Научная статья на тему 'Влияние современных технологий на одарённость подростков'

Влияние современных технологий на одарённость подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОДАРЁННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балдина К.А., Зинцова А.С.

В статье описаны современные технологии обучения, их влияние на одарённость подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние современных технологий на одарённость подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК1

Балдина К.А., Зинцова А.С.

Студент, кандидат философских наук, доцент кафедры социально - гуманитарных и правовых дисциплин Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г. Муром, Владимирской области, Российская Федерация

baldinaks@gmail. com

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОДАРЁННОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье описаны современные технологии обучения, их влияние на одарённость подростков.

Ключевые слова:

современные технологии, одарённость, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов.

На данный момент общество нуждается в неординарных личностях, чьё абстрактное и нестандартное мышление позволяет создавать что-то новое, находить различные варианты решения проблем. Такими являются одарённые люди. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2, c 67-68]

Все одарённые люди имеют творческое начало в развитии своих способностей. Для их успешного развития нужно создать условия. Многие взрослые не знают, как талант повлияет на учёбу ребёнка, поэтому пытаются контролировать детей или же навязывать свои приоритеты, из-за чего они морально и физически истощаются. Именно поэтому важно не измерять одарённость, а создавать благоприятную образовательную среду богатую инновационными технологиями.

Формы и методы работы с одарёнными детьми должны иметь своеобразие, и в то же время органично сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися. Для успешного формирования учебных компетенций они должны быть направлены на помощь в решении проблем одарённого ребёнка, а также учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Задачи учебной деятельности должны быть основаны на личностно-ориентированном образовании, в котором используются: индивидуально-дифференцированный подход, инновационные технологии и метод проектов.

Для формирования внутренней мотивации учеников, направленности на саморазвитие недостаточно использовать лишь традиционные методы обучения.

Целью работы с одарёнными детьми является мотивация к обучению через исследовательский и творческий характер.

Творческий процесс является благоприятной средой для формирования способности к самосовершенствованию, но для этого необходимо создать условия, при которых каждый ученик сможет реализовать свои возможности - это:

• Создание развивающей среды;

• Погружение в исследовательскую деятельность;

• Творческий потенциал преподавателя.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Все дети обладают индивидуальными особенностями и, в силу специфических внешних и внутренних условий развития, по-разному овладевают системой ЗУН (знаний, умений, навыков). Поэтому направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.

Индивидуальный подход учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка и является важным психолого-педагогическим принципом. Дифференцированное обучение - это форма организации учебной деятельности для различных групп обучающихся.

Так как эта работа довольно сложная, её разделяют на несколько этапов:

1) Изучение особенностей учащихся;

2) Выделение групп одарённых детей;

3) Составление или подбор дифференцированных различающихся по сложности или объёму заданий;

4) Контроль результатов работы учащихся, в связи с которым может изменяться характер и сложность заданий.

Для того, чтобы разнообразить учебные занятия можно использовать такие формы работы как: тренинги, брей-ринги, интеллектуальные игры. Задания для одарённых детей могут быть творческого характера, повышенного уровня сложности. Занятия должны включать в себя работу с различными источниками: книги, интернет-ресурсы, карты, иллюстрации и др.

Для мотивации к изучению материала в домашних условиях можно задавать задания трёх уровней:

1. Обязательный (для всех);

2. Тренировочный (для тех, кто хорошо осваивают программу и желают узнать больше);

3. Творческий (выполняется по желанию, может состоять из эссе, кроссвордов и т.д.).

Метод проектов.

Метод проектов предполагает индивидуальные творческие задания, которые помогают проявить свою познавательную деятельность. Этот метод даёт возможность овладеть способами человеческой деятельности. Проект создаётся посредством самостоятельной работы по поиску и анализу информации, под руководством учителя. Такая работа позволяет активировать познавательные процессы, способствует развитию личностных качеств, креативности. К проекту может прилагаться презентация.

Применение инновационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии.

ИКТ дают возможность использовать различные источники информации, графические, звуко- и видеоматериалы.

Использование компьютерных технологий способствует формированию навыков самообразования, умений делать выводы, выделять нужную информацию, ориентироваться в большом количестве информации. Так же они позволяют наглядно продемонстрировать материал для урока.

Наиболее популярно использование презентаций в подготовке домашнего задания или уроку. В ней можно использовать как текстовую информацию, так и видео, диаграммы, графики, рисунки, иллюстрации. К тому же при создании презентаций, дети учатся поиску и правильному распределению информации, используют большое количество источников, проводят полноценную научно-исследовательскую работу. В своих выступления перед классом, ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается их самооценка, так как умение работать с компьютером, интернетом, является одним из ведущих элементов в современной молодёжной культуре.

Проблемное обучение, кейс-технологии

Методика проблемного обучения способствует получению знаний, не только посредством органов чувств, а в процессе решения той или иной проблемы, поставленной в ходе небольшой игры, которая так же предполагает усвоение и закрепление этих знаний. При поиске вариантов решения, материал

предыдущих уроков вновь становится актуальным. Эта методика позволяет вовлечь всех учащихся в активный познавательный процесс. Учитель становится помощником, координатором, наблюдателем.

В кейс-технологии отражается какая-либо реальная жизненная ситуация, которую необходимо осмыслить, используя комплекс знаний, необходимый для усвоения, при разрешении данной проблемы.

Кейс-метод провоцирует дискуссию, позволяет создать модель реальной проблемы. С одной стороны, этот метод образовательно открытый, а с другой, он направлен на определённый жёсткими рамками результат.

Для успешной работы с одаренными детьми необходимо придерживаться определённых принципов:

1 Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор;

2 Принцип максимального разнообразия возможностей для развития личности;

3 Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

4 Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

5 Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

6 Принцип свободы выбора учащимся образовательных услуг, помощи, наставничества. Современные технологии делают обучение разнообразным и интересным для всех его участников.

Список использованной литературы и источников.

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007

2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 2006

3. http://www.odardeti.ru/static

©Балдина К.А., Зинцова А.С., 2018

УДК 372.881.111.1

Е.А. Исаев

к.п.н., доц., старший преподаватель кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, Россия E-mail: evg77237009@yandex.ru Д.А. Титов

курсант ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, Россия

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦЕРОВ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН: ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Аннотация

Статья посвящена сопоставительному анализу национально-культурных особенностей офицеров различных стран, выявлению сходств и различий.

Ключевые слова: культура, нация, офицер, анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.