Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омелаенко Наталия Викторовна

Рассматриваются социальные и культурные особенности региона. Автор анализирует влияние уровня социально-экономического развития на этическую идентичность молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SOCIAL AND CULTURAL FEATURES OF POPULATION IN THE SOUTH OF TYUMEN REGION UPON DEVELOPMENT OF THE YOUTH’S ETHNIC IDENTITY

The article considers the social and cultural features of Tyumen region. The author analyzes the influence of the economic and social development level on the ethnic identity of the youth.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.7

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ

INFLUENCE OF SOCIAL AND CULTURAL FEATURES OF POPULATION IN THE SOUTH OF TYUMEN REGION UPON DEVELOPMENT OF THE YOUTH'S ETHNIC IDENTITY

Н. В. Омелаенко

N. V. Omelaenko

Ключевые слова: этническая идентичность молодежи; формирование многонационального населения Тюменской области; уровень экономического развития; индекс развития человеческого потенциала; качество жизни

населения; культурный потенциал

Key words: ethnic identity of the youth; forming of multinational population in Tyumen region; level of economic Development; index of human potential development; quality of population's life; cultural potential

Рассматриваются социальные и культурные особенности региона. Автор анализирует влияние уровня социально-экономического развития на этическую идентичность молодежи.

The article considers the social and cultural features of Tyumen region. The author analyzes the influence of the economic and social development level on the ethnic identity of the youth.

На формирование молодежи юга Тюменской области большое влияние оказали исторические, социально-экономические, этноконфессиональные, демографические и урбанизационные особенности развития региона [1-4]. Юг Тюменской области расположен в пределах Западно-Сибирской равнины и составляет около 11 % всей территории Тюменской области. Основная особенность Тюменской области — ее полиэтничность. Наиболее многочисленные этнические группы — русские (71,6 %), от общего числа жителей, татары (7,4 %), украинцы (6,5 %).

Процесс формирования населения Тюменской области происходил постепенно, на протяжении нескольких веков. Первые сведения о народе югра, жившем в Уральских горах, содержатся в 1096 г. в «Повести временных лет». В «Сибирских летописях» XVI — начала XVII вв. говорится о самодийских и угорских племенах. Около тысячи лет назад на юге Тюменской области появляются тюркские племена кыпча-ков. Местное угорское население отходит в северные регионы, а часть угров ассимилируется с пришельцами. Постепенно здесь образуется этническая общность — сибирские татары, вобравшие в себя тюркские, угорские, монгольские и другие этнические компоненты.

Для XVI века характерно систематическое заселение Западной Сибири русским народом, которое сопровождается освоением природных богатств региона. В XVIII в. в сибирских деревнях появляются старообрядцы, которые расходились с Русской православной церковью по догматическим обрядным вопросам: таинствам священства, крещению, формах креста и т. п. В конце XIX в. после отмены крепостного права в Западную Сибирь начали приезжать крестьяне из разных губерний России.

С 1939 года в Тюменскую область начали прибывать спецпереселенцы. В сентябре 1939 г. были присоединены к СССР территории Украины и Белоруссии. Последствием этой акции стала массовая депортация местного населения в Сибирь. В 1941 году из-за военных поражений в начале войны в Тюменскую область с Поволжья было депортировано более миллиона немцев. В 1943-1944 гг. за Урал стали приезжать эшелоны с депортированными чеченцами, ингушами, кабардинцами, балкарцами, крымскими татарами. В 1944 г. в Тюменскую область были привезены калмыки (14 174 чел.).

В послевоенный период с 1964 г. начинается освоение нефтяных и газовых месторождений, которое создало основу для формирования топливно-энергетического комплекса. Освоение региона усилило миграционные процессы. В 1964-1970 гг. общее количество мигрантов достигло 1,8 млн. человек. Это были жители Поволжья, Северного Кавказа, Дальнего Востока, выходцы из Украины. Накануне освоения месторождений область населяли русские (81,4 %), татары (7,3 %), украинцы (1,8 %), немцы (1,5 %), чуваши (1,2 %), коми (0,7), ханты (1,4 %), ненцы (1,3 %), манси (0,5 %), селькупы (0,1 %) и другие национальности (2,8 %). Национальный состав населения начал изменяться с самого начала формирования нефтегазового комплекса, так как приехали специалисты из Татарии, Башкирии, Украины, Кавказа. Среди рабочих и специалистов доминирующую роль занимали русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы [5].

