общественного неприятия, укрепления гражданского иммунитета к распространению экстремистских, радикальных идей». Президент отметил, что «экстремизм посягает на права и свободу граждан, а подчас на их жизнь, несет угрозу национальной безопасности, способен кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы. Наиболее опасны и для общества, и для государства — национализм, религиозная нетерпимость и политический экстремизм». В РФ распространение экстремистских идей для такой многонациональной страны может иметь необратимые последствия, поэтому необходимо глубоко и настойчиво заниматься его профилактикой, искоренять предпосылки для его проявления, своевременно выявлять причины, способные спровоцировать конфликты на национальной, социальной или религиозной почве.
Противодействие религиозному экстремизму на современном этапе развития России отмечено в качестве первоочередных задач, от которых во многом зависит обеспечение национальной безопасность России. Насилие, экстремизм и разжигание расовой, межнациональной или межрелигиозной вражды, оскорбление религиозных чувств верующих наказываются в уголовном порядке. Обеспечивают безопасность россиян работники правоохранительных органов, прежде всего полиции, поэтому осо-
бенно важно уделять внимание подготовке сотрудников в этом направлении. Однако одним правоохранительным органам как отметил Президент, тоже не справиться. «В этой многоплановой, сложной работе должны активно участвовать и другие заинтересованные министерства, все уровни власти, систем образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации и представители традиционных религий России».
Религиозный фактор будет продолжать использоваться для реализации агрессивных намерений в отношении России как зарекомендовавший себя в качестве эффективного инструмента геополитики.. Современная ситуация во многих странах мира и в России показывает, что стабильность в религиозной сфере является одним из факторов благополучия и мирного существования.
Угрозы религиозной безопасности России, по мнению ряда исследователей, представляют комплекс условий и факторов нарушения конституционных прав человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности государства, его способности к устойчивому развитию и основ конституционного строя Российской Федерации. Все составляющие конституционного строя России могут быть объектами угроз, возникающих в религиозной сфере жизни общества. Например, принцип разделения властей, закрепленный ст. 10 Конституции РФ, может быть поставлен под угрозу, если к власти в России придут политические деятели, разделяющие идеологию ваххабизма, доктрина которого не предполагает независимого существования таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная, а утверждается власть, основанная на шариате. Пример таких государств (ИГИЛ на Ближнем Востоке, Боко Харам в Нигерии).
Религиозная безопасность российского общества — это состояние защищенности базовых прав человека и гражданина, которые гарантируются законодательно. Конституция РФ является источником правовых норм, обеспечивающих религиозную безопасность Российской Федерации. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. Главные конституционные принципы и нормы, устанавливающие свободу совести и вероисповедания, регулирующие деятельность религиозных объединений.
К ним относятся положения, закрепленные ст. 14: Российское государство — светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст. 29); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).
Одним из основных способов нейтрализации угроз религиозной безопасности России является их своевременная идентификация и профилактика, чего нельзя достичь без соответствующих специалистов, а значит, без качественного образования, во многом этому будет способствовать получение качественных знаний в рамках новой учебной дисциплины.
Литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ ред. от 21 июля 2014 «О полиции».
2. Методика, направленная на профилактику проявлений терроризма и экстремизма среди детей и молодежи в образовательной среде. М.: РУДН, 2015. С. 85.
3. Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения: Учебное пособие / В.А. Дмитриев, В.А. Кузнецов, С.М. Оленников, Л.В. Никифорова. СПб, 2011. 140 с.
4. Щеглов А.В., Горохова В.В. Религиоведение: курс лекций. М.: Московский университет МВД России, 2013. 80 с.
5. Садиков М.И. Религиозно-политический экстремизм. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / М.И. Садиков, К.М. Хан-бабаев; Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2009. 430 с.
6. Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения у сотрудников полиции / Горохова В.В. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 6. С. 100—103.
7. Павловский В.П., Эриашвили Н.Д., Щеглов А.В. Религиоведение: учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 351 с.
References
1. Federal law of 7 February 2011 № 3-FZ as amended on July 21, 2014 «On police».
2. The technique is aimed at preventing manifestations of terrorism and extremism among children and young people in an educational environment. M.: PFUR, 2015. S. 85.
3. St. Petersburg police. The basics of tolerant behavior: study guide / V.A. Dmitriev, V.A. Kuznetsov, S.M. Olennikov, L.V. Nikiforov. SPb, 2011. 140 p.
4. Shcheglov A.V., Gorokhov V.V. Religion: a course of lectures. M.: Moscow University of MIA of Russia, 2013. 80 C.
5. SadikovM.I. Religious and political extremism. Textbook for students of higher educational institutions. / M.I. Sadikov, K.M. khanbabaev; Makhachkala: DGU CPI, 2009. 430 S.
6. The formation of tolerant behavior and culture of interethnic communication, the police / Gorokhov V.V. // Bulletin of the Academy of economic security interior of Russia. 2015. No. 6. P. 100—103.
7. Pavlovsky V.P., Eriashvili N.D., ShcheglovA.B. Religious studies: textbook for University students. 3-e Izd., Rev. and EXT., M.: YUNITI-DANA, 2012. 351 p.
1 Религия (от лат. religare — буквально «восстановление связи», от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и предписаний, объединение людей в организации.
2 Толерантность( лат. — tolerantia — терпимость), особенность поведения субъекта в процессе общения.
3 Дискриминация — ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или языковой принадлежности.