УДК 372.853
Балакирева Наталья Михайловна
Соискатель, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 32, [email protected], Иваново
Ситнова Елена Владимировна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры общей физики и методики преподавания физического факультета Ивановского государственного университета, sitnova66@ mail.ru, Иваново
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ
Balakireva Natalya Mikhaylovna
Applicant, a physics teacher at a municipal general education institution Gymnasium № 32, [email protected], Ivanovo
Sitnova Elena Vladimirovna
Doctor of Pedagogy, Associate Professor of General Physics, Physics Department, Ivanovo State University, [email protected], Ivanovo
PEDAGOGICAL ATELIER AS MEANS OF DEVELOPMENT PRODUCTIVE ACTIVITIES HAVE GIFTED PUPILS TO CLASSES IN PHYSICS
Система образования в России сегодня не всегда оперативно реагирует на значительные институциональные изменения, обеспеченные государственным финансированием [3]. Одной из проблем, присутствующей на различных уровнях образования, является недостаточное использование современных образовательных технологий. Несформированной остаётся система целенаправленной работы с одарёнными детьми.
Результаты международных сравнительных исследований [4], проводимых в России в предыдущие годы, показали низкий уровень навыков российских школьников в применении знаний на практике, их использовании в различных видах продуктивной деятельности при, том, что уровень владения предметными знаниями достаточно высокий.
Реализация комплексного проекта модернизации образования послужила предпосылкой для формирования национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В [5] акцентируется внимание на то, что главной задачей современной школы должно стать раскрытие способностей каждого ученика, формирование у них самостоятельности в постановке и достижении поставленных целей.
Одной из образовательных технологий, способной решить указанные выше проблемы и задачи современной школы, является технология педагогической мастерской. В рамках настоящей статьи рассмотрим возможнос-
145
ти данной технологии для развития продуктивных видов деятельности у одарённых учащихся на занятиях по физике.
В отечественной педагогике и психологии вопросы определения понятия одарённости, происхождения и структуры одарённости, необходимости выявления и развития одарённости представлены в работах Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова,
Н. С. Лейтеса. Разным аспектам проблем одарённости посвящены работы
А. М. Матюшкина, Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, Ю. Д. Бабаевой, Ю. Д. Брушлинского, В. Н. Дружинина, В. С. Юркевич, и др. Общая позиция современных отечественных специалистов в области психологии одаренности отражена в «Рабочей концепции одаренности». Её авторы выражают мнение, «что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой)» [10, с. 7].
Учитывая психологические и возрастные особенности одаренных детей, основные цели обучения и воспитания определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях и создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. Указанные цели обучения и воспитания призваны решать важную общественную задачу поддержки и развития индивидуальности одарённого ребёнка, его способностей.
Основными общими принципами обучения одаренных детей являются [10]: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных возможностей. Содержание образования одаренных детей основано на четырёх основных подходах: ускорение, углубление, обогащение, проблема-тизация. Ведущими методами обучения интеллектуально одаренных детей являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. Сочетание их с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы даёт преимущество в высоком познавательно-мотивирующем потенциале, соответствии уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся, эффективности для развития творческого мышления и многих важных личностных качеств.
Основные идеи технологии педагогической мастерской зародились во Франции в начале XX в. Усилиями российских учёных педагогическая мастерская была адаптирована к отечественному образованию и получила распространение в России в конце XX в.
В 1989 г. была сформулирована характеристика предложенной «Французской группой нового образования» (вгоире Бгаш^Б сГЕскюайоп КоиуеПе
- ОБЕ1Ч) новой технологии педагогической мастерской. Она включает следующие положения [8]: вызов традиционной педагогике - это положение отражает необходимость активной позиции ученика для того, чтобы раскрывать свой внутренний потенциал и самостоятельно строить своё знание;
личность с новым менталитетом - развитие ученика должно происходить как развитие самостоятельной, творческой, ответственной, конструктивно вооружённой личности; все способны - это положение за проявление уважительного отношения к мнению, варианту другого, за то, что каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам деятельности, важным является, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития для раскрытия этих способностей; интенсивные методы обучения и развития - простая передача знаний как неоспоримых истин от учителя к ученику не способствует его развитию, к существующим знаниям учащийся должен придти через самостоятельное строительство этих знаний с помощью метода критического мышления; новый тип педагога
- роль учителя в образовательном процессе должна измениться, он должен стать чутким руководителем; точный расчёт психологических воздействий
- система воздействия на личность, тщательно разработанная, приводит к удивительному результату: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль. Эта технология максимально отвечает целям обучения и воспитания одарённых детей, так как отличается своей обращенностью к «Я» ученика, к его интересам, поискам и целям.
