Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ИХ СТАНОВЛЕНИИ КАК ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ИХ СТАНОВЛЕНИИ КАК ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
982
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Конурбаев Тууганбай Абдырахманович, Сагынбаев Эмиль Кадырбекович

Актуальность данного исследовательского вопроса заключается в том, что основным институтом воспитания в современном обществе является семья. Для маленького ребенка семья - это весь мир, в котором он развивается, именно в семье закладывается фундамент личности ребенка, в семье он получает свой первый жизненный опыт, свое первое открытие. В последние годы большое внимание уделяется воле, в связи с общим возрождением интереса к специфическим конкретным человеческим и гуманитарным проблемам психологии. Поэтому обычно возникает задача изучения формирования волевых характеристик детей и развития индивидуального поведения ребенка. В данной работе исследуется формирование волевых качеств у детей. Цель исследования - теоретически продемонстрировать педагогические формы и методы формирования волевых качеств у ребенка в процессе семейного воспитания. Предметом исследования выступили педагогические формы, влияние семейных ценностей и методы формирования эмоционально-волевых качеств детей. Рассмотрение семейных отношений как элемента эмоционального благополучия ребенка определяется современными условиями семейного воспитания. Важнейшей особенностью семейного воспитания является его стиль. Семейный стиль воспитания - это соответствующие установки и родительское поведение, которые не связаны конкретно с данным ребенком, но обычно подчеркивают поведение взрослых по отношению к детям вообще. Задача данной работы выяснить как стили семейного воспитания влияют на эмоциональную и волевую сферу детей. В заключение, в исследовании делается вывод о том, что стиль семейного воспитания является одним из ключевых факторов развития эмоциональной и волевой сферы детей и их развития как личности. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в работе педагогов-психологов, в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY EDUCATION STYLE EFFECT ON THE EMOTIONAL-VOLITIONAL QUALITIES OF CHILDREN IN THEIR FORMATION AS A PERSONALITY

The relevance of this research question lies in the fact that the main institution of education in modern society is the family. For a small child, the family is the whole world in which he develops, it is in the family that the foundation of the child’s personality is laid, in the family he receives his first life experience, his first discovery. In recent years, much attention has been paid to the will, in connection with the general revival of interest in the specific human and humanitarian problems of psychology. Therefore, the task usually arises of studying the formation of children’s volitional characteristics and the development of the child’s individual behavior. This paper investigates the formation of volitional qualities in children. The purpose of the study is to theoretically demonstrate the pedagogical forms and methods for the formation of volitional qualities in a child in the process of family education. The subject of the study was pedagogical forms, the influence of family values and methods for the formation of children’s emotional and volitional qualities. Consideration of family relations as an element of a child’s emotional well-being is determined by modern conditions of family education. The most important feature of family education is its style. Family parenting style is appropriate attitudes and parental behavior that is not specifically related to a given child, but usually emphasizes the behavior of adults towards children in general. The purpose of this work is to find out how the styles of family education affect the emotional and volitional sphere of children. In conclusion, the study concludes that the style of family education is one of the key factors in the development of the emotional and volitional spheres of children and their development as a person. The results obtained in the study can be used in the work of educational psychologists, in psychological practice with individual counseling of parents.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ИХ СТАНОВЛЕНИИ КАК ЛИЧНОСТИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 159.9:37.015.3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/37

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ИХ СТАНОВЛЕНИИ КАК ЛИЧНОСТИ

©Конурбаев Т. А., канд. психол. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, с. Тегене, Кыргызстан, [email protected] ©Сагынбаев Э. К., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

