Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1312
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ЛИЧНОСТЬ / ADDICTIVE BEHAVIOR / INTERNET ADDICTION / ADOLESCENTS / ACCENTUATION OF CHARACTER / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадеева Анастасия Валерьевна, Иванов Дмитрий Викторович

Статья посвящена исследованию личностных особенностей подростков, склонных к интернет-зависимости. Раскрыто современное представление об интернет-зависимости как категории психологического исследования. Статья содержит описание причин, особенностей, психологических и физических симптомов интернет-зависимости. Показано, что зависимости от сети Интернет подвержены представители молодежи, так как посредством использования интернета подросток может удовлетворить потребности в самостоятельности и независимости, в признании и самореализации, в принадлежности к определенной группе, в любви, в общении со сверстниками. Представлены психодиагностические методики, позволяющие изучить взаимосвязи между личностными особенностями подростков и особенностями проявления интернет-зависимости. Приводится описание проведенного эмпирического исследования личностных особенностей и акцентуаций характера подростков, склонных к интернет-зависимости. Выявлено, что подростки мужского пола не отличаются от подростков женского пола по показателям интернет-зависимости. Обнаружено, что подросткам, склонным к интернет-зависимости, присущи такие личностные особенности, как определенные типы акцентуаций характера (возбудимый, эмотивный, дистимный, циклотимный типы), отчужденность, сдержанность и обособленность, нетерпеливость, требовательность и сверхактивность, стремление к доминированию в межличностных отношениях и низкий самоконтроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кадеева Анастасия Валерьевна, Иванов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FEATURES OF ADOLESCENTS WHO ARE PRONE TO INTERNET ADDICTION

The article is devoted to the study of the personality traits of adolescents prone to Internet addiction. The modern concept of Internet addiction as a category of psychological research is revealed. Contains a description of the causes, characteristics, psychological and physical symptoms of Internet addiction. An adolescent can satisfy the needs for self-dependence and independence, for recognition and self-realization, for belonging to a certain group, for love, in communication with peers. Psychodiagnostic techniques are presented. The relationship between the personality traits of adolescents and the features of manifestation of Internet addiction has been studied. The description of the empirical research carried out is given. It was revealed that male adolescents do not differ from female adolescents in terms of Internet addiction. It was found that adolescents prone to Internet addiction are characterized by personality traits (excitable, aloofness, restraint and isolation, impatience, exactingness and overactiveness, striving for dominance in interpersonal relationships and low self-control).

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ /PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 159.9.07 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/43

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

©Кадеева А. В., Самарский государственный социально-педагогический университет,

г. Самара, Россия, kadeeva.anastasya@sgspu.ru ©ИвановД. В., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-код: 6942-6881, канд. психол. наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, avatary@yandex.ru

PERSONAL FEATURES OF ADOLESCENTS WHO ARE PRONE TO INTERNET ADDICTION

©Kadeeva A., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, kadeeva.anastasya@sgspu.ru ©Ivanov D., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-code: 6942-6881, Ph.D., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, avatary@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию личностных особенностей подростков, склонных к интернет-зависимости. Раскрыто современное представление об интернет-зависимости как категории психологического исследования. Статья содержит описание причин, особенностей, психологических и физических симптомов интернет-зависимости. Показано, что зависимости от сети Интернет подвержены представители молодежи, так как посредством использования интернета подросток может удовлетворить потребности в самостоятельности и независимости, в признании и самореализации, в принадлежности к определенной группе, в любви, в общении со сверстниками. Представлены психодиагностические методики, позволяющие изучить взаимосвязи между личностными особенностями подростков и особенностями проявления интернет-зависимости. Приводится описание проведенного эмпирического исследования личностных особенностей и акцентуаций характера подростков, склонных к интернет-зависимости. Выявлено, что подростки мужского пола не отличаются от подростков женского пола по показателям интернет-зависимости. Обнаружено, что подросткам, склонным к интернет-зависимости, присущи такие личностные особенности, как определенные типы акцентуаций характера (возбудимый, эмотивный, дистимный, циклотимный типы), отчужденность, сдержанность и обособленность, нетерпеливость, требовательность и сверхактивность, стремление к доминированию в межличностных отношениях и низкий самоконтроль.

