Научная статья на тему 'Профессионально ориентированные технологии как средство оптимизации подготовки студентов-химиков к работе с одарёнными учащимися'

Профессионально ориентированные технологии как средство оптимизации подготовки студентов-химиков к работе с одарёнными учащимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОДАРЁННЫЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пажитнева Екатерина Вадимовна

В статье поднимается проблема профессионально ориентированных технологий подготовки студентов-химиков к работе с одарёнными школьниками. Определяется роль проблемно-поисковых, игровых, рефлексивных, коммуникативно-диалоговых, познавательно-исследовательских технологий в становлении будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пажитнева Екатерина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально ориентированные технологии как средство оптимизации подготовки студентов-химиков к работе с одарёнными учащимися»

7. Загоруйко, Н. Г. Прикладные методы анализа данных и знаний [Текст] /

Н. Г. Загоруйко, - Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999. - 270 с.

8. Игнатьева, Е. О. менеджменте знаний и неявном знании в образовании [Текст] / Е. Игнатьева // Высшее образование в России. - 2006. - № 12, С. 36-41.

9. Котенко, Д. В. Количественная оценка образовательных систем с позиции виртуализации процессов творчества и познания [Текст] / Д. В. Котенко, В. В. Котенко, И, Б. Левендян, К. Е. Румянцев // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 11. с. 81.

10. Лобашев, В. Д. Условия формирования матрицы квалиметрического диалога [Текст] / В. Д. Лобашев // Современные проблемы науки и образования. - 2006, -№ 3. С. 41-43.

УДК 37.13:54:159.928

Е, В. Пажитнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ХИМИКОВ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Проблема подготовки будущих преподавателей химии в условиях классического университета к работе с одарёнными учениками является актуальной, поскольку затрагивает один из вопросов федеральной целевой программы «Одарённые дети», связанной с созданием условий, обеспечивающих развитие и реализацию способных и талантливых детей.

Как показал анализ литературы [1-6], одарённого ученика в области химии отличают следующие особенности: творческое химическое мышление (гибкость мышления, беглость, критичность, способность к прогнозированию и т. д.), склонность к химической деятельности, способность к химическому языку, определенные личностные качества (высокая работоспособность, перфекционизм, самостоятельность и т, д.), способность «видения химического мира», определенные психические процессы (развитое воображение, наблюдательность, память), экспериментальные умения (умения владеть посудой и приборами, взвешивать и правильно отмерять вещества).

Ребенок, проявляющий признаки одаренности в области химии, - явление не редкое. Однако раскрыть, развить и реализовать свою одаренность удаётся не каждому. Отсюда большая разница среди детей, подающих надежды в области химии, и людей, раскрывших и реализовавших свой потенциал. Безусловно, во многом зависит от преподавателя, от того, насколько успешно

он создает педагогические условия, необходимые для развития одарённых учащихся.

Возникает вопрос, каким должен быть преподаватель химии, способный создать все оптимальные условия для одарённого школьника? Какими качествами он должен обладать?

На основании исследований М. А. Арсеновой [7], Т. Г. Мороз [8],

В. И. Панова [9], И. И. Ушатиковой [10] и др., определим структуру готовности будущих преподавателей химии к эффективной работе с одаренными школьниками. В неё следует включать: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, личностный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование и соблюдение определённой установки у студентов-химиков на целенаправленную работу с одаренными учащимися, отражает осознание ценности студентами эффективного сотрудничества с химически одарёнными школьниками, а также стремление будущих преподавателей химии развивать и совершенствовать свои знания, умения, профессиональные качества для успешной работы с такой категорией учащихся.

Когнитивный компонент готовности преподавателей химии к работе с одарёнными учениками подразумевает приобретение студентами знаний о том, что такое одаренность, каких учеников можно определить как одарённых, каковы способы их диагностирования, в чем состоят особенности технологий обучения и развития такой категорией школьников?

Организационно-деятельностный компонент предполагает развитие следующих умений у студентов-химиков, которые мы определили па основании квалификации В. А, Сластенина и других [11]:

- аналитических умений - умений правильно диагностировать химическую одарённость учеников, ставить задачи, подбирать для них технологии обучения и т. д.;

- коммуникативных умений - умений интерпретировать информацию, получаемую от химически одаренного ученика; глубоко проникать в его личностную суть и т. д.;

- прогностических умений - умений предвидеть дальнейшую траекторию развития химически одаренного ученика; предусматривать возможный характер его ответных реакций и т. д.;

- проективных умений - умений планировать системы приемов стимулирования активности школьников; отбирать образовательное содержание с учетом уровня химической одаренности у школьников и т. д.;

- организаторских умений - умений управлять поведением и активностью химически одаренных учеников; создавать для них проблемные ситуации, требующих от них творческой силы; разумно использовать методы поощрения и наказания; создавать атмосферу совместного сопереживания и т. д.;

- рефлексивных умений — умений осуществлять самоконтроль своих действий в отношении к химически одаренным школьникам; анализировать результаты, полученные в процессе совместной деятельности.

