ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХИМИИ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Е.В. Пажитнева
CONCEPTUAL MODEL OF TRAINING FUTURE CHEMISTRY TEACHERS FOR WORK WITH GIFTED SCHOOL CHILDREN
Pazhitneva E.V.
The problem of training future Chemistry teachers for work with gifted schoolchildren in the conditions of a classical university is considered in the article. A conceptual model, the structure of which includes a methodological, organisation-process, content-technological blocks, is presented.
В статье поднимается проблема подготовки будущих преподавателей химии в условиях классического университета к работе с одарёнными школьниками. Даётся концептуальная модель, в структуру которой входят методологический, организационно-
процессуальны1й, содержательно-
технологические блоки.
Ключевые слова: подготовка, концептуальная модель, компонентыi и диагностика готовности, принципы и условия.
УДК 37.13:54:159.928
Коренные преобразования в обществе свидетельствуют о том, что развитие России будут определять дети, которые сегодня обучаются в школе и проявляются в среде сверстников своей одарённостью. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых школьников составляют одну из главных задач совершенствования системы образования. И хотя в последнее время изменения в государственной структуре нашей страны заставляют задумываться об усовершенствовании учебно-воспитательного процесса, результатом которого должно стать рождение и развитие одарённой личности, однако, многие педагоги всё ещё считают, что не нужно выделять способных учеников, следует их обучать так же, как и усреднённых школьников. Вследствие этого возникают противоречия между необходимостью эффективного обучения, воспитания и развития одарённых школьников и недостаточным уровнем готовности преподавателей к решению этих задач.
Различные аспекты проблемы подготовки педагогов к работе с одарёнными учениками освещены в трудах Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, О.И. Дьяченко, Ю.З. Ги-льбуха, В.И. Панова и др. Также данный аспект нашёл отражение и в диссертационных исследованиях Т.Г. Мороз, М.А. Арсеновой, И.И. Ушатиковой, Т.И. Вороновой и др.
Однако анализ этих работ свидетельствует о том, что совершенно не рассматривалась проблема подготовки преподавателей химии к работе с одарёнными школьниками. Хотя этот вопрос достаточно актуальный,
поскольку достижения современной цивилизации немыслимы без химической науки, развитие которой обеспечат способные и одарённые личности. Проблему развития и диагностики одарённости и способностей учащихся в химии поднимали такие учёные, как Д.Э. Эпштейн (1), Е.Е. Доманова (2), С.И. Кулиев и Л.К. Степанова (3), Е.В.Волкова (4) и др. Но всё ещё остается нерешённым вопрос о готовности педагогических кадров к работе с одарёнными
школьниками в химии, что и обусловило наш выбор данной проблематики.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы (5, 6) и опираясь на ряд методологических идей, разработанных в последнее время в гуманитарных науках (философии, социологии, психологии и педагогике), представим концептуальную модель подготовки будущих преподавателей химии к работе с одарёнными школьниками (см. рис.1).
Методологический блок
уровни
Организ ационно-проце ссуапьный блок
Философский
Общенаучный
гуманисигескнн; аксеопопгаский; системный.
- деягелыгастньш;
- контекстный;
- акмеагогичвс кий;
- юмппекеный;
- личнвстный, - практию-
ориентироинный; -юмпвтентностный.
Конкретно-научный
-концепция твор-чекой одаренности (Матюпшина AM.);
- базоия мошль химической одарённости (по КутаеЕу С.И. и СтетдоЕоя H.A.")
диагностика
Опруюпрра готовности:
- ШУГИЕаЦИОШЕ-
ценностаыи;
- когнктшый; -организащснно-даятепьностнын;
- ЛИЧНОСТНЫЙ.
готовности:
- низкий,
- сниженный,
- ситуационный;
- оптимальный;
- максимальный
Методы и методики дно-гхоотт:
ангЕты и опросники, тесты.
X
Принципы
"Т
- принцип паритетности;
-принцип деягельност-ной активное ти, - принцип обратной
связи;
- принцип связи теории с практикой;_
- принцип развития у студентов рефлексии.
условия
С од ержат епьно-т ех ншогиче ский Елок
Содержание
П=
Интеграция федерального и регионального компонент об
Инструментально-методический
«Псишпогияи педагогика* федеральный илшшнент
зТехьспппи прс«ф. гедаг. деятельности^ региокал. компонент
Авторский спецкурс «ПсЕЕГОЛПГО-ГЕДаГО-гггасктс осыэеы преподавания кнмин одарённым учащимся профильный laii'icoi::-
"Г
-иннавационныЕ псих.-ив д. технапвгии (кпммуникатиш о-диашгокый, имитационно-
газовые, проблемно -поиск авые и др.)- псих ал. тренинги; - мастер-классы; -НИРС.