Abstract. The article is devoted to the study of the personality traits of adolescents prone to Internet addiction. The modern concept of Internet addiction as a category of psychological research is revealed. Contains a description of the causes, characteristics, psychological and physical symptoms of Internet addiction. An adolescent can satisfy the needs for self-dependence and independence, for recognition and self-realization, for belonging to a certain group, for love, in communication with peers. Psychodiagnostic techniques are presented. The relationship between the personality traits of adolescents and the features of manifestation of Internet addiction has been

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

studied. The description of the empirical research carried out is given. It was revealed that male adolescents do not differ from female adolescents in terms of Internet addiction. It was found that adolescents prone to Internet addiction are characterized by personality traits (excitable, aloofness, restraint and isolation, impatience, exactingness and overactiveness, striving for dominance in interpersonal relationships and low self-control).

Ключевые слова: аддиктивное поведение, интернет-зависимость, подростковый возраст, акцентуация характера, личность.

Keywords: addictive behavior, Internet addiction, adolescents, accentuation of character, personality.

Проблема интернет-зависимости, а также личностных особенностей лиц с зависимым от интернета поведением стала предметом научных психологических исследований в конце ХХ века. На данный момент мы считаем недостаточными научные сведения о специфических особенностях проявления интернет-зависимости у подростков мужского и женского пола. Выявление таких особенности позволит в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности. В исследованиях К. Янг были предприняты первые попытки исследования данного феномена [1, 2]. В дальнейшем отечественными исследователями: Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, В. Н. Друзин, В. Л. Малыгин и др., так и зарубежными учеными: М. Д. Гриффитс, К. Янг и др. были продолжены исследования зависимого от интернета поведения [1-6].

Длительное пребывание за компьютером вызывает различные болезни органов зрения. Поиск информации в Интернет уменьшает степень и частоту использования людьми своего творческого мышления. Использование Интернета с целью провести время за онлайн-играми приводит к замедлению у человека умственного развития и даже к изменению его характера

[7].

Большинство авторов, стоявших у истоков исследования зависимого поведения, такие как А. Ю. Акопов, В. Ю. Завьялов, Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева и др., рассматривают аддиктивное поведение как форму деструктивного поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу [8, 9].

Л. В. Куликов рассматривает зависимое поведение как поведение, которое ведет или содержит значительную опасность, которая может привести к разрушению отдельных подструктур личности, психическим и соматическим заболеваниям и даже к смерти [10].

Аддиктивное поведение часто вызывается действием защитных механизмов личности, то есть появляется в ответ на всевозможные социальные, личностные проблемы, неприятности. В данном случае психологическая защита личности приобретает ритуальный характер, при котором вырабатываются жесткие модели поведения [11]. Определяя аддиктивное поведение как избегание реальности путем изменения психического состояния, можно говорить, что создаваемая в социальных сетях виртуальная реальность изменяет и психическое состояние личности [12].

Зависимость от интернета относится к классу нехимических зависимостей. По мнению И. Голдберга, интернет-зависимость характеризуется наличием трех признаков, а именно:

1. количеством времени, проводимого в Интернете, необходимого для получения удовлетворения, которое имеет тенденцию к возрастанию;

2. наличием тенденции: отсутствие увеличения количества времени нахождения в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

Интернете заметно снижает эффект удовлетворения;

3. негативным психологическим состоянием, возникающим в связи с прекращением или сокращением времени, проводимого в Интернете [13].

Психолог М. Орзак обосновала психологические и физические симптомы, определяющие наличие Интернет-зависимости. К психологическим симптомам автор относит: положительное эмоциональное самочувствие (эйфорию) в момент нахождения человека за компьютером; отсутствие возможности прекратить данный вид деятельности; постоянное увеличение количества времени, проводимого в сети; отсутствие внимания и интереса к семье и друзьям, близким; наличие ощущений раздражения, пустоты, ненужности, возникающих во время любой деятельности, не связанной с работой за компьютером; скрывание от членов семьи, близких, работодателей своего нахождения в сети Интернет; отсутствие положительных тенденций в учебной или профессиональной деятельности [14].

