Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
УДК 373.2:78 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/50
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
©Абдыкадыров А. А., Бишкекский государственный университет им. акад. К. Карасаева,
г. Бишкек, Кыргызстан
METHODS AND MEANS USED IN FORMING THE PRESCHOOLERS
MUSICAL CULTURE
©Abdykadyrov A., Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. В статье рассмотрена информация об эффективных методах и средствах, используемых при формировании признаков музыкальной культуры дошкольников. Это должно осуществляться в непрерывном процессе обучения и воспитания. Поэтому широко заявлено, что методами и средствами, изложенными в содержании статьи, можно руководствоваться при организации каждой организованной учебной деятельности, проведении каждого воспитательного мероприятия. В качестве признаков нравственной культуры дошкольников взяты: скромность, бережливость, сдержанность, удовлетворенность, уместное использование, определены задачи нравственного воспитания дошкольников.
Abstract. The article discusses information about effective methods and tools used in the formation of signs of musical culture of preschoolers. This should be carried out in a continuous process of education and upbringing. Therefore, it is widely stated that the methods and means set forth in the content of the article can be guided by the organization of each organized educational activity, the conduct of each educational event. As signs of the moral culture of preschoolers were taken modesty, thrift, restraint, contentment, appropriate use, the tasks of moral education of preschoolers were determined.
Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальная игра, творческая деятельность, музыкальная интерпретация, дети дошкольного возраста.
Keywords: musical culture, musical play, creative activity, musical interpretation, preschool children.
В условиях духовной модернизации сознания молодежи суверенной страны важное значение имеет процесс привития признаков музыкальной культуры. Это происходит в непрерывном процессе обучения и воспитания. Процесс обучения неотделим от воспитания. Поэтому, при проведении каждой организованной учебной деятельности, каждого воспитательного мероприятия можно руководствоваться методами и средствами, изложенными в содержании статьи.
Интерес к музыке, положительное отношение к музыкальным произведениям, эмоционально-осознанное формирование творческого вкуса рождает признаки музыкальной культуры. Они затрагивают души взрослых и детей. Мы, взрослые, видим, как меняется жизнь. Происходящие обострения в мире, кризис мировоззрения и сознания человечества,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
существенно изменил понимание ценностных ориентации музыкальных ценностей, и оценок. Общая тревога за будущее детей не позволяет излишнюю расточительность, стремление к материальной выгоде, удовлетворение своих потребностей [1].
Главная цель субъектов, отвечающих за воспитание современного поколения, — развитие у них всех ценностей для совершенствования каждого ребенка как личности, воспитание его музыкальной культуры, привитие ребенку признаков собственной музыкальной культуры.
Признаки музыкальной культуры, которые мы мечтаем найти, развить или привить подрастающему поколению, не могут быть изначально обнаружены воспитателем в себе, не могут быть воспроизведены в свете, не могут быть воплощены в реальной жизни в отношениях с ребенком, не могут быть выполнены родителями, обществом и даже ответственными перед будущим [2].
Рисунок 1. Музыкальная культура ребенка
Каким сегодня будет молодежь третьего тысячелетия, когда мир вступит в эпоху четвертой промышленной революции, в период глубоких и интенсивных изменений в технологической, экономической и социальной сферах? Это, очевидно, волнует и волнует все человечество. Ведь формирование человека, обладающего ценными качествами, начинается с момента его рождения и в дальнейшем развивается в соответствии с возрастными особенностями детей.
Мы формируем признаки музыкальной культуры у детей в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст — благоприятный период для формирования признаков
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
музыкальной культуры. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной среды ребенка. Развитие и деятельность личности характеризуется расширением новых потребностей и качеств, т. е. знаний детей о предметах и явлениях, которые непосредственно никогда не наблюдались. Детей интересуют связи, возникающие между этими предметами и явлениями, а проникновение детей в такие связи во многом определяется его развитием.
В письме методических указаний об особенностях организации образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году указаны следующие задачи:
-укрепление здоровья и психики детей;
-приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям;
-формирование духовных и нравственных основ;
-развитие индивидуальных способностей и одаренности детей;
-обеспечение позитивного настроения каждого ребенка, развитие позитивного чувства
себя;
-целенаправленная подготовка ребенка к обучению в школе [3].
