Научная статья на тему 'К вопросу о построении обучения одарённых детей в общеобразовательной школе'

К вопросу о построении обучения одарённых детей в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина Ольга Александровна

Статья посвящена особенностям работы с одарёнными детьми при освоении ими образовательных программ в обычном классе общеобразовательной школы. Автор рассматривает стратегии, которые помогут учителю на базе образовательной программы по предмету построить дифференцированную программу, в некоторой степени отвечающую требованиям, предъявляемым к программам для одарённых детей. И показывает, как подстроив обучение под потребности одарённых детей, можно помочь их образованию, развитию и реализации, а также избежать разного рода проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о построении обучения одарённых детей в общеобразовательной школе»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Карелина Ольга Александровна

зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 166 с углублённым изучением отдельных предметов

г.Екатеринбург E-mail: karolinka77@yandex.ru

J ^

К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л___________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена особенностям работы с одарёнными детьми при освоении ими образовательных программ в обычном классе общеобразовательной школы. Автор рассматривает стратегии, которые помогут учителю на базе образовательной программы по предмету построить дифференцированную программу, в некоторой степени отвечающую требованиям, предъявляемым к программам для одарённых детей. И показывает, как подстроив обучение под потребности одарённых детей, можно помочь их образованию, развитию и реализации, а также избежать разного рода проблем.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал учащихся, технология организации интеллектуально-творческой деятельности.

Проблему надо взвешивать брутто. Вместе с нами.

Ежи Лец Станислав

Наибольший успех в обучении и развитии ребёнка можно достигнуть тогда, когда ребёнку всё понятно и интересно в процессе обучения. Следовательно, образовательная программа должна соответствовать интеллектуальным и творческим потребностям и возможностям детей. Перед учителем в первую очередь возникает проблема: как научить ребёнка с низкой мотивацией к учению. Но не менее важна проблема обучения одарённых детей. Их интеллектуальные запросы и возможности значительно отличаются от тех детей, на которых рассчитана традиционная программа обучения в школе [6,7].

Какие бывают программы для одарённых детей, как выбрать подходящую программу, каким требованиям должна отвечать программа, предназначенная для одарённых детей, что можно сделать для эффективного обучения одарённых детей, если они учатся в обычном классе и использование специальной программы для одарённых в нём невозможно, хорошо описано в статье Н. Б. Шумаковой «Что нужно знать для того, чтобы правильно построить обучение одарённых учащихся» [8]. С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнёров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных

продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [3, с.33], в числе ряда других направлений ведётся и системная деятельность по проблеме управления процессами обучения одарённых детей [1]. В развивающейся научно-образовательной сети «... сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений» [3]. Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, сохраняя при этом свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в современных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы [5,6,7]. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Поэтому очень важно в работе педагога с одарёнными детьми находить такие методы и приёмы, которые бы позволяли развивать творческую одарённость [8,9,10,11,12].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

9

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной работе автор рассматривает требования к учебным программам, их категории и подходы к построению образовательных программ для одарённых детей. Каждая школа выбирает свой путь развития и концепцию обучения школьников. С 2010-2011 учебного года МБОУ СОШ № 166 с углублённым изучением отдельных предметов г Екатеринбурга реализует образовательный проект «Индивидуальная программа обучения в школе как условие реализации компетент-ностного подхода». Авторы проекта Зуев П. В., доктор педагогических наук, профессор и Казмин В. А., директор МБОУ СОШ № 166 с углублённым изучением отдельных предметов. В проекте предусматривается, что в первую очередь, школа должна ориентироваться на развитие индивидуальности ребёнка, на создание условий для удовлетворения образовательных потребностей каждого обучающегося и приобретения им опыта разнообразных видов деятельности, развитие творческих способностей личности, сохранение здоровья. Создание таких условий является сложнейшей задачей. Решение этой задачи мы увидели в системе дифференциации образовательных программ, так как с её

