Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИУМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калдыбаева Айчурок Токтополотовна, Сабирова Махаббат Мийзамовна

В статье рассмотрены проблемы социализации детей. Сущность и содержание понятие социализации. Социальное воспитание в семье, ее основы и современные механизмы эффективного воспитания детей дошкольного возраста. А также рассмотрены реальные возможности этнокультурного потенциала социума в социализации детей дошкольного возраста. Особенности социума, обусловленные социальными и этнокультурными феноменами. Своеобразие этнических традиций социального «воспитания и развития» детей с самого раннего возраста. Социальное воспитание личности дошкольника в широком и узком смысле. Системы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. О возможностях улучшения условий педагогического труда воспитателей. Повышения эффективности процесса социализации путем совершенствования профессионализма специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the problems of socialization of children, the essence and content of the concept of socialization, social education in the family, its basics and modern mechanisms for effective education of preschool children. The real potential of the ethnocultural potential of society in the socialization of preschool children was also considered including features of society in relation to social and ethnocultural phenomena and peculiarities of ethnic traditions of social “education and development” of children from an early age. Social education of the personality of a preschooler considered in a broad and narrow sense, systems of interaction between the family and the preschool educational institution and the possibilities of improving the conditions of pedagogical work of educators with increasing the efficiency of the socialization process by improving the professionalism of specialists.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

УДК 373. 2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/54

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

©Калдыбаева А. Т., д-р пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан ©Сабирова М. М., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан

THE ESSENCE AND CONTENT OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN

©Kaldybaeva A., Dr. habil., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Sabirova M., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы социализации детей. Сущность и содержание понятие социализации. Социальное воспитание в семье, ее основы и современные механизмы эффективного воспитания детей дошкольного возраста. А также рассмотрены реальные возможности этнокультурного потенциала социума в социализации детей дошкольного возраста. Особенности социума, обусловленные социальными и этнокультурными феноменами. Своеобразие этнических традиций социального «воспитания и развития» детей с самого раннего возраста. Социальное воспитание личности дошкольника в широком и узком смысле. Системы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. О возможностях улучшения условий педагогического труда воспитателей. Повышения эффективности процесса социализации путем совершенствования профессионализма специалистов.

Abstract. The article discusses the problems of socialization of children, the essence and content of the concept of socialization, social education in the family, its basics and modern mechanisms for effective education of preschool children. The real potential of the ethnocultural potential of society in the socialization of preschool children was also considered including features of society in relation to social and ethnocultural phenomena and peculiarities of ethnic traditions of social "education and development" of children from an early age. Social education of the personality of a preschooler considered in a broad and narrow sense, systems of interaction between the family and the preschool educational institution and the possibilities of improving the conditions of pedagogical work of educators with increasing the efficiency of the socialization process by improving the professionalism of specialists.

Ключевые слова: этнокультурное пространство, этнопедагогическое пространство семьи, этнокультурный потенциал, социум, педагогическая культура, социализация, воспитательный потенциал, эффективность.

Keywords: ethnocultural space, ethnopedagogical space of family, ethnocultural potential, society, pedagogical culture, socialization, educational potential, efficiency.

Проблема социализации детей, социальное воспитание в семье привлекает внимание многих ученых, специалистов-практиков различного профиля. Осмысление сущности обозначенной проблемы в любом исследовании предполагает точность, выверенность

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

исходного понятийного аппарата. В изложении содержания данного параграфа, приступая к характеристике ключевого понятия «этнокультурное пространство», мы хотели бы раскрыть сущность и содержание, прежде всего следующих составляющих этого понятия: «этнокультурное пространство», «этнопедагогическое пространство семьи», «этнокультурный потенциал семьи и социума», «традиционная педагогическая культура» и т. д. Определение содержания этих основных понятий послужили теоретической базой для обоснования нами сущности этнокультурного потенциала семьи и ДОУ как условия успешной организации социализации детей в социуме. В своем исследовании мы исходим из реальных возможностей этнокультурного потенциала социума в социализации детей дошкольного возраста. Термин «потенциал» — от лат. potential, означает — сила, возможность [5, с. 848]. Для нашего исследования весьма приемлемо определение А. Н. Лутошкина, по мнению которого это понятие используется для характеристики возможностей той или иной общности людей, новых сил, рождающихся в процессе их совместной деятельности [4, с. 125 ].

По определению Ю. П. Сокольникова, «воспитательный потенциал» — это целостное явление, определяющее суть, содержание и формирование воспитательного взаимодействия [6, с. 383] .

В контексте нашего исследования понятие «потенциал этнокультурного пространства» определяется как интегративная совокупность социально-педагогических и этнокультурных «средств, запасов, источников», имеющихся в наличии социальных институтов социума, которые могут быть мобилизованы, интегрированы и активизированы, приведены в действие, использованы для достижения цели и задач социального воспитания детей дошкольного возраста. Этот воспитательно-социализирующий и формирующий потенциал имеющихся этнокультурных форм, методов, средств, может быть использован для приобщения детей к окружающему миру и подготовке их к реальной жизни на основе формирования системы социальных качеств, социального поведения, взглядов и убеждений, необходимой для адаптации к современному обществу. Однако для начала необходимо раскрыть особенности социума, обусловленные такими социальными и этнокультурными феноменами, как улица, окружение. Они сами по себе специфичны и определяют своеобразие этнических традиций социального« воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

Социальное воспитание личности дошкольника в широком смысле — это интегративный процесс педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в оптимальном обеспечении условий разумно организованной жизнедеятельности личности в период включения его в социальную жизнь и в условиях естественной среды обитания. В узком смысле социальное воспитание личности дошкольника отражает целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства, волю, поведение ребенка в целях формирования и развития у него социально ценностных знаний, умений, социальных навыков, потребностей, мотивов, социальных норм и привычек поведения. В контексте исследуемой нами проблемы социализация рассматривается нами как социокультурный феномен, ибо именно в традиционном укладе семьи аккумулирован весь социальный и этнопедагогический потенциал социализации личности ребенка. Взаимодействие культуры и пространства, в данном контексте этнокультуры, - это динамичный, развивающийся в историческом времени процесс. Поэтому в нашем исследовании основными направлениями являются пространственное и временное взаимодействие культуры и пространства.

