Научная статья на тему 'Семейные конфликтогены, влияющие на нормальное развитие ребенка: виды, причины, профилактика'

Семейные конфликтогены, влияющие на нормальное развитие ребенка: виды, причины, профилактика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
506
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / КОНФЛИКТОГЕНЫ / ИСТОКИ / CONFLICT / CONFLICTOLOGY / FAMILY / SOCIAL INSTITUTION / CONFLICTOGENES / ORIGINS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочкарникова Эдуарда Георгиевна

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с конфликтологией. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса существования и реализации семейных конфликтогенов, влияющих на нормальное развитие ребенка в контексте изучения видов, причин и их профилактики. Методология исследования анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. В заключении делается вывод, что семейная психология представляет собой очень широкое поле для изучения. В настоящее время существует огромное количество подходов к изучению источников конфликтов в рамках данного социального институт. Однако нет универсального средства, позволяющего минимизировать уровень возникновения конфликтогенов условиях семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бочкарникова Эдуарда Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Conflictogenes Affecting the Normal Development of the Child: Types, Causes, Prevention

Currently, more attention is paid to the processes related to conflict management. That is why in the present article an analysis of the topical issue of the existence and implementation of family conflict-affected conditions affecting the normal development of the child in the context of studying the types, causes and their prevention is carried out. The research methodology is the analysis of the scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience. In conclusion, it is concluded too family psychology is a very broad field of study. Currently, there are many approaches to the study of the sources of conflict in the framework of this social institution. However, there are no universal means to minimize the level of occurrence of a conflict-family environment.

Текст научной работы на тему «Семейные конфликтогены, влияющие на нормальное развитие ребенка: виды, причины, профилактика»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

УДК 37.015.3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/52

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТОГЕНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА

©Бочкарникова Э. Г., Московский государственный психолого-педагогический университет; Школа №1257, г. Москва, Россия, ehd3397@yandex.ru

FAMILY CONFLICTOGENES AFFECTING THE NORMAL DEVELOPMENT OF THE CHILD: TYPES, CAUSES, PREVENTION

©Bochkarnikova E., Moscow State University of Psychology & Education;

School no. 1257, Moscow, Russia, ehd3397@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с конфликтологией. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса существования и реализации семейных конфликтогенов, влияющих на нормальное развитие ребенка в контексте изучения видов, причин и их профилактики. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. В заключении делается вывод, что семейная психология представляет собой очень широкое поле для изучения. В настоящее время существует огромное количество подходов к изучению источников конфликтов в рамках данного социального институт. Однако нет универсального средства, позволяющего минимизировать уровень возникновения конфликтогенов условиях семьи.

Abstract. Currently, more attention is paid to the processes related to conflict management. That is why in the present article an analysis of the topical issue of the existence and implementation of family conflict-affected conditions affecting the normal development of the child in the context of studying the types, causes and their prevention is carried out. The research methodology is the analysis of the scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience. In conclusion, it is concluded too family psychology is a very broad field of study. Currently, there are many approaches to the study of the sources of conflict in the framework of this social institution. However, there are no universal means to minimize the level of occurrence of a conflict-family environment.

Ключевые слова: конфликт, конфликтология, семья, социальный институт, конфликтогены, истоки.

Keywords: conflict, conflictology, family, social institution, conflictogenes, origins.

В современных реалиях семья уже на протяжении многих десятков и сотен лет остается главным социальным институтом в жизни каждого человека.

Именно в рамках семьи человек приобретает первые навыки социализации, которые необходимы для него в дальнейшей жизни.

Однако семейные отношения также имеют высокую степень возникновения конфликтной ситуации. Это связано с тем, что существуют различия в поколениях.

Более взрослые поколения не всегда оказываются способными понимать и принимать позицию, которую придерживаются новые поколения.

Именно тогда создаются всевозможные предпосылки для возникновения конфликта [1].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

Для минимизации уровня реализации конфликта очень важно изучать такое понятие, как конфликтогены. Конфликтогены представляют собой определенные слова или какие-либо действия (иногда бездействия), которые способны привести к реализации конфликтной ситуации и перерастания ее в более глубокий конфликт. Иными словами, конфликтоген является неким источником конфликта. Изучая семейные отношения и семейную психологию, можно утверждать, что самым важным конфликтогеном является противоречие между поколениями. Данный вид исследуемого понятия представляет собой разницу в представлении, мнении и укладе жизни между старшим и младшим поколением [2].

Причиной данного конфликтогена является то, что отсутствует понимание новых тенденций, которые очень быстро развиваются, ведь современный мир характеризуется высокими темпам развития, что провоцируют наибольший вероятность возникновения конфликта поколений. Невозможно представить ни одну современную семью, где вообще не существовало бы конфликты между поколениями.

Как правило, подобные конфликты касаются самых обыденных моментов:

-организация досуга,

-обучения,

-взаимоотношения с противоположным полом, -быт и многое другое.