Конечный результат готовности бегущего препоиаьатапя химии к работе с одарёнными школьниками
Рисунок 1. Концептуальная мбдель подготовки будущих преподавателей химии к работе с одарёнными учениками
Модель предполагает единство трёх основных блоков: методологического, организационно-процессуального, содержательно-технологического. Она имеет структурную иерархию, каждый компонент в блоке соподчинен, определяет и обосновывает содержание следующего.
Методологический блок включает в себя следующие компоненты: уровни методологического знания преподавателя химии, способного работать с одаренными учащимися; структурные компоненты готовности, их критериальные уровни и методы, методики диагностики.
По Э.Г. Юдину (6, с. 31), в структуре методологического знания будущего преподавателя химии, способного эффективно сотрудничать с одарёнными школьниками, выделено три уровня - философский, общенаучный, конкретно-научный. Высший, философский уровень методологии у будущих преподавателей составляют такие подходы, как гуманистический, аксеологический, системный. На общенаучном уровне комплекс методологических оснований организации процесса подготовки будущего преподавателя химии, способного работать с одарёнными учениками, составляют следующие подходы: деятельностный, контекстный, ак-
меологическии, комплексный, личностныи, практико-ориентированный, компетентно-стный.
Несмотря на то, что каждый подход имеет свою сущность, они взаимодополняют друг друга, характеризуются взаимообусловленностью, что позволяет приобрести будущим преподавателям химии профессиональные знания, умения, навыки, сформировать индивидуальный стиль деятельности, развить необходимые личностные качества.
Конкретно-научный уровень методологического блока подразумевает, что подготовку будущих преподавателей химии к работе с одарёнными учениками необходимо вести с учётом следующих разработок: концепции творческой одарённости (по Ма-тюшкину А.М.), отражающей структурные компоненты данного феномена как общей психологической предпосылки творческого развития и становления творческой личности (7, с. 32), и базовой модели химической одарённости, отражающей компоненты химических способностей (3, с. 65).
Определим структуру готовности будущих преподавателей химии к эффективной работе с одаренными школьниками, в которую следует включать: мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный, личностный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование и соблюдение определённой установки у будущих преподавателей химии на целенаправленную работу с одаренными и способными учащимся, отражает осознание ценности студентами эффективного сотрудничества с химически одарёнными школьниками.
Когнитивный компонент готовности преподавателей к работе с химически одарёнными учениками подразумевает приобретение студентами знаний о том, что такое одаренность, кто такие ученики, обладающие химической одарённостью, каковы способы их выявления, в чем состоят особенности технологий обучения и развития такой категорией учащихся.
Организационно-деятельностный компонент обуславливает спектр умений будущих преподавателей химии, позволяющих продуктивно сотрудничать с одарёнными учащимися. В него входят следующие умения: аналитические (умения правильно диагностировать химическую одарённость учеников, ставить задачи, подбирать для них технологии обучения); коммуникативные (умения интерпретировать информацию, получаемую от химически одаренного ученика; глубоко проникать в его личностную суть); прогностические (умения предвидеть дальнейшую траекторию развития химически одаренного ученика; предусматривать возможный характер его ответных реакций); проективные (умения планировать системы приемов стимулирования активности школьников; отбирать образовательное содержание с учетом уровня химической одаренности у школьников); организаторские (умения управлять поведением и активностью химически одаренных учеников; создавать для них проблемные ситуации, требующих от них творческой силы; разумно использовать методы поощрения и наказания, создание атмосферы совместного сопереживания); рефлексивные (умения осуществлять самоконтроль своих действий в отношении к химически одаренным школьникам; анализировать результаты, полученные в процессе совместной деятельности).
Личностный компонент подразумевает наличие у будущего преподавателя химии профессионально- значимых качеств, необходимых для успешной и продуктивной деятельности с одарёнными и потенциально способными учащимися. Кроме того, выделены критерии проявления каждого из компонентов, отражающего готовность будущего преподавателя химии к работе с одарёнными учениками: низкий, сниженный, ситуационный, оптимальный, максимальный. Таким образом, выделенные компоненты и уровни стали основой диагностики готовности будущего преподавателя химии к работе с одарёнными школьниками (табл.1).
Таблица 1
Структурные компоненты, критерии готовности будущих преподавателей химии к работе с одарёнными школьниками и их диагностика
Структурные компоненты Критерии проявления Методы и методики диагностики
I. Мотивационно-ценностный компонент - мотивация; - ценностно-смысловая установка на эффективную работу с одарёнными учениками. - интервьюирование (авторские разработки); - анкетирование (авторские разработки).
