ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
В.Н. Коновалов, аспирант
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10409
Аннотация. Развитие экономики любого государства тесно взаимосвязано с развитием малого бизнеса - значимой составляющей рыночной системы хозяйствования в современном мире. Без малого бизнеса не могут полноценно развиваться и работать ни экономика, ни общество. Налоговая система Российской Федерации, действующая в настоящий момент, отличается использованием специальных налоговых режимов - их предназначение в том, чтобы формировать самые благоприятные финансового-экономические условия для компаний, относящихся к малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям (ИП). Выбирая для себя систему налогообложения, малый бизнес должен останавливать внимание на тех вариантах, которые наилучшим образом соответствуют виду деятельности, возможностям и интересам.
Ключевые слова: налоги, налоговые режимы, УСН, ЕНВД, патент, налоговая нагрузка, малое предпринимательство, налоговое стимулирование.
Не вызывает сомнений тот факт, что развитие малого предпринимательства помогает экономическому росту как в целом мировой экономики, так и отдельно взятых стран. В экономически развитых государствах, таких как Япония или США, доля малого и среднего бизнеса составляет примерно 50%, в Евросоюзе - в среднем 70%. В развивающихся странах малое предпринимательство прогрессирует столь же внушительными темпами - например, в Бразилии и Китае весь производимый ВВП на 60% обеспечивается малым предпринимательством. Такой вид бизнеса имеет существенное значение для обеспечения занятости населения, поскольку активно создает новые рабочие места. Так, в некоторых государствах (Япония, Египет, Китай) до 80% трудоспособного населения занято именно в малом предпринимательстве. В США и Европейском союзе эта цифра находится в диапазоне от 55 до 70% [1]. В Российской Федерации ситуация сложилась совершенно другая. Малое предпринимательство составляет только 10% от всего ВВП страны, и не более 20% трудоспособного населения занято в этом секторе хозяйственной деятельности. По этой причине малое предпринимательство на данный момент не имеет большого зна-
чения при обеспечении государственных финансовых потребностей [2].
Лица и предприятия, использующие 3 специальных налоговых режима: патентный, УСН (упрощенную систему налогообложения) и ЕНВД (единый налог на вмененный доход) [3], - в 2018 году внесли 3296,3 млн рублей в виде налоговых вливаний в консолидированный бюджет Оренбургской области - это 4% от суммарного объема налоговых поступлений в бюджет региона [11]. При этом необходимо упомянуть, что имели место существенные налоговые преференции, которые заметно снижали налоговую нагрузку на малый бизнес и, в том числе, предусматривали замещение определенных видов налогов единым налогом (например, налога на прибыль организаций и налога на добавочную стоимость). Изучим имеющуюся в Оренбургской области степень налоговой нагрузки на малое предпринимательство в той части единого налога, которая характеризуется представленными в таблице сведениями.
Самой большой налоговой нагрузке подвергаются переведенные на УСН организации; в 2018 году они уплачивали на одну декларацию 70 000 рублей в год, и это больше показателей 2016 года на
15,7%. Компании, перешедшие на ЕНВД, налоговой нагрузки при этом снизился на платят в 3,5 раза меньше, а именно 18 300 15,7%, если сравнивать 2018 и 2016 годы. рублей в год на одну декларацию. Уровень
Таблица. Уровень налоговой нагрузки по организациям Оренбургской области, приме-
няющим специальные налоговые режимы в 2016-2018 гг. [11]
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение Темп роста
Упрощенная система налогообложения
Количество сданных деклара- 28099 29570 31116 +3017 210,7
Сумма налога, подлежащего 1700,1 1848,5 2177,4 +477,3 128,1
Сумма налога на одну декла- 60,5 62,5 70,0 +9,5 115,7
Единый налог на вмененный доход
Количество налогоплательщи- 25529 25102 25167 -362 82,9
Сумма налога, подлежащего 553,6 521,7 460,2 -93,4 83,1
Сумма налога на одного нало- 21,7 20,8 18,3 -3,4 84,3
Патентная система налогообложения
Количество ИП применяющих 7645 8228 8797 +1152 115,1
Количество выданных патен- 9972 11000 12024 +2052 120,6
Поступило налога, млн. руб. 113,1 118,8 123,7 +10,6 109,4
Сумма налога на один патент, 11,3 10,8 10,3 -1,0 91,2
Сумма налога на одного ИП, 14,8 14,4 14,1 -0,7 95,3
На наш взгляд, наибольшего внимания заслуживает патентная система налогообложения. Из данных, приведенных в таблице, видно, что для одного предпринимателя стоимость патента на год равнялась 14 100 рублей, это меньше 2016 года на 4,7%. Если произвести структурный анализ видов деятельности, где наиболее активны индивидуальные предприниматели, можно заметить проявления негативной ситуации за усредненными показателями. Так, из более чем 12 000 патентов, выданных по состоянию на 01.01.2019, почти 48% индивидуальных предпринимателей занимаются торговлей в розницу. С учетом того, что ИП имеют полномочия нанимать в штат до пятнадцати человек, становится явно видно чисто символическое значение размера платы за патент. Аналогично обстоят дела с объемом ЕНВД, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями и компаниями, только они имеют право нанимать работников в количестве до 100 человек. Касаемо рассматриваемой категории налогоплательщиков отсутствует подробная отчетность о числе организаций и ИП, переведенных на эту систему по видам экономической деятельности (в отличие от патентной системы налогообложения) [5]. Но из-за почти полного совпадения видов деятельности, доступных плательщикам ЕНВД, с видами деятельности,
предусмотренными для патентной системы, формируется вывод о том, что основными видами являются общественное питание и торговля. Из этого можно сделать вывод о том, что система специальных режимов налогообложения в формате патента и ЕНВД нацелена сейчас главным образом на формирование льготных условий для предпринимателей и компаний, занимающихся торговлей в розницу.
