Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
УДК 37.015.31 https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/39
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
©Конурбаев Т. А., канд. психол. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, с. Тегене, Кыргызстан, [email protected] ©Сагынбаев Э. К., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
FORMATION OF WILL IN PRESCHOOL CHILDREN IN A YOUNG MODERN FAMILY
©Konurbaev T., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Tegene, Kyrgyzstan, [email protected] ©Sagynbaev E., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В данной статье на основе теоретического исследования и анализа рассмотрены проблемы становления ребенка под влиянием современной, но часто неопытной семьи. В работе проанализированы основные проблемы в воспитании и формировании воли у детей в молодой современной семье. В исследовании определяются трудности и неопытность молодых родителей во взаимоотношении с ребенком. Также рассмотрены понятие семьи, ее функции, виды, «родительство» и подходы к определению семейного воспитания. Исследовательские методы проведены на основе общенаучных и жизненных методов, таких как обобщение различных работ авторов в области педагогики и психологии. Понятие «воля» относится к ключевым проблемам развития личности, определяющих самостоятельность, ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Актуальность данной статьи вызвана необходимостью для психологов, педагогов и родителей совершенствования уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность, целью которого является развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, целеустремленности и решительности ребенка. Развитие подрастающего поколения происходит в результате взаимоотношения с окружающей средой, получения социального опыта, овладения конкретными нормами и правилами общения и поведения, в том числе и межличностных отношений с близкими людьми. Дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением. Один из основных факторов в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует, выполняет различного рода поручения взрослых.
Abstract. This article, based on theoretical research and analysis, examines the problems of a child's formation under the influence of a modern, but often inexperienced family. The paper analyzes the main problems in the upbringing and formation of will in children in a young modern family. The study identifies the difficulties and inexperience of young families in dealing with a child. Also considered the concept of the family, its functions, types, "parenting" and approaches to the definition of family education. Research methods are carried out on the basis of general scientific and life methods, such as generalization of various works of authors in the field of pedagogy and psychology. The concept of "will" refers to the key problems of personality
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
development, which determines the independence, responsibility of the preschooler for being in demand in the future. The relevance of this article is due to the need for psychologists, teachers and parents to improve the already existing approaches of psychological and pedagogical influence on the forming personality, the purpose of which is to develop the independence, initiative, responsibility, purposefulness and determination of the child. The development of the younger generation occurs as a result of relationships with the environment, gaining social experience, mastering specific norms and rules of communication and behavior, including interpersonal relationships with loved ones. Preschool age — the age of the emergence of will as the ability to consciously control their behavior. One of the main factors in the upbringing of will is the regime, a certain order of the child's life. Accurate implementation of the regime teaches the baby to order, organization, and discipline. The will of the child develops in various types of his activities, when he draws, sculpts, designs, performs various kinds of instructions from adults.
Ключевые слова: воспитание, поведение, родители, воля, ребенок, семья.
Keywords: upbringing, behavior, parents, will, child, family.
В настоящее время молодые семьи сталкиваются с трудностями в воспитании собственных детей. Из-за отсутствия определенных методов воспитания мы не редко готовим для общества безответственных, а в последнее время особенно агрессивных, неспособных контролировать свое психоэмоциональное поведение, конфликтно доступных личностей. И когда ребенок входит в школьную образовательную сферу, многие родители даже высказывают свое неудовольствие, мол на кого стал похож мой ребенок?
Каждая семья желает своим детям здоровья и хочет видеть их успешными во всем. Для того, чтобы дети выросли прилежными, упорными и целеустремленными личностями, способными самостоятельно решать трудные жизненные вопросы, родителям необходимо развивать и воспитывать у детей силу воли. Но, к сожалению, многие современные родители сегодня часто не только не умеют развивать волевые качества у детей, но и не имеют опыта в воспитании ребенка.
К теме детско-родительских отношений в последние годы обращают внимание многие авторы [1-3]. Но чаще психологи-практики. Цель нашей работы: выявление особенностей волевого действия детей дошкольного возраста и поиски эффективных способов его развития. Предмет исследования: особенности волевого действия дошкольного возраста и его развитие. Теоретико-методологическое основание исследования послужили положения Л. C. Выготского о социальной ситуации развития и зоне ближайшего развития как важнейших условиях становления личности ребенка, труды других видных ученых [1, 4-7].
