Научная статья на тему 'Общая характеристика ведущих требований к профессиональной деятельности педагога, работающего с одарёнными детьми'

Общая характеристика ведущих требований к профессиональной деятельности педагога, работающего с одарёнными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ЭЛИТОЛОГИЯ / ЭЛИТАРНОЕ / ЭЛИТНОЕ И МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ / ELITE / ELITOLOGY / ELITOLOGY AND MASS EDUCATION / PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF GIFTEDNESS / TEACHER COMPETENCE IN THE EDUCATION OF GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Елена Юрьевна

На рубеже XX-XXI вв. в отечественной педагогике дифференцировалась задача подготовки кадров, компетентных в области элитологии образования: понимающих роль элиты в общественном прогрессе; владеющих педагогикой и психологией одаренности, высшей и научно-педагогической школы; обладающих опытом работы с высокоспособными людьми и опытом научной (художественной, конструкторской, политической и т. д.) деятельности; нацеленных на воспитание личности новатора, преобразующего мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General Characteristics of Major Requirements for Professional Educators Working with Gifted Children

At the turn of the 20th and 21st centuries, national pedagogy faces the problem of training personnel qualified in the field of educational elitology. Such educators should understand the role of elite in social progress, be competent in pedagogy and psychology of giftedness of higher and scientific and pedagogical schools, have experience of working with capable people and being involved in scientific (artistic, engineering, political, etc.) activities and focus on educating the personality of an innovator, transforming the world.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика ведущих требований к профессиональной деятельности педагога, работающего с одарёнными детьми»

УДК 376. 5 ББК Ч 31.42

Е. Ю. Ольховская

г. Чита, Россия

Общая характеристика ведущих требований к профессиональной деятельности педагога, работающего с одарёнными детьми

На рубеже XX-XXI вв. в отечественной педагогике дифференцировалась задача подготовки кадров, компетентных в области элитологии образования: понимающих роль элиты в общественном прогрессе; владеющих педагогикой и психологией одаренности, высшей и научно-педагогической школы; обладающих опытом работы с высокоспособными людьми и опытом научной (художественной, конструкторской, политической и т. д.) деятельности; нацеленных на воспитание личности новатора, преобразующего мир.

Ключевые слова: элита; элитология; элитарное, элитное и массовое образование; педагогика и психология одаренности; педагогическая компетентность в области образования одарённых детей.

E. Yu. Olkhovskaya

Chita, Russia

General Characteristics of Major Requirements for Professional Educators Working with Gifted Children

At the turn of the 20th and 21st centuries, national pedagogy faces the problem of training personnel qualified in the field of educational elitology. Such educators should understand the role of elite in social progress, be competent in pedagogy and psychology of giftedness of higher and scientific and pedagogical schools, have experience of working with capable people and being involved in scientific (artistic, engineering, political, etc.) activities and focus on educating the personality of an innovator, transforming the world.

Keywords: elite; elitology; elite, elitology and mass education; pedagogy and psychology of giftedness; teacher competence in the education of gifted children.

В современной ситуации обострённого интереса к проблеме роли элиты в социокультурном развитии в педагогических исследованиях должно быть актуализировано решение задачи воспитания элиты, ответственной перед народом. В связи с этим, во-первых, данную социальную группу необходимо формировать из одарённых и талантливых людей, способных своими инновационными идеями преобразовывать культуру - обретать свою идеальную представленность в других (персонализироваться в них) и изменять их бытие. Во-вторых, высокая миссия элиты диктует необходимость центрировать содержание её воспитания на идеи становления у элитарной личности духовного предвидения и особой нравственной ответственности за совершённые открытия, а только затем развития высоких интеллектуальных способностей. Анализ истории элитарного образования (целенаправленно готовящего элиту) России подтверждает значимость приоритета функций селекции

© Е. Ю. Ольховская, 2011

элиты из одарённых детей и воспитания мери-тократии, принципов - первичности духовных ориентаций и свободы личности, сопричастности высокоспособного индивида с окружающим большинством, природосообразности и «презумпции одарённости», обучения на высоком уровне трудности путём включения в научное и художественное познание, взаимодействие общего развития с развитием профилирующих способностей; взаимодополнения массового и элитарного образования; стратегий и моделей, выходящих на задачи воспитания экологической ответственности за окружающую жизнь и авторского отношения к своей личности.