Все эти ситуации, где возникает конфликт между поколениями, провоцируют возникновение тотального противоречия между родителями и ребенком [3].

В качестве профилактики данного конфликтогена можно использовать универсальное средство, которое заключается в понимании и принятии чужой позиции. Как правило, данная тенденция должна касаться именно родителей. Потому как в силу своих эмоциональных, умственных и психологических способностей ребенок не всегда способен должным образом реагировать на различные возникающие ситуации. Именно поэтому именно со стороны родителей важно искать взаимопонимание с ребенком. Еще один конфликтоген, который негативно воздействует на взаимоотношения между родителями и детьми — это стиль воспитания. Причем не всегда тоталитарный стиль воспитания может негативно сказываться на взаимоотношения внутри семьи. Зачастую в условиях лояльного отношения к ребенку тот начинает терять некоторую степень уважения и подчинения своим родителям, что приводит к полнейшему непослушанию и проявлению негативизма в случае обострение отношений к родителям [4].

Ребенок — это тот индивид, который практически всегда нуждается не только в мотивации, похвале и другим положительным действиям, но иногда необходимо проявлять твердость характера родителей и направлять ребенка таким образом, чтобы он адаптировался к внешней действительности и был самостоятельной единицей. Однако наибольшее количество проявления конфликтной ситуации происходит именно в тот момент, когда в семье власть родителей является безусловной. Подобный подход воспитание зачастую порождает огромную пропасть между родителями и детьми [5].

Все это негативно влияет на нормальное развитие ребенка, потому как он не способен самостоятельно принимать решения и адаптироваться к окружающей действительности. По итогу, в 18 лет человек понимает, что он абсолютно не способен реализовать себя в обществе и долгое время ищет способы адаптации к социуму. Именно поэтому в качестве профилактики представленного конфликтогена очень важно реализовывать воспитание ребенка таким образом, чтобы это не противоречило здравому рассудку и не оказывало негативное влияние на нормальное развитие ребенка. Помимо всего прочего, одним из самых частых конфликтогенов, которые негативно влияют на развитие ребенка — это проявление

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

отрицательных эмоций. Причем проявление данных эмоций может интерпретироваться в различных видах: -побои, -алкоголизм,

-систематические ругани и ссоры,

-напряженные отношения между супругами и многое другое [6].

Все это результат нерационального подхода к воспитанию ребенка и демонстрации негативного примера и опыта предшествующего поколения.

В качестве основной задачи родителя должна заключаться создание той атмосферы в семье, которая не позволит увидеть и прочувствовать ребенка все эти негативные факторы, о которых мы говорили ранее. Ребенок должен испытывать, находясь в семье, исключительно положительные эмоции и быть уверенным в надежности своей семьи. Как правило, в семьях алкоголиков, наркоманов или там, где происходит систематические побои и ссоры, дети вырастают с серьезными психологическими отклонениями [7].

С такой группой детей необходимо работать специализированным психологам, которые направят ребенка в нужное русло и не позволят проецировать предшествующий опыт на новую семью, которую ребенок рано или поздно создаст. Профилактикой представленного конфликтогена является тот факт, что необходимо проводить систематические эффективные беседы, тренинги и другие профилактические мероприятия с семьями, где хоть раз была замечен один из факторов, представленных ранее [8].

Социальные службы и представители образовательной деятельности должны приложить все усилия для того, чтобы родители поняли, что подобное поведение приведет исключительно к отрицательному результату не только для ребенка, но и для всей семьи. Помимо всего прочего, в тот момент, когда ребенок нуждается в заботе, ласке и любви, а родители не способны по каким-либо причинам дать это ребенку, возникает конфликтоген. Иными словами, отсутствие телесного и эмоционального контакта с ребенком — это тоже проявление своеобразного конфликтогена. Итак, конфликтоген заключается не только в негативных действиях, но и бездействиях [9].

Стоит отметить, что дети — это очень ранимые и тонкие натуры, которые систематически нуждаются в ласке и заботе, особенно это касается необходимости получения со стороны родителей.

Ведь именно родительская любовь способна настроить ребенка на положительный результат.

Ребенок, который нуждается в человеческом тепле и не получает ее, приобретает колоссальную психологическую травму. Это зачастую происходит в той семье, где родители находятся в постоянной занятости. Причем занятость может быть разной: -родитель находится на работе; -родитель занимается другими детьми; -родитель занимается домом/своим делом и пр.; -родитель создает вид мнимой занятости [10].

Ребенок все проявления занятости расценивает исключительно как способ «избавления» от него. Ведь он еще не в состоянии понять, что на взрослого возложено огромное количество обязанностей ежедневно [11].

Именно поэтому очень важно в таких ситуациях демонстрировать ребенку необходимость в нем. Показывать то, что он любим и ценен для семьи. Демонстрировать его исключительную важность.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

Еще один конфликтоген, который часто проявляется в рамках реализации семейных отношений — это неспособность рационально оценивать обстановку как со стороны родителя, так и со стороны ребенка [12].