помощью можно удовлетворить разнообразные потребности и возможности детей, обучающихся в одном и том же классе. Эта задача весьма актуальна и для одарённых детей, обучающихся в массовых школах, ведь не у всех есть возможность учиться в специализированных классах или школах. Одним из реальных путей решения этой задачи в нашей школе стала реализация принципов дифференцированного подхода к обучению, но основанного на индивидуальном (субъектном) уровне и дополнительности, что предполагает интеграцию основного и дополнительного образования. Используются ресурсы дополнительного образования детей для обеспечения целостности и завершённости процесса обучения в школе (расширение субъектной сферы обучения, использование разнообразных видов учебно-познавательной деятельности школьника, дополнение и углубление содержания учебного материала, соответствующего образовательным потребностям школьника, его новизна и др.).

В качестве инструмента, помогающего учителю строить дифференцированную программу, в той или иной мере отвечающую требованиям, предъяв-

Фамилия, имя учащегося______________________________________________________________

Блок 2. Клетка. (темы: История изучения клетки, клеточная теория. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Органические вещества: общая характеристика.

Липиды.Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты)

Сроки прохождения___________________________.

Срок отчета_________________________________

Требования к уровню подготовки «3» «4» «5»

Основные понятия: Клетка, цитология, клеточная теория, биоэлемент, макро-, микро-, ультрамикроэлементы, гидрофильные и гидрофобные вещества, минеральные соли, биополимеры, гомополимеры, гетерополимеры, липиды, углеводы, белки, полипептиды,, мономеры, аминокислоты, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), нуклеотиды, комплементарность, редупликация. Знать: Основные положения клеточной теории. Неорганические и органические вещества клетки, их строение, свойства и роль в клетке. Уметь: Раскрывать значение клеточной теории для развития биологии. Характеризовать последствия недостатка в клетках определённых элементов или веществ. Выполнить в рабочей тетради: § 2.1 № № 1,3,9 § 2.2 № № 1,9,10 § 2.3 № № 4,8 § 2.4 № № 2,3 § 2.5 № № 1,3,12,13,20 § 2.6 № № 1,3,11,15,16 Лабораторная работа «Осмотические явления в клетке» Пройти тестирование не менее чем на «3» балла Выполнить в рабочей тетради: § 2.1 № № 2,4,7,9,10 § 2.2 № № 3,5,9,10 Выполнить интерактив «Вещества клетки» «Органические и неорганические вещества» § 2.3 № № 3,5,8 § 2.4 № № 1,3,4 § 2.5 № № 2,4,6,12,16,18,20 § 2.6 № № 6, 11,12 СравнитьДНК иРНК, используя интерактив «Нуклеиновые кислоты» - таблица в тетради. Лабораторная работа «Осмотические явления в клетке» Пройти тестирование не менее чем на «4» балла Выполнить в рабочей тетради: § 2.1 № № 2,4,5,8,9,10 § 2.2 № № 3,5,6,7,9,11 Выполнить интерактив «Вещества клетки» «Органические и неорганические вещества» «Элементарный химический состав клетки» § 2.3 № № 3,5,8,9 § 2.4 № № 1,3,4,6 § 2.5 № № 2,4,5,6,7,12,15,16,19,20 Выполнить интерактив «Аминокислоты» § 2.6 № № 5 (записать на место от-вета№ 7),6, 8. (используя интерактив «Строение молекулы ДНК и белка»), 11,12., СравнитьДНК иРНК, используя интерактив «Нуклеиновые кислоты» -таблица в тетради. Лабораторная работа «Осмотические явления в клетке» Пройти тестирование не менее чем на «5» баллов

Родители с результатом зачёта ознакомлены _____________________________(подпись)

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ляемым к программам для одарённых детей, может быть использовано четыре стратегии: ускорение, углубление, усложнениe и новизна (по Н. Б. Шумаковой). С помощью этих стратегий можно значительно разнообразить обычную программу по любому предмету, построить образовательный процесс так, чтобы дать обучающимся дополнительные возможности для их интеллектуального и творческого развития, как на уроке, так и при самостоятельной работе вне урока.

