Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
УДК 373 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/55
СЕМЬЯ КАК ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
©Сабирова М. М., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан FAMILY AS A PRIMARY SOCIALIZATION IN PRESCHOOL CHILDREN UPBRINGING
©Sabirova M., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan
Аннотация. В данной статье рассматривается роль семьи и ее особенности в процессе социализации. Основные формы и функции (информативная, функция наставника, инициирующая и ориентирующая функция) семьи. Эффективные механизмы семейного социального воспитания ребенка. Психологический климат семьи и ее факторы: национальные традиции, нравственные ценности, уровня образования и т. д. Особенности детского фольклора в воспитании. Методы приучения и совокупность взглядов народа. Основные компоненты сельского этнокультурного пространства.
Abstract. This article examines the role of the family and its features in the process of socialization, also the main forms and functions (informative, mentor function, initiating and orienting function) of the family. Effective mechanisms of family social education of a child were described including the psychological climate of the family and its factors: national traditions, moral values, educational level, etc. Features of children's folklore in education. Methods of accustoming and the totality of the views of the people. The main components of the rural ethnocultural space.
Ключевые слова: этнокультурное пространство, этнопедагогическое пространство семьи, первичная социализация, социальный старт, марафон, этнос, менталитет, самосознания, этнокультурный потенциал, педагогическая культура.
Keywords: ethnocultural space, ethnopedagogical space of the family, primary socialization, social start, marathon, ethnos, mentality, self-awareness, ethnocultural potential, pedagogical culture.
В современном сельском этнокультурном пространстве семья имеет свои особенности и представляет своеобразную микросреду первичной социализации.
Американский социолог Чарльз Кули (1864-1929), определив семью как первичную группу, связывающую человека с обществом, способствующую его вхождению в социальную структуру, писал: «Семья создает определенное пространство социализации, помогает выработать социальные, правовые, культурные установки, стиль восприятия, социально окрашенную модель поведения» [6, с. 316].
Академик И. С. Кон, определяя родительское влияние как долговременный фактор социализации; отмечает: «...в раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать, затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец, позже обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации» [5, а 335].
Семья — исторически сложившаяся структура, сохраняющая свои основные формы и
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
функции на протяжении нескольких столетий. Как феномен первичной социализации личности семья является естественной средой, созданной природой для первичной социализации ребенка, «является одним из социализирующих институтов, которая способствует превращению ребенка из биологического существа в социальное» [1, а 329]. В ней формируется и воспитывается, будущий член общества. Именно в ней формируются такие жизненно важные социальные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие, вырабатываются многие социальные привычки и склонности, индивидуальные социальные качества.
В семье происходит первичная социализация ребенка. Этот «социальный старт» наиболее важный этап жизненного «марафона» [2, а 132]. Важная роль социального воспитания в семье — влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных игровых и трудовых ситуациях, в других сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность социализирующих функций семьи. Однако эффективность семейного социального воспитания ребенка напрямую зависит от его социально-воспитательного потенциала. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, основные периоды развития, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений» между его членами, психолого-педагогическую просвещенность и образованность родителей, социально-демографические и другие особенности семьи. Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт, интимно-личностную связь и исходное единство с родными, с окружающей средой. Таким образом, семья являлась и является той социальной средой, где на нравственное развитие ребенка оказывается влиянию с самого его рождения, т.е. семья осуществляет начальный этап социализации.
Семья выступает в роли социальной и духовной среды, она обладает особой, неповторимой морально-психологической атмосферой и спецификою межличностных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Психологический климат семьи зависит от ряда факторов: национальных традиций, нравственных ценностей, уровня образования и т. д. Согласно определению из философского словаря: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [7, а 176].
Семья — наиболее массовый компонент социокультурного пространства села, его социально-педагогической действительности и воспитательной социализирующей среды. В то же время она функционирует как особая социокультурная и этнопедагогическая микросреда, в которой с раннего возраста проявляется социальная активность, самопознание окружающей среды, самосознание ребенка, в ней он усваивает первые трудовые навыки, приучается к самообслуживающему и социально-полезному труду, приобретает социальный опыт и формирует социально-значимые качества. В семье естественно-стихийным путем через стереотипы поведения родителей внедряются в детские умы народная мысль, народный ум, особенности этнокультуры. Еще более важное значение в этом направлении имеют этнопедагогические и социально-педагогические знания, и этнопедагогическая культура
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
самих родителей и педагогов ДОУ Чтобы правильно организовать работу с детьми по привитию им любви к своему народу, к национальной культуре, к языку необходимо, прежде всего, самим воспитателям изучить, усвоить основы педагогики и психологии, глубоко овладеть народно-педагогическим потенциалом. Именно данное качество составляет одну из фундаментальных компонентов социально-педагогической компетентности, позволяющей организовать процесс социализации личности дошкольника в семейном и общинном социумах. Это дает возможность построить гибкую систему этнокультурирования детей с дошкольного возраста. Эта система должна строиться по принципу естественности и последовательности, непрерывности и систематичности, ибо разовые эпизодические мероприятия не дают надлежащего результата и эффекта в формировании в детях сознания социальной принадлежности, усвоения национально-культурного менталитета своего народа.
