Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
УДК 159.99:37.011.33 https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/43
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ XXI ВЕКА
©Кувшинова А. А., ORCID: 0000-0003-2447-5150, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected] ©Савченко И. А., ORCID: 0000-0001-7607-4637, SPIN-код: 4424-2291, канд. полит. наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected]
TWENTY-FIRST CENTURY ECONOMIC BEHAVIOR OF ADOLESCENTS
©Kuvshinova A., ORCID: 0000-0003-2447-5150, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected] ©Savchenko I., ORCID: 0000-0001-7607-4637, SPIN-code: 4424-229, Ph.D., Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
Аннотация. Выявлены основные факторы формирования экономического поведения современных подростков. Определены основные экономические приоритеты на основе результатов проведенного анкетирования молодых людей на предмет их экономических предпочтений. Авторами делается вывод о том, что экономическое поведение подростков XXI века определяется внедрением технологий, развитием интернета, которые обуславливают не только затраты подростков, но и их заработок.
Abstract. This article identifies the main factors of formation of economic behavior of modern teenagers. Key economic priorities have been identified based on the results of the survey of young people on their economic preferences. The authors conclude that the economic behavior of underage individuals of the twenty-first century is due to the introduction of technologies, the development of the Internet, which cause not only the costs of adolescents, but also their earnings.
Ключевые слова: экономическое поведение, подростки, Интернет.
Keywords: economic behavior, teenagers, Internet.
Введение
Современные подростки являются основным пластом будущего общества. От того, насколько грамотно взрослое поколение передаст свой опыт и знания, зависит положение общества через 20-30 лет. Помимо физического и психического здоровья подростков, которыми активно занимаются семьи и образовательные учреждения, важно позаботиться и об «экономическом здоровье» молодого человека, а именно о его разумном экономическом поведении. В контексте данной исследовательской работы за основу будет взята определенная группа молодежи — подростки. Подростки интересны тем, что они находятся на промежуточном этапе своего физического и психического развития. Воздействие внешних факторов может кардинально изменить их жизненные принципы и ценности, в том числе экономическое поведение [1].
В экономической теории существуют три основных вопроса, которые составляют суть всей теории:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
-что производить; -как производить; -для кого производить [2].
Из этих вопросов рождаются многие экономические теории и принципы. Для подростков XXI века эти вопросы также являются актуальными, но их формулировка уже подстраивается под более узкий круг, граничащий сферой подростковых интересов и возможностей:
-что купить;
-как заработать на это деньги; -для чего мне нужны деньги.
-три основных вопроса, которые являются ядром экономического поведения молодежи.
Материал и методы исследования В научной литературе под «экономическим поведением» понимают разновидность социального поведения, которое отражает участие личности в экономической жизни общества [3]. Данное участие реализуется посредством различных форм экономической деятельности, в основе которых лежит социальный интерес индивида, а также его материальные возможности [2]. В рамках исследования экономического поведения подростков XXI века, было решено узнать, какие ответы наиболее популярны среди подростков.
Анкетирование было проведено в 2 этапа. Выборка составила 150 человек и проводилась путем прямого опроса молодежи в возрасте от 14 до 18 лет.
Результаты и обсуждение Первый этап исследовательской работы направлен на выявление роли денег в жизни респондентов, каким образом они зарабатывают деньги, на что тратят, и как оценивают деньги в целом. Было решено выяснить, понимают ли респонденты, для чего им нужны денежные средства.
На вопрос «что купить» ответы разделились следующим образом:
-52% — еду;
-37% — одежду;
-10% — развлечения;
-1% — откладывать.
На вопрос «как заработать на это деньги» ответы были следующими:
-69% — взять у родителей;
-21% — заработать самому;
-8% — занять у друзей;
-2% — украсть.