Личностный компонент подразумевает наличие у будущего преподавателя химии профессионально — значимых качеств, необходимых для успешной и продуктивной деятельности с одарёнными учащимися, К ним следует относить такие качества как высокий творческий потенциал, эмпатию, эмоциональную стабильность, экстраверсию, рефлексию.

Представленные компоненты могут быть сформированы у будущих преподавателей химии на различных уровнях: максимальном, оптимальном, ситуационном, сниженном, низком.

При традиционном обучении готовность студентов-химиков достаточно низкая (сниженный, низкий уровни). Для того чтобы будущие преподаватели химии были готовы к работе с одарёнными учащимися на оптимальном и максимальном уровне, необходимо в условиях классического образования создавать необходимые педагогические условия, Одним из них является применение профессионально ориентированных технологий в обучении студентов-химиков.

Целью применения профессионально ориентированных технологий в процессе обучения студентов является развитие у них способности к методологическому мышлению, повышение норм культуры, обретение новых ценностных ориентаций, самореализация творческого потенциала.

Осуществление обозначенной цели предполагает особый коммуникативный подход преподавателя и студента, который характеризуется как субъект - субъектный.

В настоящее время существуют множество классификаций профессионально ориентированных технологий. Представим одну из них - классификация по И. Ю. Соколовой [12]. Автор выделяет следующие технологии: проблемно-поисковые, познавательно-исследовательские, игровые, коммуникативно-диалоговые, рефлексивные технологии. Каждая из них имеет свою специфику, способствует развитию и профессиональному становлению будущих преподавателей химии, формированию у них ключевых компетенций.

Рассмотрим особенности каждой из технологий, которые целесообразно применять при подготовке студентов-химиков к работе с одарёнными учащимися.

Проблемно-поисковые технологии предполагают формы организации, к которым следует относить кейс-технологии, проблемное обучение, научно-исследовательскую деятельность, и методы, включающие ситуационные задания, проблемный эксперимент, проблемные задачи, исследовательские опыты. Данные технологии способствуют развитию логического, аналити-

ческого, творческого мышления будущих преподавателей химии, формированию самостоятельности и самоорганизации.

Одним из современных форм организации этой технологии является

- кейс-технология. При подготовке студентов-химиков к работе с одарёнными учащимися целесообразно применять кейс-технологию при изучении как дисциплин психо л ого-педагогического блока, так и дисциплин общепрофессионального цикла. Например, при изучении аналитической химии, неорганической химии и химической технологии студентам можно предложить кейсы по следующим темам: «Пищевые добавки», «О радиации», «Холестерин», «Какую воду мы пьём?», «Анализ чипсов» и т. д.

Тем самым решаются две задачи: приобретение знаний у студентов в области химии, развитие у них творческого химического мышления; формирование компетенций у будущих преподавателей химии составлять и организовывать кейс-технологии для потенциальных школьников. Охарактеризуем этапы проведения кейс-технологии:

1. Подготовительный этап. Преподаватель должен определить тему кейса и подобрать информацию, в качестве которых могут выступать исторические справки, статистические данные, справочные сведения, фотографии, относящиеся к выбранной тематики, данные новотеки сети Интернет, цитаты из документов Г’ОСТа.

Основные требования, предъявляемые к самому кейсу, - актуальность, современность, своевременность, грамотность в составлении.

2. Основной этап. Первоначально, преподаватель должен определить будет ли выполняться задание студентами индивидуально, или коллективно. Затем, педагог передаёт кейс студентам, не обозначая проблему, и обозначает им установку - проанализировать информацию, определить проблему, теоретически её решить, практически подтвердить выдвинутую гипотезу. Сориентировав обучающихся в правильном направлении, преподавателю следует ожидать от них чёткого выявления проблем или круга проблем, обозначения из них ведущей; решения её (их) перспективным, научным, креативным и в тоже время доступным путём.

