Научная статья на тему 'Национально-культурные особенности офицеров различных стран: их сходство и различие'

Национально-культурные особенности офицеров различных стран: их сходство и различие Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАЦИЯ / ОФИЦЕР / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Исаев Е.А., Титов Д.А.

Статья посвящена сопоставительному анализу национально-культурных особенностей офицеров различных стран, выявлению сходств и различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-культурные особенности офицеров различных стран: их сходство и различие»

предыдущих уроков вновь становится актуальным. Эта методика позволяет вовлечь всех учащихся в активный познавательный процесс. Учитель становится помощником, координатором, наблюдателем.

В кейс-технологии отражается какая-либо реальная жизненная ситуация, которую необходимо осмыслить, используя комплекс знаний, необходимый для усвоения, при разрешении данной проблемы.

Кейс-метод провоцирует дискуссию, позволяет создать модель реальной проблемы. С одной стороны, этот метод образовательно открытый, а с другой, он направлен на определённый жёсткими рамками результат.

Для успешной работы с одаренными детьми необходимо придерживаться определённых принципов:

1 Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор;

2 Принцип максимального разнообразия возможностей для развития личности;

3 Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

4 Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

5 Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

6 Принцип свободы выбора учащимся образовательных услуг, помощи, наставничества. Современные технологии делают обучение разнообразным и интересным для всех его участников.

Список использованной литературы и источников.

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007

2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 2006

3. http://www.odardeti.ru/static

©Балдина К.А., Зинцова А.С., 2018

УДК 372.881.111.1

Е.А. Исаев

к.п.н., доц., старший преподаватель кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, Россия E-mail: evg77237009@yandex.ru Д.А. Титов

курсант ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, Россия

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦЕРОВ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН: ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Аннотация

Статья посвящена сопоставительному анализу национально-культурных особенностей офицеров различных стран, выявлению сходств и различий.

Ключевые слова: культура, нация, офицер, анализ.

В современной науке определение понятия «культура» звучит следующим образом: «человеческая деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопления человеком и социумом в целом навыков и умений». Таким образом, не поддается сомнению существование прямой зависимости между культурой и ценностями, поскольку данные понятия способны объединить каждого. Кроме того, ценности - часть культуры. Заметим, что аксиологические нормы являются определяющими в поле профессиональной деятельности каждого человека, тем более военнослужащего. Однако, несмотря на общие для всего мира культурные универсалии, военнослужащие различных народов имеют определенные отличия, обусловленные особенностями исторического, социокультурного развития, а также менталитета каждого из этносов в отдельности.

Проанализировав научно-методическую, психологическую, философскую литературу, представим сравнительную характеристику национально-культурных особенностей различных народов.

Славянский этнос: русские, украинцы, белорусы. Исходя из анализа, для русских военнослужащих характерны уравновешенность в решениях, высокий уровень подготовки к жизни, доброжелательное отношение к представителям других национальностей, стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях. Заметим, что в формировании дружеских связей основополагающим является не национальный признак, а индивидуальные личностные качества субъектов общения. Воины-украинцы же стараются отличиться, быть всегда в числе первых. Установлено, например, что по сравнению со своими восточными братьями у них в большей мере проявляются работоспособность, которая часто сопровождается в неумении офицеров данной народности идти на компромисс. Офицеров-белорусов характеризует трудолюбие, порядочность и совестливость. Свои профессиональные, воинские обязанности они исполняют с особой ревностью, а потому часто вступают в конфликт с недобросовестными работниками. В многонациональном коллективе благодаря высокой степени исполнительности белорусские офицеры являются примером для окружающих. «... их присутствие всегда положительно сказывается на настроении товарищей в многонациональном коллективе» [2].

Народы Закавказья - коренное населения территорий современной Грузии и Армении имеют схожий путь исторического развития. Их военнослужащим характерны следующие общие черты: обостренное чувство национальной гордости, стремление к самопрезентации, желание быть лидером среди представителей других этнических общностей, однако у каждого из этих народов существуют кардинальные отличия. Грузины с уважением относятся к военному делу, их офицеры гордятся своей профессией и являются достаточно воинственными людьми, о чем свидетельствует уважительное отношение к военному делу, а вследствие этого и существование культа войны. Грузинским военнослужащим также «.присуща смелость.» [2]. Рассматривая армян, можем сказать об их высоком уровне коммуникабельности. В профессиональном отношении в офицерской среде они проявляют дружелюбность и доброжелательность, однако часто обижаются, когда их игнорируют. Армянам свойственно переживать за просчеты и падение собственного авторитета. Об этом свидетельствует армянская пословица: «Лучше глаза лишиться, чем доброго имени».