Вопрос «для чего мне деньги» очень актуален, поскольку молодые люди в возрастном диапазоне от 14 до 18 лет еще финансово несамостоятельны. Все траты, включая бытовые, за них осуществляют родители. Поэтому важно понять, какую ценность представляют деньги для молодых людей и девушек. Ответы были следующими: -48% — для бытовых нужд; -30% — для развлечений; -20% — для себя; -1% — для помощи родным; -1% — затруднились ответить.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
Анализ ответов показывает, что современным подросткам деньги нужны для удовлетворения бытовых, физиологических нужд, а также развлечений. Вот их основные запросы, на реализацию которых нужны денежные средства. Ни один из опрошенных респондентов не сказал о том, что ему нужны денежные средства для оплаты счетов, образования. Все эти траты люди до 18 лет перекладывают на родителей [4]. Более того, проведенный опрос выявил, что экономическое поведение подростков XXI века обладает ключевой особенностью, которая не присуща молодежи прошлых веков. Современная молодежь нацелена на трату денег, а не их хранение и сбережение [4].
Если в СССР было возведено до «культа» понятие бережливости, в том числе финансовой, то в современной России это понятие уже утратило свое прежнее значение [5]. О какой бережливости может идти речь, если рынок товаров и услуг перенасыщен. Обилие не позволяет разумно относиться к деньгам, а, наоборот, стимулирует к их трате, что, безусловно, сказывается на экономическом поведении юношей и девушек [6].
Проведенный опрос юных представителей молодежи XXI века выявил следующие ключевые факторы экономического поведения:
-нацеленность на трату денег, а не их накопление;
-трата на бытовые расходы и развлечение, а не на оплату счетов, учебы, кредитов; -трата на себя, а не на родных и близких; -основной источник «заработка» — родители;
-«ценность» денег для молодежи — это их наличие и возможность потратить, а не выгодно вложить, инвестировать, кому-то помочь.
Экономическое поведение подростков связано с особенностью их психического развития на период становления личностью [7]. Психологи и педагоги утверждают, что подростковый возраст является одним из самых тяжелых периодов, когда подросткам стоит уделить особое внимание, не игнорируя вербальные признаки наличия проблем [1]. Это связано с тем, что в силу взросления молодые люди и девушки начинают вести себя иначе. В их поведении прослеживаются следующие признаки, которые не были ранее отмечены: -эмоциональная неустойчивость; -резкая смена настроения; -повышенная возбудимость; -конфликтность; -чувство тревоги; -импульсивность [1].
Перечисленные выше особенности подросткового возраста как раз и являются отправной точкой, которая влияет на экономическое поведение подростков.
Экономическое поведение молодых юношей и девушек, как было ранее выявлено, в большей степени характеризуется импульсивностью, отсутствием четких критериев выбора товаров и услуг. Тем не менее, многие нацелены не только потребление, но и на заработок денежных средств.
Ограничения в законодательной базе не допускают подростков в возрасте 14-16 лет до полноценной рабочей деятельности. Именно поэтому современные подростки находят иной способ заработка, помимо частичной занятости. Этот способ стал востребованным в связи с информатизацией общества, развитием интернет — ресурсов.
Современные подростки зарабатывают денежные средства посредством социальных сетей, видеохостингов, ведения блогов [8]. Это те площадки, которые не ограничивают людей по возрасту. Минусом является то, что на этих площадках могут заработать не все, поскольку конкуренция очень велика. Для того, чтобы интернет-пространство начало приносить
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
деньги, подросток должен обладать рядом качеств, благодаря которым его деятельность будет приносить прибыль:
-необычная внешность;
-талант (умение петь, танцевать, писать и т. д.);
-умения (быстро считать, писать, читать с закрытыми глазами и т. д.) [8].
Этот список можно дополнить еще рядом качеств, но смысл в том, что подросток, который хочет заработать в интернете, должен иметь и уметь делать то, что еще не смог кто-то другой, поскольку конкуренция в мировой паутине очень велика [8]. Тем не менее, эта особенность заработка стала возможной благодаря развитию мировой сети и технологий, что не было доступным ни одному предшествующему поколению молодых людей и девушек.