THE FAMILY EDUCATION STYLE EFFECT ON THE EMOTIONAL-VOLITIONAL QUALITIES OF CHILDREN IN THEIR FORMATION AS A PERSONALITY

©Konurbaev T., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Tegene, Kyrgyzstan, [email protected] ©Sagynbaev E., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Актуальность данного исследовательского вопроса заключается в том, что основным институтом воспитания в современном обществе является семья. Для маленького ребенка семья — это весь мир, в котором он развивается, именно в семье закладывается фундамент личности ребенка, в семье он получает свой первый жизненный опыт, свое первое открытие. В последние годы большое внимание уделяется воле, в связи с общим возрождением интереса к специфическим конкретным человеческим и гуманитарным проблемам психологии. Поэтому обычно возникает задача изучения формирования волевых характеристик детей и развития индивидуального поведения ребенка. В данной работе исследуется формирование волевых качеств у детей. Цель исследования — теоретически продемонстрировать педагогические формы и методы формирования волевых качеств у ребенка в процессе семейного воспитания. Предметом исследования выступили педагогические формы, влияние семейных ценностей и методы формирования эмоционально-волевых качеств детей. Рассмотрение семейных отношений как элемента эмоционального благополучия ребенка определяется современными условиями семейного воспитания. Важнейшей особенностью семейного воспитания является его стиль. Семейный стиль воспитания — это соответствующие установки и родительское поведение, которые не связаны конкретно с данным ребенком, но обычно подчеркивают поведение взрослых по отношению к детям вообще. Задача данной работы выяснить как стили семейного воспитания влияют на эмоциональную и волевую сферу детей. В заключение, в исследовании делается вывод о том, что стиль семейного воспитания является одним из ключевых факторов развития эмоциональной и волевой сферы детей и их развития как личности. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в работе педагогов-психологов, в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей.

Abstract. The relevance of this research question lies in the fact that the main institution of education in modern society is the family. For a small child, the family is the whole world in which he develops, it is in the family that the foundation of the child's personality is laid, in the family he receives his first life experience, his first discovery. In recent years, much attention has been paid to the will, in connection with the general revival of interest in the specific human and humanitarian problems of psychology. Therefore, the task usually arises of studying the formation of children's volitional characteristics and the development of the child's individual behavior. This paper

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75

investigates the formation of volitional qualities in children. The purpose of the study is to theoretically demonstrate the pedagogical forms and methods for the formation of volitional qualities in a child in the process of family education. The subject of the study was pedagogical forms, the influence of family values and methods for the formation of children's emotional and volitional qualities. Consideration of family relations as an element of a child's emotional well-being is determined by modern conditions of family education. The most important feature of family education is its style. Family parenting style is appropriate attitudes and parental behavior that is not specifically related to a given child, but usually emphasizes the behavior of adults towards children in general. The purpose of this work is to find out how the styles of family education affect the emotional and volitional sphere of children. In conclusion, the study concludes that the style of family education is one of the key factors in the development of the emotional and volitional spheres of children and their development as a person. The results obtained in the study can be used in the work of educational psychologists, in psychological practice with individual counseling of parents.

Ключевые слова: семья, дети, семейные ценности, семейное воспитание.

Keywords: family, children, family values, family education.

Общеизвестным считается, что сила воли связана с мотивацией и дисциплиной и очень важно формировать у детей силу воли с раннего возраста. Ведь именно сила воли позволяет людям контролировать свои импульсы и принимать правильные решения. Казалось бы, что сила воли может быть врожденной, но на самом деле это не так. Сила воли — это ценность, которой надо учить уже с раннего детства. Поэтому очень важно, чтобы родители были хорошим примером для своих детей. Они должны быть рядом, чтобы отвечать на вопросы своих детей и показывать им альтернативные пути решения проблем.

В психолого-педагогической литературе в последние годы все больше внимания уделяется проблемам семьи и их влиянию на развитие эмоционально-волевых качеств ребенка. Семья представляет собой сложную систему взаимоотношений родителей и детей. В совокупности эти отношения формируют микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие всех ее членов, парадигма которого используется для измерения остального мира и своего места в нем. Этот опыт определяет и формирует у ребенка эмоциональный круг, некоторые модели поведения с другими людьми. В силу своих особенностей семья как малая группа создает условия для выражения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощутить свою принадлежность к обществу, укрепляют в нем чувство защищенности и покоя, формируют желание помочь и поддерживать других людей.