II. Когнитивный компонент Знания: о проблеме одарённости и способностей личности; о сущности химической одарённости ученика; о способах диагностики химической одарённости школьников; о специфики организации образовательного процесса для химически одарённых учеников. - тестирование (модифицированная анкета по Арсеновой М.А.)
III. Организационно- деятельностный компонент - организаторские умения; - коммуникативные умения; - прогностические умения; - рефлексивные умения; - аналитические умения; - проективные умения. - метод экспертных оценок; - метод самооценки; - метод анализа продуктов деятельности студентов.
IV. Личностный компонент - творческий потенциал; - эмпатия; - эмоциональная открытость; - экстраверсия; - рефлексия. -опросник по Рогову Е.Г.; - опросник по Юсупову И.М.; - пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста. (5 Big)
Содержание организационно-процессуального блока представлено основными принципами, обеспечивающими эффективную готовность будущего преподавателя химии к работе с одарёнными учениками:
1. Принцип паритетности, т.е. соблюдение субъект-субъектных отношений между преподавателями высшей школы и студентами (будущими преподавателями химии).
2. Принцип деятельностной активности, сущность которого заключается в целенаправленном активном восприятии студентами изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении.
3. Принцип обратной связи, что обеспечивает управление образовательным процессом путём создания системы контроля и самоконтроля.
4. Принцип связи теории с практикой, что позволяет студентам применять знания, полученные в рамках предметов психолого-педагогического цикла регионального и федерального компонентов, на педагогической практике.
5. Принцип развития у будущих преподавателей химии рефлексии, т.е. формирование способности у них смотреть на себя, на свою деятельность и собственное мышление со стороны.
Кроме того, организационно-процессуальный блок включает ряд условий:
1) педагогические условия - обнов ле-ние содержания педагогического процесса, внедрение образовательных инновационных технологий в процесс подготовки будущих преподавателей химии классического университета к работе с одарёнными учениками;
2) психологические условия - активная субъектная позиция участников (студентов и преподавателей) педагогического процесса университета;
3) социально-педагогические условия - система взаимодействия университета с научными учреждениями Российской академии наук, других государственных академий, включающая упорядоченные договорные отношения, элементы совместной научной инфраструктуры, взаимодействие в различных аспектах образовательной, научно-исследовательской и научно-организационной деятельности.
Содержательно-технологический блок подготовки будущих преподавателей химии предполагает, во-первых, введение в их образовательный процесс спецкурса «Психолого-педагогические основы преподавания химии одарённым учащимся профильных классов», относящегося к региональному компоненту; во-вторых, обогащение курсов психолого-педагогических дисциплин «Психология и педагогика», «Технология профессионально педагогической деятельности», относящихся к федеральному и региональному компоненту, соответственно, вопросами о проблеме одаренности, её диагностике и развитии. Последнее условие позволяет соблюдать интегративно-сквозной характер содержания тем курсов, предназначенных для получения студентами дополнительной квалификации «Преподаватель», и основ спецкурса. В процессе изучения этих дисциплин рекомендуется использовать инновационные образовательные технологии -коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, имитационно-игровые (например, дискуссии, «круглый стол», «симпозиум», кейс-технологий и т.д.); тренинги (развития эмпатийных свойств, позитивного «Я», мастер-классы и т.д.); организовывать внеучебные формы досуговой деятельности («Учитель химии глазами одарённого ребёнка», участниками здесь выступают ученики профильной школы и студенты классического университета, интервью-диалог «Великие химики - в чём секрет таланта?», «Одарён-
ные учащиеся на уроках химии»); насыщать научно-исследовательскую деятельность будущих учителей химии (рефераты, курсовые работы, разработка проектов, участие в научных кружках в рамках научного направления кафедры, выпускные квалификационные работы по проблеме химической одарённости учащихся, её развитии и диагностики).
Таким образом, представленная модель решает одну из актуальных проблем системы образования - нехватку, а иногда и отсутствие в российских школах педагогических кадров, готовых эффективно сотрудничать с химически одарёнными учениками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эпштейн Д.А. Формирование химических способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1963. - № 6. - С. 106-116.
2. Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 1999. - 198 с.
3. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий // Химия в школе. - 2005. - № 10. - С. 64-70.
4. Волкова Е.В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения школьного курса химии: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 176 с.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения: В 2 ч. - М.: ВЛАДИС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.
6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука,1978. - С. 31.
7. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
Об авторе
Пажитнева Екатерина Вадимовна, аспирант 2-го года обучения кафедры Психология и педагогика высшей школы Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - подготовка будущих преподавателей химии к работе с одарёнными школьниками; инновационные психолого-педагогические технологии в образовательных системах. [email protected]