Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1654
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Дмитрий Викторович

Статья посвящена исследованию социально-психологических факторов девиантного поведения подростков. Рассмотрены психологические особенности подросткового возраста, феноменология девиантного поведения, виды девиантного поведение. Особое внимание уделяется рассмотрению факторов формирования девиантного поведения несовершеннолетних. Авторы отмечают недостаток научных знаний о факторах девиантного поведения подростков. Выявление и учет таких факторов позволят индивидуализировать процесс психопрофилактической и коррекционной деятельности психолога. Описана проведенная экспериментальная работа по изучению социально-психологических причин девиантного поведения несовершеннолетних: дана характеристика выборки, психодиагностических методик и диагностируемых показателей. Представлен анализ результатов исследования. Результаты исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с девиантными подростками. Исследование позволило определить влияние социально-психологических детерминант на формирование девиантного поведения подростков: личностных и характерологических особенностей, акцентуаций характера, особенностей самооценки подростка, типов семейного воспитания и особенностей родительского отношения. Выделение социально-психологических детерминант девиантного поведения подростков позволит в дальнейшем разрабатывать программы психологической профилактики девиантного поведения подростков с учетом их характерологических особенностей, особенностей семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The article is devoted to the study of social-psychological factors of deviant behavior in adolescents. The psychological characteristics of adolescence, the phenomenology of deviant behavior, types of deviant behavior are considered. Particular attention is paid to the consideration of the factors of the formation of deviant behavior of minors. The authors note the lack of scientific knowledge about this. Identifying and taking into account such factors will make it possible to individualize the process of psychoprophylactic and corrective activities of a psychologist. Experimental work on the study of the socio-psychological reasons for the deviant behavior of minors is described. The analysis of the research results is presented. The study made it possible to determine the influence of socio-psychological determinants on the formation of deviant behavior in adolescents: personal and characterological characteristics, character accentuations, peculiarities of adolescent self-esteem, types of family upbringing, characteristics of parental attitudes. All this will allow in the future to develop programs of psychological prevention of deviant behavior in adolescents, taking into account their characteristics and family upbringing.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

УДК 159.9.07 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/38

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

©ИвановД. В., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-код: 6942-6881, канд. психол. наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, avatary@yandex.ru

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

©IvanovD., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-code: 6942-6881, Ph.D., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, avatary@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию социально-психологических факторов девиантного поведения подростков. Рассмотрены психологические особенности подросткового возраста, феноменология девиантного поведения, виды девиантного поведение. Особое внимание уделяется рассмотрению факторов формирования девиантного поведения несовершеннолетних. Авторы отмечают недостаток научных знаний о факторах девиантного поведения подростков. Выявление и учет таких факторов позволят индивидуализировать процесс психопрофилактической и коррекционной деятельности психолога. Описана проведенная экспериментальная работа по изучению социально-психологических причин девиантного поведения несовершеннолетних: дана характеристика выборки, психодиагностических методик и диагностируемых показателей. Представлен анализ результатов исследования. Результаты исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с девиантными подростками. Исследование позволило определить влияние социально-психологических детерминант на формирование девиантного поведения подростков: личностных и характерологических особенностей, акцентуаций характера, особенностей самооценки подростка, типов семейного воспитания и особенностей родительского отношения. Выделение социально-психологических детерминант девиантного поведения подростков позволит в дальнейшем разрабатывать программы психологической профилактики девиантного поведения подростков с учетом их характерологических особенностей, особенностей семейного воспитания.

Abstract. The article is devoted to the study of social-psychological factors of deviant behavior in adolescents. The psychological characteristics of adolescence, the phenomenology of deviant behavior, types of deviant behavior are considered. Particular attention is paid to the consideration of the factors of the formation of deviant behavior of minors. The authors note the lack of scientific knowledge about this. Identifying and taking into account such factors will make it possible to individualize the process of psychoprophylactic and corrective activities of a psychologist. Experimental work on the study of the socio-psychological reasons for the deviant behavior of minors is described. The analysis of the research results is presented. The study made it possible to determine the influence of socio-psychological determinants on the formation of deviant behavior in adolescents: personal and characterological characteristics, character accentuations, peculiarities of adolescent self-esteem, types of family upbringing, characteristics of parental

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

attitudes. All this will allow in the future to develop programs of psychological prevention of deviant behavior in adolescents, taking into account their characteristics and family upbringing.