Психологами доказано, что в пробуждающемся самосознании ребенка уже в дошкольном возрасте появляется стремление ориентироваться на референтную группу [8, а 34]. Такой группой для дошкольника является сельская многодетная (часто в сельских условиях трехпоколенная) семья, представляющая собой общность людей, объединенных родственными связями, в которой ребенок с самого раннего возраста формирует свои воззрения, вырабатывает социальное поведение, идеалы, духовно- нравственные убеждения, социальные установки. В семье общение и игра ребенка представляют собой сложный многоплановый процесс установления и социального развития контактов с окружающим миром, между членами семьи и родственниками, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие в с социальной микросреде, восприятие и понимание другого человека. Л. Ю. Сироткин выделяет следующие функции семьи:
Информативная функция. В данном контексте родители являются, главными информаторами в раннем детстве своих детей. Именно формы, общения/предполагают и создают благоприятные условия для подражания взрослому как образцу. «Дошкольный возраст — самый благоприятный для целенаправленной организации отношений с детьми. По мере взросления ребенка функция информатора от родителей переходит к другим источникам (школе, телевидению, книгам, друзьям и т. д.)».
Функция наставника. Инициирующая функция. Семья является носительницей определенных норм и традиций. Ориентирующая функция. Ее значимость повышается по мере возрастания роли семьи в социальной ориентации детей [9, а 176].
Необходимо отметить, что все эти функции, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, естественный и ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. В этой социализирующей семейной среде, безусловно, есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой социальное воспитание. Следуя вышеобозначенным позициям, мы считаем весьма уместным рассмотрение социального воспитания ребенка в условиях реального бытия семьи, его членов, уклада их жизни. Поэтому в своем исследовании мы особый акцент делаем на таком компоненте этнокультурного пространства, как семья, так как дошкольный возраст — это важная ступень личностного становления ребенка, в ходе которого осуществляется активное социальное развитие, приобретение ребенком социального опыта, т.е. происходит процесс «врастания» ребенка в культуру [8, а 212].
В. А. Разумный пишет: «Семейная педагогика — это обучение и воспитание подрастающего человеческого существа в действительно естественной, природной для него
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
среде постоянного жизненного общения со старшими, и прежде всего, — с родителями, у которых нет и не может быть более высокого предназначения в жизни, чем подготовка к ней своего ребенка. Тысячелетиями семья была главной сферой педагогического воздействия на ребенка, что преотлично учитывалось на практике всеми великими цивилизациями, всеми этносами, всеми (даже самыми малыми) народами» [4, с. 56].
По определению Э. И. Сокольниковой, можно выделить ряд главнейших взаимосвязанных черт, характеризующих систему воспитания в сельской семье как целостное социально-педагогическое явление:
1. «Национальная система воспитания в чувашской семье является традиционной, она -сосредоточие и выражение традиционной педагогической культуры чувашского народа и служит средством его сохранения, формирования его национального самосознания и менталитета» [10, с. 383].
2. Традиционная, педагогическая культура — это «та сфера материальной и духовной, культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей»: это — колыбель и колыбельные песни; игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, детские орудия труда и труд детей, детская пища, детское питание и правила кормления детей, детский фольклор и «ребячий пастух» (институт общественных воспитателей), традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные формы назидания, советы молодой матери и заветы предков потомкам, спортивные и иные состязания подростков и посвящение их «в возмужалость», методы приучения и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т. д.