Задача подготовки кадров, компетентных в области элитологии образования в отечественной педагогике стала официально признаваться на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Её решение предполагает воспитание педагогов, понимающих роль элиты в общественном прогрессе; владеющих педагогикой и психологией одаренности, высшей

33

и научно-педагогической школы; обладающих опытом работы с высокоспособными людьми и опытом научной (художественной, конструкторской, политической и т. д.) деятельности; испытывающих потребность в широкой и социально значимой персонализации; нацеленных на воспитание личности новатора, преобразующего мир. То есть данная задача выходит на сферу педагогики, находящейся в процессе своего становления.

В связи с этим в теории и практике современного образования определился целый ряд противоречий, требующих разрешения:

- между направляющим значением элиты в социокультурном функционировании и недостаточным уровнем изученности процессов её селекции и воспитания в системе образования;

- между установившимся приоритетом влияния массовой культуры на развитие личности и социальной необходимостью воспитания одаренного субъекта на основе нормативных «образцов» (Н. И. Булкин) элитарной личности;

- между набирающими силу перспективами технократизации социокультурного пространства, в том числе и элитарного образования, и определяющим значением духовных ценностей в культурно-цивилизационном прогрессе;

- между противопоставлением институтов элитарного и массового образования (элитарной и эгалитарной парадигм развития образования) и необходимостью оформления межпарадиг-мального (И. А. Колесникова) подхода, рассматривающего данные феномены как взаимодополняющие структуры;

- между увеличивающейся сферой исследований вопросов развития и воспитания одаренности, специфики деятельности высшей и научно-педагогической школы и недостаточной изученностью проблемы формирования целостного и непрерывного образовательного пространства воспитания «интеллектуального потенциала» страны, играющего решающую роль в развитии экономики и культуры в целом.

Современная образовательная политика придаёт высокое значение дальнейшей разработке и внедрению проблемы развития детской одарённости и подготовки интеллектуальной элиты, ответственной перед народом, из одарённых детей и подростков. Реализация обозначенной проблемы в ведущей мере связана с решением задач выявления специфики содержания элитарного образования и его взаимодействия с массовым. Образование как институт приобще-34

ния людей к культуре должно выстраивать свою деятельность с учётом особенностей природы человека и его потребностей в самореализации, а также запросов современного информационного общества не только в подготовке элиты, воспитанной на меритократических идеалах, но и в имманентном развитии творческих способностей всех его членов. В связи с этим в социуме функционируют различные типы институтов образования: массовое, элитарное и элитное. Деятельность института «массового» образования в основном ориентирована на людей, развитие которых соотносится с понятием «нормы», и нацелена на поддержку становления их самосознания и творческого потенциала - стремления к совершенствованию культуры путём осознанного внедрения новаторского опыта и отстаивания идей демократизации общества. В свою очередь, «элитарное» образование предназначено для развития одарённости личности и её дальнейшей элитизации - готовности к созданию новаторских продуктов труда, преобразующих культуру, и высокой экологической ответственности за свою управленческую деятельность. «Элитное» образование может носить массовый и элитарный характер, так как ведущей его характеристикой является лучшее качество в ряду себе подобных и предоставление дополнительных услуг. Стратегией взаимодействие данных институтов следует считать принцип взаимодополнения, исключающий возможность создания приоритетных условий развития одного из них и объединяющий идеалы содержания их воспитания принципом первичности духовных ценностей в становлении личности.

При этом, анализируя соотношение массового и элитарного образования, следует учитывать опасность превращения элитарного учреждения в олигархическое (кастовое, закрытое), где обучаются дети исключительно из социально престижных семей, развитие которых не всегда соответствует понятиям одаренности. Элитность образования должна носить исключительно либеральный, а не социальный характер, так как социальная элитность и образовательная - понятия не тождественные. Элитарное образование не должно быть образованием только элит. Напротив, одной из ведущих задач элитарного образования является смягчение социальной дифференциации, в противном случае оно будет работать на укрепление социального неравенства и служить источником повышения духовной и нравственной несправедливости. Это может привести, выражаясь

языком А. Тойнби, к «закату цивилизации», так как он напрямую зависит от величины духовного и интеллектуального коэффициента правящей в обществе элиты.