Для достижения цели исследования был использован комплекс методов, включающий в себя: теоретический анализ и систематизацию данных психолого-педагогических и исследований, касающихся проблемы волевой регуляции детей дошкольного возраста. Изучен уровень развития каждого из компонентов волевого действия: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование [6, 7].
Молодые родители совершают ошибки в воспитании, а тем временем дети в свою очередь, вырастают слабовольными, нерешительными, неспособными преодолевать препятствия и жизненные трудности. Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно преломляются через его индивидуальность. Особое значение в свете данной проблемы и, в частности, в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
развитии волевой активности ребенка имеет дошкольный возраст. Получаемые им те или иные знания, овладение навыками, опытом, примера от родителей, близких родственников в семье, несомненно меняют его индивидуальность и доказывают, что каждый ребенок по своему уникален и неповторим.
В становление полноценной личности в будущем важное место занимает формирование волевых качеств детей в дошкольном возрасте. Для чего нужна воля? Воля нужна для достижения цели, принятии решения, осуществления действий, преодоления препятствий. Почему волю нужно воспитывать с раннего детства? Если в семье с раннего детства не приучать детей выполнять несложные задания, не сдерживать некоторые неразумные желания, то в дальнейшем трудно будет приучать их к систематическому труду и учебе.
Волевые действия начинаются с раннего детства, с овладения ребенком произвольных движений, с манипуляций с игрушками и доступными предметами. В осмыслении понятия «воля» педагогическая наука и практика прошла довольно сложный путь. Воля — это сознательная саморегуляция человеком поведения, определяющее достижение поставленной цели путем преодоления трудностей. Воля — не врожденное качество человека. Индивид не рождается с ранее подготовленной слабой или сильной волей, в большинстве случаях воля передается от родителей к детям по наследству. Психические механизмы развиваются в процессе деятельности человека, и огромную роль в ее формировании играют условия жизни и воспитание семьи.
«Осознанная функция, — писал Л. С. Выготский, — приобретает и иные возможные действия. Осознать — значит, в известной мере овладеть...» [1, с. 225]. К примеру, если ребенок окружен чрезмерной опекой взрослых и ему не приходится прикладывать ни малейших усилий в достижении желаемого, то вряд ли из этого ребенка вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Молодые семьи всю свою теплоту и привязанность к ребенку выражают в беспрекословном выполнении его желаний, не предъявляют к нему никаких требований, не дают никаких самостоятельных заданий, поручений. Большинство думает, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу, посетив тренинги/вебинары или овладев особыми методами воспитания. Конечно же, теоретические знание необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как только сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если и прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Ведь семья являются первой общественной средой в становлении ребенка. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья ребенка.
Обратим, к примеру, внимание на основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:
Негативизм — ребенок отказывается делать то, о чем его просили — и не потому, что ему не хочется, а потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы.
Непослушание — ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. При
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.
Упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше.
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.
Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
Обесценивание старых привязанностей к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное. Могут потерять ценность еще совсем недавно обожаемые игрушки, книги, и тогда ребенок может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»
Ревность. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть [2].
Особенности возраста трех лет — это, прежде всего, вызовы для взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.
Взрослые становятся образцом для ребенка не только объективно, но и субъективно — перед ними впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей. Несформированность волевой регуляции поведения приводит буквально к ступорозному состоянию: ребенка можно довести до истерики, когда он на предложение взрослого пойти гулять, отвечает отказом, а на следующее за этим согласие с ним, требует пойти гулять и т. д. Взрослые воспринимают это как абсолютное упрямство, однако это скорее невыносимое бремя самостоятельности, разрыв между «Я сам» и «Мы вместе. Нужно обязательно учесть то, что к концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «Я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью» [3, с. 6-20].
Во избежание всех вышеупомянутых симптомов нужно учитывать особую логику общения ребенка и взрослого. В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа [4, с. 78].
Для формирования и воспитания воли у ребенка необходимо твердо придерживаться определенных правил:
- в каждой молодой современной семье должен быть установлен традиционный порядок жизни ребенка;
- ребенок должен точно знать, что, как и когда он должен делать;
- есть, гулять, ложиться спать, перед едой мыть руки, перед сном убрать игрушки и т. д.