Физические симптомы, выделенные автором, прежде всего, связаны с функционированием органов тела - это сухость в глазах, поражение нервных стволов руки, головные боли, боли в спине, а также нарушения или изменения режимов питания и сна, ухудшение внешнего вида, связанное с пренебрежением личной гигиеной [14].

В качестве специфического варианта зависимости от Интернет выступает зависимость от социальных сетей. Вместо выполнения должностных, профессиональных обязанностей многие работники, имеющие доступ в Интернет с рабочих компьютеров, тратят рабочее время на нахождение в социальных сетях, в частности, на общение с виртуальными друзьями, просмотр новых сообщений в форумах, сетях. Данная деятельность негативно влияет не только на производительность труда, но и на психологическое состояние. Конфликт между желаниями виртуального общения и профессиональными обязанностями приводит к появлению устойчивых стрессовых состояний, которые отражаются на физическом здоровье и самочувствии [14].

Исследования Т. Е. Тагинцевой показали, что из опрошенных, 94% пользуются социальными сетями. При этом, на Интернет они тратят порядка 5 часов в сутки. 52% опрошенных пользуются интернетом для поиска информации, 48% для общения. При этом только 27% участвовавших в опросе посчитали себя зависимыми. Т.Е. Тагинцева предполагает, что 73% респондентов, отметивших, что не считают себя зависимыми от социальных сетей, просто не могут себе в этом признаться, и только 27% опрошенных четко осознают свою зависимость. Поэтому процент зависимых получился такой низкий [7].

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что зависимость от социальных сетей -это психическое расстройство, основанное на навязчивом желании выйти в социальную сеть и болезненной неспособности вовремя выйти из нее. На основании анализа исследований по данной проблеме можно выделить основные критерии, характеризующие наличие зависимости от социальных сетей у человека: периодичность выхода в социальные сети; время, проведенное в интернет; тревога при отсутствии доступа к интернету; раздражительность, агрессивность при отсутствии доступа к интернету.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время зависимости от сети Интернет больше всех подвержены представители молодежи. Существует множество причин и факторов, по которым люди стремятся уйти в виртуальный мир. Также следует отметить, что Интернет дает широкие возможности не только в сфере общения, но и в плане доступа к информационным ресурсам. Одной из особенностей Интернета является то, что почти отсутствуют ограничения в поиске любой информации. Вместе с тем бесконтрольность

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

доступа таит в себе и существенные опасности для человека. В сети Интернет существует множество ресурсов, в которых пропагандируются разные формы и варианты насилия, насаждается экстремизм, расизм, мистицизм, сексизм и т.п. То есть, частое посещение сети Интернет оказывает существенное влияние на жизнь современного человека.

В ходе различных исследований были определены те потребности, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета [15]. К ним относятся потребность в самостоятельности и независимости, которая возникает в процессе социализации. Это выражается в первую очередь в стремлении подростка к независимости от родителей и семьи. Подросток испытывает потребности в признании и самореализации, получить признание со стороны сверстников. Также для подростка важны потребности в принадлежности к определенной группе со схожими интересами, в любви, удовлетворение социальных потребности в общении со сверстниками. Большая доля этих потребностей удовлетворяется в процессе использования сети интернет. В результате, у подростка, который пользуется возможностями Интернета, возникает ощущение владения ситуацией и полного контроля над собой и своими потребностями.

Так как подростковый возраст является переломным, велика вероятность возникновения интернет-аддикции, что в дальнейшем может негативно сказаться на психике подростка и привести к еще большим проблемам, а угроза психологической безопасности в образовательном процессе может стать одним из факторов возникновения интернет-аддикций.

Таким образом, в настоящее время существуют исследования, которые посвящены соотношению интернет-зависимости и личностных особенностей у подростков. Например, исследование Ю. В. Захаровой и Д. В. Иванова, посвящено изучению взаимосвязи склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков [16]. Вместе с тем, практически отсутствуют исследования, которые выявляют соотношения характерологических особенностей и интернет-зависимости, а также отдельных факторов личности и особенностей зависимого поведения у подростков в половом аспекте - у подростков мужского и женского пола.

Предполагаем, что подросткам, склонным к интернет-зависимости, присущи такие личностные особенности, как высокий уровень сформированности акцентуаций характера, склонность к проявлению аффектотимии, возбудимости, а также сниженный уровень самоконтроля поведения.