Второй этап анкетирования 150 подростков в возрасте 14-18 лет был нацелен на выявление влияния процессов информатизации на экономическое поведение респондентов. В основе второго этапа анкетирования были взяты не процессы потребления денежных ресурсов, а способы их заработка. Первый этап анкетирования показал, что большинство опрошенных подростков не зарабатывают деньги сами, а берут их у родителей. В ходе второго этапа было решено выяснить, знают ли подростки об иных способах заработка денежных средств, в том числе посредством использования интернет — пространства.
Для этого им были заданы следующие вопросы:
-вы согласны с тем, что современный подросток может заработать денежные средства через интернет;
-как вы считаете, чем должен обладать подросток для того, чтобы начать зарабатывать денежные средства через интернет;
-пробовали ли вы заработать денежные средства через интернет — пространство.
Процентное соотношение ответов на первый вопрос разделилось следующим образом:
-64% — да;
-20% — нет;
-16 — не думал(а) об этом.
На второй вопрос ответы разделились следующим образом:
-40 % — красота;
-37% — ум;
-21% — талант;
-2% — затрудняюсь ответить.
На третий вопрос респонденты ответили следующим образом:
-54% —нет, не вижу в этом смысла;
-23% — да, но ничего не получилось;
-21% — да, и получилось заработать деньги;
-2% — хотел(а) бы попробовать.
Результаты второго этапа показывают, что большинство респондентов согласны с тем, что современный подросток может заработать денежные средства, используя интернет. К сожалению, респонденты уверены, что для этого, в большей степени, важна красота, а не ум. И это неудивительно, поскольку в популярной социальной сети Instagram, в большинстве случаев, подписчиков больше у тех людей, которые обладают красивой внешностью, которая подогнана под стандарты красоты [8]. В связи с этим результаты исследования приводят к
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
неутешительным результатам — красота, по мнению подростков, дороже ума или таланта. По результатам ответов на третий вопрос второго этапа анкеты, было выявлено, что количество подростков, которые пытались заработать денежные средства, а также количество подростков, которые зарабатывали и хотели бы заработать денежные средства через интернет, на 8% меньше тех подростков, которые не видят в этом смысла. Можно сказать, что современные подростки осваиваю интернет — пространство, используя его не только в качестве коммуникативной базы, но и базы для заработка денежных средств, что было невозможно для подростков в начале XXI века [6].
На основе полученных данных по второму этапу анкетирования, можно сделать вывод о том, что экономическое поведение подростков XXI века в плане заработка денежных средств характерно тем, что оно подстраивается под процессы информатизации. Социальные сети, интернет - платформы становятся ресурсами для заработка материальных средств не только для взрослых людей, но и для подростков, у которых только-только происходит экономическая социализация [5].
Такая статистика показывает, что подростки до 18 лет активно осваивают интернет -пространство. В этом, безусловно, виден прогресс технологий. При этом не стоит и забывать, что использование интернета в качестве платформы для заработка денег может быть опасно. В первую очередь из-за того, что подростки не обладают рядом знаний, навыком и опыта для того, чтобы оценить потенциальные риски [9]. Зачастую это может привести к печальным последствиям, за которые будет расплачиваться не сам подростков, в виду его неплатежеспособности, а его родители. Для того чтобы избежать данных рисков, родители, педагоги и психологи должны понимать, что молодые юноши и девушки осваивают информационные технологии намного быстрее, чем старшее поколение [10-11]. Лучший способ избежать печальных последствий — это провести их профилактику, в основе которой будет лежать социальный институт семьи и школы. Если подросткам будет дана информация о возможных рисках и последствиях, то они будут, по меньшей мере, думать о том, что они делают в интернет — пространстве, а также то, к чему это может привести, если не быть начеку [12].