Для развития воли — в семье необходимо приучать к самостоятельности выполнения
всех правил ребенком. Первые обязанности ребенка — самостоятельно одеться, убрать постель, умыться, почистить обувь и платье, позавтракать, поставить посуду на место, держать в порядке игрушки. С малых лет следует вселять в сознание ребенка мысль о том, что он тоже имеет обязанности и вместе с тем ему многое нельзя.
Заранее запланированные правила приучают ребенка к известной аккуратности и, тем самым, способствуют формированию волевых черт его характера. Взрослым следует всегда быть честными с ребенком, т. е. всегда держать свое слово. А ведь часто бывает и так: чтобы утешить ребенка, ему обещают многое — и конфет купить, и картинки показать, и на качелях покатать. Ребенок перестает плакать и капризничать, но ожидает выполнения обещанного. Взрослые же забывают о своем собственном обещании, не выполняют его. В результате ребенок привыкает не верить любым обещаниям родителей. И сам приучается легко давать обещания и не выполнять их. У него не воспитывается чувство ответственности за свое слово.
Воспитывать и формировать в ребенке уменье владеть своими чувствами, желаниями, побеждать в себе чувство страха, приучать его сдерживать боль или обиду — все это укрепляет и тренирует его волю. Ребенок без помощи родителей никогда не научится управлять своим поведением и смотреть на себя со стороны.
Известный психолог Уолтер Мишел, специализировавшийся на теории личности и социальной психологии, автор знаменитого маршмеллоу-теста (маршмеллоу — разновидность зефира), объясняет, что такое сила воли и как ее развить.
В вышеуказанном тесте ребенку предлагают сладость и оставляют выбор: съесть сейчас или подождать и потом насладиться сразу двумя порциями лакомства. Что он сделает? И каковы будут последствия для его будущей жизни? Ведущий специалист по самоконтролю Уолтер Мишел доказал, что способность отложить вознаграждение и не съесть маршмеллоу сразу — критическое умение для достижения успеха, по которому можно спрогнозировать высокие результаты в учебе у ребенка, более крепкие социальные связи и умственные способности, здоровый образ жизни и самоуважение [5].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Выше мы уже говорили, что важной составляющей семейного воспитания выступает образец поведения родителей. Подражая родителям, дети копируют отрицательное и положительное, которое воспринимают и используют в дальнейшем в обществе. Действительно, семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создавать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передавать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Воспитание детей сегодня является более серьезной проблемой, чем когда-либо.
Формирование характера ребенка становится еще более актуальным в связи с тем, что дети ежедневно сталкиваются с ценностями, которые противоречат ценностям их родителей. Сегодня наши дети подвергаются информационной атаке со стороны сверстников, СМИ, интернет-ресурсов, а также других взрослых, помимо родителей. Этот поток самой разнообразной информации сбивает детей с толку, делая их нечувствительными ко многим социальным порокам, таким как насилие, безнравственность, жестокое обращение и дискриминация.
Как мы видим, в последнее время статистика в отношении убийств среди подростков, травли и стрельбы в школе, самоубийств, увлечения наркотиками и злоупотребления спиртными напитками отражают значительные перемены в понимании того, каким должно быть детство. Сегодня детям гораздо сложнее получить базовые уроки самоорганизации, здоровой самооценки и сопереживания по отношению к другим. Современные дети более подвержены депрессии, тревожности и импульсивному поведению. В то же время их родители испытывают растущее давление со стороны экономических факторов, что вынуждает их посвящать работе все большее количество времени, в результате чего у них остается меньше времени на общение с детьми.