Ключевые слова: подросток, девиантное поведение, детерминанты, личностные особенности, семейное воспитание, родительское отношение.

Keywords: adolescent, deviant behavior, determinants, personality traits, family upbringing, parenting attitude.

Подростковый возраст — это кризисный период в развитии личности. Его причиной является неоднозначное протекание процесса взросления и полового созревания. В подростковом возрасте продолжается интенсивное физическое развитие и половое созревание. Дискуссия о длительности и неизбежности возрастного кризиса у подростков ведется по сей день [1]. Несмотря на различия в периодизациях возрастного развития у исследователей, большинство сходится во мнении, что наиболее сложным является период 13-15 лет [2].

Характерными чертами подросткового периода являются:

-резкие поведенческие изменения (проявления агрессивности и негативизма, противопоставлении себя взрослым, упрямство);

-противоречия стремлений;

-стремление как можно скорее освободиться из-под контроля и опеки родителей (реакция эмансипации).

Помимо этого, у подростков ярко проявляется реакция группирования со сверстниками. Ровесник становится более значимым партнером в общении, нежели взрослый, соответственно возрастает ценность взаимоотношений со сверстниками.

Так как подростковый возраст принято считать переходным периодом между детством и взрослостью, его центральным новообразованием называется внутреннее чувство взрослости, потребность подростка в отношении к нему как к взрослому человеку [3].

В подростковом периоде происходит формирование круга интересов, которые становятся у подростка системообразующими его ценностных ориентаций. Яркой чертой подросткового возраста называют нестабильность личности, проявляющуюся в реакциях аффекта, подверженности смене настроений, поведенческой противоречивости и неустойчивости, приверженности к крайностям. Подростки сильно подвержены воздействию со стороны внешних раздражителей, что может привести к возникновению затруднений в социальном взаимодействии. Это может проявляться через делинквентное поведение, употребление психоактивных веществ, суицидальное поведение.

Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте изучена в науке и практике достаточно широко, составлены типологии различных видов девиантного поведения, исследовано влияние семьи и отрицательных семейных условий, глубоко и всесторонне проанализированы наследственно-биологические факторы и личностные характеристики девиантных подростков.

Для подросткового и юношеского возраста характерно совершение противоправных поступков в группе. Изучение психологических причин девиантного поведения личности подростков в группах сверстников с асоциальной направленностью представляет собой острую насущную проблему и заинтересовало нас своей недостаточной изученностью и актуальностью.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

Самосознание, являясь одним из главных личностных новообразований, значительно влияет на развитие психики подростка. В период взросления происходит бурное развитие самосознания, ребенок начинает ориентироваться на оценку самого себя. По сравнению с младшим школьным возрастом, когда ребенок в оценке собственной деятельности и личности принимает как эталон мнение педагога, подросток хочет иметь собственное мнение и сам непосредственно оценивать собственную деятельность и свои личные качества [4]. Самосознание подростка проявляется через самонаблюдение, самооценивание, стремление самоутверждаться и самосовершенствоваться. Интерес к себе как личности развивается не из любопытства, а из стремления к пониманию правильности своих целей, поступков и жизненных устремлений [5].

При благоприятном развитии эти факторы становятся залогом психологической безопасности личности подростка. Подросток вырабатывает свою систему эталонов, начинает критически оценивать своим действия, рефлексирует, пытается предугадать результат своих поступков. Это способствует переходу от внешней оценки со стороны окружающих к собственной внутренней оценке способностей и поступков. Независимо от этого, для подростка по-прежнему значимой остается внешняя оценка со стороны сверстников.

