5'2018
Пробелы в российском законодательстве
7.14. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
Манукян Алинэ Романовна, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Терроризм на протяжении десятилетий остается основной угрозой национальной безопасности. В этой связи государства мира должны активизировать деятельность по противодействию террористической деятельности, выявлять и устранять причины, ее порождающие, а также проводить активную политику предупреждения и сведения к минимуму наступления тяжких последствий террора.
Религиозный экстремизм представляет собой одну из опаснейших форм террора для России, учитывая многонациональность общества. В связи с этим, актуальность избранной темы статьи достаточно обоснована.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, религия, ислам, преступления на религиозной почве, международное сообщество, уголовное преследование.
COUNTERING MANIFESTATIONS OF RELIGIOUS EXTREMISM AND TERRORISM
Manukyan Aline Romanovna, PhD at law, associate professor, police colonel. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Ranch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Terrorism has for decades been the main threat to national security. In this regard, the states of the world should intensify activities to counter terrorist activity, identify and eliminate the causes that generate it, and also pursue an active policy of preventing and minimizing the onset of the grave consequences of terror.
Religious extremism is one of the most dangerous forms of terror for Russia, given the multinationality of society. Keywords: terrorism, extremism, religion, Islam, crimes on religious grounds, international community, criminal prosecution.
В условиях современных общественно-политических реалий в Российской Федерации активно реализуется одно из направлений уголовной политики государства в противодействии терроризму, а именно - определение круга преступных деяний и их криминализация. Реализации способствует наличие масштабной, системной, структурной правовой базы, включающей в себя нормативно-правовые акты различного уровня.
В настоящее время особое внимание уделяется профилактике терроризма. Предотвращение терроризма - это осуществление мер, направленных на выявление условий и причин терроризма. Например, в рамках реализации антитеррористической защиты потенциальных целей террористических нападений могут быть использованы такие меры защиты, как инженерно-технические средства, силы физической защиты и комплекс антитеррористических мер.
Наибольшую опасность для национальной безопасности Российской Федерации, ее культурной, цивили-
зационной и социально-политической структуры представляют организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма, а также новые разрушительные религиозные движения. Главные мировые религии - христианство, буддизм, ислам - основаны на толерантности и филантропии, не агрессивны в природе и не обращаются напрямую враждебно к другим конфессиям. Однако существуют религиозные тенденции, которые прямо оправдывают жестокость и насилие.
Экстремизм, как известно, характеризуется в своей самой общей форме как приверженность крайним взглядам и действиям, которые радикально отрицают существующие нормы и правила в обществе.
Демонстративность можно назвать одним из основных принципов экстремистской деятельности. Наиболее заметными проявлениями этого принципа были убийства чиновников и политиков, масштабные акты вандализма, организация массовых беспорядков.
В настоящее время, экстремизм становится привычной формой проявления действительно существующих социальных и культурных конфликтов, политизации противоречий, дезорганизации деятельности легитимных силовых структур.
В этой связи угроза конституционному строю России представлена не только радикальными тенденциями в исламе, но и политизацией традиционных мусульманских объединений, сформированных на территории Российской Федерации. Целями указанных объединений являются подрыв основ политической и общественной жизни российского общества, влияние на результаты парламентских и президентских выборов, решение кадровой политики государства и т.д. [2]. Таким образом, в некоторых административных единицах Северо-Кавказского региона положение духовенства очень велико по сравнению с полномочиями органов местного самоуправления, что приводит к негативным последствиям.
Затрагивая тему религии нельзя не сказать о межнациональных и межэтнических отношениях в стране, так как именно их состояние определяет степень опасности религиозного экстремизма.
Культура межэтнических отношений - это «уважение к людям разных национальностей, соблюдение морального такта в отношении языка, национальных обычаев и традиций других народов, проявление интереса к достижениям культуры и жизни других стран и народов, стремление к развитию общечеловеческих ценностей » [5].
Содержанием культуры межэтнических отношений являются: изучение особенностей, традиций и обычаев других культур и национальностей, уважение и дружеское отношение к представителям других национальностей, бесконфликтное поведение и способность общаться на международном уровне, признание равенства народов, стремление развивать универсальные моральные ценности, способность нести личную ответственность за свои действия и поведение. Вместе эти элементы позволяют наладить эффективную связь и взаимодействие с представителями других национальностей при сохранении их потребностей и интересов.
