Научная статья на тему 'Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения у сотрудников полиции'

Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения у сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1738
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / КСЕНОФОБИЯ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / TOLERANCE / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION / XENOPHOBIA / INTOLERANCE / RELIGION / RELIGIOUS CULTURE / NATIONAL STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горохова Виолетта Венидиктовна

В статье рассматриваются основные проблемы формированиия толерантного поведения и культуры межнационального общения у сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of tolerant behavior and culture of interethnic communication from officers

The article examines the main problems in the formation of tolerant behavior and culture of interethnic communication from officers.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения у сотрудников полиции»

УДК 36 ББК 74

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

ВИОЛЕТТА ВЕНИДИКТОВНА ГОРОХОВА,

доцент кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат исторических наук Научная специальность 07.00.02 - отечественная история

E-mail: vetta72@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы формированиия толерантного поведения и культуры межнационального общения у сотрудников полиции.

Ключевые слова: толерантность, культура межнационального общения, ксенофобия, интолерантность, религия, религиозная культура, национальные стереотипы.

Annotation. The article examines the main problems in the formation of tolerant behavior and culture of interethnic communication from officers.

Keywords: tolerance, culture of interethnic communication, xenophobia, intolerance, religion, religious culture, national stereotypes.

В Российской Федерации, с учетом изменения национальной и религиозной ситуации одной из первоочередных задач обозначены «мероприятия по формированию у молодого поколения общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны» [3], которые заключаются «в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России».

При формировании толерантости и культуры межнационального общения у сотрудника полиции необходимо помнить о том, что, фундаментом должно быть уважение Конституции Российской Федерации [2]. В соответствии со ст. 3 п. 1. Конституции Российской Федерации все граждане России обладают равными конституционными правами. В ст. 3 п. 1 Конституции РФ указывается на многонациональный характер российского народа, ст. 5. п. 3 указывает на равноправие народов Российской Федерации, ст. 6. п. 2 говорит о равенстве прав и обязанностей каждого гражданина Российской Федерации, в с. 13 п. 5 содержится запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Федеральный Закон «О полиции» [4], показывает важность для полицейского соблюдения « принципа уважения к национальным обычаям и традициям

граждан, на необходимость учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» (гл. 3, ст. 7).

Однако несмотря на действующие в России конституционные запреты, в ряде регионов растет социальная напряженность, которая проявляется в ксенофобии, ненависти и вражде, национальной и религиозной нетерпимости и становится острейшей проблемой, угрожающей основам российского государства. Исходя из выше перечисленного, при подготовке сотрудников полиции, важнейшей задачей является формирование навыков толерантного поведения и культуры межнационального общения.

Взаимодействие сотрудников полиции с гражданами, в ситуациях связанных с осуществлением прав на свободу вероисповедания или этнического самоопределения, всегда находится под пристальным вниманием СМИ. Представители СМИ не всегда способствуют нейтрализации конфликта, так как силу своих профессиональных интересов к рейтингу информации, способны придать национальную и религиозную окраску событиям, склонны усилить или умножить значимость этнического или конфессионального фактора в ситуациях, спокойно решаемых на основании гражданского или административного права. Данное обстоятельство требует формирования навыков - толерантного взаи-

модействия и умения переводить конфликтные ситуации (или ситуации, потенциально чреватые конфликтом) в правовое поле [8, с. 14].

От полицейского требуется, всегда соблюдать положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 2): Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете [1]. Сотрудник полиции должен действовать, «не допуская дискриминации, унижения человеческого достоинства граждан» и одновременно понимать, важность грамотности его действий и поведения, от которых зависит нейтрализация потенциального конфликта, и общая гармонизация жизненной среды. Особенно важно компетентное поведение для рядового и сержантского состава полиции, поскольку именно они ежедневно и ежечасно контактируют с гражданами. При этом в каждом конкретном регионе и республике ситуация отличается своими особенностями, что требует от сотрудника полиции учета специфики. Необходимо учитывать важнейшую тенденцию в современном мире последних лет, что усиление этнического самосознания народов приводит к усугублению различий между этносами, населяющими Россию. Поэтому важно строить межэтническую коммуникацию с учетом знаний национальных и религиозных, культурных особенностей народов, поиске общих и характерных черт национального менталитета [3].

