Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития одаренных детей в образовательном пространстве лицея'

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей в образовательном пространстве лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГ / РАЗВИТИЕ / ОДАРЁННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОДХОД / ЛИЦЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левчук Е. А.

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия развития одарённых детей в образовательном пространстве лицея. В работе с одарёнными детьми педагоги лицея ставят цель создание оптимальных педагогических условий для развития одарённых детей и их творческой самореализации. Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме исследования, автор раскрывает технологии работы с одарёнными детьми. Автор приходит к выводу, что для успешного обучения и развития детей с интеллектуальной и творческой одарённостью в условиях лицея необходимо постоянно совершенствовать данные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левчук Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития одаренных детей в образовательном пространстве лицея»

подводящих подвижных игр//«Современные технологии в образовании», Сборник научных статей,Выпуск XII, ЧастьИ. Изд-во: СОГПИ. Владикавказ 2012. 14-19стр.

4. Лаврова В. П., Пестерева С. Н. Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся на внеклассных занятиях по технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017.-Т.11.- С. 125-127.

5. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.- Изд. 2-е, испр. и дополн. - М., 2003. - 152 с.

6. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

7. Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. - №5. - 2001. с.18.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Учительская газета от 11 сентября 2012 года.

9. Явтушенко Т. В. Игра как средство обучения, воспитания и развития школьников\\статья\\ http://aneks.spb.ru (дата обращения: 11.01.2018).

© Кулумбегова Л.В.,2018

УДК37

Е.А. Левчук

магистрант ЧелГУ, г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЦЕЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия развития одарённых детей в образовательном пространстве лицея. В работе с одарёнными детьми педагоги лицея ставят цель - создание оптимальных педагогических условий для развития одарённых детей и их творческой самореализации. Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме исследования, автор раскрывает технологии работы с одарёнными детьми.

Автор приходит к выводу, что для успешного обучения и развития детей с интеллектуальной и творческой одарённостью в условиях лицея необходимо постоянно совершенствовать данные условия.

Ключевые слова:

Условия, педагог, развитие, одарённость, технология, подход, лицей.

Одарённые дети - ценная часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одарённые дети представляют собой потенциал российского общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.

Одарённые дети в лицее - это дети с высоким уровнем развития интеллектуальных, творческих и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми возможностями.

В психолого-педагогической литературе выделяются две важных направления процесса развития одарённых детей.

Первое направление - создание условий наиболее полной реализации способностей и интересов

одарённого ребенка.

Второе направление - воспитание интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов.

В работе с одарёнными детьми педагоги лицея ставят цель - создание оптимальных педагогических условий для развития одарённых детей и их творческой самореализации. Для достижения данной цели работа ведется по следующим направлениям:

1) изучение феномена одарённости и усовершенствование методов её выявления;

2) создание и оптимизация условий для выявления, развития и самореализации одарённых детей;

3) формирование устойчивой системы работы с одарёнными детьми в рамках образовательного пространства лицея;

4) осуществление контроля и управление развитием одаренных детей.

Целенаправленная работа по изучению и выявлению одарённости детей является приоритетным в деятельности в лицее. Работа с одарёнными детьми в лицее сопровождается психолого-педагогической поддержкой социально-психологической службы лицея. С психологической точки зрения, одарённость представляет собой:

1) довольно сложное психическое образование, в котором тесно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики;

2) многоликий феномен, где проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется своеобразным сочетанием разных сфер психики одарённого ребенка.

3) феномен, включающий различные критерии, используемые для его оценки. Для выявления одарённости в лицее используются различные методы: от простого педагогического или родительского наблюдения до специальных тестовых заданий, игровых и тренинговых методов.

Для успешного обучения и развития детей с интеллектуальной и творческой одарённостью в условиях лицея необходимо постоянно совершенствовать следующие условия:

а) материально-техническую базу лицея;

б) научно-методическое и информационное сопровождение;

в) повышение квалификации педагогов с целью формирования технологической готовности к работе с одарёнными детьми;

г) эффективное психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Построение системы работы с одарёнными детьми в условиях образовательного пространства лицея

проводится на пяти уровнях:

Уровень 1: работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Педагоги лицея на своих занятиях создают условия для развития и проявления детской одарённости, что достигается за счёт использования эффективных образовательных технологий и педагогических приёмов и методов на основе индивидуального подхода.

Уровень 2: работа над выявлением и развитием одарённости учащихся на элективных курсах. В лицее на всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по различным предметам.

Уровень 3: работа над выявлением и развитием одарённости учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований. Зачастую одарённость учащихся в определённой предметной области выявляется в виде призовых мест и высоких результатов на различных конкурсах и олимпиадах.

Уровень 4: развитие одарённости учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности. Во внеурочной деятельности лицея работают творческие и научно-исследовательские лаборатории, научное общество учащихся.

Уровень 5: индивидуальная работа с одарёнными детьми. Для учащихся с высокой степенью развития одарённости для будущего роста в интересующей его сфере необходимым личный контакт с учителем, наставником.