Стремление быть в обществе, оценки и принятия группой сверстников, развитие рефлексии, формирование самосознания, а также неустойчивость в эмоциональном плане ведут к развитию у подростка необходимости выйти из-под опеки взрослых. Чувство взрослости обостряется и толкает подростка к конфликтам. Подростки прибегают к различным способами демонстрации взрослости и независимости. Неуверенность в себе толкает подростка искать подтверждения собственной ценности и признания такими способами, которые могут не одобряться обществом и даже быть противозаконными. Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, опыта психологической работы с подростками, склонными к употреблению психоактивных веществ, а также на основе предыдущих исследований по данной проблеме, мы предположили, что социально-психологическими факторами девиантного поведения подростков могут являться характерологические особенности подростка, в частности наличие акцентуаций характера, особенности самооценки подростка, а именно, заниженная самооценка, а также особенности семейного воспитания - дисгармоничный стиль семейного воспитания. Целью проведенного исследования являлось изучение влияния социально-психологических детерминант: личностных и характерологических особенностей, семейного воспитания на формирование девиантного поведения подростков. В исследовании решались задачи доработки психодиагностического комплекса, позволяющего выявить факторы девиантного поведения - личностные особенности подростков, их отношение к родительскому воспитанию в семье. Применение психодиагностического комплекса в 2013 году прошло успешно, результаты были опубликованы [6]. Нас интересовало, как по прошествии времени изменилась эффективность тех же психодиагностических методик в выявлении факторов девиантного поведения подростков.

В исследовании приняли участие 35 подростков 12-13 лет. Из них 28 мальчиков и 7 девочек. Девиантность поведения подростков, принявших участие в исследовании, была

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

установлена на основании сведений, полученных от педагогов-психологов МБУ ДО «Центр «Психологическое здоровье и образование» городского округа Самара, проводивших психодиагностические исследования с данными подростками. Педагоги-психологи проводили в течение предшествующего года исследования с использованием следующих методик: 1. Опросник «СОП» (авторы: А. Н. Орел и Ю. А. Клейберг), который определяет склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения; 2. Фрейбургская анкета агрессивности (Ю. А. Клейберг), направленная на диагностику агрессии и агрессивности подростков; 3. Анкета определения склонности к риску (А. Г. Шмелева). Данные методики и метод наблюдения, использованные педагогом-психологом, позволяют выявить такие формы девиантного поведения как, агрессия, саморазрушающее и саморазрушающее поведение и сделать заключение о том, что у подростка присутствуют признаки отклоняющегося поведения.

Экспериментальная часть исследования проводилась в четыре этапа. На первом этапе была проведена беседа с каждым подростком с целью установления контакта и доверительных отношений. В конце беседы подросткам была предложена методика определения самооценки и уровня притязаний Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн в адаптации А. М. Прихожан. На втором этапе подросткам был предложен опросник К. Леонгарда для выявления акцентуаций характера. На третьем этапе родителям подростков был предложен тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина и опросник анализа семейного воспитания (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого. На четвертом этапе обрабатывались и интерпретировались полученные в исследовании данные с использованием методов описательной и математической статистики — критерия ранговой корреляции Спирмена.

Рассмотрим каждую из используемых в исследовании методик.

1. Методика Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. В рамках нашего исследования методика Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн использовалась, прежде всего, в целях изучения уровня и особенностей сформированности самооценки девиантных подростков [7]. 2. Характерологический опросник К. Леонгарда. Тест позволяет выявить акцентуированность характера в подростковом возрасте [7]. 3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина [8]. Тест-опросник родительского отношения ориентирован на выявление родительского отношения к детям. Родительское отношение понимается в тесте-опроснике как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, преобладающих в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков родителями. В рамках нашего исследования тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина позволил выявить особенности родительского отношения к девиантным подросткам. 4. Опросник для родителей «анализ семейного воспитания» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого [9]. В рамках нашего исследования опросник АСВ использовался для диагностики типа семейного воспитания девиантных подростков.

При использовании методики Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн в адаптации А. М. Прихожан было обнаружено, что у большинства подростков низкий уровень самооценки (69%). Подросток с низкой самооценкой остро реагирует на замечания в свой адрес, может быть конформным с группой асоциально настроенных сверстников. Возможно, по этой причине, подростки прибегают к девиантному поведению, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

Примерно для одной десятой группы подростков с девиантным поведением характерен высокий и завышенный уровень самооценки (11%). Завышенная самооценка может отражать безоценочное, эмоционально положительное принятие себя вне зависимости от своих реальных успехов и дел. Завышенная самооценка таким образом, благоприятствуя возникновению конфликтов, может способствовать социальной дезадаптации подростка.

Для 20% девиантных подростков характерна адекватная самооценка. В целом, для девиантных подростков выборки характерна низкая самооценка. Это свидетельствует о том, что для девиантных подростков является характерным комплекс неполноценности, зависимость, несамостоятельность как в оценке внешних ситуаций и людей, так и в оценке себя.