3. Заключительный этап. Афиширование студентами своих разработок в виде проекта, выступления с сопутствующей презентацией. Форма организации может быть различна, например, конференция, круглый стол, дискуссия, полилог, инсценировка телепередач и другие интересные формы организации. В заключении преподаватель оценивает работы студентов и подводит итоги.

Таким образом, применение кейс-технологии способствует формированию у студентов-химиков научно-познавательной, информационной, творческой компетенции. В случае если задание выполняется коллективно, то формируется и коммуникативная компетенция у будущих преподавателей химии.

Познавательно-исследовательские технологии реализуются посредством особых форм организации, таких как творческие мастерские, лаборатория творца, кружки, и методов - креативные межпредметные методы, эвристические методы. Приоритетная функция данных технологий заключается в активизации мыслительного процесса студентов-химиков, которая проявляется в способности их прогнозировать ситуации, выстраивать собственные перспективные стратегии для решения проблем.

Одна из распространенных форм организации данной технологии -творческая мастерская. Ведущий постулат мастерских - истинный знаток доллсен сам развивать свои способности, испытывая, возможно, не мало проб и ошибок. Главный смысл творческой мастерской, заключается в том, что студент не должен автоматически копировать преподавателя, сокурсников или кого-то другого, а должен развивать в себе, в первую очередь, творческую компетенцию, заключающуюся в умении действовать и мыслить нестандартно, самостоятельно, критично.

Структура творческой мастерской, применяемой при подготовке студен-тов-химиков, выстроена следующим образом:

1. Этап инструктирования. На данном этапе педагог должен ввести студентов в проблему, применив для этого различные средства - печатный материал, аудиосредства, видеосредства и т. д., позволяющие увидеть студентам актуальность темы.

2. Решение проблемы студентами, Студенты должны предложить неординарный, творческий вариант решения поставленной задачи, доказать значимость своих разработок.

3. Отчёт обучающихся. На данном этапе студенты представляют отчёт о полученном результате, выносят его на публику. Другим вариантом целесообразно считать публикацию статьи участников обозначенной технологии, в которой отражён стратегический ход творческой мастерской.

4. Рефлексия. На данном этапе студентам следует в письменном виде проанализировать свою работу и работу коллектива в целом, возможно, отразить иные пути решения проблем, пусть даже некоторые из них будут весьма неожиданными.

Будущим преподавателям химии можно предложить выполнение творческой мастерской, тема которой, например, «Разработка и апробация портфолио одаренного ученика в области химии».

В особую группу инновационных технологий следует выделить игровые технологии, которые можно осуществить посредством применения преподавателем форм организации - деловые игры, КВН, интеллектуальные турниры, игровое проектирование, и методов организаций - игровые методы.

Так, при подготовке преподавателя химии методы игрового обучения имеют значительные резервы, они позволяют внести в учебную деятель-

ность не просто вопросы, задания, упражнения, а поставить будущих специалистов в позицию педагога. Например, проведение игры «Турнир перспективных преподавателей химии», сущность которой заключатся в том, что каждый из участников должен провести занятие с сокурсниками, выступающими в качестве учеников, характеризующееся неординарностью, высокой продуктивностью. Таким образом, обеспечивается компетентностный подход, формирующий у будущего преподавателя химии способность действовать в ситуации приближенной к реальной действительности.

Следующий вид технологий, способствующих профессионально-личностное становление и развитие будущего специалиста - это коммуникативно-диалоговые технологии. Внутри данного вида можно выделить формы организации - пресс-конференция, телемост, дискуссии, Интернет-клуб, и методы организации - метод проектов, «мозговая атака» или брейнстро-минг, «техника аквариума».

Рассмотрим, каким образом можно организовать один из методов коммуникативно-диалоговых технологий - «техника аквариума» при изучении студентами темы «Образовательные технологии, способствующие развитию и реализации химической одарённости учеников» в рамках спецкурса «Психолого-педагогические основы преподавания химии одарённым учащимся профильных классов».

1. Преподаватель ставит проблему: «Какой из технологий: кейс-технология, метод проекта или метод мозгового штурма, является наиболее эффективной в работе с одаренными школьниками и почему? »

2. Формируются зри группы, которые располагаются по кругу.

Группа 1: Отстаивает значимость кейс-технологий в развитии и реализации химической одаренности учащихся.

Группа 2: Отстаивает роль метода проекта.

Группа 3: Отстаивает значимость метода «мозгового штурма».

3. Каждая из групп выбирают ответственного, который будет отстаивать позицию своей команды.

4. Представитель каждой команды выходит в центр и отвечает на провокационные вопросы своих оппонентов. В качестве вопросов могут быть заданы следующие:

- в чем заключается специфика вашей технологии?