Термин «толерантность» применяется в тех ситуациях, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличный от привычного, вызывает опасения. Толерантность подразумевает возможность подвергать наказанию, но сознательно не делать этого. Данный термин применяется к ненасильственному поведению и употребляется в вопросах религии1, культуры. В большинстве культур термин «толерантность» является синонимом «терпимости»: лат. - Ю1егапйа - терпение. В русском языке аналогом слова «толерантность» является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру и т.п. На сегодняшний день понятие толерантности как важнейшего качества психологически зрелой личности ставит необходимой задачу ее активного формирования и развития. Термин интолерантность (нетерпимость) используется для описания ситуаций проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека, нагнетания социальной нестабильности, стремления к

жесткому единообразию. В российском сознании не существует единства понимания термина, определения границ толерантности; при этом понимаются толерантные отношения и установки; толерантность как свойство личности, навыки толерантного поведения; толерантность - ценность прав человека(гражданско - правовая позиция). При формировании основ толерантности и культуры межнационального общения у сотрудников полиции важно знакомить с основными понятиями религии и особенностями других национальных культур. Изучение мировых религий и других культурных традиций способствует повышению уровня знаний, росту уважения к своей истории, культуре и традициям. Знание ключевых особенностей религии (прежде всего правовых и нравственных) необходимо, так как правовое сознание и общественная мораль формируются через восприятие населением права и закона в свете культуры, вероучений, идеологий, традиций, обычаев. При изложении основ знаний о религиозных и культурно - национальных традициях, необходимо руководствоваться положительным опытом; помочь разрушить сложившиеся стереотипы по вопросам религии, религиозных традиций и воспитания, это оказывает важнейшее значение в формировании толерантности [5, с. 253]. Толерантность в религиозной сфере (в сфере свободы совести и вероисповедания) -это уважение права другого лица на собственный мировоззренческий и религиозный выбор. Уважение не самой по себе религии или иной мировоззренческой системы, а права другого человека выбрать свою собственную точку зрения. Существует понятие противоположное толерантности. Это греческое слово «ксенофобия», где «ксено» означает «чужой», а «фобия» страх. Исследователи выделяют несколько видов ксенофобии: расовые и этнические фобии (этнофобии); религиозные; фобии по отношению к группам, отличающимися культурными, физическими, возрастными признаками.

Историческая обусловленность страхов, базируется на том, что выжить замкнутые группы могли только не общаясь с чужими, которые воспринимались как недруги, представляющие опасность. Одной из базовых особенностей человеческой природы и центральный механизм ксенофобии - разделение человеком мира на Мы и Они. Одним из компонентов ксенофобии - поведенческий, характеризуется идентичностью с себе подобными, своими ли признаваемыми, приводит к объединению, тождественности, общности, а с Другими - Чужими - к отделению, противопоставлению, конфронтации. Опасность ксенофобии заключается в том, что может послужить основой для формирования фашизма, шовинизма (шовинизм - крайняя, опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании своей нации).

При подготовке сотрудников полиции необходимо формировать правильное понимание национальной гордости. Национальная гордость - это патриотическое чувство любви к своей Родине и народу, осознание

принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка, религии [6, с. 51]. В отличие от национализма, как идеологии, в основе которой лежит идея превосходства одних над другими. Для национализма характерна проповедь исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к другим нациям и народностям.

Для психологии человека свойственно испытывать симпатию ко всему тому, что на него похоже, что кажется «своим», и наоборот, испытывать антипатию, отторжение от всего того, что кажется чужим, незнакомым. Мы не говорим о тех случаях, когда ненависть сознательно и целенаправленно культивируются, речь идет только о зарождении неприязни к «чужим» на уровне массового сознания. Но всякую болезнь проще предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика этих явлений, важнее, чем карательные меры. В обществе существуют стойкие негативные стереотипы относительно различных религий и национальностей. Национальные стереотипы - это особый вид социальных стереотипов, представляют собой стандартизированные, устойчивые ценностно и эмоционально окрашенные представления людей, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности, под воздействием культуры и языка [6, с. 82]. Всякие стереотипы рождаются от незнания и непонимания. Стереотипы закрепляются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования в сознании людей тех или иных явлений или событий, многократного их воспроизводства в памяти. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия по принципу: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим» [8, с. 82]. Содержание этностереотипа часто зависит от психологических характеристик носителя, также от уровня его развития, интеллекта, образования, воспитания. Часто враждебность к национальным меньшинствам может быть связана с проявлением внутреннего невротизма человека, который проецирует свое внутреннее беспокойство вовне, на представителей других этнических общностей. Стереотипы выступают свидетельством о чувстве вражды или дружбы, а не являются объективным отражением характеристик того или иного народа. В процессе подготовки сотрудника полиции важно формировать положительные стереотипы по отношению к представителям других культур, так как возникающая при этом стереотипиза-ция может создать неблагоприятную атмосферу с националистической окраской. Нельзя народы делить на добрые и злые и предписывать им различные ярлыки. Расул Гамзатов говорил, что в мире всего две нации: хорошие люди и плохие люди, а добро и зло носит общечеловеческий характер.