Использование опросника К. Леонгарда показало, что для девиантных подростков наиболее типичны следующие типы акцентуаций характера: застревающий (54%), гипертимный (40%), демонстративный (46%), возбудимый (43%) и циклотимный (37%).

Подростки с застревающим типом акцентуации (54%) склонны остро реагировать на ситуации, когда окружающие люди ставят под сомнение ценность их идей и привязанностей. Подростки с гипертимным типом акцентуации (40%) импульсивны, склонны совершать необдуманные поступки, склонны к легкомысленности и необязательности. Подростки с демонстративным типом акцентуации (46%) эгоистичны, внешне показывая участие, часто на самом деле неискренни в отношениях. При этом они эмоциональны, раскованы и способны увлечь других людей в группе. Подростки с возбудимым типом акцентуации (43%) склонны к гневу, нетерпимы к противоречию со стороны других, безудержны в своих увлечениях. При этом они энергичны, инициативны и добросовестны. Подростки с циклотимным типом акцентуации (37%) имеют постоянную смену настроений, привязанностей и эмоций. При этом они склонны к сочетанию серьезности и романтичности в отношениях.

Рассмотрим особенности родительского отношения и семейного воспитания родителей девиантных подростков нашей выборки. В исследовании приняли участие 27 матерей и два отца.

Сначала рассмотрим результаты диагностики родительских отношений, диагностированных с использованием теста-опросника ОРО А. Я. Варги, В. В. Столина.

Преобладающим родительским отношением является «отвержение» (у 66% ярко выражен отрицательный полис шкалы «принятие - отвержение»). Эти родители воспринимают подростка «плохим», неприспособленным и неудачливым. В основе такого отношения лежит недоверие и неуважение родителей к подростку. Высокий балл по шкале «отношение к неудачам ребенка» (или «маленький неудачник») характерен для 17% опрошенных родителей. В нашей выборке реже всего встречались такие виды детско-родительских отношений, как авторитарная гиперсоциализация, кооперация и симбиоз. Таким образом, преобладающими типами родительского отношения являются отвержение и отношение к подростку как к «маленькому неудачнику».

Рассмотрим результаты исследования стилей семейного воспитания, полученных с помощью опросника АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого. Наиболее высокие показатели получены по таким стилям воспитания как гипопротекция (гипоопека) (49%) и эмоциональное отвержение (23%). Жестокое обращение родителей с детьми выражено в 11% случаев. Результаты диагностики родителей по опроснику АСВ вполне соотносимы с результатами диагностики по опроснику ОРО.

Таким образом, у родителей выявлены разные типы дисгармоничного семейного воспитания, прежде всего, по типу гипопротекция и эмоциональное отвержение. Это

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

свидетельствует о том, что девиантный подросток часто оказывается за пределами внимания родителей, родители мало им интересуются, если случилось что-то серьезное. Не удовлетворены эмоциональные потребности общения девиантного подростка с родителем, родители в целом не стремятся удовлетворять потребности подростка. Неустойчивость стиля воспитания девиантных подростков проявляется также в сфере запретов и санкций. Родители чаще всего не хотят или не могут установить какие-либо рамки в поведении подростка. Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Часто варьирует чрезмерность и минимальность санкций по отношению к подростку, то есть крайняя непоследовательность воспитательного воздействия на подростков с девиантным поведением.

Для установления взаимосвязей между значимыми для исследования показателями, был проведен корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена. Для статистической обработки использовалась компьютерная программа SPSS Statistics 23. Корреляционная матрица была рассчитана на результатах диагностики по всем четырем методикам. Перейдем к интерпретации полученных результатов.

Обнаружена положительная взаимосвязь между гипертимным типом акцентуации характера и «потворствующей гиперпротекцией»; обнаружена отрицательная взаимосвязь между гипертимным типом акцентуации характера и шкалой «кооперация». Данный результат объясняется, на наш взгляд, тем, что подросток, находясь в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей, безоценочному принятию его интересов, способствует формированию у него гипертимного типа акцентуации характера, в особенности в плане формирования поверхностности и безответственности подростка. Неумение сотрудничать с подростком, распределять с ним обязанности также способствует формированию у него гипертимного типа акцентуации характера.