На текущий момент система налогообложения, применяемая к малому предпринимательству, стала, за счет замещения уплаты нескольких разных налогов одним единым с более низкой процентной ставкой, инструментом для снижения налоговой нагрузки экономических отраслей, которые не относятся к приоритетным для активизации экономического роста; по этой причине значительно сокращаются бюджетные доходы государства. Между тем, введение системы налогообложения в формате ЕНВД в середине 1990-х годов имело совершенно другую целевую направленность. Ключевым значением этой системы было максимально возможное уменьшение спектра возможностей сокрытия получаемой выручки компаниями, связанными с обслуживанием граждан. Многие делали это для ухода от обложения налогом.
После введения ЕНВД прошло почти двадцать пять лет, и за это время в деятельности налоговых органов Российской Федерации произошли разного рода серьезные качественные изменения, касающиеся налогового администрирования. Сегодня они оборудованы инновационной техникой с широкими возможностями и новой технологией произведения налогового контроля. Начал эксплуатироваться единый центр обработки данных на базе Федеральной налоговой службы, помогающий в автоматизированном режиме контролировать сферу налогообложения; информационная система дает возможность в реальном времени получать сведения о новых транзакциях. Создана и постепенно вводится в эксплуатацию в сферах общественного питания и розничной торговли инновационная контрольно-кассовая техника нового образца, которая в онлайн-режиме контролирует выручку, получаемую компаниями, предоставляющими услуги гражданам страны.
Для того, чтобы уменьшить налоговую нагрузку на организации, действующие в Оренбургской области и использующие специальные налоговые режимы, был внесен ряд корректировок в Закон Оренбургской области от 14.11.2012 № 1156/343-У-ОЗ «О патентной системе налогообложения». Согласно отредактированному варианту, начиная с 01.01.2019 проведена индексация объема возможного ежегодного дохода по отдельным разновидностям предпринимательской деятельности, который возможен для получения индивидуальным предпринимателем.
Плательщикам ЕНВД, так же как налогоплательщикам с патентной системой налогообложения, дается возможность снизить соответствующие налоги на расходы по покупке новых контрольно-кассовых аппаратов, исходя из стоимости не более 18 000 рублей за один аппарат.
Вплоть до 31 декабря 2020 года предусмотрены двухлетние «налоговые каникулы» для начинающих предпринимателей, использующих патентную или упрощенную систему налогообложения, если их деятельность заключается в бытовом об-
служивании, научной, производственной или социальной сферах.
Влияние на налоговую политику Оренбургской области в 2020 году, а также на 2021-2022 плановые года, окажет также ряд внешних факторов, основной из которых - изменения, вносимые в федеральное законодательство. Чтобы поддержать малое предпринимательство, планируется увеличить объем полномочий субъектов РФ в области регулирования патентной системы налогообложения, а именно:
- предоставить право на установку ограничений по использованию патентной системы налогообложения исходя из суммарной площади сдаваемых в аренду или найм помещений (нежилых и жилых), а также участков земли, являющихся собственностью индивидуального предпринимателя; из общего числа транспортных средств (наземных и водных), применяемых при использовании патентной системы налогообложения; из суммарного количества точек стационарной и нестационарной торговой сети и точек общественного питания, либо их общей занимаемой площади;
- дать право на установку объема годового дохода, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем на одну единицу физического показателя (например - на единицу среднего числа наемных сотрудников, на одно транспортное средство, на одну тонну грузоподъемности транспорта, на квадратный метр площади сдаваемых в аренду помещений или участков; на пассажирское место; на одну точку торговой сети или один квадратный метр площади точек торговой сети/организации общественного питания.