Методика исследования

Для изучения взаимосвязи между личностными особенностями подростков мужского и женского пола и особенностями проявления интернет-зависимости были использованы психодиагностические методики:

1. Тест интернет-зависимости Кимберли Янг в переводе и модификации В. А. Буровой

[17],

2. методика Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот для диагностики компьютерной зависимости

[18],

3) методика изучения акцентуаций личности (Автор Г. Шмишек) [19],

4) подростковый 14-факторный личностный опросник Кеттелла 14PF/HSPQ [20].

Было проведено эмпирическое исследование на базе МБУ ДО «Центр "Психологическое здоровье и образование"» г. о. Самары.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

В исследовании принимали участие подростки Кировского и Красноглинского районов Самары в возрасте 14-16 лет. Всего в исследовании приняли участие 48 учащихся 9-х и 10-х классов (22 юноши и 26 девушек).

Результаты исследования

Рассмотрим результаты исследования интернет-зависимости у подростков исследуемой выборки по методике Кимберли Янг.

Большинство участников исследования характеризуются наличием низкой выраженности интернет-зависимости. 68% подростков мужского пола и 65% подростков женского пола являются обычными пользователями интернета. 5% и 4% соответственно подростков мужского и женского пола имеют определенные проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Показатели интернет-зависимости на высоком уровне выявлены у 27% подростков мужского пола, и у 31% девушек.

Для проверки предположения о наличии статистически значимых различий в проявлении интернет-зависимости у подростков мужского и женского пола был использован статистический критерий U-Манна-Уитни (использовалась компьютерная программа SPSS Statistics 23).

По результатам анализа не обнаружено статистически достоверных различий между показателями интернет-зависимости методики К. Янг у подростков мужского и женского пола исследуемой выборки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки мужского пола не отличаются от подростков женского пола по показателям интернет-зависимости.

Рассмотрим результаты исследования компьютерной зависимости у подростков исследуемой выборки по методике Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот. Отсутствие компьютерной зависимости выявлено у 59% подростков мужского пола и у 58% девушек. Эти подростки не имеют риска в формирования интернет-зависимости. Наличие компьютерной зависимости на стадии увлечения обнаружено у 9% подростков мужского и у 12% подростков женского пола. Первая стадия зависимости диагностируется у 14% подростков мужского пола и у 8% подростков женского пола. Вторая стадия зависимости диагностируется у 18% подростков мужского пола, а также у 23% девушек. Можно говорить о том, что данные подростки характеризуются наличием выраженной зависимости от сети Интернет, существенным образом затрагивающих все аспекты их жизни и деятельности. Статистический анализ с использованием критерия U-Манна-Уитни не показал статистически достоверных различий между показателями сформированности компьютерной зависимости методики Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот у подростков мужского и женского пола исследуемой выборки.

Исследование акцентуаций характера по методике изучения акцентуаций личности Г. Шмишека по всей выборке показало, что в качестве наиболее выраженных являются гипертимная акцентуации характера. Менее всего выражены демонстративная и дистимная акцентуации. Статистический анализ с использованием критерия U-Манна-Уитни не показал статистически достоверных различий между уровнем сформированности акцентуаций характера у юношей и девушек.

Рассмотрим результаты изучения личностных особенностей подростков склонных к интернет-зависимости с помощью подросткового 14-факторного личностного опросника Кеттелла.

Для большинства подростков нашей выборки характерным является ориентированность на социальное взаимодействие и общение с другими людьми. Можно говорить о том, что

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

большинство подростков как мужского, так и женского пола характеризуются доброжелательностью, ориентированностью на эмоциональное взаимодействие и общение. Для юношей и девушек характерен достаточный уровень эмоциональной устойчивости. Отдельные подростки характеризуются сниженным уровнем эмоциональной устойчивости, а также раздражительности, тогда как другие подростки могут характеризоваться как лица с высоким уровнем эмоциональной устойчивости и стабильностью поведения.

