Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/76
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРОВ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
©Хохлунова Т. В., ORCID: 0000-0001-6200-4929, Центр содействия семейному воспитанию «Южный», г. Москва, Россия, [email protected]
PROBLEMS OF CHILDREN EDUCATION WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF FAMILY EDUCATION ASSISTANCE CENTERS
©Khokhlunova T., ORCID: 0000-0001-6200-4929, 'Yuzhny'Family Education Assistance Center,
Moscow, Russia, [email protected]
Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с воспитанием детей. Проведен анализ актуального вопроса воспитания детей с девиантным поведением в условиях центров содействия семейному воспитанию. Основная задача в современном мире — это укрепление и развитие семьи, как среды формирования и воспитания человека. Способствовать устранению девиантного поведения подростка реально лишь при совместных действиях школы и семьи, при грамотно организованном педагогическом сопровождении семейного воспитания подростков с девиантным поведением.
Abstract. Currently, more and more attention is paid to the processes related to the upbringing of children. The analysis of the actual issue of raising children with deviant behavior in the conditions of the Family Education Assistance Centers. The main task in the modern world is the strengthening and development of the family as an environment for the formation and upbringing of a person. It is really possible to contribute to the elimination of the deviant behavior of an adolescent only with the joint actions of the school and the family, with competently organized pedagogical support of the family education of adolescents with deviant behavior.
Ключевые слова: девиантное поведение, воспитание, дети, проблемы, семейное воспитание, социум.
Keywords: deviant behavior, education, children, problems, family education, social medium.
Изменения, которые происходят на данный момент в нашем социуме, выдвигают огромный ряд проблем, одной из которых считается проблема социальной и педагогической поддержки ребенка, имеющего определенные отклонения в поведении.
Актуальность ее состоит в том, что каждый год можно заметить рост детских преступлений, наркомании, видится тенденция к повышению числа детей с девиантным поведением.
Причины отклонений в поведении ребенка появляются как результат политической, социальной, экономической, экологической нестабильности социума, усиления воздействия псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентиров молодежи, отрицательных семейных и бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
Существует мнение родителей о том, что основным воспитателем детей считается школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Зачастую семья самостоятельно устраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания зачастую дополняются ошибками школьного влияния на личности малыша.
Слабеет внимание к личности ученика, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной области.
Социальные факторы делают сильнее недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту проживания с населением, а также негативный пример взрослых, воздействие неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Девиантное поведение можно выявить в виде системы поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в социуме правовым и нравственным нормам. Его суть состоит в неправильном понимании собственного места и назначения в обществе, в конкретных дефектах нравственного и правового сознания детей и подростков.
Социальная и педагогическая поддержка детей с девиантным поведением основано на соблюдении норм международного российского законодательства.
Социально-педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как процесс формирования психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология.
Развитие психологии, углубление личностно ориентированных парадигм формируют основание для разработки моделей социальной и педагогической поддержки личности ученика.
Социальная и педагогическая поддержка детей с девиантным поведением состоит из разных направлений, среди которых определяются профилактическое и реабилитационное, которое отличается различием форм и способов, направленных на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными [1].
Стоит сказать, что ЦССВ является организацией новой, как по целям, так и по структуре. Возникла она вследствие необходимости объединения в одном месте услуг, в которых нуждаются дети с девиантным поведением и их семьи.
Центры содействия семейного воспитания применяют следующие приемы:
1. Включение ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значение в исполняемом деле.
2. Учеба в выражении гнева в приемлемой форме.
3. Обучение поведению в разных ситуациях.
4. Развитие эмпатии, чувства доверия к людям.
5. Правильно относиться к переживаниям и страхам ребенка, учить не высмеивать их и не пытаться решительными мерами убрать данный страх.
6. Часто хвалить, одобрять школьника, поощрять его за хорошие поступки.
7. Стараться вызывать его на откровенность, выяснять причину лжи.
8. Отыскать возможную причину лжи, постараться деликатно ликвидировать ее так, чтобы разрешить данную проблему [2].
Подростковый возраст считается одним из самых опасных для появления девиантного поведения периодов человеческого развития. Возраст подростка - самый сложный из всех детских возрастов. На протяжении данного периода осуществляется своеобразный переход
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
от детства к взрослости, поэтому актуальной считается проблема профилактики подростковых девиаций.
