Научная статья на тему 'РОЛЬ СМИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

РОЛЬ СМИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / МЕДИЙНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ПРОПАГАНДА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарипова Эльвира Маннуровна, Омелаенко Наталия Викторовна

В работе рассмотрена проблема манипулирования сознанием различных социальных слоев населения при помощи средств массовой информации для достижения определенных политических целей и формирования общественного сознания. Нередко события и происшествия, имеющие бытовой характер, преподносятся как межконфессиональные и межэтнические конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MEDIA IN THE SPHERE OF ETHNOCONFESSIONAL RELATIONS

The article deals with the problem of consciousness manipulation of different social strata by using mass media to achieve certain political goals and shape public consciousness. Often domestic character events and incidents are presented as inter-confessional and interethnic conflicts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СМИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

3. Старчикова М. В. Пожилые люди в семье. Диалог разных поколений // Очерки гуманитарных исследований. Выпуск 8 / Под ред. Е. В. Лукашевич. - Барнаул, 2010.

4. Максимова С. Г., Литвинова С. А. Социологический анализ социально-экономического положения лиц пожилого и старческого возраста (на примере Алтайского края) // Клиническая геронтология. - 1999. - № 3. - С. 36-40.

5. Лалабекова Н. Изменение графика нашей жизни // Моя семья. - 2010. - № 42 (Москва — Октябрь).

6. Семья и пожилой человек в аспекте социальной адаптации / Н. Ф. Дементьева [и др.] // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 2. - С. 67-70.

7. Максимова С. Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии: моногр. -Барнаул, 2001 г.

8. Некрасов А. А. «Брак» умер. Да здравствует семья. - М.: АСТ, 2010.

9. Некрасов А. А. Семья без «брака». Как найти свою половинку. - М.: АСТ, 2012.

Сведения об авторе Старчикова Маргарита Валерьевна,

факультет социологии, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, e-mail: margari-ta104@yandex.ru

Information about the author Starchikova M. V., Faculty of Sociology, Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, e-mail: margarita104@yandex.ru

УДК 316.776.22

РОЛЬ СМИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

THE ROLE OF MEDIA IN THE SPHERE OF ETHNOCONFESSIONAL RELATIONS

Э. М. Шарипова, Н. В. Омелаенко

E. M. Sharipova, N. V. Omelaenko

Ключевые слова:

СМИ; медийная грамотность; политические цели; пропаганда; общественный резонанс

Key words:

mass media; media literacy; political objectives; propaganda; public response

Современный мир представляет собой одну неразрывную взаимосвязанную систему. События, которые происходят в одной части света, находят незамедлительное отражение в другой. Через СМИ люди узнают о том, что происходит на данный момент в Европе, Азии или США. Особенно большой резонанс имеют события экстремального характера: стихийные бедствия, межнациональные или межконфессиональные конфликты, в том числе террористические акты. С развитием современных информационных технологий освещение каких-либо серьезных событий происходит настолько быстро, что можно говорить о появлении мобильной журналистики.

Государственная политика в области этноконфессиональных отношений также отражается и получает серьезный общественный резонанс при помощи современных информационных технологий: телевидения, Интернета, радио, социальных сетей. Принципы освещения одних и тех же событий зависят от того, кому принадлежит данное средство массовой информации, в какой стране выходит, какие политические цели преследует. Корреспонденты и журналисты разных каналов могут демонстрировать один и тот же

видеоряд, а интерпретировать его по-разному, от чего по большому счету и зависит общественное мнение всей страны о данном событии.

Пользователи социальных сетей, читатели, телезрители и слушатели в подавляющем своем большинстве полагаются на компетентность и объективность журналистов, блогеров, репортеров, воспринимают информацию, которая преподносится СМИ с большой степенью доверия, и формируют свое видение проблемы, полагаясь на полученные сведения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема манипулирования сознанием различных социальных слоев населения при помощи СМИ для достижения определенных политических целей и формирования общественного сознания. Нередко события и происшествия, имеющие бытовой характер, преподносятся как межконфессиональные и межэтнические конфликты.

Для составления текстов, формирующих политические ориентации граждан, используются разнообразные технологии, стратегии и тактики. Прибегают к помощи политологов, социологов и психологов. Степень эффективности применения подобных методик достаточно высока, поскольку люди, впитывающие таким образом информацию, имеют абсолютное убеждение, что они сами сформировали свое мнение об определенной ситуации, а не оказались под влиянием какого-либо стоящего за кадром лица.