В процессе самой жизни дети перенимают от старших не мало знаний об отношении полов, о браке, о семье, усваивая от них нормы поведения. У них рано начинает развиваться чувство товарищества, дружбы, чести и достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как о высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Ребенку в своей жизни часто приходится сталкиваться с внешним миром: с его необычайностью, новизной и опасностью. При взаимодействии с другими людьми, во взаимоотношениях с обществом он может оказаться в сложной ситуации. В такие моменты ребенку необходимо спрятаться в некой психологически безопасной, комфортной нише, роль которой должна выполнять семья. Ведь проблемные, трудные, непослушные, дети с комплексами, забитые несчастные — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие не удовлетворенных потребностей ребенка. Как показывает мировая практика, оказание психологической помощи детям и их родителям, разрешает даже очень трудные проблемы в семье и помогает создать благоприятный климат общения в ней.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Молодые люди, создавая семью, в первую очередь сталкиваются кроме материальных еще и с жилищными проблемами что влияет на психосоциальное развитие ребенка. Благоприятно-устойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей: родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако если в семье нет полного взаимопонимания между взрослыми, это приводит к частым конфликтам. У таких родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточное образование и педагогический потенциал.
Выводы
Исходя из всех вышеуказанных проблем, можно с уверенностью сказать, что молодым современным родителям необходимо дать следующие рекомендации:
Стараться адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка;
Заменить авторитарный стиль воспитания на взаимодействие и взаимоуважение с ребенком;
Гиперопеку заменить на взаимопонимание в общении с ребенком;
Создать уют и пространство ребенку, что поспособствует к самостоятельности;
Терпение и мудрость по отношению к эмоционально — агрессивным проявлениям ребенка;
Решать возрастные проблемы вместе, создавая ролевые игры.
Родители могут стать наставниками, следуя советам:
Постараться понять эмоционально-волевые вспышки ребенка.
Научиться слышать своего ребенка и вникать в их проблемы;
Помогать детям находить объяснения эмоциям, которые они испытывают.
Определить вместе с ребенком границы существующей проблемы.
Ежедневно участвующие в воспитании своих детей родители, в конце концов будут вознаграждены тем, что увидят, как их дети выросли здоровыми, волевыми и ответственными людьми. Молодым современным родителям надо научится говорить о своих ценностях и воплощать их в реальность. Как гласит древняя мудрость «мы должны не только проповедовать о том, что делаем, но и делать то, о чем проповедуем». Для формирования воли — детям нужны как наша поддержка, так и наши дела. Родители должны направлять, слушать и давать советы.
Доктор Джон Готман, один из ведущих психологов в сфере исследования брака и семьи, считает, что родители должны быть вовлечены в переживания и чувства своих детей [6]. Дети, которые чувствует поддержку родителей, менее склонны поддаваться негативному влиянию общества. Именно воспитание ребенка в семье — часть социализирующего образования в будущем. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. С помощью родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Социальное «Я» закрепляется в семье, а не в детском образовательном учреждении.
И самое главное — молодые родители должны воспитывать в своих детях правильный настрой: «Я могу это сделать».
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. С. 225.
2. Ковынева О. Г., Введенский В. Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. 2017. №11 (41). С. 13-16.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 8. №2. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
3. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии, 1997. 416 с.
4. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. 80 с.
5. Мишел У Развитие силы воли: уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 327 с.
6. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 268 с.
7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. 336 с.
References:
1. Vygotskii, L. S. (2003). Psikhologiya razvitiya rebenka. Moscow. (in Russian).
2. Kovyneva, O. G., & Vvedenskii, V. N. (2017). Psikhologicheskie osobennosti detei doshkol'nogo vozrasta. Universum: psikhologiya i obrazovanie, (11 (41)), 13-16. (in Russian).
3. Elkonin, D. B. (1997). Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. Moscow.
4. Gavrilova, T. P. (1984). O vospitanii nravstvennykh chuvstv. Moscow. (in Russian).
5. Mishel, U. (2015). Razvitie sily voli: uroki ot avtora znamenitogo marshmellou-testa. Moscow. (in Russian).
6. Gottman, D., & Dekler, D. (2018). Emotsional'nyi intellekt rebenka: prakticheskoe rukovodstvo dlya roditelei. Moscow. (in Russian).
7. Uruntaeva G. A. (2001). Doshkol'naya psikhologiya. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 14.01.2021 г.
Принята к публикации 20.01.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Конурбаев Т. А., Сагынбаев Э. К. Формирование воли у детей дошкольного возраста в современной молодой семье // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №2. С. 287-294. https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/39
Cite as (APA):
Konurbaev, T., & Sagynbaev, E. (2022). Formation of Will in Preschool Children in a Young Modern Family. Bulletin of Science and Practice, 8(2), 287-294. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/39