Данной проблематикой занимались ранее. Большой вклад в изучение семейных отношений, стиля детско-родительских отношений внесли отечественные и зарубежные исследователи [3]. Поскольку вопросы воли и эмоционально-волевого поведения изучены недостаточно, возникает острая необходимость в расширении теоретической базы рассматриваемого вопроса. Перспективным направлением видится изучение произвольных аспектов личности в различных общественных науках - педагогике, социологии, психологии, политике, юриспруденции, философии и сферы человеческой деятельности - государственная и военная служба искусство, спорт, бизнес.

В исследовании использовались следующие теоретические методы: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме. Принятие решения

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75

не всегда совпадает с желанием. Вот когда в дело вступает сила воли. Действительно, когда мы пытаемся сделать что-то новое, сложное или бросающее вызов, что именно работает в пользу или сдерживает нас? Конечно же сила воли или ее отсутствие. В зависимости от того, кого вы спросите, да и в значительной степени, большинство людей согласятся, что сила воли — это единственное, что помогает им выполнять самые трудные задачи, особенно если задача требует волевых усилий.

Я. Л. Коломенский определяет волю как способность человека работать для достижения сознательно определенной цели по своему желанию, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий как сознательная регуляция своего поведения (деятельности и общения) [1, с. 270-280].

Прежде чем понять, как сила воли помогает детям, важно знать ее основные преимущества. Сила воли — это способность человека держаться подальше от негативных чувств и мыслей, а также пресекать нежелательные желания для достижения цели и получения какой-либо выгоды. Сила воли заключается в решимости, дисциплине, интуиции и самоконтроле людей, чтобы избегать мыслей, которые тянут их вниз и их сильные стороны. Независимо от того, стар человек или молод, сила воли — это то, что поможет людям достичь большего в жизни. Сила воли — это нечто большее, чем кажется на первый взгляд, и, зная, как работает сила воли, дети могут использовать силу воли в своих интересах как в личной, так и в профессиональной сфере. Сила воли заключается не только в том, чтобы говорить «нет» вещам, которые неправильны. Это также касается выполнения обязанностей, даже если они непростые.

Как воспитать в детях силу воли?

Начнем с того, какую роль в истории занимала семья в воспитании ребенка, какие существуют взгляды ученых на данный вопрос. Огромная роль принадлежит семье в формировании основ мировоззрения, в преодолении нравственных установок, в определении отношения к людям, их поступкам и поступкам. Главной особенностью семейного воспитания является то, что оно эмоционально по своему содержанию и включает в себя родительскую любовь к детям и взаимное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, состояние безмятежности в домашней обстановке мотивирует ребенка на приучение к правилам, поведению, установкам и желаниям, сложившимся в семье. Семейная среда, когда каждый родитель и член семьи понимает свою ответственность за воспитание детей [2]. Развитие детского эмоционально-волевого качества напрямую зависит от отношения родителей к детям. На модель родительских отношений влияют социокультурные отношения, семейные традиции, биологические и психологические особенности ребенка, ранний контакт ребенка с матерью, взаимодействие взрослых в семье, личностные особенности родителей.

Вот несколько советов, как научить ребенка развивать силу воли: иметь критерии, чтобы выбирать, что правильно, и избегать того, что неправильно, — одна из самых трудных вещей, которым мы должны научить наших детей. Это сложно, но возможно. И важным аспектом семейной жизни является именно формирование у детей эмоционально-волевых качеств: самоконтроля, ответственности, инициативы. К основным способам улучшить силу воли вашего ребенка относится: отношение и вера в себя; позитив и настроение; правильное питание; много сна; внутренняя и внешняя среда; влияние родителей и друзей; мотивация; распорядок дня и привычки; целеустремленность; планирование.