Реализация обозначенной проблемы в ведущей мере связана с решением задач выявления и воспитания педагогических кадров, способных к работе в сфере образования для одаренных детей. Так как данная сфера обладает своим специфическим содержанием деятельности, базирующемся на анализе особенностей развития и воспитания одарённого ребёнка, а также его роли как потенциального представителя элиты, следует определить ведущие компетентности,

соответствующие профессиональной деятельности педагогов данной категории. Эти компетентности, с одной стороны, должны отражать общие требования к квалификационной характеристике учителя (в области личных качеств, педагогических умений в области целеполага-ния, мотивирования, владения предметным содержанием и т. д.), с другой - особенные, базирующиеся на знании педагогики и психологии одаренных детей, а также опыте работы с детьми данной категории. В наиболее обобщенном виде эти требования представлены в предложенной таблице.

Таблица

Базовая компетентность Характеристики компетентности Показатели оценки компетентности

I. Личностные качества

1. Готовность к диалогу Гуманистическая позиция; открытость к принятию иных точек зрения, с учетом изменение собственных взглядов; создание условий для воспитания у ребёнка авторского отношения к своей личности - Толерантность - Готовность вести диалог с позиций интересов ребёнка - Фасилитизация развития субъекта образования

2. Высокий уровень самоконтроля и умения адекватно оценивать себя и ситуацию Вера в собственные силы; позитивные отношения с коллегами, родителями учеников и учениками; позитивная направленность на педагогическую деятельность; умение адекватно вести себя в состоянии конфликта - Высокая и адекватная профессиональная самооценка - Чувство юмора и эмоциональная устойчивость - Способность управлять своим поведением в эмоционально напряженных ситуациях

3. Широкий кругозор, креативность, высокий уровень знания проблем области интересов одаренного ребенка Высокий культурный и профессиональный уровень, достаточная научная подготовка - Широкая эрудиция - Критичность и креативность мышления - Владение научными (художественными) методами познания

II. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с особенностями развития одарённых детей и индивидуальными особенностями конкретного ребёнка Знание педагогики и психологии одарённых детей, а также особенностей развития конкретного одарённого ребёнка; умение соотнести интересы и потребности одарённых детей с целями и задачами образования; умение выстраивать образовательный процесс с позиции паритетности, интересов личности, края государства и общества - Умение определять зону ближайшего развития одаренного ребенка - Умение скоординировать цели и задачи обучения с потребностями одаренных детей - Умение доказать перспективность изучения темы (вопроса, проблемы и т. д.) для развития личности и социума

2. Умение перевести тему урока в творческую задачу Знание педагогических условий развития творческого и креативного опыта деятельности учащихся как ведущих факторов воспитания одаренного ребенка; владения данным видом деятельности - Владение технологиями творческой и опытно-поисковой деятельности - Умение преобразовать тему урока в персонально значимую для ребенка задачу проблемного характера - Умение создать ситуацию сотрудничества и сотворчества

3. Умение организовывать процессы целеполагания, це-ледостижения и оценки достигнутых результатов как субъект-субъектную деятельность, предшествующую изучению темы, раздела, проблемы и т. д. Индивидуализация образования, обеспечение высокой мотивации академической активности и воспитания навыков (потребности) самообразования - Умение включить ребёнка в процесс целеполагания; - Умение учить ребенка планировать процесс целедостижения - Умение учить ребенка моделировать эталоны своей деятельности и на их основе оценивать результаты своего труда; развивать рефлексию ребенка

III. Компетенции в области мотивации учебной деятельности

1. Умение соотносить изучаемые темы с областью интересов одаренного ребенка для дальнейшей его самомотивации Создание условий перевода внешних мотивов во внутренние и воспитание немотивированной активности - Знание интересов и потребностей одарённого ребёнка - Умение создавать условия, в которых одарённый ребёнок научится во имя цели преодолевать препятствия - Умение содействовать развитию немотивированной активности ребёнка как характерного свойства его личности

