ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК1
Балдина К.А., Зинцова А.С.
Студент, кандидат философских наук, доцент кафедры социально - гуманитарных и правовых дисциплин Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г. Муром, Владимирской области, Российская Федерация
baldinaks@gmail. com
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОДАРЁННОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В статье описаны современные технологии обучения, их влияние на одарённость подростков.
Ключевые слова:
современные технологии, одарённость, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов.
На данный момент общество нуждается в неординарных личностях, чьё абстрактное и нестандартное мышление позволяет создавать что-то новое, находить различные варианты решения проблем. Такими являются одарённые люди. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2, c 67-68]
Все одарённые люди имеют творческое начало в развитии своих способностей. Для их успешного развития нужно создать условия. Многие взрослые не знают, как талант повлияет на учёбу ребёнка, поэтому пытаются контролировать детей или же навязывать свои приоритеты, из-за чего они морально и физически истощаются. Именно поэтому важно не измерять одарённость, а создавать благоприятную образовательную среду богатую инновационными технологиями.
Формы и методы работы с одарёнными детьми должны иметь своеобразие, и в то же время органично сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися. Для успешного формирования учебных компетенций они должны быть направлены на помощь в решении проблем одарённого ребёнка, а также учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Задачи учебной деятельности должны быть основаны на личностно-ориентированном образовании, в котором используются: индивидуально-дифференцированный подход, инновационные технологии и метод проектов.
Для формирования внутренней мотивации учеников, направленности на саморазвитие недостаточно использовать лишь традиционные методы обучения.
Целью работы с одарёнными детьми является мотивация к обучению через исследовательский и творческий характер.
Творческий процесс является благоприятной средой для формирования способности к самосовершенствованию, но для этого необходимо создать условия, при которых каждый ученик сможет реализовать свои возможности - это:
• Создание развивающей среды;
• Погружение в исследовательскую деятельность;
• Творческий потенциал преподавателя.
Индивидуально-дифференцированный подход.
Все дети обладают индивидуальными особенностями и, в силу специфических внешних и внутренних условий развития, по-разному овладевают системой ЗУН (знаний, умений, навыков). Поэтому направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.
Индивидуальный подход учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка и является важным психолого-педагогическим принципом. Дифференцированное обучение - это форма организации учебной деятельности для различных групп обучающихся.
Так как эта работа довольно сложная, её разделяют на несколько этапов:
1) Изучение особенностей учащихся;
2) Выделение групп одарённых детей;
3) Составление или подбор дифференцированных различающихся по сложности или объёму заданий;
4) Контроль результатов работы учащихся, в связи с которым может изменяться характер и сложность заданий.
Для того, чтобы разнообразить учебные занятия можно использовать такие формы работы как: тренинги, брей-ринги, интеллектуальные игры. Задания для одарённых детей могут быть творческого характера, повышенного уровня сложности. Занятия должны включать в себя работу с различными источниками: книги, интернет-ресурсы, карты, иллюстрации и др.
Для мотивации к изучению материала в домашних условиях можно задавать задания трёх уровней:
1. Обязательный (для всех);
2. Тренировочный (для тех, кто хорошо осваивают программу и желают узнать больше);
3. Творческий (выполняется по желанию, может состоять из эссе, кроссвордов и т.д.).
Метод проектов.
Метод проектов предполагает индивидуальные творческие задания, которые помогают проявить свою познавательную деятельность. Этот метод даёт возможность овладеть способами человеческой деятельности. Проект создаётся посредством самостоятельной работы по поиску и анализу информации, под руководством учителя. Такая работа позволяет активировать познавательные процессы, способствует развитию личностных качеств, креативности. К проекту может прилагаться презентация.
Применение инновационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ дают возможность использовать различные источники информации, графические, звуко- и видеоматериалы.
Использование компьютерных технологий способствует формированию навыков самообразования, умений делать выводы, выделять нужную информацию, ориентироваться в большом количестве информации. Так же они позволяют наглядно продемонстрировать материал для урока.
Наиболее популярно использование презентаций в подготовке домашнего задания или уроку. В ней можно использовать как текстовую информацию, так и видео, диаграммы, графики, рисунки, иллюстрации. К тому же при создании презентаций, дети учатся поиску и правильному распределению информации, используют большое количество источников, проводят полноценную научно-исследовательскую работу. В своих выступления перед классом, ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается их самооценка, так как умение работать с компьютером, интернетом, является одним из ведущих элементов в современной молодёжной культуре.
Проблемное обучение, кейс-технологии
Методика проблемного обучения способствует получению знаний, не только посредством органов чувств, а в процессе решения той или иной проблемы, поставленной в ходе небольшой игры, которая так же предполагает усвоение и закрепление этих знаний. При поиске вариантов решения, материал
предыдущих уроков вновь становится актуальным. Эта методика позволяет вовлечь всех учащихся в активный познавательный процесс. Учитель становится помощником, координатором, наблюдателем.
В кейс-технологии отражается какая-либо реальная жизненная ситуация, которую необходимо осмыслить, используя комплекс знаний, необходимый для усвоения, при разрешении данной проблемы.
Кейс-метод провоцирует дискуссию, позволяет создать модель реальной проблемы. С одной стороны, этот метод образовательно открытый, а с другой, он направлен на определённый жёсткими рамками результат.
Для успешной работы с одаренными детьми необходимо придерживаться определённых принципов:
1 Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор;
2 Принцип максимального разнообразия возможностей для развития личности;
3 Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
4 Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
5 Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
6 Принцип свободы выбора учащимся образовательных услуг, помощи, наставничества. Современные технологии делают обучение разнообразным и интересным для всех его участников.
Список использованной литературы и источников.
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 2006
3. http://www.odardeti.ru/static
©Балдина К.А., Зинцова А.С., 2018
УДК 372.881.111.1
Е.А. Исаев
к.п.н., доц., старший преподаватель кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, Россия E-mail: evg77237009@yandex.ru Д.А. Титов
курсант ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, Россия
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦЕРОВ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН: ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
Аннотация
Статья посвящена сопоставительному анализу национально-культурных особенностей офицеров различных стран, выявлению сходств и различий.
Ключевые слова: культура, нация, офицер, анализ.