Установление и соблюдение четких приоритетов имеют основополагающее значение для нашей жизни и жизни наших детей. Когда дети еще очень маленькие, мы практически

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75

все решаем за них, но когда они вырастают, начинают делать выбор сами. Жизнь состоит из одного решения за другим, поэтому очень важно, чтобы наши дети научились различать, что важно, а что нет. Мы хотим, чтобы они легко отличали желание от потребностей, понимали свои обязанности. Это может проявляться даже в самых незначительных мелочах, таких как, к примеру отказ от сладкого, интересной игрушки или усиленные занятия спортом, музыкой и т. д. Ведь чем раньше ребенок научится расставлять приоритеты, тем упорядоченными будут его жизнь и принципы.

Что касается планирования, то формирование привычки к планированию дополняет все вышеперечисленные моменты. Расстановка приоритетов заключается в том, чтобы делать некоторые вещи в правильном распорядке, то есть в нужное время, начинать сначала с самых необходимых, несмотря на их нудность, дел, а не с интересных на тот момент, и иметь на то достаточное терпение. И вообще, мы знаем, что составление расписания и планирование являются основными инструментами функционирования общества и жизни каждого человека. Планирование и организация делают нас более ответственными и дают нам контроль над личной жизнью. Нам нужно научиться выполнять задачи для достижения целей, которые мы поставили перед собой.

Несомненно, сила воли приносит свои плоды, но никогда нельзя забывать отмечать и хвалить достижения детей. Удовлетворение от достижения целей невероятное, но если родители также признают и усилия ребенка, то он почувствует себя еще более эмоционально-воодушевленным. Ведь мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, были сильными лидерами и достигали своих целей, не боясь усилий и лени, и, чтобы это стало реальностью, надо постоянно поощрять их. Даже если они ошибаются, утешьте их, посочувствуйте им и помогите им извлечь уроки из их неудач. Не злитесь и не ругайте их чрезмерно — мы все учимся на ошибках!

Далее мы постараемся выделить три аспекта воспитательной функции семьи:

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.

Семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт. Благодаря общению в семье ребенок усваивает модели поведения и моральные ценности, принятые в данном обществе. Именно семья оказывается наиболее эффективным воспитателем, особенно в первые годы жизни ребенка.

2. Систематическое воздействие семьи на протяжении всей жизни ребенка.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, в основе которой лежат определенные ценности. Ребенок быстро осознает в своем поведении, какие слова обрадуют, а какие огорчают его близких. Потом начинает понимать «семейный принцип» — в нашей семье так не делают, в нашей семье делают по-другому. Исходя из неких принципов, семья предъявляет к своим членам требования, которые впоследствии будут иметь особый эффект. Воспитание, которое ребенок получает в первые дни жизни, формируют его в дальнейшем. Семья — это своеобразная школа, в которой каждый «проходит» множество социальных ролей. Появился ребенок, становится сыном, внуком, братом, потом мужем, зятем, отцом, дедушкой. Реализация характера требует определенных способов взаимодействия с окружающими, которые достигаются путем подражания примеру своих близких в семейном коллективе.

3. Постоянное воздействие детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самообразованию.

«Всякий акт обучения основан на самовоспитании педагогов. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но делают это интуитивно с первых дней жизни.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75

Д. Б. Эльконин однажды заметил, но с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир...» [3].

Дети, которые умеют использовать свою силу воли, всегда лучше успевают в учебе, осознают свою важность и ценность, они меньше подвержены стрессу, здоровее, имеют в дальнейшем успешную карьеру, отношения и намного счастливее, чем другие. Сила воли заключается не только в знании того, что правильно и что неправильно, говорить «да» и «нет» в нужное время. Это гораздо больше. Что именно работает в пользу, когда мы пытаемся сделать что-то новое, сложное или бросающее вызов? Сила воли или ее отсутствие. Вот несколько советов, как научить детей силе воли:

Подавать пример

Всегда следуйте за темпом вашего ребенка. Мы никогда не должны ожидать, что наш ребенок будет слушать нас и немедленно следовать нашим инструкциям. Поэтому нам нужно набраться терпения пока ребенок справится с заданием. Если дать ребенку время медленно следовать нашим инструкциям, это придаст ему терпения для обдумывания следующего шага, что очень важно для формирования силы воли. Никто не может развить силу воли за день или два. Необходимы последовательные усилия в течение долгого времени. Родители должны быть последовательны в своих действиях и поведении.