Одна из стратегий дифференциации - ускорение, наиболее проста в организации. Школьники, которые способны быстро усваивать какой-либо учебный предмет, могут ускоренно пройти программу по этому предмету. При этом важно иметь в виду, что ускорение оправдано лишь по отношению к содержательно насыщенной программе, предполагающей у обучающихся работу мыслительных процессов высокого уровня. Для этого надо правильно организовать процесс обучения. Например, к ребёнку прикрепляют наставника (учителя или другого ученика) и обеспечивают его инструкцией или картой индивидуального маршрута обучения, позволяющей шаг за шагом продвигаться в самостоятельном изучении темы или предмета.

В этом случае темп продвижения зависит от возможностей ребёнка. Другая форма - групповая работа, рефераты, самостоятельные исследования, специальные учебные проекты, семинары также помогают осуществить индивидуализированное ускоренное обучение одарённых детей в обычных классах школы.

Вторая стратегия дифференциации - углубление, или «продвижение вглубь» обычной учебной программы какого-либо предмета. эта стратегия применяется к детям, которые проявляют интерес к какой-то теме или проблеме. Происходит обогащение информацией по теме и достижение более высокого уровня понимания проблемы, исследование новых фактов, понятий, обобщений, принципов и теорий, относящихся к этим темам.

В этом случае учитель в карте индивидуального маршрута обучения определяет границы изучения темы, возможные результаты (продукт) работы над темой и сроки отчётности. Учитель может стимулировать углублённое изучение темы, используя внешние источники -пригласить специалиста для чтения лекции по теме или провести семинар, организовать экскурсию и т.п.

Третья стратегия дифференциации программы обучения - усложнение, что предполагает расширение содержания, выход за пределы изучаемой темы, вопроса или проблемы, установление связей с другими темами, понятиями, идеями, проблемами. Эта стратегия подразумевает осуществление межпредметных связей и междисциплинарное обучение. В этом случае одарённые дети имеют возможность сосредоточить своё внимание на установлении отношений и связей разного уровня внутри предмета, между дисциплинами или тематическими разделами.

Усложнение программы зависит от потребностей и возможностей учащихся, а учитель учитывает интерес ребёнка и его способности к установлению связей, связыванию понятий и идей, к нахождению множества вариантов решения проблемы, к анализу и оценке этих решений с различных точек зрения. Усложнение программы делают возможным групповые формы работы, самостоятельные исследования и специальные учебные проекты для одного или группы учащихся. Осуществляя руководство процессом обучения по усложнённой программе, учитель помогает ученику формулировать задания или проблему, выполнять измерения, связывать различную информацию для завершения работы над заданием.

Четвёртая стратегия дифференциации - новизна. Она отличается от других форм тем, что стимулирует учащихся к поиску оригинальных объяснений или пересмотру существующих, к пересмотру имеющейся информации. Возможности обогащения обучения в этом случае зависят от самих учащихся, от их понимания темы, вопроса или проблемы и их непосредственного отклика на них. Дети находят новые смыслы, опираясь на междисциплинарный подход внутри и между различными дисциплинами. Учитель помогает детям подойти к изучаемой области личностно (персонализировано)и нетрадиционно. Это позволяет детям выйти на другой, более высокий уровень понимания темы.

При реализации этой стратегии организуется групповая форма обучения, используется «мозговой штурм», соотнесение своих идей с идеями других. Школьники свободно высказывают свои разнообразные идеи, не опасаясь того, что кто-то может их высмеять (на первом этапе работы - на этапе «мозгового штурма» - недопустима никакая критика идей до тех пор, пока все идеи не будут высказаны).