- расскажите про историю возникновения вашей технологии?

- в чем преимущество вашей технологии перед другими?

- на какие критерии химической одаренности положительно влияет ваша технология?

5. Если представитель группы затрудняется ответить, можно взять таймаут или в письменном виде (записка) взять подсказку у остальных участников команды.

6. Подводятся итоги, выставляются оценки.

Коммуникативно-диалоговые технологии формируют такую ключевую компетенцию будущих специалистов (преподавателей химии) как коммуникативную, т. е. способность работать в группе, умение создать группу единомышленников, развить культуру общения в коллективе, умение представлять коллегиальное решение.

Другая разновидность профессионально ориентированных технологий, которая позволяет эффективно подготовить студентов-химиков к работе с одарёнными учащимися, —рефлексивная технология. Их основная функция заключается в выявлении и развитии профессионально личностных качеств, формировании личностных компетенций, необходимых для преподавателя химии, работающего с одарёнными учениками.

Так, например, для развития харизматических качеств, которые, несомненно, должны быть развиты у педагога, работающего с одаренными школьниками, следует выполнять следующий тренинг:

1. Все студенты делятся по парам,

2. Один из участников играет роль преподавателя, другой - ученика. «Преподаватель» должен «ученика» привлечь к участию в творческом проекте, при этом он должен проявить свои харизматические способности. На выполнение задания даётся 10-15 минут.

3. Студенты меняются ролями и выполняют несколько иную задачу (например, один из студентов (студент химического факультета) рассказывает другому (абитуриенту) о том, как интересно учиться на его факультете).

4. По окончанию выполнения упражнения каждая пара должна обсудить результаты, оценить возможности друг друга и подумать, каким образом можно исправить свои недостатки.

Таким образом, представленные технологии вносят существенный вклад в профессиональный рост студента как высококвалифицированного специалиста в целом, и как преподавателя химии, способного работать с одарёнными учениками профильных классов, в частности. Профессионально ориентированные технологии развивают аналитическое, творческое мышление обучающихся, коммуникативность, толерантность, взаимопонимание, умение работать в коллективе, и способствую формированию компонентов готовности (мотивационно-ценностного, когнитивного, организационно-деятельностного, личностного) на максимальном и оптимальном уровнях.

Библиографический список

1. Волкова, Е. В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения школьного курса химии [Текст]: дисс, ...канд. психол. наук. / Е. В. Волкова - М.: 2002. - 176 с.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ...

2. Доманова, Е. Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии [Текст]: дис. ...канд. психол. наук. / Е. Е. Доманова. - Пермь, 1999. - 198 с.

3. Кулиев, С. И. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий [Текст] / С. И. Кулиев, Н. А. Степанова // Химия в школе. - 2005. - № 10. - С. 64-70.

4. Панов, В. И. Одаренные дети [Текст]: выявление - обучение - развитие. /

B. И, Панов. Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.

5. Савенков, А. И. Одарённые дети и творческие люди [Текст]: особенности психического развития / А. И. Савенков // Школьный психолог. - 2004. - № 30. —

C. I1-22.

6. Эпштейн, Д. А. Формирование химических способностей учащихся [Текст] / Д. А. Эпштейн// Вопросы психологии. - 1963. — № 6. - С. 106-116.

7. Арсенова, М. А. Подготовка студентов вузу к образовательной работе с интеллектуально одарёнными детьми дошкольного возраста [Текст]: дисс... канд. пед наук. / М. А. Арсенова. - М., 2002 - 179 с.

8. Мороз, Т. Г. Профессиональная подготовка педагога к работе с одарёнными учащимися в условиях сельского социума [Текст]: дисс... канд. пед наук. / Т. Г. Мороз. - М, 2006 - 192 с.

9. Панов, В. И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие [Текст] / В. И. Панов // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.

Ю.Ушатикова, И. И. О работе учителей с одарёнными детьми [Текст] / И. И. Ушатикова // Высшее образование в России. - 2006. -№ 11. — С. 151-152.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В. А. Сластенин, И. Ф, Исаев, А. И. Мищенко, В. Н. Шиянов. - М.: Школа —Пресс, 1998.-512 с.

12.Технологии взаимодействия образовательных учреждений различными социальными институтами воспитания / Под общ. Ред. И. Ю. Соколовой. - М.; Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 716 с.

УДК 378.01

Е. В. Громов

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, где ставится задача создания «системы специализированной подготовки учащихся в стар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.