Не поддаваться давлению сверстников

Дети, особенно подростки, склонны и, по всей вероятности, поддаются давлению со стороны сверстников, и в этот момент их сила воли выходит из строя. Для того, чтобы ребенок знал и понимал, чего он хочет в жизни, ему нужно использовать свою силу воли, чтобы избежать давления со стороны сверстников.

Укрепление силы воли

Чтобы ваш ребенок научился силе воли, у него должны быть примеры дома. Поэтому родителям нужно тоже работать над собственной силой воли на всех уровнях и говорить своему ребенку, что от него ожидают того же. Для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он не только живет, но и развивается, делает открытия, учит радоваться и любить. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребенка. Ребенок также получает первый жизненный опыт, делает свои первые открытия именно в семье. То, что ребенок смог приобрести в раннем детстве, откладываются в его памяти и сохраняются на протяжении всей его жизни. Важной особенностью семьи является то, что ребенок находится в нем в течение значительного времени своей жизни.

В зависимости от обстановки в семье, возникает проблема, как действовать, чтобы максимизировать положительное воздействие и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. В связи с этим, необходимо точно определить внутрисемейные и социально-психологические факторы, имеющие значение в формировании эмоционально-волевых качеств. Важнейшей особенностью семейного воспитания является его стиль, т. е. наиболее присущие ему способы отношения к ребенку со стороны родителей, применения определенных средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере речи, взаимодействии родителя и ребенка [4]. Формирование его эмоционально-волевой сферы будет зависеть именно от методов родительского воздействия на ребенка. А. Л. Венгер определяет само понятие воспитания как стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризующийся по степени контроля, заботы, отношения и эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характера управления поведением ребенка со стороны взрослых

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75

(демократично-авторитарное), количества запретов (ограничительно-разрешительных) и

др. [5].

В соответствии с задачей нашего исследования можно сказать, что есть различия не только между семьями, но и между родителями в стиле семейного воспитания детей. Часто отцы, в отличие от матерей, чаще используют авторитарный стиль в семье и в воспитании, проявляющееся в необоснованных требованиях, строгости и отсутствия сотрудничества в воспитании ребенка. Матери же более склонны включать по отношению к детям, особенно в младшем возрасте, либеральный стиль семейного воспитания, который проявляется в мягкости требований, контроля и особой эмоциональной близости ребенка к матери. И часто это различие в отношении к ребенку между матерью и отцом приводит к противостоянию, что порождает выяснение отношений, конфликты отца и матери в плане поощрения, наказания, запретов и т. д. по отношению к детям. Между тревожностью ребенка и уровнем удовлетворенности отношением с ним выявлена значимая связь, то есть чем больше ребенок доволен своим взаимоотношением с родителями, тем меньше у него проявляется тревожность. Существуют тесные корреляционные связи между уровнем конфликтности в семье, по ощущению ребенка, и его эмоциональным фоном. Чем острее ребенком ощущается конфликтная семейная атмосфера, тем больше у него происходит накопление негативных переживаний и эмоций [6].