Выявлена положительная взаимосвязь между возбудимым типом акцентуации характера и шкалой «авторитарная гиперсоциализация»; обнаружена отрицательная взаимосвязь между возбудимым типом и «потворствующей гиперпротекцией». Это свидетельствует о том, что подросток, находясь под влияние постоянных требований и запретов со стороны родителей, навязывания ему своей воли начинает активно в подростковом возрасте сопротивляться такому давлению с их стороны, что способствует формированию у подростка девиантного поведения и возбудимого типа акцентуации характера. Родители, выбирая стиль семейного воспитания, построенный на минимальном удовлетворении потребностей самого подростка, способствуют формированию у него таких черт возбудимого типа акцентуации характера как повышенная импульсивность, нежелание контролировать свои побуждения.

Обнаружена положительная взаимосвязь между эмотивным типом акцентуации характера и шкалой «авторитарная гиперсоциализация». Это свидетельствует о том, что подросток, находясь под влиянием постоянных требований и запретов со стороны родителей, навязывания ему своей воли, начинает в подростковом возрасте активно сопротивляться давлению родителей, что способствует формированию у него девиантного поведения и эмотивного типа акцентуации характера, которому присущи повышенная впечатлительность и ранимость в ситуации несоответствия требованиям окружающих.

Выявлена положительная взаимосвязь между педантичным типом акцентуации характера и показателем «повышенная моральная ответственность». Это означает, что высокие требования, которые предъявляют родители подростку при доминировании

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

дисгармоничного стиля семейного воспитания «повышенная моральная ответственность», способствуют формированию у него как девиантных форм поведения, так и черт педантичного типа акцентуации характера, а именно ригидности, тяжелом переживании травмирующих событий.

Обнаружена положительная взаимосвязь между тревожным типом акцентуации характера и шкалой «авторитарная гиперпротекция» и показателем «доминирующая гиперпротекция». Подросток, находясь под влиянием постоянных требований и запретов со стороны родителей, навязывания ему своей воли, начинает в подростковом возрасте активно сопротивляться такому давлению с их стороны, что способствует формированию у него девиантного поведения и тревожного типа акцентуации характера. Родители, выбирая стиль семейного воспитания, построенный на минимальном удовлетворении потребностей самого подростка или лишении подростка самостоятельности, способствуют формированию у него таких черт тревожного типа акцентуации характера как склонность к страхам и опасениям что-либо делать самостоятельно и к тревожности в ситуации требований со стороны окружающих.

Выявлена положительная взаимосвязь между циклотимным типом акцентуации характера и показателем «эмоциональное отвержение». Подросток, ощущая себя помехой в жизни родителей, ощущая отсутствие эмоционального контакта с родителями, пытается привлечь их внимание к себе, в том числе и девиантными формами поведения. Также преобладание эмоционального отвержения в отношениях родителей с подростком способствует формированию у него таких черт циклотимного типа акцентуации характера как склонность к резкой смене настроения, неумение регулировать свои эмоции.

Обнаружена положительная взаимосвязь между демонстративным типом акцентуации характера и шкалой «кооперация». У подростка, находящегося в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей, безоценочному принятию его интересов, формируется доминирующий тип акцентуации характера, эгоцентричность. Неумение родителей сотрудничать с подростком, распределять с ним обязанности, также способствует формированию у него доминирующего типа акцентуации характера.

Выявлена положительная взаимосвязь между застревающим типом акцентуации характера и показателем «повышенная моральная ответственность». Высокие требования, которые предъявляют родители подростку при доминировании дисгармоничного стиля семейного воспитания «повышенная моральная ответственность», способствуют формированию у подростка как девиантных форм поведения, так и черт застревающего типа акцентуации характера, а именно склонности к формированию сверхценных идей.

Обнаружена положительная взаимосвязь между дистимным типом акцентуации характера и показателем «эмоциональное отвержение». Подросток, ощущая себя помехой в жизни родителей, ощущая отсутствие эмоционального контакта с родителями, пытается привлечь к себе их внимание, в том числе и девиантным поведением. Также преобладание эмоционального отвержения в отношениях родителей с подростком способствует формированию у него таких черт дистимного типа акцентуации характера как склонность к сниженному фону настроения и фиксации на мрачных мыслях.