Способность подстраиваться под различные ситуации — это исключительно положительное качество для реализации семейных отношений и ценностей. Если же родитель не хочет выслушать ребенка и понять его позицию, то их взаимоотношения обречены на конфликт. Именно поэтому важно минимизировать уровень возможности проявления разногласий, учитывая позицию каждой из сторон.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что семейная психология представляет собой очень широкое поле для изучения. В настоящее время существует огромное количество подходов к изучению источников конфликтов в рамках данного социального институт. Однако нет универсального средства, позволяющего минимизировать уровень возникновения конфликтогенов условиях семьи. Основная задача общества, правительства и социальных служб — это обеспечение бесперебойной, совместной, комплексной работы, которая позволит выявлять источники конфликта в семье в самом начале проявления противоречий.

Список литературы:

1. Холостова Е. И. Социальная работа. М.: Дашков и К., 2015. 800 с.

2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2016. №6. С. 34.

3. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. 270 с.

4. Мантрова М. С., Степаненко Н. А. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 113-116.

5. Быстрова Н. В., Хижная А. В., Сундеева М. О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 16-19.

6. Ибрагимова Л. А., Чубанова Г. Р. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. №6 (28). С. 105-110.

7. Подольская Т. А., Гусова А. Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 158-160.

8. Кяргярзадемиандобад М. К. Особенности психокоррекции детей переходного возраста в азербайджанских семьях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 174-176.

9. Ефимова Д. В., Макарова П. С. Толерантное отношение в семье или терпимость к моральному разложению общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. №4 (32). С. 104-106.

10. Гусова А. Д. Психологические особенности современной семьи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 206-209.

11. Николаева А. А., Смурыгина Е. А. Особенности психолого-педагогической характеристики детей младшего школьного возраста, влияющие на возникновение конфликтов // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №6. С. 379-384.

12. Савченко И. А., Саяпина А. И. Влияние образа Я на конфликтность личности // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №3(24). С. 27-32.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

References:

1. Kholostova, E. I. (2015). Sotsial'naya rabota. M.: Dashkov i K. 800. (in Russian)

2. Goncharova, T. (2016). Neblagopoluchnye sem'i i rabota s nimi. Narodnoe obrazovanie, (6). 34. (in Russian)

3. Tseluiko, V. M. (2003). Psikhologiya neblagopoluchnoi sem'i. M.: VLADOS-Press. 270. (in Russian)

4. Mantrova, M. S., & Stepanenko, N. A. (2017). K voprosu izucheniya tsennostnykh orientatsii podrostkov iz blagopoluchnykh i neblagopoluchnykh semei. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika ipsikhologiya, 6(1 (18)). 113-116. (in Russian)

5. Bystrova, N. V., Khizhnaya, A. V., & Sundeeva, M. O. (2018). Semeinoe neblagopoluchie kak psikhologo-pedagogicheskaya problema. Karel'skii nauchnyi zhurnal, 7(1 (22)). 16-19. (in Russian)

6. Ibragimova, L. A., & Chubanova, G. R. (2015). Problema psikhologicheskogo issledovaniya sem'i i detsko-roditel'skikh otnoshenii v sem'yakh pedagogov. XXI vek: itogi proshlogo iproblemy nastoyashchegoplyus, 2(6 (28)). 105-110. (in Russian)

7. Podol'skaya, T. A., & Gusova, A. D. (2016). Vliyanie semeinykh otnoshenii na razvitie lichnosti rebenka. Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal, 5(3 (16)). 158-160. (in Russian)

8. Kargarzademiandobad M. K. (2016). Peculiarities of psychotherapy of teenage children in azerbaijani families. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya, 5(1), 174-176. (in Russian).

9. Efimova, D. V., & Makarova, P. S. (2016). Tolerantnoe otnoshenie v sem'e ili terpimost' k moral'nomu razlozheniyu obshchestva. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus, 4(32), 104-106. (in Russian).

10. Gusova, A. D. (2016). Psikhologicheskie osobennosti sovremennoi sem'i. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya, 5(2), 206-209. (in Russian)

11. Nikolaeva, A., & Smurygina, E. (2018). Features of the psychological and pedagogical characteristics of primary school age children, which affect the conflicts occurrence. Bulletin of Science and Practice, 4(6), 379-384. (in Russian).

12. Savchenko I. A., Sayapina A. I. 2018. Vliyanie obraza Ya na konfliktnost' lichnosti. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii, 3(24), 27-32. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 08.06.2019 г. 17.06.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Бочкарникова Э. Г. Семейные конфликтогены, влияющие на нормальное развитие ребенка: виды, причины, профилактика // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №7. С. 402-406. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/52

Cite as (APA):

Bochkarnikova, E. (2019). Family Conflictogenes Affecting the Normal Development of the Child: Types, Causes, Prevention. Bulletin of Science and Practice, 5(7), 402-406. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/52 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.