Научная статья на тему 'Работа с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях интеграции основного и дополнительного образования'

Работа с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях интеграции основного и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна

В статье рассматривается актуальная проблема педагогики работа с одаренными детьми; категории и признаки одаренности. Выделены принципы работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития, некоторые эффективные технологии организации деятельности в условиях основного и дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Работа с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях

интеграции основного и дополнительного образования Яковлева О. В.

Яковлева Ольга Валерьевна / Yakovleva Olga Valeryevna - учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ с УИОП № 30, г. Пятигорск

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема педагогики - работа с одаренными детьми; категории и признаки одаренности. Выделены принципы работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития, некоторые эффективные технологии организации деятельности в условиях основного и дополнительного образования.

Ключевые слова: одаренные дети, принципы работы, эффективные технологии.

В наши дни актуальной задачей педагогики является выявление, обучение и воспитание детей с повышенным уровнем интеллектуального развития. Из истории известно, насколько важны для развития общества открытия, совершенные талантливыми людьми. В современном обществе становится наиболее важна разработка принципов диагностики и программ обучения, перестройка системы обучения, что позволило бы талантливым, одаренным детям проявлять свои способности, развивать свою одаренность.

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Слово одаренность происходит от слова дар.

Одаренный ребенок - тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Педагогическая практика определяет три категории одаренности детей:

интеллектуальная одаренность - дети с высокими показателями интеллектуальных способностей, с повышенной критичностью мышления, творческим подходом, настойчивостью в достижении цели. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей;

академическая одаренность - сюда можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе. Они легко и быстро овладевают большими объемами готовых знаний;

творческая одаренность - дети, способные к творческой самореализации, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

Можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности детей:

- легкость обучения и усвоения учебного материала;

- длительная концентрация внимания, способность к абстрактному мышлению, богатый словарный запас;

- склонность к дискуссии с учениками и педагогами;

- любознательность, изобретательность, настойчивость, высокие идеалы.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие:

- личности ребенка, его внутреннего потенциала;

- способностей, необходимых для успешной учебы;

- умения ставить цели и искать способы их достижения;

- способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни;

- потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей;

- ограждение от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей;

- постоянное стимулирование позитивного проявления способностей.

Для этого в условиях интеграции основного и дополнительного образования в рамках воспитательнообразовательного процесса школы необходимо специально разрабатывать технологию сопровождения развития одаренных детей, свои учебные программы.

Необходима системная работа с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития, которая включает основные принципы:

- реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- использование системы психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

- психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

- целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;

- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

- увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;

- индивидуализация обучения;

- дифференциация обучения;

- совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых.

Рассмотрим некоторые эффективные технологии в работе с детьми с повышенным уровнем

интеллектуального развития:

1. Проектная технология.

2. Технология исследовательской мастерской.

3. Технология проблемного обучения.

4. Кейс-технология.

5. Информационные технологии.

6. Технология тьюторского сопровождения.

1. Проектная технология.

Одарённые дети проявляют интерес и потребность в исследовательской и поисковой активности, а это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному самопознанию. Именно поэтому в работе с одаренными детьми необходимо использовать современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.

Цель проектной технологии - интеграция фактических знаний (иногда путем самообразования) для активного включения школьников в освоение новых способов человеческой деятельности. Метод учебных проектов иллюстрирует деятельностный подход в обучении, поскольку он осуществляется через деятельность, организацию взаимодействия учеников с учителем и другими учениками. Личная заинтересованность учащихся в получении результата и положительная мотивация к решению проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность, что в свою очередь формирует ключевые базовые компетенции: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации; моделирование; проектирование; совместную деятельность; рефлексию; самообучение. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами обучающихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от репродуктивного уровня обучения к творческому. Проектирование формирует личностные качества обучающихся, в первую очередь умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

2. Технология исследовательской мастерской.