В обучении одарённых детей в нашей стране существуют четыре главных подхода к разработке

содержания учебных программ:

1. Ускорение. Примеры такого обучения - летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастерклассы, предполагающие прохождение курсов обучения по программам для детей с разными видами одарённости.

2. Углубление. Пример: школы с глубоким изучением некоторых предметов, например, математики, физики, русского языка и др., где обучение ведётся по углубленным программам соответствующих предметов.

3. Обогащение. Занятия строятся так, чтобы у детей оставалось время для занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.

4. Проблематизация. Это использование в обучении нестандартных объяснений, поиске новых значений и альтернатив.

Учитывая особенности одарённых детей, при организации учебного процесса необходимо предусматривать возможности роста самостоятельности, инициативности и ответственности самого ребёнка. Одарённые дети, как правило, стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, строить процесс своего обучения. Для этого необходимо использовать педагогические технологии, позволяющие одарённым детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие технологии работы с одарёнными детьми:

1. Технологии поддержки ребёнка, которая предполагает оказание помощи ребёнку в его личностном

росте.

2. Технология самоисследования, где педагог делает упор на самосознание, проникновение самим ребёнком в свой внутренний мир.

3. Технология воспитания в педагогических ситуациях - это изменение личности в определенном плане в ходе целостного учебно-воспитательного процесса.

4. Технология педагогических мастерских, основная задача которых заключается:

1) в переносе знания через личный опыт ребёнка, предполагающий самостоятельное «открытие» этого знания через исследование его генезиса и структуры;

2) в убеждённости, что все способны строить своё знание самостоятельно.

5. Технология учебного проектирования - это проектная система обучения или метод проектов, суть которой заключается в том, что исходя из своих интересов, дети совместно с преподавателем проектируют решение какой-либо практической задачи.

6. Технология коллективной мыследеятельности, которая состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей, позволяющих дозировать технологический процесс и делать его непрерывным.

7. Технология обучения как учебного исследования. По словам Дж. Бруннера «...умственная деятельность является той же самой на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы. Различие здесь в системе, а не в роде. Школьник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому-физику, чем делать что-либо еще» [1].

В работе с одарёнными детьми используются и другие технологии, например, такие как: технология уровневой дифференциации, технология дистанционного обучения, технология коммуникативного обучения, технология перспективно-опережающего обучения, технология коммуникативного обучения, технология саморазвивающего обучения и др. Каждая из технологий работы с одарёнными детьми отличается своими особенностями содержания и методикой. Выбор той или иной технологии подчиняется единой цели - обеспечить благоприятный, бесконфликтные и безопасные условия развития личности одарённого ребенка.

Список использованной литературы: 1. Бессарабова И.С. Педагогические идеи Джерома Брунера в современном образовании: учебное пособие.

- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 103с.

2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33.

3. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок.

- 2011. - № 1. - С. 58-67.

© Левчук Е.А., 2018

УДК 004

Ю.В. Мальцева

магистр пед.наук, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Лобня, МО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ Аннотация

В данной статье рассматривается становление новой системы образования, которое направлено на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Применение ИКТ в образовательной сфере рассматривается неоднозначно: существуют как сильные, так и слабые стороны информатизации образования. Современные ИКТ рассматриваются как интенсивный механизм открывающий новые возможности и в образовательной сфере, и в области научных исследований.

Ключевые слова:

современные информационно-коммуникативные технологии, информационные ресурсы, компьютерные технологии, вычислительная техника, информатизация образования.

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) определяются как постоянные процессы хранения, обработки и передачи информации, нацеленные на результативное применение информационных ресурсов, средств вычислительной техники и передачи данных при управлении системами различного класса и направления. ИКТ оказывают большое влияние на все без исключения аспекты человеческой деятельности, значительно повышая уровень автоматизации абсолютно всех информационных процессов, что является предпосылкой для ускорения темпов научно-технического прогресса. На сегодняшний день ИКТ создают достаточно новый потенциал для формирования учебного процесса, которое, к сожалению, мало осознаются в преподавательской сфере. Разберем этот тезис и попытаемся обосновать его [2, с. 3].

Вступление России на информационный путь информатизации образования ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. С 80-х годов, сумма знаний увеличивается втрое каждые 3 года. Меняется и состав знаний: часть традиционных знаний снижается с 80 вплоть до 40%, однако увеличивается доля новых знаний с 10 до 20% и знания, нацеленные на формирование творческих возможностей личности, изменилось с 4 до 25%. С возникновением компьютерных сетей и иных, подобных им средств ИКТ, образование получило новую возможность мгновенно получать информацию из любой точки планеты. Посредством использования сети Интернет можно получить доступ к таким информационным ресурсам как: фонд библиотек; архивы; фонды отраслевой информации; информация государственных структур; финансовая и экономическая информация; СМИ и т.д.

В обществе с точки зрения потребности в информации произошел довольно качественный прыжок:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.