Интенсивное строительство городов и рабочих поселков привело к урбанизации населения Тюменской области. Удельный вес городского населения в Тюменской области в 1961-1989 гг. возрос с 35 до 76

%. Если в начале 1960 года Тюменская область по степени урбанизации занимала одно из последних мест в Сибири, то к началу 1990 года по этому показателю она уступала только Кемеровской области.

На начало 2011 года на территории региона насчитывалось 319 муниципальных образований, 5 городов, 1 268 сельских населенных пунктов. Число городских поселений с численностью населения до 100 тыс. человек составляло 80 %. Среди сельских населенных пунктов преобладали (68 %) деревни с населением от 51 до 1 000 человек.

Тюменская область принадлежит к тем регионам, где численность населения имеет положительную динамику. За последние 15 лет коэффициент общей демографической нагрузки в регионе снизился на 30 %, продолжительность жизни в период с 1993 по 1996 гг. снизилась на 3 года (минимум — 64 года по всей области) и далее постепенно возросла до 68,6 лет. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении возросла за 15 лет примерно на 2,5 года для мужчин, и на 1,5 для женщин, составив в 2009 году 64 года для мужчин и 75,1 для женщин [2].

Численность населения к началу 2011 года достигла 1341,1 тыс. человек, увеличившись по сравнению с началом предыдущего года на 12,2 тысячи или на 0,9 %. Средний возраст жителей составил 36,7 лет, при этом возраст мужчин равнялся 34,5 года (на начало 2009 года — 34,4), женщин — 38,7 (38,6) [6]. В Тюменской области быстро увеличивается группа населения в возрасте 20-34 лет (таблица) [7].

Распределение численности населения по возрасту (тыс. чел.)

Все население 2008 2009 2010

14-17 лет 69,1 62,0 56,4

18-19 лет 46,0 42,4 38,7

20-24 года 142,3 139,0 131,8

25-29 лет 116,3 125,4 135,7

30-34 года 98,4 101,4 103,2

В области наблюдается положительная динамика по численности молодых семей. Это вызвано тем, что в брачный возраст вступает поколение, рожденное в начале 1980-х годов. Вместе с тем участились и разводы. В 2010 году на 100 зарегистрированных браков приходилось соответственно 47 разводов на юге области.

Негативной тенденцией является повышение доли разведенных в брачной структуре населения, причем в повторный (зарегистрированный) брак вступает все меньшее количество населения, многие предпочитают жить в гражданском браке, что связано с материальными и экономическими проблемами развития региона, а также с моральными ценностями жителей [6].

По мнению В. А. Давыденко, Е. В. Андрианова и др., индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в Тюменском регионе в последние 15 лет устойчиво занимает первое — второе место, среди 79 учитываемых российских регионов. Уровень ИРЧП северных нефтегазодобывающих округов существенно выше, чем на юге области. Стабильный высокий уровень ИРЧП обеспечивается индексом высокого душевого дохода.

Высокий уровень экономического развития, доходов и расходов жителей области, согласно полученным социологическим данным, все-таки не обеспечил региону высокие показатели качества жизни населения [6].

С 2000 года в Тюменской области сохраняется естественный прирост населения. В 2010 году коэффициент рождаемости в регионе увеличился на 1,1 по сравнению с 2008 годом, составив 16,1, но смертность по-прежнему высока. В 2010 году коэффициент смертности в целом по Тюменской области уменьшился на 0,1.