Технологии педагогической мастерской посвящены работы многих российских учёных. А. А. Окунев исследовал философию педагога «Нового образования» [6]. Н. И. Белова рассматривала возможности педагогической мастерской как средства развития личности участников образовательной деятельности [1]. О. В. Орлова изучала вопросы использования педагогических мастерских в качестве средства развития толерантности учащихся [7]. Е. О. Галицких занималась теорией и практикой педагогических мастерских ценностных ориентаций [2]. Немало разработок занятий педагогической мастерской представлено по большинству предметов гуманитарного, естественнонаучного, математического циклов. Это разработки Г. В. Степановой, М. Г. Ермолаевой, Ж. О. Андреевой, И. А. Мухиной, Н. К. Антоновой, Т. Н. Антоновой, М. Б. Багге, О. В. Орловой, Е. К. Гапочко и др. В работах Д. Г. Левитеса, Г. К. Селевко и др. представлено обобщение представлений о технологии педагогической мастерской.
В настоящее время в литературных источниках встречается много определений педагогической мастерской. Одно из первых понятий, сформулированных на русском языке, определяет педагогическую мастерскую как особую форму обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Исследования российских учёных по изучению и внедрению в отечественную школу опыта французских коллег привели к определению педагогической мастерской как технологии.
Главной, неотъемлемой частью занятия педагогической мастерской является особая атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки - условие для наиболее полного самовыражения школьника. При этом задача гхедагога-мастера заключается в том, чтобы включить ребенка в процесс творческой познавательной индивидуальной деятельности, помочь
ему совершить открытие нового для него знания, подарить радость такого открытия.
Для обеспечения подобной атмосферы занятия необходима особая организация деятельности участников мастерской. Она строится как исследование. При этом проблема не определяется для детей педагогом. Задания, предъявляемые учащимся, призваны постепенно подводить их к осознанию познавательной проблемы, определять примерную последовательность движения к ее решению. Прямая передача информации в готовом виде практически исключается. При необходимости готовая информация подаётся постепенно, малыми порциями. Важно предоставить ученику возможность продвинуться к истине своим путем, т. к. каждый ребенок обладает своими индивидуальными способностями.
Технология педагогической мастерской предполагает реализацию в определённой последовательности семи технологических этапов. Ограничимся их перечислением: «индукция» (наведение), «самоконструкция», «социоконструкция», «социализация», «афиширование», «разрыв», «рефлексия». Технологический процесс проведения педагогической мастерской формализуется в виде некоторой последовательности блоков деятельности - алгоритмов.
Педагогическая мастерская решает ряд задач: личностное саморазвитие учащихся - осознание себя и своего места в мире, понимание других людей и закономерностей мира, в котором живут; интеллектуальное и творческое развитие учеников; формирование у них не только системы новых знаний, умений, навыков, но и самостоятельности построения своего знания; создание условий для самопроявления и самореализации учащихся.
Анализируя вышесказанное, попытаемся определить роль педагогической мастерской в обучении одарённых детей, в частности развитии у них продуктивных видов деятельности. Недостаточное владение продуктивными видами деятельности является сдерживающим фактором в проявлении и развитии интеллектуальной детской одарённости. Педагогическая мастерская, выступая за активную позицию ученика, решает важную задачу развития индивидуальности одарённого ребёнка, раскрытие его внутреннего потенциала, его способностей.
Особая атмосфера занятия педагогической мастерской, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь и поддержку, создаёт условия для полного самовыражения школьника, его познавательного и личностного развития.
Технология педагогической мастерской является технологией проблемно-поискового обучения. В ней явно прослеживаются такие подходы в содержании образования как проблематизация и обогащение, максимально учитывающие познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Сочетание интенсивных методов обучения с методами индивидуальной и групповой работы, присутствующими в этапах «самоконструкции», «социоконструкции», «социализации» занятия педагогической мастерской,
способствуют самостоятельному строительству знаний одарённых учащихся, освоению ими продуктивных видов деятельности.
Таким образом, технология педагогической мастерской демонстрирует перспективные возможности обучения и развития одарённых детей. Положение педагогической мастерской о способностях практически ко всем видам деятельности, в том числе продуктивным, каждого ребёнка реализуется через особую атмосферу занятия и организацию деятельности. В свою очередь, изучение периодических источников информации показывает недостаточно широкое применение практикующими учителями технологии педагогической мастерской при, том, что проблемам обучения и воспитания одарённых детей уделяется значительное внимание.
