Научная статья на тему 'Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка'

Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2513
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / РЕБЕНОК / СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / ФАКТОРЫ / ЗДОРОВЬЕ / SELF-ESTEEM / CHILD / FAMILY / SOCIETY / FACTORS / HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова Татьяна Сергеевна

Рассмотрено влияние родителей и структуры семьи в целом на формирование и развитие самооценки детей. Проанализирована важность формирования положительной, адекватной самооценки для поддержания психологического здоровья детей и успешности взаимодействия с социальной средой. Отмечены основные негативные факторы, приводящие к снижению самооценки, а также факторы, способствующие формированию адекватной самооценки. Выявлено, что важнейшим элементом, позволяющим ребенку стать успешным в будущем, является формирование не только положительной, но что более важно адекватной самооценки так, как именно адекватная самооценка позволяет гармонично развиваться личности ребенка. Сделан вывод о том, что на сегодняшний день преобладает негативная форма воспитания родителями своих детей, которая заключается в постоянном напоминании о неудачах ребенка, основные черты характера ребенка высмеиваются, зачастую родители предъявляют заведомо невыполнимые требования своим детям. Выявлено, что структура семьи также играет важнейшую роль в процессе формирования самооценки ребенка так, как в неполных семьях зачастую отсутствует все необходимые ребенку блага, вследствие чего у ребенка формируется заниженная самооценка, что негативно сказывается на психологическом здоровье субъекта в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Павлова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Parents and Family Structure on the Child’s Self-esteem

This paper examines the influence of parents and family structure in General on the formation and development of self-esteem of children. The importance of forming a positive, adequate self-esteem to maintain the psychological health of children and the success of interaction with the social environment is analyzed. The main negative factors leading to a decrease in self-esteem, as well as factors contributing to the formation of adequate self-esteem. It is revealed that the most important element that allows a child to become successful in the future is the formation of not only positive, but more importantly adequate self-esteem as it is adequate self-esteem allows harmonious development of the child’s personality. It is concluded that today the predominant negative form of education of parents of their children, which is a constant reminder of the failures of the child, the main character traits of the child are ridiculed, often parents make obviously impossible demands on their children. It is revealed that the structure of the family also plays a crucial role in the formation of self-esteem of the child as in single-parent families often lack all the necessary benefits for the child, resulting in a child formed low self-esteem, which negatively affects the psychological health of the subject as a whole.

Текст научной работы на тему «Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

УДК 159.9 https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/46

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СТРУКТУРЫ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА

©Павлова Т. С., Московский государственный психолого-педагогический университет г. Москва, Россия, tanya.pavlova19@yandex.ru

INFLUENCE OF PARENTS AND FAMILY STRUCTURE ON THE CHILD'S SELF-ESTEEM

©Pavlova T., Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, tanya.pavlova19@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрено влияние родителей и структуры семьи в целом на формирование и развитие самооценки детей. Проанализирована важность формирования положительной, адекватной самооценки для поддержания психологического здоровья детей и успешности взаимодействия с социальной средой. Отмечены основные негативные факторы, приводящие к снижению самооценки, а также факторы, способствующие формированию адекватной самооценки. Выявлено, что важнейшим элементом, позволяющим ребенку стать успешным в будущем, является формирование не только положительной, но что более важно адекватной самооценки так, как именно адекватная самооценка позволяет гармонично развиваться личности ребенка. Сделан вывод о том, что на сегодняшний день преобладает негативная форма воспитания родителями своих детей, которая заключается в постоянном напоминании о неудачах ребенка, основные черты характера ребенка высмеиваются, зачастую родители предъявляют заведомо невыполнимые требования своим детям. Выявлено, что структура семьи также играет важнейшую роль в процессе формирования самооценки ребенка так, как в неполных семьях зачастую отсутствует все необходимые ребенку блага, вследствие чего у ребенка формируется заниженная самооценка, что негативно сказывается на психологическом здоровье субъекта в целом.

Abstract. This paper examines the influence of parents and family structure in General on the formation and development of self-esteem of children. The importance of forming a positive, adequate self-esteem to maintain the psychological health of children and the success of interaction with the social environment is analyzed. The main negative factors leading to a decrease in self-esteem, as well as factors contributing to the formation of adequate self-esteem. It is revealed that the most important element that allows a child to become successful in the future is the formation of not only positive, but more importantly adequate self-esteem as it is adequate self-esteem allows harmonious development of the child's personality. It is concluded that today the predominant negative form of education of parents of their children, which is a constant reminder of the failures of the child, the main character traits of the child are ridiculed, often parents make obviously impossible demands on their children. It is revealed that the structure of the family also plays a crucial role in the formation of self-esteem of the child as in single-parent families often lack all the necessary benefits for the child, resulting in a child formed low self-esteem, which negatively affects the psychological health of the subject as a whole.