Увеличение рождаемости ранее было связано с вступлением в репродуктивный возраст поколения, рожденного в 1980-х годах. В настоящее время в этот возраст вступает поколение, рожденное в 1990-х годах, когда был спад рождаемости. Указ Президента России о поощрении рождения второго ребенка несколько поднял рождаемость в Тюменской области. На юге области численность населения сменилась положительным приростом, начиная с 2007 года. Согласно социологическим данным, по трое и больше детей воспитывается в полных семьях в возрастных группах от 35 до 39 лет и старше, в этих же возрастных группах находятся и семьи с двумя детьми. Вместе с тем наблюдается устойчивый рост доли бездетных семей. Этот рост сильнее у молодых респондентов. Если среди самых молодых (до 25 лет) в 2006 году не имели детей 82 % (на юге) и 87 % (на севере), то в 2011 году не имеют детей уже свыше 90 % молодых людей. Средний возраст появления первого ребенка продолжает снижаться. Больше всего детей (три и

больше) в семьях людей возрастной группы от 50 и старше. Это связано с материальным положением семей с детьми. Молодые люди не стремятся рожать детей из-за материальных трудностей [6]. Следует отметить, что основной источник сохранения численности населения в Тюменской области — миграция, внешняя и внутренняя. В начале XXI века в Тюменскую область продолжают прибывать мигранты из стран ближнего Зарубежья, всего прибыло в 2010 году 3 341 человек. Следует отметить, что наибольшее число мигрантов прибыло в Тюменскую область из Казахстана (26,76 %), Таджикистана (18,71 %), Узбекистана (13,56 %), Армении (9,73 %) и Азербайджана (8,35 %).

Одной из ключевых характеристик региона является его культурный потенциал и культурный капитал. «Культурный потенциал — это потенциал, который определяется как возможности, которые могут быть использованными в необходимый момент времени для определенных целей» [6].

В 2006 году 23,1 % жителей области имели высшее профессиональное образование, 1,9 % — неполное высшее профессиональное, 27,7 % — среднее профессиональное, 24,3 % — начальное профессиональное, 17,6 % — среднее (полное общее), 5,0 % — основное общее и лишь 0,4 % не имели основного общего образования. В начале 2009-2010 учебного года численность студентов в высших учебных заведениях значительно превысила численность учащихся среднего профессионального образования [8]. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне образования молодежи Тюменской области. Число студентов составило в 2010 году 719 человек на 10 000 населения, что превышает среднероссийский уровень (525 человек на 10 000 населения), так и средний показатель по Уральскому Федеральному округу (495).

Одновременно продолжает снижаться численность учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, которое вызвано непопулярностью рабочих профессий. Если в 1990-х годах в регионе работало 69 учреждений начального образования, то к 2010 году их осталось 35 [6].

Рассматривая культурный потенциал региона, следует обратить внимание на такой фактор, как религиозность населения. Данные социологического опроса показали, что если в 2006 году к верующим относили себя 29 % населения области, то в 2009 году численность верующих в выборке возросла на 6 %, составив 36 %, в 2011 году она достигла — 42 %.

По сравнению с 2006 годом в регионе возросла доля мусульманского населения (на юге области на 6 %). Это вызвано высокой рождаемостью в мусульманских семьях, а также фактором миграции. Лица временной миграции исповедуют ислам. Исследователи В. А. Давыденко, Е. В. Андрианова и др. определяют высокий уровень конфессиональной толерантности в Тюменской области [6].

Одним из факторов, который оказывает значительное влияние на социально-демографический портрет молодежи, является экономическая активность населения региона. Следует отметить, что уровень экономической активности населения самый высокий за счет более молодого населения северных округов. На юге области уровень экономической активности составляет 68 %, что ниже, чем в соседней Свердловской области. Уровень безработицы в Тюменской области снижался весь период после 1995 года, но после 2007 года наметился рост уровня безработицы, более высокий среди мужчин, чем женщин. Основная часть безработных мужчины в возрасте 20-29 лет [6].

Высокий уровень социально-экономического развития региона влияет на динамику денежных доходов населения. По данным Федеральной службы гоударственной статистики, среднедушевые доходы населения области в 2010 году составили 27 639,1 рублей, прирост данного показателя по сравнению с прошлым 2009 годом составил 2,1 %. Однако в 2011 году на юге Тюменской области продолжается снижаться уровень жизни. По сравнению с 2006 годом слой «нищих» увеличился на 8 %, «бедных» — на 6 %, «необеспеченных» — на 2 % [6].