В планах есть увеличение списка разновидностей предпринимательской деятельности, имеющих право применения патентной системы налогообложения. В частности, планируется внесение в этот список вида предпринимательской деятельности, подразумевающего животноводство либо оказание услуг в этой сфере, а также растениеводство либо оказание услуг в этой сфере [10].
По нашему мнению, необходимо сделать основной упор на льготы, устанавли-
ваемые в отношении расходов, для эффек- меняться лишь к приоритетным экономи-тивного налогового стимулирования раз- ческим отраслям - прикладная наука, развития малого бизнеса. Основной исполь- работка инновационных технологий и их зуемой формой налоговых инструментов ввод в эксплуатацию, развитие промыш-для государственной поддержки малого ленности и др.
предпринимательства должна стать УСН - 2. Обеспечение дополнительных стиму-
упрощенная система налогообложения. лов экономического развития деятельно-Одновременно данный режим налогооб- сти за счет установки подходящего нало-ложения должен служить не только для гового механизма. Результатом развития снижения налоговой нагрузки на коммер- станет создание новых образцов продук-ческую деятельность в области малого ции, экономический рост, усовершенство-предпринимательства, но также помогать в вание технологических решений. целом развитию экономики Российской Существует потребность в выработке
Федерации путем обеспечения крупных определенной программы действий с це-предприятий промышленности инноваци- лью получения положительных социаль-онными научными разработками, ком- ных и экономических эффектов в пред-плектующими деталями, экземплярами приятиях Российской Федерации. Данная новых технических приборов и решений. программа должна включать в себя как
Есть ряд мер, которые помогут осуще- мероприятия по снижению налоговой на-ствить поставленные цели: грузки на труд и налоговое стимулирова-
1. Ограничение секторов деятельности, ние, а также мероприятия, касающиеся которые разрешают предпринимателям полного пересмотра существующей сис-переходить на упрощенную систему нало- темы специальных налоговых режимов. гообложения. Такая система должна при-
Библиографический список
1. Митюрникова Л.А., Ревякина Т.Ю. Сравнительный анализ налоговых систем Канады, России, Японии // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №7. - С. 52-58.
2. Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. - 2012. - Т. 1. № 1. - С. 130135.
3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.08.1998 №146-ФЗ (ред. от 02.08.2019)). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.ru. (дата обращения: 03.05.2020).
4. Сыроижко В.В. Анализ региональных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (на примере Воронежской области) / В.В. Сыроижко, В.В. Колесников, М.В. Глушкова // Регион: системы, экономика, управление. - 2018. -№ 2 (41). - С. 183-192.
5. Нелезина Е. С. Основы функционирования специальных налоговых режимов // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник. - Самара: Агентство международных исследований, 2019. - С. 124-127.
6. Лермонтов М.Ю. Оптимизация налогообложения. Рекомендации по исчислению и уплате налогов // Библиотека электронной литературы. - М., 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.alleng.org/d/econ-nal/econ-nal048.htm (дата обращения: 03.05.2020).
7. Оробинский А.С., Оспиенко И.В. Теоретические и практические основы уменьшения налоговых платежей на предприятиях или налоговая оптимизация // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 1-2. - С. 54-60.
8. Нелезина Е.С. Анализ применения специальных налоговых режимов в Воронежской области / Е.С. Нелезина, В.В. Сыроижко // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: сборник. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2019. - С. 179-184.
9. Ткачева Т. Ю. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 2.
10. Сайт Министерства финансов Оренбургской области. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.minfin.orb.ru/ (дата обращения: 03.05.2020).
11. Сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog.ru/rn56/ (дата обращения: 03.05.2020).
IMPACT OF SPECIAL TAX REGIMES ON SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN
THE REGION
V.N. Konovalov, Graduate Student Samara State Economic University (Russia, Samara)
Abstract. The development of the economy of any state is closely interrelated with the development of small businesses - a significant component of the market economic system in the modern world. No small businesses can fully develop and operate neither the economy nor society. The tax system of the Russian Federation, which is currently in force, is characterized by the use of special tax regimes - their purpose is to form the most favorable financial and economic conditions for companies belonging to small businesses and individual entrepreneurs (IP). When choosing a tax system for themselves, small businesses should stop attention to those options that best correspond to the type of activity, opportunities and interests.
Keywords: taxes, tax regimes, simplified taxation system, single tax on imputed income, patent, tax burden, small business, tax incentives.