2. Умение создавать условия для развития стремления к инновационной деятельности Понимание культурообразующей роли инновационной деятельности, знание сущности и особенностей инновационной деятельности, умение создавать условия для развития познавательного интереса к ней у одаренного ребенка и осознания особой ответственности личности за новаторские продукты своей деятельности - Знание ведущих инновационных открытий своей профессиональной области и области интересов одарённого ребёнка; - Умение воспитывать познавательный интерес к инновационной деятельности; - Умение воспитывать экологическую ответственность за продукты своего труда

3. Умение создавать ситуацию, в которой одаренный ребенок будет творчески влиять на развитие позитивной мотивации и ситуации успеха у другого человека Знание проблемы персонализации (отраженной субъектности) как влияния на другого (личностный вклад в развитие другого человека), понимание роли и ответственности талантливых людей в развитии культуры, умение создавать условия позитивного сотрудничества одарённого ребёнка и менее способного человека - Исключение ситуации соперничества одарённого ребёнка с менее способными детьми; - Умение создавать ситуацию, в которой одарённый ребёнок будет творчески влиять на развитие другого; - Умение сопровождать одарённого ребёнка в деятельности, в которой он не будет лидировать, в случае неудачи - помочь ему понять, что поражение нормальное жизненное явление

IV. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

1. Владение технологиями организации продуктивной (творческой, креативной) деятельности Понимание сущности творческой деятельности, знание специфики учебной творческой деятельности и основных подходов к ее организации, владение технологиями творческой деятельности - Знание современных подходов организации учебной деятельности, направленной на развитие творческих способностей личности; - Ориентация на преобладание креативных и поисковых методов в собственном арсенале;

-- Готовность адаптировать методы и технологии обучения к современным условиям работы с одарёнными детьми, с целью воспитания творческой и духовной личности

2. Хорошая научная подготовка и знание современных проблем преподаваемого предмета Понимание сущности эмпирической и научной деятельности, значения ведущих научных достижений в области своего предмета, в том числе и современных, владение методами научного познания - Готовность содействовать становлению познавательного интереса одарённого ребёнка к научной, художественной, политической и т. д. деятельности; - Готовность организовывать научнопоисковую деятельность; - Владение методами (технологиями) развития теоретического и критического мышления

3. Готовность организовать познавательную деятельность с целью воспитания авторской позиции ребенка и высокой духовной ответственности за свое личностное культурное пространство Понимание роли элитарной (выдающейся личности) в социокультурном развитии, знание теорий духовно-нравственного воспитания, теорий и технологий личностно ориентированного обучения - Умение организовывать воспитание как процесс саморазвития и самовоспитания ребёнка; - Умение создавать условия воспитания ребёнка как субъекта обучения, ориентированного на процесс самообразования; - Умение создавать условия для посильного участия одарённого ребенка в преобразовании окружающей действительности, развитии у него социорефлексии и потребности в социальнозначимой самореализации

V. Компетентность в области разработки образовательных программ и принятия педагогических решений

1. Знание моделей обучения и идей воспитания, направленных на развитие одарённости ребёнка Знание специфики развития одаренного ребёнка и специфики организации учебно-воспитательного процесса для него, знание опыта работы с одарёнными детьми в своей профессиональной области, умение анализировать и оценивать данный опыт деятельности - Знание ведущих подходов к моделированию обучения одаренных детей; - Знание ведущих подходов структурирования модели одарённости личности и путей создания условий её развития; - Умение адаптировать данные теории и идеи к задачам и условиям собственной деятельности

2. Умение разрабатывать образовательную программу (создавать учебно-методический комплекс), направленную на развитие высоких способностей ребенка Знание программ, учебников, учебных пособий, интернет-источников по работе с одарёнными детьми и т. д. по своему предмету и смежным дисциплинам; знание основных подходов развития одарённости детей, чьи способности находятся вне поля профессиональной подготовки учителя-предметника; знание особенностей обучения одаренных детей с проблемами в развитии; умение разрабатывать программы для одарённых детей разных категорий - Умение разрабатывать программы для развития высоких способностей ребенка по собственному предмету обучения; - Умение разрабатывать программы для одарённых детей, способности которых находятся в области других учебных предметов; - Умение разрабатывать программы для одарённых детей с проблемами развития