Большинство подростков могут характеризоваться как лица, ориентированные на социальное взаимодействие, склонные к проявлению требовательности и самоуверенности. Показано, что подростки мужского характеризуются примерно одинаковым уровнем показателя по шкале «флегматичность - возбудимость» по сравнению с подростками женского пола. То есть, такая мера изменчивости, как дисперсия в выборке подростков мужского пола, подсчитанная по шкале «флегматичность - возбудимость», меньше, чем в выборке девушек. Это может указывать на влияние пола на уровень флегматичности-возбудимости подростков.

Подростки характеризуются в целом умеренным проявлением доминантности и склонности к лидерству в межличностных отношениях и общении. Дисперсия в выборке подростков мужского пола, подсчитанная по шкале «доминантность - подчиненность», меньше, чем в выборке девушек. Это может указывать на влияние пола на уровень доминантности-подчиненности подростков.

Для подростков характерным является умеренный уровень импульсивности, активности и направленности на взаимодействие. Иногда подростки склонны к проявлению осторожности и медлительности.

Уровень принятия моральных норм примерно одинаковый у юношей и девушек. Данные обстоятельства указывают на то, что большинство подростков склонны проявлять достаточный уровень настойчивости и требовательности к себе. Большинство подростков выборки характеризуются достаточно высоким уровнем активности и социальной смелости. Для девушек характерен более высокий уровень показателя неврастении по сравнению с юношами. Большинство подростков ориентированы в поведении на удовлетворение собственных намерений и потребностей. Для большей части подростков характерны высокий уровень самоуверенности, умеренный уровень групповой зависимости, адекватная самооценка, умеренный уровень внутреннего напряжения.

Таким образом, для подростков характерны ориентированность на межличностное взаимодействие, активность, самостоятельность, умеренный уровень самоуверенности, ориентированность на межличностное взаимодействие, адекватный уровень самооценки. По большей части юноши и девушки имеют сходные значения по шкалам личностного опросника Кеттелла. Подростки характеризуются способностью достаточно эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны эффективно управлять собственным поведением и собственной активностью.

Результаты статистического анализа с использованием критерия U-Манна-Уитни показали, что личностные особенности подростков мужского и женского пола не имеют статистически значимых различий.

На последнем этапе исследования был проведен корреляционный анализ на основе полученных результатов (использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, компьютерная программа SPSS Statistics 23). Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями подростков и показателями зависимости от интернета был проведен корреляционный анализ. Была рассчитана корреляционная матрица на результатах

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

диагностики 48 подростков по методике диагностики интернет-зависимости К. Янг, методике диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот, методике изучения акцентуаций личности Г. Шмишека, подростковому 14-факторному личностному опроснику Кеттелла. Рассмотрим выявленные значимые взаимосвязи.

Были выявлены положительные корреляции между показателями возбудимой акцентуации характера и показателей выраженности интернет-зависимости (г=0,58), компьютерной зависимости (г=0,61). Таким образом подростки с повышенной импульсивностью, а также сниженным контролем над влечениями и побуждениями вероятнее всего будут склонны к интернет-зависимости.

Обнаружены отрицательные корреляции между показателями гипертимной акцентуации характера и показателей интернет-зависимости (г=-0,54), компьютерной зависимости (г=-0,49). У подростков с повышенным фоном настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью вероятнее всего низкий уровень зависимости от компьютера и сети Интернет.

Выявлена положительная корреляция дистимной акцентуации характера и интернет-зависимости (г=0,56). Таким образом, подростки, которые характеризуются сниженным фоном настроения, пессимизма, вероятнее всего будут склонны к интернет-зависимости.

Выявлена положительная корреляция эмотивной акцентуации характера и интернет-зависимости (г=0,51). Подростки с выраженной эмотивной акцентуацией характера вероятнее всего склонны к интернет-зависимому поведению.

Обнаружена положительная корреляция между циклотимной акцентуацией характера и компьютерной зависимостью (г=0,49). Подростки, склонные к резкой и беспричинной смене эмоционального состояния, вероятнее всего будут иметь компьютерную зависимость.

Выявлены отрицательные корреляции между шкалой «шизотимия - аффектотимия» и показателей интернет-зависимости (г=-0,54), компьютерной зависимости (г=-0,61). Подростки, которые характеризуются склонностью к отчужденности, сдержанностью и обособленностью, вероятнее всего будут иметь склонность к появлению зависимости от интернета и компьютера.