Есть тесная обратная связь между показателями враждебности в семье (в восприятии ребенка) и выдержкой. Она снижается, если в семье высока враждебность; это мешает ребенку быть терпеливее в деятельности, контролировать свои эмоции, поведение, действовать в затруднительных условиях. Отмечена связь и между преобладающим эмоциональным фоном и такими показателями, как тип эмоциональной сферы. Усиление негативных эмоций ведет к инвертированности и амбивалентности эмоциональной сферы, то есть детьми выражается отторжение позитивных эмоций и двойственность чувств; отрицательные эмоции снижают настойчивость в достижении целей, дети не могут доделать что-то до конца, быстро поддаются нежеланию, разным прихотям. Определена высокая связь между типом эмоциональной сферы и выдержкой ребенка с такими полярными характеристиками взаимодействия родителя с ребенком как мягкость-строгость и автономность-контроль. Мы намеренно хотим здесь обратить внимание на то, что чем больше родители проявляют беспокойство о ребенке, тем ниже будет его эмоциональный фон и выносливость, чем больше родители возвышают ребенка над другими детьми, тем выше становятся его запросы, родители, проявляющие гиперопеку, негативно влияют на развитие таких волевых качеств как выносливость, терпение, старательность. Последовательность во взаимодействии с ребенком способствует благоприятному типу эмоциональной сферы и развитию самостоятельности ребенка.

Результаты нашего исследования и обзор литературы по данной проблеме позволили нам подтвердить гипотезу о том, что стиль воспитания семьи могут влиять на формирование эмоционального-волевой сферы детей, а именно: стиль семейного воспитания, где есть правильный пример для подражания и авторитет родителей воспитывает в ребенке выносливость, решительность, самостоятельность, в то время как стиль семейного воспитания, где есть гиперопека или вседозволенность увеличивает амбивалентность в выражении эмоций, что приводит к слабоволию, эгоизму и стремлению жить на всем готовом. Но и быть слишком строгими тоже нельзя, так как это может привести к неприятию или бунту со стороны ребенка. Надо как можно раньше объяснять детям, что обладание силой воли дает такие преимущества, которые помогут им в учебе, профессии и личной

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75

жизни. Наконец, ребенок должен запомнить, что это самый важный инструмент, который они могут использовать в достижении уважения и славы в будущем.

Список литературы:

1. Коломинский Я. Л. Развитие волевой сферы ребенка // Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2004. С. 270-280.

2. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 91 с.

3. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.

4. Bakir A., Rose G. M., Shoham A. Family communication patterns: Mothers' and fathers' communication style and children's perceived influence in family decision making // Journal of International Consumer Marketing. 2006. V. 19. №2. С. 75-95. https://doi .org/10.1300/J046v19n02_05

5. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. 144 с.

6. Фромм А. Азбука для родителей. Л. Лениздат, 1991. 319 с.

References:

1. Kolominskii, Ya. L. (2004). Razvitie volevoi sfery rebenka. Psikhicheskoe razvitie detei v norme i patalogii: psikhologicheskaya diagnostika, profilaktika i korrektsiya, St. Petersburg. (in Russian).

2. Markovskaya, I. M. (2007). Psikhologiya detsko-roditel'skikh otnoshenii. Chelyabinsk. (in Russian).

3. Elkonin, B. D. (1994). Vvedenie v psikhologiyu razvitiya (v traditsii kul'turno-istoricheskoi teorii L. S. Vygotskogo). Moscow. (in Russian).

4. Bakir, A., Rose, G. M., & Shoham, A. (2006). Family communication patterns: Mothers' and fathers' communication style and children's perceived influence in family decision making. Journal of International Consumer Marketing, 19(2), 75-95. https://doi .org/10.1300/J046v19n02_05

5. Venger, L. A. (1988). Vospitanie sensornoi kul'tury rebenka. Moscow. (in Russian).

6. Fromm, A. (1991). Azbuka dlya roditelei. Leningrad. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 24.01.2022 г. 27.01.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Конурбаев Т. А., Сагынбаев Э. К. Влияние стиля семейного воспитания на эмоционально-волевые качества детей в их становлении как личности // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №2. С. 274-280. https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/37

Cite as (APA):

Konurbaev, T., & Sagynbaev, E. (2022). The Family Education Style Effect on the Emotional-Volitional Qualities of Children in Their Formation as a Personality. Bulletin of Science and Practice, 8(2), 274-280. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.