Насколько важна политическая и медийная грамотность в современной ситуации? От того, насколько человек может противостоять дезинформации и сориентироваться в потоке различных контекстов одного и того же события или освещения одной и той же проблемы, зависят политическая ситуация в стране, формирование государственной политики, межконфессиональные и межэтнические взаимоотношения как в целом в мире, в стране, так и в конкретном регионе. Объективная либо субъективная оценка существующего в государстве строя, руководства страны, ориентиры во время проведения выборов в органы государственной власти также зависят от способности адекватно проводить фильтрацию полученной из СМИ информации. Не задаваясь целью анализировать способы воздействия на аудиторию при помощи различных коммуникативных, психологических, лингвистических и экстралингвистических приемов, выявим темы, при освещении которых СМИ наиболее часто манипулирует сознанием людей.

Война в Сирии вызывает перманентный интерес, как любой военный конфликт международного уровня. При освещении событий в Сирии СМИ чаще всего используют термин «исламский терроризм», который по сути не является политкорректным, поскольку проецирует терроризм на всех сторонников этой веры в целом. Было даже внесено предложение со стороны парламента Чеченской Республики о запрете на упоминание со стороны СМИ национальной и религиозной принадлежности участников террористической деятельности [1]. Многих представителей ислама возмущает, что таким образом устанавливается прямая связь между исламом в целом и терроризмом, который не имеет ни национальности, ни конфессиональной принадлежности. Известно, что в рядах наемников ИГИЛ есть представители разных народов, национальностей и верований. Очень активно журналисты называют исламистами членов подобных организаций. Трактовка террористами заповедей Корана далека от традиционной трактовки богословов, религиоведов и правоверных мусульман, которые всегда выступают против всякого насилия и проповедуют миролюбивую веру. Следовательно, нельзя рассматривать принципы ИГИЛ как религиозные взгляды, а только как политическую идеологию, целью которой является захват власти и материальных благ.

Другая тема, активно пропагандируемая СМИ, — криминальные события с участием представителей народов Кавказа. По аналогии с клише, которое существовало в 1920-х гг. в канцеляриях только что образованного СССР — «лицо еврейской национальности», в начале 90-х гг. того же XX века журналисты создали термин «лицо кавказской национальности», который возник в протоколах милицейских допросов для обозначения лиц, отличных от лиц, имеющих славянскую внешность. Впервые этот термин был использо-

ван на страницах журнала «Огонек» в 1988 году, затем в 1990 году в газете «Коммерсант». СМИ с легкостью подхватили этот термин для освещения событий Северного Кавказа, криминальной хроники, а также для обозначения этнической экспансии преступности из регионов Кавказа. Зачастую конфликты, имеющие исключительно бытовой характер, представлялись как межнациональные или межрелигиозные.

В начале 2011 года депутат от «Единой России» Иван Саввиди внес на рассмотрение предложение о законопроекте «О взимании штрафов с государственных органов, должностных лиц и СМИ, использующих выражения, унижающие национальное достоинство». За использование словосочетания «лицо кавказской национальности» СМИ и государственными органами он предлагал назначать штрафные санкции [2]. Депутат подчеркивал, что на Кавказе живут представители сотен народностей, в том числе и русской национальности. Таким образом, термин «лицо кавказской национальности» в корне необъективен и не может использоваться.

Некорректное использование СМИ подобных выражений провоцирует межнациональные конфликты, хотя в действительности межэтническое взаимодействие в таком межнациональном регионе, как, например, Тюменская область достаточно благополучное, но требует постоянного наблюдения, поскольку потенциальная угроза возникновения необходимости защитить интересы своего народа от различных конфликтогенных факторов и провокаций не оставляет респондентов равнодушными.

Мониторинг данных проблем о межэтническом и межконфессиональном взаимодействии регулярно проводится и Комитетом по делам национальностей Тюменской области, научным сообществом. Согласно проведенному в Тюменском индустриальном университете социологическому опросу 89 % русских и столько же представителей других национальностей считают насилие в межэтнических и межконфессиональных спорах недопустимым, но 44 % респондентов одновременно полагают, насилие допустимо, если имеет место несправедливость в отношении родного для респондента народа, и 41 % согласились с тем, что любые средства хороши для защиты интересов народа [3]. Общероссийские исследования также подтверждают это мнение. Так, Л. М. Дробижева отметила, что среди русских таких настроений не меньше, чем среди представителей других национальностей (43 и 34 %) [4]. Соответственно, при всей благополучности и стабильности в области межэтнических отношений эта проблема остается крайне динамичной и требует деликатного отношения и со стороны государственной власти, и со стороны СМИ.