Взаимосвязь между шкалой «флегматичность - возбудимость» и интернет-зависимостью (г=0,49), а также компьютерной зависимостью (г=0,55) говорит о том, что подростки, которые характеризуются выраженной нетерпеливостью, требовательностью и сверхактивностью, вероятнее всего будут склонны к компьютерной и интернет-зависимости.

Взаимосвязь между шкалой «подчиненность - доминантность» и компьютерной зависимостью (г=0,44) говорит о том, что подростки, характеризующиеся стремлением к доминированию в межличностных отношениях, склонны к компьютерной зависимости.

Отрицательные взаимосвязи между шкалой самоконтроля и интернет-зависимостью (г=-0,62), а также компьютерной зависимостью (г=-0,58) говорят о том, что чем менее подростки обладают внутренним контролем поведения, тем более они склонны к интернет-зависимости и компьютерной зависимости, и наоборот.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил выявить личностные особенности подростков, склонных к интернет-зависимости. Подросткам, склонным к интернет-зависимости, присущи такие личностные особенности, как определенные типы акцентуаций характера, склонность к проявлению аффектотимии, возбудимости, а также сниженный уровень самоконтроля поведения. Можно говорить о том, что существуют акцентуации характера, свойственные подросткам, склонным к интернет-зависимости: возбудимый, эмотивный, дистимный, циклотимный типы акцентуации характера. Также

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

подростки, склонные к интернет-зависимости характеризуются отчужденностью, сдержанностью и обособленностью, нетерпеливостью, требовательностью и сверхактивностью, стремлением к доминированию в межличностных отношениях и низким самоконтролем.

Полученные в исследовании взаимосвязи между личностными особенностями подростков и особенностями проявления компьютерной и интернет-зависимости позволят в будущем разработать рекомендации по предупреждению интернет-зависимости у подростков с учетом их личностных особенностей и акцентуаций характера.

Результаты исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с подростками, склонными к зависимостям различных видов. Результаты исследования показывают необходимость учета личностных особенностей, акцентуаций характера подростков, склонных к зависимостям различных видов для построения профилактической работы с ними. Выявленные особенности личности и акцентуаций характера подростков, склонных к компьютерной и интернет-зависимости, позволят в будущем разработать эффективные коррекционные программы.

Список литературы:

1. Янг К. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Internet. 2000. №2. С. 24-29.

2. Stefan A. M. Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment // Revista Romana de Sociologie. 2012. V. 23. №1/2. P. 152.

3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 2013. №1. С. 89.

4. Войскунский А. Е., Митина О. В., Гусенова А. А., Рустамова Н. Э. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств // Медицинская психология в России. 2015. №4(33). С. 11.

5. Pontes H. M., Kuss D. J., Griffiths M. D. Clinical psychology of Internet addiction: a review of its conceptualization, prevalence, neuronal processes, and implications for treatment // Neuroscience & Neuroeconomics. 2015. V. 4. P. 11-23. http://dx.doi.org/10.2147/NAN.S60982

6. Малыгин В. Л., Феклисов К. А., Искандирова А. С., Антоненко А. А., Смирнова Е. А., Хомерики Н. С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. М.: Изд-во МГМСУ, 2011. 32 c.

7. Тагинцева Т. Е. Влияние социальных сетей на человека // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. №10. С. 129-131.

8. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. №1. С. 8-10.

9. Короленко И. П., Завьялов В. Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск, 1987. 165 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004.

11. Алексеева Е. Г. Влияние через социальные сети. М., 2010. 200 с.

12. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2000.

13. Therapeutic Drugs and the Quality of Life. Edited by Ivan K. Goldberg, Austin H. Kutcher, Harold B. Haley. Center for Thanatology and Education, 1998.

14. Orzack M. H. Computer addiction: What is it // Psychiatric times. 1998. V. 15. №8. P. 3438.

15. Лосенкова Т. А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков // Молодой ученый. 2014. №4. С. 702-703.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

16. Захарова Ю. В., Иванов Д. В. Взаимосвязь склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков // Бехтерев и современная психология личности: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2020. С. 199201.

17. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

18. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск, 2006.