Развитие у одарённых учащихся продуктивных видов деятельности таких как: работа с источниками информации; аргументация своей точки зрения на основе анализа проведения исследований, выявления и интерпретации фактов и результатов исследований, составления прогнозов на основе имеющихся данных, интерпретации графической информации и других, как нельзя лучше осуществляется на занятиях педагогической мастерской по физике.
Проиллюстрировать это утверждение можно на примере обобщающего занятия педагогической мастерской по теме «Тепловые явления» для группы одарённых учащихся 8 класса. Кроме обобщения знаний по теме образовательной целью данного занятия является обучение решению качественных задач методом логических цепочек, что способствует развитию физического мышления. Предъявление и выполнение заданий, выстроенное по технологии педагогической мастерской, способствует овладению учащимися коммуникативными навыками и аргументированным выражением своего мнения. На первом этапе «Индукции» в качестве индуктора, «наводящего» на тему занятия выступает блок из 4-5 заданий репродуктивного характера, но представленных не в традиционной форме «вопрос - ответ», а в виде схем (рис. 1), таблиц (таб. 1) и пр. Подобная форма предъявления заданий способствует развитию такого продуктивного вида деятельности, как работа с информацией, представленной в графическом виде.
Рисунок 1 - Задания в виде схем
Таблица 1 - Задания в виде таблиц
Название физической величины Определение физической величины Условное обозначение ф. в. Единица измерения ф. в.
Количество теплоты, необходимое на нагревание 1 кг вещества на 1 °С
Удельная теплота сгорания топлива
На этапе «Самоконструкции» учащиеся самостоятельно выполняют задания на дидактических карточках. «Социоконструкция» осуществляется в два шага: ребята в тройках обмениваются работами и осуществляют самостоятельно взаимопроверку, затем ещё раз обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку по эталону ответов. Двойная взаимопроверка создаёт ситуацию «Разрыва» - неполноты или несоответствия собственного знания, что важно в его конструировании. Работа с заданиями этого блока завершается «Рефлексией», целью которой является самооценка своей работы по следующей схеме: «+» - задание выполнено полностью и правильно; «-» - задание не выполнено или выполнено неправильно; «±» - задание выполнено не полностью или не всё правильно. Самооценка фиксируется в сводной таблице 2. Она позволяет провести самоанализ знаниевых пробелов по соотношению самооценки выполнения задания и номера параграфа, являющегося для учащегося теоретической основой данного задания. К ней учащиеся возвращаются ещё дважды.
Таблица 2 - Самооценка
1 блок 2 блок 3 блок
№ зада- ния 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
С/о
§ 1,2 3, 4, 5, 6 8, 10 9, 10 1 2 3 3-7 1-11 3 3 4 5 И
Задания второго блока (рис. 2, рис. 3) также направлены на обобщение знаний по теме, служат подготовительным этапом перед решением качественных задач, требуют аналитического подхода при их выполнении.
Скорость движения молекул скорость движения молекул
увеличивается => увеличивается
Скорость движения молекул температура тела
уменьшается => увеличивается
Температура тела увеличивается скорость движения молекул
=> уменьшается
Температура тела уменьшается => температура тела уменьшается
Рисунок 2 - Задания на обобщение знаний по теме
Погружение стального резца в воду _______ для закалки
Сжигание торфа и древесного угля для нагревания смеси воды и масла в отопительной системе
Смешивание цемента, гравия и песка с тёплой водой для приготовления _____бетона в зимних условиях______
Рисунок 3 - Задания на обобщение знаний по теме
На выполнение этих заданий требуется небольшое количество времени, так как необходимо найти утверждению из левого столбца соответствующее утверждение из правого столбца и соединить их стрелочкой. Работа над вторым блоком заданий тоже начинается с «Самоконструкции». Важно, что попытка ребенка ответить на вопрос самостоятельно, ориентируясь только на собственные знания, умения, мысли развивает творческий потенциал личности ребёнка, формирует у него стремление найти решение задачи, проблемы самостоятельно. Обратим внимание, что в задании на рис. 2 найдётся только два соответствия, а не четыре, как это покажется с первого взгляда. Выполнение таких заданий требует напряжения всех познавательных сил, памяти, мышления. Подобные задания с их широкой формулировкой дают простор творческому поиску, воображению, возможностям самим формулировать цель своей деятельности и отбирать средства для ее осуществления. По завершению «Самоконструкции» учащимся предоставляется возможность пройти этап «Социализации» в произвольных четвёрках
- обсудить свои решения в группе. Это позволяет соотнести свою деятельность с деятельностью других учеников, обогатить свой опыт, сопоставить своё мнение с точкой зрения других, научиться корректировать свою рабо-
ту, осознать преимущества совместной деятельности. По завершению этапа учащиеся сообщают свои решения и фиксируют их на так называемой «панели» - на доске, плакате и т. п. Неоспоримым преимуществом в этом случае обладает интерактивная доска с заготовленной презентацией. Работа с заданиями этого блока завершается «Рефлексией», о которой говорилось выше.