Дело формирования признаков музыкальной культуры не ограничивается образованием, оно формирует мировоззрение ребенка в результате пробуждения его внутренней души через воздействие на его чувства.
Рисунок 2. Структура музыкальной культуры личности
музыкальная культура (умение различать образцы художественной музыки, применять музыкальную наблюдательность в возникающих ситуациях и др.);
Ю. Б. Алиев считает, что музыкальная культура — эта важнейшая часть социально-художественного опыта, представляющая собой структуру музыкальной культуры, вызывающие музыкальные потребности личности [4, с. 8].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
Музыкальная культура личности — это характеристика музыкального развития личности, это степень усвоения музыкального опыта общества, способность к осуществлению ценностей, норм и принципов, последовательному самосовершенствованию в поведении и общении с другими людьми. Вышеупомянутые человеческие культуры реализуются у ребенка при применении специальных методов и средств [2].
Эмоционально-содержательный выбор наглядных средств связан с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольника, их эмоционального, психологического восприятия. Они являются важными и эффективными средствами для решения задач формирования у детей признаков музыкальной культуры, музыкальных установок и чувств. Использование наглядных средств способствует формированию музыкальной культуры у детей, регулирует их положительные эмоции, способности радоваться, грустить, сопереживать окружающим.
Конечно, в воспитании любого казахского ребенка особое место в жизни занимают народные традиций и обряды, которые часто используются в повседневной жизни. Особенно в детском саду, детском сознании, знакомство с народными традициями и обрядами, пробуждают уважения к старшим и бережного отношения к своим сверстникам и формируют музыкальную культуру своего народа [5].
Роль в формированиях музыкальной культуры способствуют музыкальные игры, пальчиковые игры, миниэтюды. Через них развивается артикуляционный аппарат, дикция, интонация (радость, грусть, удивление, спокойствие).
С помощью ритмопластики дети обучаются имитировать действия различных персонажей. В него входит: пантомима, танцевальные движения.
О формированиях музыкальной культуры с помощью сказки известный педагог Ы. Алтынсарин: «В детстве в возрасте от трех до двенадцати лет каждый человек получает из сказки все необходимое для своего духовного развития». В. А. Сухомлинский утверждал, что театральная деятельность эмоционально раскрывает чувства ребенка, духовно обогащает. В процессе постановки сказки ребенок реализует свои творческие способности, воплощается к персонажу, действиям [8, с. 117].
В любом народе, прежде всего, воспитание ребенка, передача знаний через сказку - это тенденция, идущая от дедовских времен. Первая цель сказки — музыкальное культурное воспитание, а затем воспитание через него. Ребенок, умеющий слушать и запоминать сказку, рассказывать ее, не нарушая ее смысла, впитывает в себя мысли, нравы, обогащается язык, процветает душа.
Средством формирования музыкальной культуры дошкольников можно назвать прогулки на природе. Природные средства — окружающая природа уникальна в формировании музыкальных основ дошкольников и развивает у детей положительные чувства к заботе о животных и растениях. Влияние природы на культурную сферу личности ребенка является важным средством воспитания чувств и поведения ребенка в процессе многогранной и необходимой педагогической организации.
Еще одним средством формирования у дошкольников признаков музыкальной культуры являются основные действия детей: игровая, трудовая, учебная и творческая.
Выбор средств формирования зависит от поставленной задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапов развития культурных качеств (формирование, закрепление, перевоспитание признаков музыкальной культуры).
Методы формирования и воспитания признаков музыкальной культуры — это пути достижения поставленной цели воспитания, способы педагогического воздействия через
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
осуществление формирования личности ребенка, особое средство в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса культурного развития и совершенствования личности и управления этим процессом, оказывают непосредственное влияние на детей, обогащают их культурный опыт. Большое значение имеет организованный педагогом метод целенаправленного контроля (например, младшие дети наблюдают за дружными играми старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает переживания детей, формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Этот метод эффективен в воспитании у детей навыков культурного поведения [3]
Очень важен метод организации педагогической деятельности, которые способствуют освоению детьми навыков, ребенок может сыграть роль «солиста», остальные повторяют под музыку его движения (например, накопленные движения, можно применять в коллективном творчестве, сочинять пляски, танцы, импровизировать под музыку и т.д.). Также можно применить в пении: дети повторяют по-своему (с новой интонацией, эмоциональной окраской) какое-либо произведение, звукоподражают, под определенный настрой, и т. д.