Поэтому самым эффективным способом воспитания толерантности в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений является образование и просвещение, систематическое информирование,

знакомство с основами религиозной культуры и истории. При изучении религиозной культуры и истории необходимо делать акцент именно на том общем, что соединяет людей. Все мировые религии поддерживают базовые духовные и общечеловеческие ценности, но тем не менее, религия как наиболее массовая идеология в каждую историческую эпоху с большей или меньшей активностью использовалась и используется различными социально - политическими силами, в том числе экстремистской направленности, для реализации своих целей, весьма далеко выходящих за рамки религиозных [5, с. 254].

Как терпимость к культурным, этническим, религиозным, признание возможности равноправного существования другого толерантность является разновидностью отношений человека к человеку или общности людей, и потому это категория этики [9, с. 25]. В тех случаях когда речь идет о религиозной вере, социальных и культурных ценностях, необходимо признать, что бывает крайне сложно найти, методы оценки, с помощью которых, можно оценить какая из принятых моделей является наилучшей. По мнению ряда исследователей, толерантность, - это исключение претензии на единоличное обладание истиной, это признание за другим права на свободное существование и самовыражение. К показателям сформирован-ности толерантности и культуры межнационального общения у сотрудника полиции относят: способность анализировать необходимую этнокультурную информацию; наличие индивидуально-творческого стиля общения; осознанность и принятие собственной этнической принадлежности; ценностным отношением к другому, наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной;

В заключении необходимо отметить, что основным компонентом профессионального поведения полицейского является строгое соблюдение принципа равенства граждан перед законом вне зависимости от их этнической, конфессиональной принадлежности, иных особенностей. При возникновении конфликтных ситуаций, в которых граждане демонстрируют этническую или конфессиональную сплоченность, в первую очередь, необходимо действовать, исходя из норм административного, гражданского или уголовного права, при этом демонстрируя навыки сформированного толерантного поведения и культуры межнационального общения.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

3. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».URL:.//htt://www/consultant.ru.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О полиции».

5. Горохова В.В. Проблема религиозной безопасности в современной России // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 8.

6. Этнопсихологические особенности в деятельности органов внутренних дел: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2007.

7. Щеглов А.В., Горохова В.В. Религиоведение: Курс лекций. М.: Московский университет МВД России, 2013.

8. Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения: Учебное пособие / В.А. Дмитриев, В.А. Кузнецов, С.М. Оленников, Л.В. Никифорова. СПб., 2011.

9. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

References

1. The universal Declaration of human rights (adopted by the UN General Assembly on 10 December 1948).

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993).

3. The decree of the President of the Russian Federation of 19 December 2012 № 1666 «On the strategy of state

national policy of the Russian Federation for the period till 2025».URL:.//htt://www/consultant.EN.

4. Federal law of February 7, 2011 № 3-FZ (as amended on July 21, 2014) «On police».

5. Gorokhova V.V. Problem of religious security in modern Russia // Vestnik of Moscow University of the Ministry of internal Affairs. 2013. No. 8.

6. Ethno-psychological features of activity of internal Affairs bodies: Monograph. M.: Moscow University of the MIA of Russia, 2007.

7. Shcheglov V.A., Gorokhova V.V Religious studies: a Course of lectures. M.: Moscow University of the MIA of Russia, 2013.

8. St. Petersburg police. Fundamentals of tolerant behavior: a manual / V. A. Dmitriev, V A. Kuznetsov, S.M. of deer farms, L.V. Nikiforov. SPb., 2011.

9. Professional ethics and office etiquette: a Textbook for University students studying in the field of «Jurisprudence», «law Enforcement». M.: UNITY-DANA, law and the Law, 2015.

1 Религия (от лат. religare - буквально «восстановление связи», от лат. religio - «святыня», набожность, благочестие). -одна из форм общественного сознания, особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и предписаний, объединение людей в организации.

УДК 36 ББК 74

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ

ВУЗОВ МВД РОССИИ

ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ КУШНАРЕНКО,

профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент Научная специальность 09.00.11 - социальная философия E-mail: kushnarenko_igor@list.ru; АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЭРДНИЕВ, начальник курса Международно-правового факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

E-mail: konfuci@inbox.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В работе ставится проблема разрешения противоречия между гуманистическим характером профессионально-этических требований к сотруднику органов внутренних дел России и антагонистическим содержанием радикально-либеральной модели реформирования российского общества и государства. Рассматривается роль служебного коллектива в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.