Заключение
Таким образом, экономическое поведение подростков XXI века, обуславливается физиологическими процессами в изменении их нервной деятельности. Немаловажную роль играют и внешние факторы — реклама, советы друзей, акции на товары. Эти факторы способствуют импульсивным покупкам, в которых зачастую молодежь не нуждается вовсе. Помимо траты денежных средств, молодежь также стремится и к их заработку. Развитие мировой паутины способствует тому, что юноши и девушки, обладая рядом факторов, которые отличают их от других людей, могут заработать денежные средства посредством социальных сетей, специальных платформ в интернете. Более того, исследование выявило, что подростки тяготеют к заработку денежных средств через интернет-ресурсы. Для многих из них это не только коммуникативная база, но и платформа для заработка денежных средств. Данные факторы являются актуальными для молодежи XXI века, поскольку на них оказывают влияние процессы глобализации, что отражается на экономике, а также на экономическом поведении молодежи.
Список литературы:
1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.
460 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
2. Верховин В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа: автореф. дисс. ... д-ра социол. наук. М., 1999.
3. Николаева А. А., Гольдман С. М. Альтернативный метод формирования экономической модели России // Наука и практика Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. №3 (31), С. 70-75.
4. Пишняк А. И., Халина Н. В. Представления взрослых о карманных деньгах и вознаграждениях как инструментах экономической социализации детей // XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М., 2016.
5. Спасенников В. В. Экономическая психология. М., 2012. 448 с.
6. Шереги Ф. Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013.
7. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
8. Быков С. Раскрутка на YouTube. С нуля до первых денег, просмотров и подписчиков. М., 2019. 320 с.
9. Семенова Л. А. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодежи // Вестник Института социологии. 2011. №2.
10. Ситаров В. А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2017. №2. С. 202-210.
11. Князев П. А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса // Теория и практика общественного развития. 2010. №2. С. 165-170.
12. Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник университета. 2017. №3. С. 227-231.
References:
1. Obukhova, L. F. (2014). Vozrastnaya psikhologiya: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow. (in Russian).
2. Verkhovin, V. I. (1999). Ekonomicheskoe povedenie kak predmet sotsiologicheskogo analiza: autoref. Ph.D. diss. Moscow. (in Russian).
3. Nikolaeva, A. A., & Goldman, S. M. (2018). Al'ternativnyi metod formirovaniya ekonomicheskoi modeli Rossii. Nauka i praktika Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova, (3), 70-75. (in Russian).
4. Pishnyak, A. I., & Khalina, N. V. (2016). Predstavleniya vzroslykh o karmannykh den'gakh i voznagrazhdeniyakh kak instrumentakh ekonomicheskoi sotsializatsii detei. In: XVI Aprel'skaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moscow. (in Russian).
5. Spasennikov, V. V. (2012). Ekonomicheskaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).
6. Sheregi, F. E. (2013). Rossiiskaya molodezh': nastroenie, ozhidaniya, tsennostnye orientatsii. Moscow. (in Russian).
7. Polivanova, K. N. (2000). Psikhologiya vozrastnykh krizisov. Moscow. (in Russian).
8. Bykov, S. (2019). Raskrutka na YouTube. S nulya do pervykh deneg, prosmotrov i podpischikov. Moscow. (in Russian).
9. Semenova, L. A. (2011). Osobennosti professional'no-trudovogo samoopredeleniya molodezhi. Vestnik Instituta sotsiologii, (2). (in Russian).
10. Sitarov V. A. (2017). Tsennostnye transformatsii sovremennoi studencheskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, (2), 202-210. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
11. Knyazev, P. A. (2010). Ekonomicheskoe povedenie rossiiskoi molodezhi v period mirovogo finansovogo krizisa. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, (2), 165-170. (in Russian).
12. Nikolaeva, A. A., & Bokova, A. S. (2017). Prioritetnye napravleniya molodezhnoi politiki v uchrezhdeniyakh professional'nogo obrazovaniya v sub"ektakh RF. Vestnik universiteta, (3), 227231. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 01.12.2019 г. 05.12.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Кувшинова А. А., Савченко И. А. Экономическое поведение подростков XXI века // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №1. С. 352-358. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/43
Cite as (APA):
Kuvshinova, A., & Savchenko, I. (2019). Twenty-First Century Economic Behavior of
Adolescents. Bulletin of Science and Practice, 6(1), 352-358. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/43 (in Russian).