Исследовательская мастерская - это новый способ организации деятельности учеников на уроке. Ученики сами выбирают пути исследования, средства для достижения цели и темп работы. Мастерская всегда начинается с определения знаний каждого ученика по изучаемому вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе информация корректируется в разговоре с другими одноклассниками, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент мнения по проблеме сопоставляются с позицией других групп. Теперь ученики уже подготовлены для чтения научной литературы, учебника или ресурсов Интернета. До этого времени учитель - слушатель, он не выступает с сообщениями, не исправляет неверные ответы. Только после всей проделанной исследовательской работы учитель может высказать свою точку зрения [27].

3. Технология проблемного обучения.

Наиболее эффективно деятельность ученика может быть реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

- осознание проблемы;

- формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

- доказательство гипотезы;

- общий вывод, в котором выявлены и представлены новые стороны познавательного объекта или явления.

Проблемное обучение сопровождается участием обучаемых в прогнозировании последующего шага рассуждения, возникают сомнения, вопросы, касающиеся убедительности как доказательства, так и самого решения. Таким образом, сконструированные задачи, создающие проблемные ситуации, призваны обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

4. Кейс-технология.

Кейс-метод - это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых проблемных ситуаций. Обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

Суть этого метода заключается в формировании проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной

литературы, научно-популярных журналов, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. В качестве задания учащемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. При работе с кейсом у обучающихся формируются умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

5. Информационные технологии в обучении одаренных детей.

Использование новых информационных технологий направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих умение приобретать знания самостоятельно. Новые информационные технологии позволяют усилить мотивацию учения благодаря интересу работы с компьютером, возможности находить правильные решения. Работая на компьютере, ученик получает возможность проявить оригинальность, задать любые вопросы и предложить любые решения, возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа за компьютером создает условия комфортности, так как каждый работает с оптимальной для него нагрузкой, не чувствуя влияния окружающих. Информация и организация возможностей изучения постоянно расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем:

- мультимедийных технологий, подключающих комплексное восприятие информации (текст, звук, цвет, объем, анимация);

- телекоммуникаций, позволяющих расширить границы познавательной деятельности школьника;

- искусственного интеллекта, при котором поднимается уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования.

Компьютер дает мгновенный анализ ответа, что позволяет учащемуся либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания определенных учебных предметов, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

6. Технология тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение обучающихся - один из видов гуманитарного педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. В содержание работы тьютора входят следующие этапы взаимодействия с обучающимся:

- определение познавательного интереса подростка;

- формулирование образовательного вопроса;

- постановка цели образовательной деятельности;

- разработка плана образовательной деятельности и поиск образовательных ресурсов;

- реализация, обсуждение, корректировка плана образовательной деятельности;

- анализ итогов, презентация проекта;

- корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.

Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают следующие виды деятельности:

- поиск в окружающем мире удивительных явлений, образов, примечательных и значимых объектов;

- систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение записей, сбор примечательных фактов;

- оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов;

- создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий;

- работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему; изложение своего взгляда, отстаивание собственной позиции;

- рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ, умение вести диалог и спор со слушателями.

Рассмотренные технологии обучения способствуют проявлению высокого уровня познавательной активности, значительно повышают степень заинтересованности обучающихся в изучаемом материале. Кроме того, благодаря данным технологиям, школьники активнее участвуют в разнообразных формах взаимодействия друг с другом, что способствует формированию коммуникативных умений, а также самоопределению и самопрезентации.

Литература

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Эйдос: электронный научный журнал 2007. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2007/0n5-9.htm (дата обращения 09.12.2009).

2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. - М.: Молодая гвардия, 2004 - С. 328-348.

3. Строкова Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении. // Одаренный ребенок. -2003. - № 6. - С. 45-51.

4. Гой Е. И. Исследовательская мастерская на уроках математики. // Сибирский учитель. - 2011 - № 4. С. 71-72.

5. Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения. // сост. И. А. Боброва, О. В. Чурсинова - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.