УДК: 334.012.64(470.345)
Экономические науки
Сергушина Елена Сергеевна, преподаватель, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, им. H.П. Огарёва», г. Саранск
E-mail: Sergushinaes@yandex. ru Богатырская Валентина Алексеевна, преподаватель, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, им. H.П. Огарёва», г. Саранск Семина Анастасия Витальевна, студентка факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет, им. H.П. Огарёва», г. Саранск Логинов Валерий Викторович, преподаватель факультета среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению современного состояния налогообложения экономических субъектов. В статье проанализированы показатели налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса Республики Мордовии и сделаны выводы о достоинствах применения упрощенной системы налогообложения для малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, малый и средний бизнес, экономический субъект, налог, налоговый режим, налоговая ставка, объект налогообложения.
Annotation: The article is devoted to the consideration of the current state of taxation of economic entities. The article analyzes the indicators of taxation of small and medium-sized businesses of the Republic of Mordovia and draws conclusions about the advantages of the simplified tax system for small and medium-sized businesses.
Keywords: simplified tax system, small and medium business, economic entity, tax, tax regime, tax rate, object of taxation.
Малый и средний бизнес вносят существенный вклад в экономическую жизнь любой страны и в поддержание занятости населения и его экономический рост. В экономической литературе под предпринимательством понимается деятельность, которая направленна на систематическое получение прибыли от оказанных работ или услуг, осуществляющаяся на свой страх и риск, лицом, зарегистрированным как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель [1; 2].
Законодательство Российской Федерации содержит множество разных видов налоговых льгот для малого и среднего предпринимательства. Главным воздействием на экономическую ситуацию являются налоговые льготы, которые предоставляются государством для налогоплательщиков, создающие для них любую, и, в первую очередь, экономическую выгоду. Налоговые льготы широко используются для воздействия на определенные процессы развития экономики, ее социальной структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры [3]. Однако предоставление налоговых льгот влечет неизбежное выпадение доходов из бюджета, а обеспечение равновесия между фискальной и регулирующей функциями налогообложения - крайне сложная задача [4].
Упрощенная система налогообложения (УСН) - специальный налоговый режим, при котором в течение определенного периода налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы в особом порядке (НК РФ ст.18).
Целью статьи является анализ упрощенной системы налогообложения, как для субъектов малого, так и среднего бизнеса и разработка предложений по ее усовершенствованию в современных условиях [5].
В данный период реализуется программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Мордовия. Особое внимание уделяется государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Государство привлекает финансовые ресурсы из многочисленных источников, чтобы обеспечить потребителей среднего и малого бизнеса.
Применение упрощенной системы налогообложения с каждым годом усовершенствуется на практике применения специального налогового режима самими предпринимателями. Использовавшийся ранее вариант упрощенной системы налогообложения кардинально изменился по сравнению с новым вариантом. Самой главной особенностью нового варианта от старого является то, что можно выбирать объект налогообложения. Предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения освобождаются от ведения бухгалтерского учета и от разработки учетной политике для целей бухгалтерского учета, а налоговый учет заменяется ведением книг доходов и расходов [5].
Изучив некоторые статьи Налогового Кодекса Российской Федерации, регламентирующие упрощенную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что они создают некую проблему, которая не позволяет более широко применять УСН.
Выделим три основные трудности:
1. Проблема заключается в том, что для налогоплательщика является отрицание налоговых органов в разделении бизнеса в целях применения УСН.
По данным на 1 октября 2018 года в Республике Мордовия экономическую деятельность осуществляло 71 предприниматель.
2. 25 декабря 2018 года в силу вступил Федеральный закон №408, который гласит о продлении моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.
3. Внесены изменения в гл. 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения» вступившие в силу 25 января 2019 года:
- налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой;
- переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.
Для решения этой трудности необходимо будет внести некоторые корректировки в данную статью об отказе в выдаче патента: нарушение сроков о предоставлении заявления патентной системы налогообложения [6].
Подводя итог можно сказать о том, что возникают трудности, которые не позволяют эффективно использовать упрощенную систему налогообложения. В статье нами были предложены необходимые меры, которые бы позволит повысить эффективное применение упрощенной системы налогообложения, доверие предпринимателей и организаций к налоговым органам Российской Федерации. Разработанные нами рекомендации по усовершенствованию упрощенной системы налогообложения могут также быть полезными при использовании доработок нормативно-правовых актов и документов по регулированию специальных налоговых режимов для малого бизнеса и среднего бизнеса.
Библиографический список:
1. Сергушина Е. С., Вечканова Е. А., Шалунова Т. И., Сергушин С. Е. Современные проблемы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий // Центральный научный вестник. - 2018. - №6 (47). - С. 60-62.
2. Пиксайкина А. А. Формализация процессов товародвижения на предприятии / А. А. Пиксайкина, Е. С. Пашуткина // Актуальные вопросы архитектуры и строительства: материалы 13-ой международной научно-
технической конференции / Отв. ред. В. Т. Ерофеев. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2014. - С. 270-272.
3. Сергушина Е. С., Доронина Т. А., Школовая А. Ю. Специфика бухгалтерского и налогового учета на предприятиях строительной индустрии // Инновационное развитие. - 2018. - №2 (19). - С. 46-48.
4. Сергушина Е. С. Применение интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3-х частях. Составитель А. В. Столяров, ответственный за выпуск П. В. Сенин. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2016. - С. 160-163.
5. Фадеева В. В., Сергушина Е. С., Кичкина А. П. Роль инфляционных ожиданий в борьбе с инфляцией // Е^ю. - 2018. - №4 (19). - С. 186-190.
6. Сергушина Е. С., Фролова Н. А. Организация бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях российской федерации // Студенческий меридиан среднего профессионального образования в вузе. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, 2017. - С. 63-68.