«Критика необходима на следующем этапе работы, когда каждая высказанная идея должна пройти всестороннюю «проверку» на её соответствие тому или иному критерию, достоверность и достаточность фактической информации, стоящей за идеей и т.д. При этом детей надо научить понимать, что критика наиболее эффективна тогда, когда она выражена в тактичной форме и содержит какое-то конструктивное начало (интересный факт, новую идею, нетрадиционную формулировку вопроса и т.п.). Поощрение сотрудничества, готовности к риску, поиска разных путей решения проблемы и усилий, необходимых для достижения понимания - всё то, что способствует появлению новых идей. Все приёмы, которые используются для стимулирования творческого мышления, могут успешно применяться для дифференциации обучения по параметру «новизна» при одном только условии, что умственные усилия детей в каждом случае фокусируются на соответствующем содержании» [8].

Дифференциация обучения одарённых детей в условиях обычных классов массовых школ может затрагивать отдельные виды деятельности, предусмотрен-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

11

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ные программой, темы, разделы или же целый курс обучения по тому или иному предмету. Выбор стратегии дифференциации (углубление, ускорение, усложнение или «новизна») зависит от имеющихся у ученика и учителя знаний, потребностей и возможностей, сроков обучения и особенностей обучающей среды школы. Индивидуальный образовательный маршрут, построенный с учётом индивидуальных потребностей и возможностей ученика, позволяет ребёнку достигнуть максимума в развитии его интеллектуальных и творческих возможностей.

В школе сформирована временная творческая группа по реализации проекта и организована её работа. Проведена комплексная диагностика учащихся, её результаты взяты за основу для создания индивидуальных маршрутов обучения.

Творческой группой, реализующей проект индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО):

1. Проведены круглые столы и методические семинары:

• планирование работы по внедрению ИОСО. Результаты диагностики 9-х классов;

• технологии современного урока: дифференцированное обучение как основа создания индивидуального маршрута обучения;

• конструирование и реализации индивидуальных маршрутов по учебным дисциплинам (из опыта работы).

1. Составлены разноуровневые задания по различным темам учебных дисциплин.

2. Продумана система контроля и оценивания учеников, которая апробируется и в ходе применения корректируется.

3. Составлены карты индивидуальных маршрутов обучения по физике (учитель Казмин В. А.) и биологии (учитель Павлова О. В.).

4. Процесс обучения самооценке активно ведётся учителями начальных классов, работающих по ФГОС второго поколения.

5. Показаны открытые уроки в рамках Единого методического дня школы «Педагогическое созвездие: реализация компетентностного подхода в современной школе (фантазии о современном уроке)».

6. Проведён районный семинар «Презентация образовательного проекта «Индивидуальная программа обучения в школе как условие реализации компетентностного подхода».

В заключение хотелось бы пожелать коллегам активно, но разумно использовать весь арсенал технологий работы с одарёнными детьми, чтобы не навре-

дить, а помочь их развитию и реализации. И не важно, сколько сил и времени мы на это затратим - важен результат, который принесёт радость всем и вдохновит на новое творчество.

Литература

1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 3, С.19-23.

2. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В. и др. «Рабочая концепция одарённости» / под ред. В. Д. Шадрикова.- М., 1998.

3. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2010.-№ 8 (76). С.32-43.

4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию // Вестник ФГАО ВПО Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5. С.56-63.

5. Загвязинский В. И. Творческое ядро педагогического исследования: от проблемы до гипотезы // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 10 (78).- С.3-14.

6. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одарённых подростков // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 1 (68). С.30-41.

7. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. Москва - Воронеж, 1997.

8. Панов В. И., Попова Л. В., Хромова Т. В., Бушмакова Н. Б., Щебланова Е. И., Юркевич В. А., Бабаева Ю. Д. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися (Кто они такие, как их опознать, как им помогать учиться и развиваться) // Из материалов ОЦПИ.-Пермь.-2001. [электронный ресурс].

9. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

10. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2012.- № 1 (90). С.56-64.

11. Одарённый ребёнок /под ред. О. М. Дьяченко - М; 1997 г.

12. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.

12

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1

2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.