Ключевые слова: самооценка, ребенок, семья, общество, факторы, здоровье.

Keywords: self-esteem, child, family, society, factors, health.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

В современном мире одним из важнейших составляющих самосознания любого человека, безусловно, стоит признать самооценку. Самооценка играет важнейшую роль в организации управления поведением человека и является основанием для определения задач, которые личность ставит перед собой и считает себя способной выполнить за счет имеющихся умений, навыков, способностей.

Объективная, верная самооценка позволяет принимать правильные решения, поддерживать достоинства индивида, дает ему удовлетворение, также зачастую становится определяющим фактором самоопределения человека, его места в жизни, в том числе сферы его будущей профессиональной деятельности. Адекватное или неадекватное отношение к человеку способно либо создать почву для гармоничного развития ребенка в целом, либо наоборот подорвать самооценку ребенка, что в конечном итоге способно привести к конфликту с окружающими, а также с самим собой.

Стоит отметить, что проблем самооценки является одной из наиболее актуальных в современном мире и изучается в огромном количестве работ, как отечественными специалистами, так и международными. Данная тематика очень интересна из-за того, что от формирования правильной, эффективной самооценки в детстве зачастую зависит успешность человека в будущем. В этой связи, изучение влияния родителей и семьи на формирование самооценки детей, безусловно, является очень актуальной темой исследования. Таким образом, семья играет определяющую роль в формировании самооценки детей. В каждой семьи существует свой стиль воспитания, который формируется родительскими установками, ценностями, а также эмоциональным отношением к ребенку. Каждый родитель оказывает непосредственное влияние на поведение ребенка, усвоение им правил и норм поведения в обществе, на формирование позиции ребенка по отношению к себе и к миру [1].

Ребенку необходимо на начальном этапе получить поддержку и иметь положительное мнение о себе. Именно это зачастую является залогом успеха, условиям для эффективной адаптации в условиях стремительно изменяющейся социальной среды.

Дети с заниженной самооценкой обычно чувствуют себя неуютно, неуверенно практически в любом коллективе, бывают встревожены и замкнуты, слабо контактируя с внешним миром, что способно нанести существенный вред личности ребенка на пути его взросления и становления.

Начиная, какое-либо дело дети с заниженной самооценкой зачастую стараются найти большое количество препятствий с целью невыполнения данного дела. По утверждению большинства современных психологов заниженная самооценка формируется под влияние родителей и структуры семьи в целом.

На сегодняшний день очень распространена модель воспитания родителей, при которой ребенку постоянно указывают на его неудачи, недостатки, высмеивают его, зачастую предъявляя к ребенку слишком высокие, иногда и невыполнимые требования. Успехи ребенка в жизни, учебной деятельности родители объясняются случайным стечением обстоятельств, а неудачи, как само собой разумеющийся факт.

Надо отметить, что подобная позиция многих современных родителей очень опасна, так как нанесет существенный вред психологическому здоровью ребенка, ведет к необратимым негативным процессам [2]:

-из неуверенных в себе детей вырастают несчастные люди, не способные на поступок, но в то же время, склонные к суициду;

-низкая самооценка ведет к тому, что эти дети всегда на вторых ролях, они вынуждены ждать, пока их заметят. Все это только способствует закреплению низкой самооценки;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

-дети с заниженной самооценкой редко добиваются успеха так, как зачастую не способны с должным усердием и работоспособностью выполнять определенные задачи, в том числе от выполнения, которых зависит их благосостояние.

Данные проблемы очень актуальны для современного российского общества и, безусловно, именно родители виноваты в формировании данной ситуации. Подобные родители не только не формируют в своем ребенке веру в себя, но они еще и провоцируют его на неверие, ставя в пример более успешных, более способных сверстников, постоянно напоминая о неудачах. Прежде всего, сами родители не верят в своих детей.

Также важнейшим фактором, влияющим на формирование самооценки ребенка, стоит признать структуру семьи. Данная проблема также очень актуальна так, как при отсутствии одного из родителей дети чувствуют себя в какой-то степени униженными, незащищенными, обделенными, что также негативно сказывается на уверенности детей в собственных силах. Дети с одним родителем зачастую становятся объектом насмешек и ведут замкнутый образ жизни. Данные явления, безусловно, негативно сказываются на самооценке детей [3].