3. Умение создавать ситуации, в которых одаренный ребёнок сможет проявить себя как творческая, диалогическая, готовая к сотрудничеству личность Знание проблем развития одаренных детей; специфики их воспитания (социализации) и работы с их родителями; особенностей гендерного становления их личности; причин появления опасности «затухания» одаренности - Умение ориентировать семью на поддержку развития одарённого ребёнка; - Умение настроить окружающих на позитивное отношение к успехам одарённого ребёнка (чувство гордости за него) и понимание его проблем; Умение помочь одаренному ребенку скорректировать своё гендерно-ролевое поведение в соответствии со своими способностями и стремлениями

VI. Компетентность в области организации педагогической деятельности

1. Умение содействовать развитию у одарённого ребёнка творческого конформизма по отношению к окружающим Понимание проблем общения одаренного ребенка с другими людьми, воспитание у него чувства сопричастности с окружающим большинством, развитие творческого конформизма - умения уступить в непринципиальных позициях и отстоять свою точку зрения в принципиальных Педагогическая поддержка общения одарённого ребенка с окружающим большинством, построенная на основе принципа творческого конформизма; Педагогическое сопровождение общения одарённого ребёнка с одарёнными сверстниками; Педагогическое сопровождение общения одарённого ребёнка с учёными, деятелями искусства, политиками, изобретателями и т. д.

2. Умение организовывать проектную деятельность в логике научного и художественного познания Знание целей, закономерностей, принципов, форм и технологий образования одарённых детей и умение на их основе выстраивать педагогическую деятельность Умение вводить одарённого ребёнка в логику понимания сфер деятельности эмпирического и научного (художественного) познания; Организация участия одаренного ребёнка в проектной деятельности; Создание условий для разработки и реализации собственных проектов

3. Умение содействовать педагогическим оцениванием адекватной самооценки становления одарённого ребёнка и стремления стать отраженным субъектом, творчески влияющим на развитие окружающих людей и окружающего пространства Понимание социокультурной значимости идей: 1) воспитания элиты, ответственной перед народом; 2) права народа контролировать элиту; 3) подготовки элиты из одарённых и пассионарных личностей; знание особенностей развития одарённого ребёнка и роли самооценки в процессе организации его самовоспитания; умение создавать ситуации, в которых одарённый ребёнок будет выступать в качестве отраженного субъекта, позитивно меняющего мир своим культурным пространством Педагогическая поддержка развития рефлексии одарённого ребёнка как фактора становления адекватной самооценки; Педагогическая поддержка развития социорефлексии одарённого ребёнка как фактора оценки своей роли как отражённого субъекта; Педагогическое сопровождение процесса построения жизненных планов одарённого ребёнка

Таким образом, современная ситуация в образовании предполагает выдвижение на первое место идеи воспитания социально активной личности, способной не только жить в информационном обществе, но и позитивно влиять на развитие культуры. В связи с этим условия и подход к самоактуализации личности, потенциал которой задан генетически, должны быть разными; содержание обучения и воспитания детей различного уровня должно быть не только единым в своих духовно-нравственных ори-38

ентирах, но и дифференцированным в условиях создания образовательного пространства развития личности, что в свою очередь выдвигает на ведущие позиции проблему теоретической и практической подготовки учителя для работы с различными категориями детей: умственно одаренными, повышенными умственными способностями, умственной нормы, пониженными умственными способностями и умственно дефективными.

вий среды. Это, как правило, не подтверждается анализом практики образования. В большинстве случаев нестандартный ребёнок учится ниже своих возможностей именно в результате плохого преподавания, негативного отношения учителей к учащимся и наличия программ неадекватных их особенностям.

Список литературы

1. Ашин Г. К. Элитология: учеб. пособие. М.: МГИМО Университет МИД России,

2005. 554 с.

2. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. М.: Институт психологии РАН, 2009. 656 с.

3. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.

СПб.: Питер, 2004. 272 с.

4. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. М.:

Моск. психол.-социал. ин-т, 2003; Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.

5. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер,

2002. 320 с.

Рукопись поступила в редакцию 16.10.2011 г.

В системе обучения и воспитания одарённых детей личность педагога является определяющим фактором, поэтому к учителю, работающему с такими детьми, предъявляются особые требования. Существует мнение, что развитие высоких способностей детей не зависит от усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.