В сельской семье социальное воспитание ребенка представляет собой сложный многоплановый процесс установления социальных связей и социального развития контактов между членами семьи и родственниками, порождаемый потребностями в общении, в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие в социальной микросреде, восприятие и понимание другого человека. Особенностями социализации ребенка в такой семье как основного компонента сельского этнокультурного пространства являются:
Наличие врожденных, генетических механизмов родительского социального воспитательного поведения. Оно предполагает представление о ребенке синкретичное — это живое существо, развивающееся под действием наследственных факторов, но превращающееся в личность только в социальной среде и при этом способное к саморазвитию; в. ребенке изначально заложено добро; каждый ребенок уникален; права ребенка защищены законом.
Стихийный, спонтанный характер семейных воспитательных воздействий, которые происходят в случайно складывающихся обстоятельствах и ситуациях. Латентный характер целей социального воспитания, т.е. социализация, происходит в семейном социуме в процессе жизнедеятельности его членов, цели и смыслы процесса социального воспитания не всегда осознаются. Натурализм педагогических средств. В качестве социализирующих средств семья использует натуральный, окружающий» ребенка вещно- предметный мир, естественное бытовое общение, реальную игровую и посильно трудовую деятельность, другие натуральные предметы и явления жизни. Автоматизм функционирования семейной педагогики, постоянная включенность ребенка во все характерные типы отношений в семье. Постепенное присвоение ребенком самостоятельных социальных ролей и сопутствующих социальных отношений.
Адаптивность к любым результатам социального воспитания. Семья принимает любые
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
особенности, любые результаты развития и социализации ребенка как нечто естественное.
Направленность на поведенческие ориентиры. Создание и включение ребенка в социально-поведенческие ситуации и выбора нравственного социального поведения.
Многоплановость (комплексность) социально-воспитывающих воздействий родителей открыто, целенаправленно через социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения родителей как воспитателей с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем ребенок воспринимает мягче и естественнее «социальную субъектность» воспитателя. При этом родители не перестают быть объектом социализации в своем взрослом взаимодействии с социумом, носителями социализирующих функций, т.е. агентами социализации являются в той или иной мере все члены семьи и ближайшие родственники.
Как показывают исследования, отношения между членами семьи, как и другие межчеловеческие, строятся больше на основе симпатии, опеки или гиперопеки, чем на обязанностях. Важно,, чтобы родители строили процесс семейного воспитания грамотно и целенаправленно.
Вывод
В современных условиях реформы во всех сферах жизнедеятельности общества к формирующейся личности предъявляются особые требования, ибо только социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом, могут успешно адаптироваться в реальной окружающей среде. Поэтому уже с дошкольного возраста необходима целенаправленная организация социального воспитания детей, которая предполагает развитие у них социальных качеств, приобщение к социуму, приобретение ими социального опыта и общения в окружающей среде.
Список литературы:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 1994. 329 с.
2. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
3. Гомезои М. В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984. 212 с.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2000. 176 с.
5. Кон И. С. Ребенок и общество. М: Академия, 2003. 335 с.
6. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 316-329.
7. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
8. Прищепа С., Храмцова Н., Шатеерян Т. Умеете ли вы общаться со своим ребенком? // Дошкольное воспитание. 2006. №3.
9. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань, 1992.
10. Сокольникова Э. И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997.
References:
1. Azarov, Yu. P. (1994). Semeinaya pedagogika. Moscow. (in Russian).
2. Bueva, L. P. (1968). Sotsial'naya sreda i soznanie lichnosti. Moscow. (in Russian).
3. Gomezoi, M. V. (1984). Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).
4. Volkov, G. N. (2000). Etnopedagogika. Moscow. (in Russian).
5. Kon, I. S. (2003). Rebenok i obshchestvo. Moscow. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №6. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
6. Kuli, Ch. (1994). Sotsial'naya samost'. In Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl', Moscow. 316-329. (in Russian).
7. Lesgaft, P. F. 1991.Semeinoe vospitanie rebenka i ego znachenie. Moscow. (in Russian).
8. Prishchepa, S., Khramtsova, N., Shateeryan, T. (2006). Umeete li vy obshchat'sya so svoim rebenkom? Doshkol'noe vospitanie, (3). (in Russian).
9. Sirotkin, L. Yu. (1992). Formirovanie lichnosti: problema ustoichivosti. Kazan'. (in Russian).
10. Sokol'nikova E. I. (1997). Etnopedagogika chuvashskoi sem'i. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 07.05.2021 г.
Принята к публикации 12.05.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Сабирова М. М. Семья как первичная социализация в воспитании детей дошкольного возраста // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 443-448. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/55
Cite as (APA):
Sabirova, M. (2021). Family as a Primary Socialization in Preschool Children Upbringing. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 443-448. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/55