События в Украине также являются злободневной темой для СМИ. Особое видение этой проблемы у западных журналистов. Предвзятое отношение и необъективность трактовки тех или иных событий европейскими и американскими СМИ выстраивает идеологический образ врага в образе России. Зачастую материал подается однобоко, без попытки объективно разобраться в разгоревшемся конфликте, без подтверждения конкретными фактами. Так же как и с темой Кавказа, неоднократно конфликты бытового характера, свершившиеся на территории Украины, подаются как межгосударственные, межэтнические. Такие новости сопровождаются словами «по данным СМИ» без определенного источника информации, либо вообще информация выдается за оригинальную. Крайне редко встречаются радио- либо телеканалы, которые являлись бы площадкой для подачи разных мнений вплоть до оппозиционных. Априори владельцы каналов определяют, в каком ракурсе должен идти разговор и чью сторону канал должен поддерживать. Зачастую выдается только часть новости, либо искажается ее смысл, для того чтобы сообщение получило сенсационный оттенок. Например, предложение по изменению в законопроект очень часто представляют как внесенные поправки в закон РФ.

Существует и другая крайность в деятельности СМИ — полное игнорирование проблемы, о чем осенью 2017 года говорил Рамзан Кадыров по поводу трагических событий в Мьянме (старое название — Бирма). Августовский конфликт в Мьянме имеет свои исторические корни. В результате столкновений с буддистами были убиты 3 000 мусуль-

ман, произошло более 90 кровопролитных конфликтов, 27 тыс. беженцев пересекли границу с Бангладеш, и несколько десятков из них погибли. Президент Турции Р. Т. Эрдоган назвал это «геноцидом мусульман» и прокомментировал неучастие СМИ в освещении этой проблемы следующим образом: «те, кто закрывают глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками. Мировые СМИ, не придающие этим людям в Аракане никакого значения, также являются соучастниками этого преступления. ...Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой» [5].

Таким образом, напрашивается вывод о том, что, будучи наделенными определенной мощью и влиянием на социум, СМИ, которые называют четвертой властью, — после законодательной, исполнительной и судебной — формируют общественное мнение, способное повлиять как на формирование государственной политики, так и на состояние и стабильность самого социума. Зачастую в погоне за рейтингами и популярностью представители масс-медиа преподносят информацию необъективно и однобоко, что негативно влияет как на социальные отношения в целом, так и на этноконфессиональные взимодей-ствия. Следовательно, по нашему мнению, необходимо найти механизмы контроля СМИ, чтобы достигнуть объективности, достоверности публикуемых фактов, при этом не нарушая принципы демократии и права на свободу слова.

Библиографический список_

1. Чеченские депутаты предложили запретить СМИ упоминать национальность и веру террористов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/2479567 (дата обращения: 14.11.2017).

2. В Госдуму внесены поправки о штрафе до 50 тысяч рублей за выражения типа «лицо кавказской национальности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/news /lenta/2011/01/28/n_1678782.shtml. (дата обращения: 24.11.2017).

3. Омелаенко Н. В. Межэтническая толерантность молодежи (на примере Тюменской области): дис. ... канд. социол. наук. - Тюмень, 2003. - 197 с.

4. Дробижева Л. М. Социальные аспекты этнокультурной толерантности // Женщина Плюс. - 2002. - № 1. - С. 12-14.

5. Буддисты устроили геноцид мусульман в Мьянме (Бирме) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://glob-news.ru/2017/09/03/buddisty-ustraiN-genodd-musulman-v-myanme-birme-video/ (дата обращения: 24.11.2017).

6. Хайруллина Н. Г., Койше К. К. Этническая идентификация татар Тюменской области: социологическое измерение // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 1. - С. 116-120._

Сведения об авторах Шарипова Эльвира Маннуровна, к. социол. н. доцент кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 79829207464, e-mail: elvira_sha2009@mail.ru

Омелаенко Наталия Викторовна, к. социол. н. доцент кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89048762728, e-mail: omnv2011@mail. ru

Information about the authors Sharipova E. M., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 79829207464, e-mail: elvi-ra_sha2009@mail.ru

Omelaenko N. V., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 89048762728, e-mail: omnv2011@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.