Деятельность ОВД в области противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма представляет собой взаимодействие подразделений и служб органов внутренних дел в сотрудничестве с ФСБ России, а также федеральными и муниципальными органами власти, направленными на меры по
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Манукян А.Р.
предотвращению и пресечению противоправных действий экстремистского характера [1].
Расширение перечня деяний, предусматривающих ответственность за преступления террористической направленности, является верным решением законодателя. Думается, что уголовная политика в современном мире осуществляется в правильном направлении, и криминализация деяний террористической направленности обоснована с учетом сложившейся преступной ситуации в стране и мире в целом.
На современном этапе развития российского общества именно борьба с экстремистскими преступлениями является одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел России. Об этом свидетельствуют ряд приказов министра внутренних дел Российской Федерации, концепции борьбы с организованными формами преступности, межведомственные комплексные программы и другие ведомственные правила, а также межведомственные документы [3]. Анализ судебной ситуации в Российской Федерации по линии противодействия экстремизму свидетельствует о ее значительном осложнении. За последние пять лет число протестов, несанкционированных митингов, пикетирования и шествий значительно возросло. Активная активность международных экстремистских организаций, сект и молодежных неформальных объединений радикальной ориентации. Статистика транслирует «ужасные» цифры. Если в начале 2000-х годов было зарегистрировано 130 актов террористического характера, то в 2010 году более 650 преступлений этой категории, то к 2015 году их было около 1000. В Российской Федерации религиозный фундаментализм часто становится инструментом негативного воздействия на нарушение территориальной целостности страны и основы ее конституционного строя. Дело в том, что в настоящее время религиозный фундаментализм (вернее, экстремизм как одна из его экстремальных форм), приобретающий все большие масштабы распространения, устанавливает свои законы и законы различными способами, в том числе и насильственными. В стране наблюдается усиление напряженности, а также экстремистские преступления, совершенные на ее основе. В этой связи эскалация экстремистской угрозы потребовала принятия комплекса адекватных контрмер и создания новой национальной системы противодействия радикальному религиозному фундаментализму [4]. В России существует законодательная основа для формирования правовой основы, определяющей духовные приоритеты и обеспечивающей защиту национальных интересов в сфере духовной жизни российского общества. Законодательство России в целом, регулирующее правоотношения в сфере деятельности религиозных организаций, выступает в качестве целостной системы нормативных актов, содержащих нормы разных.
Список литературы:
1. Геляхова Л.А., Кумышева М.К. Применение огнестрельного оружия при отражении террористических акций как фактор обеспечения безопасности. В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С. 150-152.
2. Кумышева М.К. Некоторые аспекты борьбы с терроризмом в современных условиях Юристъ - Право-ведъ. 2014. № 2 (63). С. 25-28.
3. Геляхова Л.А. Тенденции развития информационного экстремизма в современном обществе. Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 219-220.
4. Толдиев А.Б. О некоторых аспектах оценки деятельности ОВД. В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 164166.
5. Тимчишена Е.А. Формирование культуры межнациональных отношений у студентов вуза // Символ науки. 2017. Т. 2. № 4.
Рецензия
на статью «Противодействие проявлениям религиозного экстремизма и терроризма» Манукян Алинэ Романовны, доцента кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н, полковника полиции
В представленной статье рассмотрена одна из опасных форм проявления терроризма - религиозный экстремизм.
Религиозный экстремизм представляет собой одну из опаснейших форм террора для России, учитывая многонациональность общества. В связи с этим, актуальность избранной темы статьи достаточно обоснована.
Наибольшую опасность для национальной безопасности Российской Федерации, ее культурной, цивили-зационной и социально-политической структуры представляют организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма, а также новые разрушительные религиозные движения. Главные мировые религии - христианство, буддизм, ислам - основаны на толерантности и филантропии, не агрессивны в природе и не обращаются напрямую враждебно к другим конфессиям. Однако существуют религиозные тенденции, которые прямо оправдывают жестокость и насилие.
Автором справедливо подмечено, что на современном этапе развития российского общества именно борьба с экстремистскими преступлениями является одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел России. Об этом свидетельствуют ряд приказов министра внутренних дел Российской Федерации, концепции борьбы с организованными формами преступности, межведомственные комплексные программы и другие ведомственные правила, а также межведомственные документы.
Законодательство России в целом, регулирующее правоотношения в сфере деятельности религиозных организаций, выступает в качестве целостной системы нормативных актов, содержащих нормы разных.
В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции Геляхова Л.А.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 72,31%