Эти методы также широко используются в повседневной жизни детей в ходе организованной учебной деятельности. При этом педагог должен перейти от усвоения знаний детей к регуляции их положительного эмоционального состояния. Формирование правильной оценки поведения и общения детей способствует превращению музыкальных представлений в мотивы поведения [7].
Итак, в формировании признаков музыкальной культуры дошкольников наряду с рассмотренными выше методами возможно последовательное использование группы методов, разработанных И. Г. Щукиной: методы формирования сознания (беседа, объяснение, этическая беседа, убеждение, подражание); методы формирования поведения и организации деятельности (упражнение, задание, воспитывающие жизненные ситуации); методы поощрения (соревнование, похвала, наказание) [7].
В этой связи особую роль в формировании признаков музыкальной культуры играют детские фильмы, мультфильмы и средства массовой информации. На этапе развития современных информационных технологий медиа образование, медиа пространство является неотъемлемой частью жизни современных детей. Сюжеты детских мультфильмов, фильмов, образы героев могут быть образцами признаков музыкальной культуры. Содержание некоторых фильмов имеет культурное значение, привлекает внимание детей к жестким проблемам, требующим глубокого волнения. Весь музыкально-развивающий потенциал мультфильмов может быть использован в системе музыкального воспитания дошкольников, так как рассматриваемый возрастной период характеризуется интенсивным формированием культурных позиций и чувств.
Таким образом, дошкольный возраст имеет решающее значение для формирования в личности ребенка признаков музыкальной культуры. Комплексное использование методов и средств формирования признаков музыкальной культуры помогает педагогу формировать у детей такие черты, как доброжелательность, удовлетворенность, сдержанность, бережливость и успешно решать задачи развития ребенка.
Список литературы:
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж, 1998. 352 с.
2. Алтынсарин Ы. Таглымы. Алматы, 1991.
3. Ветлугина Н. А. Дошкольное воспитание. М., 1989. 270 с.
4. Козлова С. А. Казахстан в 2017-2018 учебном году. Астана, 2017. 17 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
5. Костина Э. П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. М., 2000.
6. Назарбаев Н. А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания // Суверенный Казахстан. 2017.
7. Методические указания об особенностях организации образовательного процесса в дошкольных организациях Республики. Алматы, 2003.
8. Игенбаева А. Уроки нравственности. Алматы, 2001. 174 с.
9. Садырбаев С. Казахская народная литература. Алматы, 1990. 240 с.
10. Сухомлинский В. А. Потребности человека в человеке. М., 1981. 96 с.
References:
1. Aliev, Yu. B. (1998). Metodika muzykal'nogo vospitaniya detei. Voronezh. (in Russian).
2. Altynsarin, Y. (1991).Tarlymy. Almaty. (in Russian).
3. Vetlugina, N. A. (1989). Doshkol'noe vospitanie. Moscow. (in Russian).
4. Kozlova, S. A. (2017). Kazakhstan v 2017-2018 uchebnom godu. Astana. (in Russian).
5. Kostina, E. P. (2000). Kamerton: Programma muz. obrazovaniya detei rannego i doshk. vozrasta. Moscow. (in Russian).
6. Nazarbaev, N. A. (2017). Vzglyad v budushchee: modernizatsiya obshchestvennogo soznaniya. In Suverennyi Kazakhstan. (in Russian).
7. Metodicheskie ukazaniya ob osobennostyakh organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v doshkol'nykh organizatsiyakh Respubliki (2003). Almaty. (in Russian).
8. Igenbaeva, A. (2001). Uroki nravstvennosti. Almaty. (in Russian).
9. Sadyrbaev, S. (1990). Kazakhskaya narodnaya literatura. Almaty. (in Russian).
10. Sukhomlinskii, V. A. (1981). Potrebnosti cheloveka v cheloveke. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.05.2021 г. 12.05.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Абдыкадыров А. А. Методы и средства, используемые при формировании музыкальной культуры дошкольников // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 416-421. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/50
Cite as (APA):
Abdykadyrov, A. (2021). Methods and Means Used in Forming the Preschoolers Musical Culture. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 416-421. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/50