В ЦССВ появляются помещения квартирного типа, максимально приближенные к домашним условиям. Данные меры помогают детям перенести психологическую разгрузку, старшим воспитанникам помогают в профессиональной ориентации, создают рабочие места для воспитанников, которые еще не адаптировались за пределами центра, в том числе и по психологическим причинам.
В определенных заведениях на данный момент применяют точечную инклюзию. То есть дети с девиантным поведением не находятся среди остальных постоянно, однако посещают с ними занятия, праздники, имеют общий досуг. Это помогает развивать эмоциональную сферу, ускорить социализацию, усилить волю и активность ребенка [3].
Основными условиями результативного воспитания «трудных» подростов стоит считать: отлично организованный педагогический коллектив, который действует совместно с коллективом воспитанников, включение личности в различную социальную и полезную деятельность, где она бы могла возникнуть и развивать имеющиеся у нее нужные благоприятные качества.
Также требуется нейтрализация, а после устранение вредных воздействий, их преодоление благоприятным воздействием на педагогически запущенных детей, нормализация отношений личности с окружающим миром.
За счет комплексного сопровождения воспитанников, которые относятся к категории «особого контроля», и грамотно организованному образовательному и воспитательному процессу на данный момент наблюдается положительная динамика в развитии подростков.
Работа с семьей имеет немаловажное значение. Воспитательная функция семьи серьезно нарушается, она задавливается проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей сворачиваются до минимума. Именно из-за этого сейчас особенное место занимает задача укрепления и развития семьи, как важной среды формирования и воспитания человека [4].
Деятельность родителей в профилактике девиантного поведения играет практически самую главную роль, из-за этого центры социальной помощи семье и иные гос. структуры оказывают прямое воздействие на данный социальный институт.
В определенных ситуациях нужно оказывать воздействие на состояние семьи подростка — девианта, так как негативный пример родителей напрямую связывается с отклонением подростка.
Иногда, семья способна выглядеть вполне благополучно, однако при этом имеется вероятность проявления личностных качеств подростка: проявление воли, самостоятельность и попытка привлекать внимание. В таких ситуациях главное вовремя предоставить информацию родителям о взаимодействии с их ребенком [5].
Вследствие всего вышесказанного Центры содействия семейного воспитания помогают детям и семьям наладить отношения, сделать обстановку более благоприятной, сформировать климат для исключения проявления девиантного поведения у ребенка [6].
Семья — основной институт воспитания: то, что ребенок получает в детские годы в семье, он сохраняет на протяжении всей дальнейшей жизни, так как в ней он находится все детство.
Благоприятное влияние семьи состоит в том, что никто, кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не способен наносить огромного вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
Отклоняющееся поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в социуме правовым и нравственным нормам. Подобное поведение подростков появляется как проявление острого кризиса переходного возраста и практически всегда итог неправильного воспитания.
Неправильное воспитание является воспитанием недостаточным или чрезмерным. Его характеризуют несколько главных стилей — тепличность опеки и холодная отверженности. Причиной девиантного поведения способно служить и органическое нарушение.
Девиантное поведение является опасным не нарушениями дисциплины. Даже самые значимые нарушения порядка реально пережить, а дело в последствиях.
Отклоняющееся поведение довольно значимо воздействует на формирование характера, который определяет целую жизнь человека. Если подобное поведение вовремя не останавливать и не подправлять, то социум получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного разным воздействиям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека [7].
Способствовать устранению девиантного поведения подростка реально лишь при совместных действиях школы и семьи, при грамотно организованном педагогическом сопровождении семейного воспитания подростков с девиантным поведением, которые позволяют предупреждать причины появления отклоняющегося поведения, вооружить родителей педагогическими знаниями, помочь подростам делать правильный выбор, реализовать индивидуальный подход в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения [8].
Центры содействия семейному воспитанию реализуют целенаправленную социально-педагогическую деятельность семьи и образовательных учреждений, государственных и общественных организаций.
Они направлены на предупредительное устранение риска появления отклоняющегося поведения личности за счет создания у них нравственных ценностей и правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.
Конкретно в семье начинают закладываться ценностные основания бытия, создаются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в разных областях взаимоотношений: -духовно-практической, -гражданской, -межэтнической, -профессиональной, -семейной.
Педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков считается достаточно актуальным на данный момент. Из-за этого ЦССВ составляют программы по организации педагогического сопровождения семейного воспитания подростков с девиантным поведением.
Центры содействия на основе проводимого исследования отмечают четкую взаимосвязь между ответами родителей и детей, что говорит о значимости семейного воспитания, которое воздействует на ценностное самоопределение личности.
Педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков с девиантным поведением помогает формировать нравственные и этические качества, позитивный опыт внутрисемейных отношений, в основном, детско-родительских отношений, а также профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста, что помогает сокращать
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
имеющиеся негативные социальные и воспитательные влияния семьи и повысить результативность позитивных воздействий.
Список литературы:
1. Варламова Е. Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Кострома, 2014. 24 с.
2. Александрова Е. А., Кожакина С. О. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы. М.: Национальный книжный центр ИФ «Сентябрь», 2016. 176 с.
3. Дополнительное образование в условиях центра содействия семейному воспитанию как средство профилактики и преодоления социальной исключенности воспитанников: методические рекомендации / под общ. ред.: Л. Е. Сикорской, И. А. Акопянца, И. А. Салтановой. М.: ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2016. 91 с.
4. Акопянц И. А. Школа-интернат №15 циркового профиля имени Ю. В. Никулина для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальная миссия // Современные психолого-педагогические подходы в работе с семьей и детьми в условиях социальных учреждений: сб. ст. / под ред. А. К. Быкова, Т. А. Митиной. М.: ИДПО ДСЗН, 2015. №2 (17). С. 25-28.
5. Коган В. З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности. М., 2015. С. 131-145.
6. Отинова Е. П. Проблемы социальной адаптации детей из центров содействия семейному воспитанию // Научные исследования и современное образование. 2018. С. 102107.
7. Бакланова Н. К., Потапов Д. А., Бакланов К. В. Девиантное поведение подростков: основы профилактики // Наука и школа. 2018. №4.
8. Кремнева Т. Л., Кадурина Ю. А. Методы и формы работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением // Лучшая научная статья 2018: сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 259-263.
References:
1. Varlamova, E. Yu. (2014). Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya obespecheniya sotsial'noi uspeshnosti shkol'nikov: avtoref. Ph.D. diss. Kostroma, 2014. 24.
2. Aleksandrova, E. A., & Kozhakina, S. O. (2016). Stanovlenie sotsial'noi uspeshnosti podrostka v vospitatel'noi deyatel'nosti shkoly. Moscow, Sentyabr, 176.
3. Sikorskaya, L. E., Akopyants, I. A., & Saltanova, I. A. (eds.). (2016). Dopolnitel'noe obrazovanie v usloviyakh tsentra sodeistviya semeinomu vospitaniyu kak sredstvo profilaktiki i preodoleniya sotsial'noi isklyuchennosti vospitannikov: metodicheskie rekomendatsii. Moscow, GAU IDPO DTSZN, 91.
4. Akopyants, I. A. (2015). Shkola-internat no. 15 tsirkovogo profilya imeni Yu.V. Nikulina dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei: sotsial'naya missiya. In: Sovremennye psikhologo-pedagogicheskie podkhody v rabote s sem 'ei i det 'mi v usloviyakh sotsial 'nykh uchrezhdenii: sb. st. Ed. by A. K. Bykov, T. A. Mitina. Moscow, IDPO DSZN. no. 2, 2528.
5. Kogan, V. Z. (2015). Ponyatie "aktivnost' lichnosti" kak kategoriya sotsial'noi psikhologii. Nekotorye problemy lichnosti. Moscow, 131-145.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
6. Otinova, E. P. (2018). Problemy sotsial'noi adaptatsii detei iz tsentrov sodeistviya semeinomu vospitaniyu. Nauchnye issledovaniya i sovremennoe obrazovanie, 102-107.
7. Baklanova, N. K., Potapov, D. A., & Baklanov, K. V. (2018). Deviantnoe povedenie podrostkov: osnovy profilaktiki. Nauka i shkola, (4).
8. Kremneva, T. L., & Kadurina, Yu. A. (2018). Metody i formy raboty s sem'ei, imeyushchei podrostka s deviantnym povedeniem. In: Luchshaya nauchnaya stat'ya 2018: sbornik statei XVII Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. Penza, Nauka i Prosveshchenie, 2018, 259-263. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.03.2019 г. 21.03.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Хохлунова Т. В. Проблемы воспитания детей с девиантным поведением в условиях центров содействия семейному воспитанию // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №4. С. 504-509. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/76.
Cite as (APA):
Khokhlunova, T. (2019). Problems of Children Education With Deviant Behavior in the Conditions of Family Education Assistance Centers. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 504509. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/76. (in Russian).