В неполной семье дети не ощущают себя полностью защищенными, в том числе любимыми. Родители, воспитывающие детей в одиночку, нередко становятся, озлобленными и не проявляют необходимые ребенку любовь и заботу, что приводит к формированию у ребенка ощущение слабости, ничтожности, одиночества, что способно снизить самооценку ребенка до предела и нанести непоправимый вред психологическому здоровью.

Все перечисленное неблагоприятно сказывается на развитии и становлении личности ребенка. Процесс психического развития - непрерывный, ребенок, как и каждый человек, обладает потребностью в самосохранении, защите и самосовершенствовании. При этом формируется его система отношений к себе и к окружающим.

Родители должны создать определенные условия, необходимые для развития и формирования положительной и, что очень важной адекватной самооценки. К факторам, помогающим формировать положительную, адекватную самооценку у детей стоит отнести следующее [4]:

-воспитание ребенка с необходимой ему любовью и заботой;

-убеждение ребенка в положительном отношении к нему других людей;

-формирование чувства уверенности ребенка в способности к различным видам деятельности;

-формирование чувства собственной значимости;

-поощрение проявления инициативы со стороны ребенка по отношению к определенному виду деятельности;

-развитие у ребенка веры в собственные силы;

-помощь в формировании объективной оценки ребенком собственных сил, а также достоинств и недостатков.

Важно остановиться на определенном моменте: самооценка должна быть не только положительной, но что не менее важно адекватной. Именно близкие родственники должны помочь ребенку понимать и объективно оценивать собственные достоинства и недостатки, поправлять его в необходимый момент, а также поддерживать ребенка, а не унижать или наоборот незаслуженно нахвалить [5].

Когда самооценка сильно завышена, ребенок на замечания окружающих реагирует как на несправедливые, рассматривает их как придирки. Недостатки в поведении со временем превратятся в привычки, от которых избавиться впоследствии будет очень трудно или невозможно. Нельзя сказать, что дети умышленно не хотят признавать и исправлять свои

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

недостатки. В силу своего возраста они не в состоянии понять, что в их поведении и в отношениях с окружающими что - то неправильно.

Задача взрослых — не заставлять ребенка признавать свои ошибки и публично каяться в них, а помочь ему самому убедиться в существовании этих недостатков. Мы должны научить детей задумываться о себе, о своем поведении, о взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми.

Таким образом, родители и структура семьи оказывают первостепенное влияние на формирование самооценки у детей. В зависимости от модели воспитания самооценка может формироваться как положительная, так и отрицательная. Родителям необходимо формировать у детей адекватную, положительную самооценку так, как при отрицательной самооценке дети в некоторых случаях становятся отшельниками и не способны создать семью. В этой связи, необходимо всесторонне заботиться о ребенке, поощряя его стремление быть самостоятельным, в то же время, напоминая ему о важности самосовершенствования и адекватной оценки своих достоинств и недостатков.

Список литературы:

1. Мясищева В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. 400 с.

2. Абрамова Г. С. Общая психология. М.: Академический проект, 2013. 496 с.

3. Алтунина И. Р. Социальная психология. М.: Юрайт, 2011. 428 с.

4. Schat A. C. H., Kelloway E. K. Effects of perceived control on the outcomes of workplace aggression and violence // Journal of occupational health psychology. 2000. V. 5. №3. P. 386. https://doi.org/10.1037//1076-8998.5.3.386

5. Минакова С. С., Николаева А. А., Савченко И. А. Особенности коммуникативных навыков агрессивных детей // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №7. С. 395-401. https://doi .org/10.33619/2414-2948/44/51

References:

1. Myasishcheva, V. N. (2011). Psikhologiya otnoshenii. Moscow. 46 (in Russian).

2. Abramova, G. S. (2013). Obshchaya psikhologiya. Moscow. 46 (in Russian).

3. Altunina, I. R. (2011). Sotsial'naya psikhologiya. Moscow. 46 (in Russian).

4. Schat, A. C., & Kelloway, E. K. (2000). Effects of perceived control on the outcomes of workplace aggression and violence. Journal of occupational health psychology, 5(3), 386. https://doi.org/10.1037//1076-8998.5.3.386

5. Minakova, S., Nikolaeva, A., & Savchenko, I. (2019). The Feature of Aggressive Children's Communication Skills. Bulletin of Science and Practice, 5(7), 395-401. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/51 (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.11.2019 г. 19.11.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Павлова Т. С. Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 383-386. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/46

Cite as (APA):

Pavlova, T. (2019). Influence of Parents and Family Structure on the Child's Self-esteem. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 383-386. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/46 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.