Во временном значении — это история жизни каждого индивидуального человека - его

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

менталитет, дом, постройки, история родословной семьи, история города или села, в котором он живет и т. д.

В пространственном значении — это:

- природная среда, т.е. естественные реалии бытия, стабильная социальная среда, имеющая свои специфические экономико-хозяйственные и социальные связи [3, с. 346];

- предметная среда, т.е. рукотворные реалии бытия человека, детский сад, педагог-воспитатель, школа, детский коллектив, педагоги школы и ее условия;

- социальная среда, т.е. этническая среда, включающая родственные отношения, общение с соседями, народные традиции, народную музыкальную и художественную культуру, обычаи, обряды и т.п.;

- ценностно-символическая среда, т.е. отражение всех реалий бытия в народном сознании через символы событий, знаки явлений, образы социального поведения.

В реализации всех педагогических целей социализации детей дошкольного возраста наилучшим условием является этнокультурное пространство, понимаемое нами как естественная реальная среда жизнедеятельности детей дошкольного возраста, родителей, педагогов ДОУ и школы, ориентированная на взаимодействие с социумом. Это пространство является своеобразным социальным институтом социализации ребенка-дошкольника, который создает условия для неформального общения с окружающей средой и компенсирует недостающий социальный опыт, получаемый в семье и в ДОУ

Доминантой современных ДОУ является; ориентация на социальное воспитание как сути и цели процесса воспитания детей-дошкольников, в целом. Решение этой сложной проблемы и ответственность по социализации детей с самого раннего возраста возлагается обществом на такие социальные институты, как дошкольные образовательные учреждения; семья и естественная среда обитания ребенка вообще.

Результаты и обсуждения. Исследователи отмечают, что новая реальность, предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни [1, с. 146-258]. Вхождение ребенка в социальную жизнь в качестве активного субъекта достигается путем решения шаг за шагом отдельных частных его проблем в рамках существующего общества.

Характерной особенностью исследований проблемы социального воспитания личности ребенка является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии, социологии и психологии. Анализ соответствующей проблеме исследования литературы показал, что к определению «социальное воспитание» и «социализация личности» существуют различные подходы. Принципиально важным для результатов исследования; считаем необходимым разграничить, понятия «воспитание», «социализация» и «социальное воспитание». В научно-педагогической, литературе существует множество определений понятия «воспитание», основанных на различных подходах. Формулировка многих из них зависит от философской или психологической платформы, на которой строится та или иная концепция воспитания.

А. Н. Лутошкин дает следующее определение: «Воспитание — это непосредственное или опосредованное, прямое (директное) и косвенное (индиректное) целенаправленное социально-позитивное воздействие на личность, посредством создания условий для ее самоактуализации в процессе социализации и социального (педагогического) взаимодействия» [4]. Данное понимание воспитания учитывает не только воздействие социума на личность, но и роль самой личности.

Как известно, воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития ребенка. С точки зрения социальной, воспитание — это

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

целенаправленная подготовка детей- дошкольников к жизни в данном и будущем обществе с самого раннего возраста, осуществляемая через семью как первичного социального института и специально создаваемые государственные; и общественные структуры, контролируемые и корректируемые обществом [1, с. 64].

Проведенный анализ концепций воспитания показывает, что стечением времени произошло изменение в формулировке самой цели воспитания, и появление таких определений, как «полная реализация себя в обществе»; «формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой»; «содействие развитию и самораскрытию у ребенка характера высокой степени социализации». При этом в последнее время акцент переносится, на наш взгляд, вполне правомерно, на создание с помощью определенных психолого-педагогических средств определенных условий для социального и культурного развития ребенка.

Список литературы:

1. Абакарова Э. Г. Социально-психологические аспекты социализации личности // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2004. С. 146-258.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Юрайт, 2002.

4. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М. : Педагогика, 1988.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1953.

6. Сокольникова Э. И. Этнопедагогика чувашской семьи. М.: МГОПУ, 1997.

Список литературы:

1. Abakarova, E. G. (2004). Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty sotsializatsii lichnosti // Obshchestvo i lichnost': integratsiya, partnerstvo, sotsial'naya zashchita: materialy 1 Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Stavropol', 146-258. (in Russian).

2. Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1980). Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti. Moscow. (in Russian).

3. Likhachev, B. T. (2002). Pedagogika: kurs lektsii. Moscow. (in Russian).

4. Lutoshkin, A. N. (1988). Emotsional'nye potentsialy kollektiva. Moscow. (in Russian).

5. Ozhegov, S. I. (1953). Slovar' russkogo yazyka. Moscow. (in Russian).

6. Sokol'nikova, E. I. (1997). Etnopedagogika chuvashskoi sem'i. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.05.2021 г. 12.05.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Калдыбаева А. Т., Сабирова М. М. Сущность и содержание социализации детей дошкольного возраста // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 439-442. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/54

Cite as (APA):

Kaldybaeva, A., & Sabirova, M. (2021). The Essence and Content of Socialization of

Preschool Children. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 439-442. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.