Исследование политической и гражданской активности населения Тюменской области, проведенное В. А. Давыденко, Е. В. Андриановым в 2011 году, показало его невысокую активность. Только 15 % опрошенных респондентов являются членами какой-либо организации, 4 % — членами политических партий и лишь 1 % — членами религиозных организаций. При низкой активности участия в общественных организациях население демонстрирует достаточно высокий уровень протестного настроения: свыше трети опрошенных выразили готовность к участию в акциях протеста. На юге области протестный потенциал ниже, чем в округах: 56 % населения юга не готовы к протесту, однако молодежь чаще отмечает вариант «готов» [6].

Таким образом, рассмотрев социокультурные особенности населения юга Тюменской области, можно сделать следующие выводы.

Увеличение группы населения в возрасте 20-34 года, возрастающая динамика численности молодых семей, высокий уровень образования молодого поколения на юге области существенно влияют на формирование положительного типа этнической идентичности.

Невысокая экономическая активность молодежи, трудности трудоустройства, снижение уровня жизни населения, достаточно высокий уровень протестного настроения способствуют трансформации этнической идентичности и развитию ее негативных форм.

Список литературы

1. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

2. Хайруллина Н. Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов тюменского севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. - 2000. -№ 3. - С. 117.

3. Хайруллина Н. Г., Койше К. К. Этническая идентификация татар Тюменской области: социологическое измерение // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 1. - С. 116-120.

4. Социально-гуманитарные проблемы современности / Хайруллина Н. Г., Москатова А. К., Недосекина А. Г., Обидина Ю. С., Степанов А. В., Стерледева Т. Д., Шитова Н. Б. Личность и общество / Saint-Louis, MO, USA, 2013.

5. Очерки истории Тюменской области / В. М. Кружинов [и др.] - Тюмень, 1994 - 255 с.

6. Социокультурная динамика — портрет Тюменской области. Коллективная монография / Научная редакция В. А. Давыденко. Авторский коллектив: В. А. Давыденко, Е. В. Андрианова и др. - Тюмень: ООО «Вектор Бук», 2011 - 148 с.

7. Статистический ежегодник: Стат. Сб. в 4-х частях. Ч. IV(I) Тюменская область (без автономных округов) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2011. - 279 с.

8. Труд и занятость в России 2007: Стат. сб. / Россстат. - М., 2007. - 611 с.

Сведения об авторе

Омелаенко Наталия Викторовна, к. социол. н., доцент кафедры иностранных языков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89048762728, e-mail: omnv2011@mail.ru

Omelaenko N. V. Candidate of Sciences in Sociology, associate professor, Department of Foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89048762728, e-mail: omnv2011@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА

РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

STUDENT GOVERNMENT AS A SOCIAL PRACTICE ENVIRONMENT THE DEVELOPMENT OF STUDENTS

М. Л. Белоножко, П. О. Шафорост

M. L. Belonozhko, P. O. Shaforost

Ключевые слова: студенческое самоуправление; обучающиеся; профессиональные навыки;

социальная адаптация Key words: student government; students; vocational skills; social adaptation

Особенностью образования является то, что это не просто один из институтов социальной системы, призванной удовлетворить общественную потребность в подготовке квалифицированных участников трудового процесса для всех остальных сфер общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что, помимо своего дидактически-когнитивного функционального предназначения, институт образования является важнейшим агентом социализации, что предъявляет совершенно иные требования к организации управленческой деятельности в регулятивных структурах, функционирующих в сфере образования. В статье проводится детерминированный многофакторный анализ существующей системы студенческого самоуправления, и определяются функциональные содержания студенческих советов как участников системы социальной адаптации и развития студентов образовательных учреждений, а также изложены основные аспекты развития студенческого самоуправления в Тюменской области.

Feature of education is that it is not just one of the institutions of the social system, designed to meet a social need in the training of qualified participants of the labor process for all other spheres of public life. In this case, it is clear that apart from his didactic and cognitive functional purpose, the Institute of education is the most important agent of socialization, which places quite different demands on management activity in the regulatory structures operating in the field of education. The article presents a deterministic multi-factor analysis of the existing system of student self-government, and identifies the functional content of the student councils as participants in the system of social adaptation and development of students of educational institutions, and also sets out the main aspects of development of student self-government in the Tyumen region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.