Каждое задание третьего блока состоит из смысловых фрагментов, на которые разбита качественная задача. Их нужно расположить в соответствующей логической последовательности. Например:
A. Снег обладает плохой теплопроводностью
B. Почва, покрытая снегом, промерзает меньше, чем открытая
C. Воздух обладает плохой теплопроводностью
Б. Между снежинками имеется много небольших воздушных пространств
1 2 3 4
в С А В
В этом задании с )рагменты СиВ могут поменяться местами, что не вли-
яет на правильность выполнения задания, но создаёт проблемную ситуа-
цию, отвечающую положениям технологии педагогической мастерской. Ещё один пример:
A. Кинетическая энергия автомобиля превращается в его внутреннюю энергию
B. Автомобиль совершает торможение
C. Автомобиль движется с некоторой скоростью
Б. Шины и тормозные колодки автомобиля нагреваются Е. Автомобиль обладает механической (кинетической) энергией Е. Внутренняя энергия шин и тормозных колодок автомобиля увели-
чивается
в. Кинетическая энергия автомобиля уменьшается
1 2 3 4 5 6 7
С Е В Сг Л 2)
Это задание помимо возможного построения иного логического ряда усложнено большим количеством смысловых фрагментов, что развивает умение держать во внимании и оперировать значительным объёмом информации одновременно.
«Самоконструкция» в работе над заданиями третьего блока, кроме обозначенной выше значимости, имеет важность в данный момент для формирования групп. Эффективная работа на этапе «Социализации» возможна при условии, что в ней объединяться учащиеся, которые сконструировали своё решение, и учащиеся, которые пока затрудняются это сделать. Это позволит большинству вновь прожить ситуацию «Разрыва», создаст условия для продуктивного обсуждения решений, важного для формирования умения аргументировать свою точку зрения. Логическим продолжением «Социализации» является «Афиширование» - презентация результатов работы или различных точек зрения на выполнение заданий. Значимость это-152
го этапа высока. Это кульминация познавательной деятельности занятия. По её завершению - «Рефлексия» по заданиям третьего блока и состоянию их эмоциональной сферы. На этом этапе ребятам предоставляется возможность высказаться о том, что для них на занятии было наиболее значимым. Это важно для отражения достижений их собственной мысли, собственного мироощущения. А педагогу это даёт возможность скорректировать свою дальнейшую работу с учётом проявившихся индивидуальных особенностей одарённых учащихся.
Знания на занятии педагогической мастерской получены и усвоены через разнообразные действия, связанные с ними, а этим определяется их качество усвоения. Выстраивание учебного процесса одарённых учащихся в педагогической мастерской, несомненно, будет способствовать эффективному развитию у них продуктивных видов деятельности.
Библиографический список
1. Белова, Н. И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. -СПб., 2000.-216 с.
2. Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: методическое пособие. [Текст]/ Е. О. Галицких. — СПб.: «Паритет», 2003. - 160 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).
3. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011— 2015 годы. - 2011. - 7 февраля. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://mon.gov.ru/files/materials/8286/ll.02.07-fcpro.pdf (дата обращения - 01.03.11)
4. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2009 г.). Результаты. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko. ru/pisa09/pisa09_res.htm (дата обращения: 01.03.2011)
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - 2010.
- 4 февраля. [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 15.02.2011).
6. Окунев, А. А. Развитие и реализация философско-педагогических идей «Французской группы Новое образование» (GFEN) в опыте современной школы России[Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. / А. А. Окунев, - СПб., 2001. - 302 с.
7. Орлова, О. В. Развитие толерантности учащихся в условиях педагогических мастерских [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / О. В. Орлова. - СПб., 2006.-205 с.
8. Педагогические мастерские «Франция - Россия» [Текст]/ под ред. Э. С. Соколовой. - М.: Новая школа, 1997. - 138 с.
9. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта [Текст]/ под ред. Н. И. Беловой, В. Ф. Заряновой. - Вып. 1. - СПб.: СПб-ГУПМ, 1995. - 136 с.
10.Рабочая концепция одаренности. [Текст]. - 2-е изд., расш. перераб. - М., 2003. - 90 с.