19. Гарбер А. И., Иванов Д. В., Бердибаева С. К. Практикум по психодиагностике. Алматы, 2019.

20. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. СПб: Речь, 2006.

References:

1. Yang, K. (2000). Diagnoz - internet-zavisimost'. Mir Internet, (2). 24-29. (in Russian).

2. Stefan, A. M. (2012). Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. Revista Romana de Sociologie, 23(1/2), 152.

3. Babaeva, Yu. D., & Voiskunskii, A. E. (2013). Psikhologicheskie posledstviya informatizatsii. Psikhologicheskii zhurnal, (1). 89. (in Russian).

4. Voiskunskii, A. E., Mitina, O. V., Gusenova, A. A., & Rustamova, N. E. (2015). Diagnostika zavisimosti ot interneta: sravnenie metodicheskikh sredstv. Meditsinskayapsikhologiya v Rossii, 4(33). 11. (in Russian).

5. Pontes, H. M., Kuss, D. J., & Griffiths, M. D. (2015). Clinical psychology of Internet addiction: a review of its conceptualization, prevalence, neuronal processes, and implications for treatment. Neuroscience & Neuroeconomics, 4, 11-23. http://dx.doi.org/10.2147/NAN.S60982

6. Malygin, V. L., Feklisov, K. A., Iskandirova, A. S., Antonenko, A. A., Smirnova, E. A., & Khomeriki, N. S. (2011). Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki. Moscow. (in Russian).

7. Tagintseva, T. E. (2014). Vliyanie sotsial'nykh setei na cheloveka. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya, (10). 129-131. (in Russian).

8. Korolenko, Ts. P. (1991). Addiktivnoe povedenie. Obshchaya kharakteristika i zakonomernosti razvitiya. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoipsikhologii, (1). 8-10. (in Russian).

9. Korolenko, I. P., & Zav'yalov, V. Yu. (1987). Lichnost' i alkogol'. Novosibirsk. (in Russian).

10. Kulikov, L. V. (2004). Psikhogigiena lichnosti. Voprosy psikhologicheskoi ustoichivosti i psikhoprofilaktiki. St. Petersburg. (in Russian).

11. Alekseeva, E. G. (2010). Vliyanie cherez sotsial'nye seti. Moscow. (in Russian).

12. Smagin, S. F. (2000). Addiktsiya, addiktivnoe povedenie, St. Petersburg. (in Russian).

13. Therapeutic Drugs and the Quality of Life (1998). Edited by Ivan K. Goldberg, Austin H. Kutcher, Harold B. Haley. Center for Thanatology and Education.

14. Orzack, M. H. (1998). Computer addiction: What is it. Psychiatric times, 15(8). 34-38. (in Russian).

15. Losenkova, T. A. (2014). Vzaimosvyaz' internet-zavisimosti s trevozhnymi sostoyaniyami podrostkov. Molodoi uchenyi, (4). 702-703. (in Russian).

16. Zakharova, Yu. V., & Ivanov, D. V. (2020). Vzaimosvyaz' sklonnosti k internet-zavisimosti s aktsentuatsiyami kharaktera u podrostkov. Bekhterev i sovremennaya psikhologiya lichnosti: sbornik statei VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan', 199-201. (in Russian).

17. Loskutova, V. A. (2004). Internet-zavisimost' kak forma nekhimicheskikh addiktivnykh

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №12. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

rasstroistv: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Novosibirsk. (in Russian).

18. Yur'eva, L. N., & Bol'bot, T. Yu. (2006). Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrektsiya i profilaktika. Dnepropetrovsk. (in Russian).

19. Garber, A. I., Ivanov, D. V., & Berdibaeva, S. K. (2019). Praktikum po psikhodiagnostike. Almaty. (in Russian).

20. Kapustina, A. N. (2006). Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettela. St. Petersburg. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 10.11.2020 г.

Принята к публикации 17.11.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Кадеева А. В., Иванов Д. В. Личностные особенности подростков, интернет-зависимости // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/43

склонных к С. 376-385.

Cite as (APA):

Kadeeva, A., & Ivanov, D. (2020). Personal Features of Adolescents Who Are Prone to Internet Addiction. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 376-385. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.