Рассмотрим национальную психологию народов Средней Азии, для которых свойственны в целом сдержанный темперамент, рассудительность и спокойствие. За длительное время у представителей данной национальности сложились собственные нравы, обычаи и традиции, и это нельзя не учитывать в общении с ними как в бытовой, так и в военно-профессиональной деятельности. У казахских офицеров, к примеру, хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение овладевать теми или иными приемами и особенностями любой деятельности, сообразительность и исполнительность. На профессиональном поприще они обладают высоким уровнем активности. Большинство казахов легко находят общий язык с представителями других национальностей в воинском коллективе, а также готовы иметь товарищей среди различных этнических групп.

Обратимся к психологии народов Дальнего Зарубежья.

В работе американским офицерам свойственны деловой азарт, инициативность, предприимчивость. Своей главной жизненной целью они считают заработок денег, а именно поэтому им приписывают упорство и одержимость в работе, а также практичность, позволяющую им извлекать из всего выгоду и пользу. Д. Пибоди оценивает американцев следующим образом: «Американцы больше, чем русские ценят людей за то, кто они такие, чего они достигли, чем за их личные качества. Выражая эмоции и проявляя импульсивность поведения, американцы меньше, чем русские обнаруживают смелость в критике недостатков других людей, проявляя в то же время большую склонность к самоанализу и большой самоконтроль» [3]. Однако существуют и негативные стороны национального темперамента американцев. Истребление коренного населения, борьба за независимость, рабство, война Севера и Юга наложили свой отпечаток на их психологию, о чем свидетельствуют частые вспышки расизма даже в офицерской среде.

Офицеры-англичане являются порядочными людьми, сочетающими в себе одновременно такие качества, как вежливость, бескорыстие, честность, настойчивость в достижении целей, так и замкнутость, асоциальность, стремление к индивидуализму, чопорность. Необходимо отметить, что для них смысл жизни схож с американским, однако им свойственны спокойный темп жизни, в отличие от вечно спешащих куда-то янки. Английские военнослужащие свято чтят свои традиции, за долгий промежуток времени, ставшие культом. Ф. Энгельс считал, что « ...политическая деятельность, свободная печать, господство на море и гигантская промышленность Англии так полно развили почти в каждом индивидууме присущую национальному характеру энергию, решительную деловитость наряду со спокойной рассудительностью»[1].

В противовес военнослужащим Великобритании выступают французские офицеры. Они отличаются чувствительностью, легкой возбудимостью, подвижностью темперамента, остроумием, суетливостью, в некоторых случаях чрезмерной общительностью. В общении с представителями других национальностей они вежливы, причем не из личных интересов, а исходя из потребности в общении. К тому же французские военнослужащие по сравнению с английскими коллегами способны на более быструю адаптацию и социализацию.

Итак, мы провели теоретический анализ национально-культурных особенностей офицеров различных национальных принадлежностей. В целом, офицеров всего мира объединяют патриотизм, честность и порядочность, а отличаются чертами, следующими из национального темперамента каждого народа, их традициями и обычаями. Теоретический анализ подтвердился и экспериментальным путем. Мы провели опрос, требованием к которому было указание качеств, свойственных военнослужащим каждой из национальности. В перечне предложенных качеств были усердие, терпимость, доброта, честность, порядочность, сдержанность, раздражительность, хитрость, эгоизм, неусердие в работе и другие. Среди национальностей рассматривались русские, украинцы, армяне, казахи. В ходе анализа результатов мы вывели следующие статистические данные. Большинство испытуемых считают, что казахам свойственны хитрость (80%), но в то же время сдержанность (50%) и умение идти на компромисс (30%). По мнению испытуемых, русских отличают доброта, честность, справедливость, порядочность. Каждый из этих показателей колеблется от 35 до 50 %. По данным опроса более 35% голосовавших отметили у украинцев несдержанность, неумение идти на компромисс,хитрость (45%), а также низкий уровень интеллектуального и культурного развития (20% - при условии отсутствия критерия в списке предложенных) Армян, по мнению испытуемых, отличают хитрость (45%), несдержанность (25%), вспыльчивость (25%), эгоизм (10%), в то же время испытуемые отличают у представителей данной национальности такую черту, как общительность.

Список использованной литературы:

1. Wikipedia (статья «культура») - интернет ресурс.

2. Крысько В.Г. Этническая психология. М, 2008. - 320 с.

© Исаев Е.А., Титов, Д.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.