Научная статья на тему 'Интерактивные формы и методы обучения математике как средства активизации познавательной деятельности учащихся'

Интерактивные формы и методы обучения математике как средства активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1776
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОДАРЁННЫЕ УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрова Светлана Васильевна

Одной из важных отличительных особенностей проблемы обучения одарённых детей является то, что она не может быть решена в рамках частных образовательных учреждений. В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одарённых детей на качественно иной уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ядрова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы и методы обучения математике как средства активизации познавательной деятельности учащихся»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 129-133.

УДК 373 ББК 74.26

интерактивные формы и методы обучения математике

как средства активизации познавательной деятельности учащихся

С. В. Ядрова

КГУ «Школа-интернат для одарённых детей "Озат"» Управления образования акимата Костанайской области,

г. Костанай, Республика Казахстан

Одной из важных отличительных особенностей проблемы обучения одарённых детей является то, что она не может быть решена в рамках частных образовательных учреждений. В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одарённых детей на качественно иной уровень.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, школьное образование, одарённые учащиеся.

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала одарённых учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей образовательных учреждений всех типов.

Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что прежде всего их необходимо отыскать среди множества учеников. Каковы же их признаки? Они более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. Они всё хватают на лету. Они лидеры. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции, знании не только своего предмета, но и психологии. Обращаться с такими детьми нужно очень осторожно, чтобы у них не появилось повышенное самомнение.

Следующий этап — разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одарённых школьников. Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного, иначе они потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы об-

учения других детей. Они работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, развивающими кроссвордами, решают интересные задачи, выполняют эксперименты, посещают спецкурсы. Учителя, которые работают с одарёнными детьми, активно используют индивидуальный подход, учитывающий в первую очередь способности учащихся. Такая работа должна быть систематичной, особенно на первых порах, когда необходимо заложить основы, фундамент знаний. Дальнейшее развитие подростка зависит от его самостоятельной работы: ведь если в какой-то момент он не захочет сам решать задачи «с изюминкой», усилия учителя будут напрасны.

На следующем этапе необходимо развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. С этой целью на уроках проводятся ролевые игры, брейн-ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки, группы возглавляют сильные ученики. Они же помогают учителю проводить опыты, организовывать открытые уроки и классные мероприятия.

Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждого учебного предмета, однако общими требованиями к отбору учебных программ, влияющие на это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения и, возможно, дополнительно создание авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный пере-

ход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. В обучении одарённого учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одарённый учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы для одарённых учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы обучения. Применительно к обучению интеллектуально одарённых учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

1. Технология проблемного обучения. Эта технология рассматривается как базовая, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме позна-

вательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

— осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

— формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

— доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

— общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения — развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет учащимся приобрести определённый опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошло 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективно. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ учащиеся получают индивидуальные оценки, а «малые группы» — определённое количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить учащихся к более напряжённой и разнообразной работе.

3. Технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение учащимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования — учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно-ориентированным, а значит,

позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы учащихся будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта — оцениваться. В настоящее время большую значимость приобретают проекты, интегрирующие содержание дисциплин естественно-математического цикла, проекты, направленные на решение конкретных практических задач.

4. Прикладные курсы по предмету. Прикладные курсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам углублённо изучить отдельные разделы школьной программы, выполнить свои исследовательские проекты или получить знания в интересующих их областях.

Своеобразие прикладного курса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения одарёнными учащимися; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации.

Наиболее актуальны прикладные курсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы, методы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят своё широкое применение в рамках семинарской формы работы, проведении исследовательских уроков и различных практикумах.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одарёнными учащимися, варьирование которых позволяет поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Даёт возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными великими учёными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта — совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определённых творческих действий.

Метод «если бы... ». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм». Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают занятия лич-ностно-ориентированного компонента, различного рода конкурсы, олимпиады и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы. При этом одарённые учащиеся обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умение писать сначала докла-

ды, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Итак, активизация деятельности с одарёнными учащимися осуществляется по следующим направлениям:

— обеспечение массовости и непрерывности участия в олимпиадном движении. В олимпиадах изначально заложен сильнейший стимул саморазвития личности;

— участие в различных конкурсах («Кенгуру», «Ак-бота», интернет-карусели, математические бои);

— участие в научно-практических конференциях школьников;

— работа с интернет-ресурсами, научно-популярной литературой (журналы «Квант», «Математика для школьников», «Исследовательская работа школьников» и др.);

— обучение на занятиях личностно-ориентиро-ванного компонента и прикладных курсах;

— организация учебно-тренировочных сборов «Дарын» — в регионы.

Одной из важных отличительных особенностей проблемы обучения одарённых детей является то, что она не может быть решена в рамках частных образовательных учреждений. Государственные образовательные учреждения в силу материальных причин либо недооценива-ния значимости самой этой проблемы часто не склонны к её решению. По этой, а также по ряду других причин и создаются модели глобального образования одарённых детей. В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одарённых на качественно иной уровень.

Если дети — национальное достояние любой страны, то одарённые дети — её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего государства.

Список литературы

1. Агаханов, Н. Х. Математика. Всероссийские олимпиады / Н. Х. Агаханов, И. И. Богданов. М. : Просвещение, 2008.

2. Вавилов, В. В. Школа математического творчества / В. В. Вавилов // Математика в шк. 2005. № 2.

3. Макарова, О. Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода / О. Г. Макарова // Профил. шк. 2007. № 6.

Сведения об авторе

Ядрова Светлана Васильевна — специалист высшего уровня квалификации, высшей категории, учитель математики школы-интерната для одарённых детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области, почётный работник образования Республики Казахстан, г. Костанай, Республика Казахстан.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 129-133.

interactive forms and methods of teaching mathematics as a means of enhancing the cognitive activity of students

S. V. Yadrova

Specialist of Higher Level Qualification, the Highest Category, Teacher of Mathematics Boarding-School for Gifted Children "Ozat" Education Department of the Akimat of the Kostanai Oblast, Kostanai, Republic of Kazakhstan. Honorary Worker of

Education of the Republic of Kazakhstan.

References

1. Agakhanov, N. Kh. Matematika. Vserossiyjskie olimpiadih [Mathematics. All-Russian Olympiad] / N. Kh. Agakhanov, I. I. Bogdanov. M. : Prosvethenie, 2008.

2. Vavilov, V. V. Shkola matematicheskogo tvorchestva [School of mathematical creativity] / V. V. Vavilov // Matematika v shkole. 2005. № 2.

3. Makarova, O. G. Upravlenie razvitiem rabotih s odaryonnihmi shkoljnikami v mnogoprofiljnoyj gimnazii na osnove sistemno-celevogo podkhoda [Development management of work with gifted students in multidisci-plinary gymnasium on the basis of system-oriented approach] / O. G. Makarova // Profiljnaya shkola. 2007. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.