Выявлена положительная взаимосвязь между экзальтированным типом акцентуации характера и шкалой «маленький неудачник». Родители, приписывая подростку личную и социальную несостоятельность, считая его интересы детскими и несерьезными, способствуют формированию у него девиантных форм поведения, в которых он стремится

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

проявить свою самостоятельность. Также преобладание недоверия к состоятельности подростка способствует формированию у него таких черт экзальтированного типа акцентуации характера как детская восторженность, сменяющаяся безмерной печалью.

Обнаружена положительная взаимосвязь между самооценкой и шкалой «кооперация» значима. Обнаружена отрицательная взаимосвязь между показателем «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция». Данный результат объясняется, на наш взгляд, тем, что преобладание в детско-родительских отношениях кооперации, когда родитель готов общаться с подростком на равных, готов доверять подростку, сотрудничать с ним, способствует повышению самооценки подростка столь неустойчивой в этом возрасте, тем самым препятствую формированию склонности к девиантному поведению. И наоборот отсутствие сотрудничества родителей в семье с подростком способствует формированию девиантных форм поведения у него. Преобладание таких типов дисгармоничного воспитания как «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция» способствуют формированию девиантного поведения у подростков и заниженной самооценки.

Таким образом, были выявлены такие социально-психологическими детерминанты девиантного поведения подростков, как характерологические особенности, в частности акцентуации характера, заниженная самооценка, а также особенности семейного воспитания - дисгармоничный стиль семейного воспитания. Для подростков, склонных к девиантным формам поведения, характерна низкая самооценка. Девиантные подростки чаще всего страдают от комплекса неполноценности, от неадекватно заниженного представления о себе, о своих возможностях и способностях. Для девиантных подростков характерна полярность в оценках качеств своего характера и сочетаемость нескольких типов акцентуации характера при сильной выраженности каждой из них. Преобладающими видами родительского отношения в семье являются отвергающее отношение к девиантному подростку и отношение к нему с точки зрения его неуспехов как к ребенку, неспособному к самостоятельности.

Результаты исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с подростками, имеющими различные формы девиантного поведения. Проведенное исследование позволило определить влияние социально-психологических детерминант на формирование девиантного поведения подростков: личностных и характерологических особенностей, семейного воспитания. Выделение социально-психологических детерминант девиантного поведения подростков позволит в дальнейшем грамотно выстроить психопрофилактическую и психокоррекционную работу с учетом выявленных факторов. Исследование открывает перспективы для последующей разработки программ психологической профилактики девиантного поведения подростков с учетом их характерологических особенностей, особенностей семейного воспитания.

Список литературы:

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2001. 464 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005.

5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

6. Иванов Д. В. Социально-психологические детерминанты аддиктивного поведения подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. №3 (25). С. 424-426.

7. Гарбер А. И., Иванов Д. В., Бердибаева С. К. Практикум по психодиагностике. Алматы: Казак университет^ 2019.

8. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: ЭКСМО, 2005.

9. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. СПб., 1996. 63 с.

References:

1. Kulagina, I. Yu., & Kolyutskii, V. N. (2001). Vozrastnaya psikhologiya: Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka. Moscow. (in Russian).

2. Bozhovich, L. I. (2008). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. Moscow. (in Russian).

3. Lichko, A. E. (1983). Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov. Leningrad. (in Russian).

4. Leont'ev, A. N. (2005). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow. (in Russian).

5. Korolenko, Ts. P., & Dmitrieva, N. V. (2000). Sotsiodinamicheskaya psikhiatriya. Moscow. (in Russian).

6. Ivanov, D. V. (2013). Sotsial'no-psikhologicheskie determinanty addiktivnogo povedeniya podrostkov. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, (3 (25)), 424-426. (in Russian).

7. Garber, A. I., Ivanov, D. V., & Berdibaeva, S. K. (2019). Praktikum po psikhodiagnostike. Almaty. (in Russian).

8. Karelin, A. A. (2005). Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Moscow. (in Russian).

9. Eidemiller, E. G. (1996). Metody semeinoi diagnostiki i psikhoterapii. St. Petersburg. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 13.10.2021 г. 17.10.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Иванов Д. В. Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №11. С. 302-310. https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/38

Cite as (APA):

Ivanov, D. (2021). Social-Psychological Factors of Deviant Behavior of Adolescents. Bulletin of Science and Practice, 7(11), 302-310. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.